Постановление №039/04/9.21-762/2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушени... от 9 сентября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

«09» сентября 2021 года

№ 039/04/9.21-762/2021

г. Калининград

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, рассмотрев протокол и другие материалы дела об административном правонарушении № 039/04/9.21-762/2021, возбужденного по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении

Акционерного общества «Янтарьэнерго»

(236022, г. Калининград, ул. Театральная, 34; ИНН 3903007130; ОГРН 1023900764832)

при участии

от лица, привлекаемого к административной ответственности: К по доверенности № 297-20 от 01.01.2021,

УСТАНОВИЛА:

В Управление поступила жалоба П (далее – Заявитель) на невыполнение Акционерным обществом «Янтарьэнерго» (далее – Общество, АО «Янтарьэнерго») условий Договора № 6947/12/20 от 07.12.2020 (далее – Договор) об осуществлении технологического присоединения необходимого для электроснабжения жилого дома, расположенного (который будет располагаться) по адресу: 238311, Калининградская обл., ……….. (кадастр. № …………) с являющимися неотъемлемой частью техническими условиями № Z-6947/20.

Пунктом 6 вышеназванного Договора установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения настоящего Договора; соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества – 07.12.2020, дата окончания – 07.06.2021.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

09.09.2021 дело рассмотрено в присутствии защитника Общества, которая вину привлекаемого к ответственности лица в совершении предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ правонарушения не признала, полагает, что Общество приступило к исполнению Договора последовательно, добросовестно выполняло все необходимые и зависящие от него меры, нарушение сроков возникло по объективным причинам, в том числе ввиду нехватки кадров. Подробная позиция изложена в объяснениях по делу № 039/04/9.21-762/2021 от 12.08.2021.

Заслушав защитника привлекаемого к ответственности лица, изучив протокол об административном правонарушении, нахожу вину Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленной и доказанной, исходя при этом из следующего.

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со статьёй 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям (далее – Правила № 861).

Согласно пункту 16 Правил № 861 договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 (шесть) месяцев.

По итогам административного расследования установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя в сроки, установленные Правилами № 861 и условиями Договора не осуществлено.

07.12.2020 АО «Янтарьэнерго» и Заявитель заключили Договор № 6947/12/20, неотъемлемой частью которого являются технические условия № Z-6947/20. Оплата за технологическое присоединение произведена Заявителем своевременно в полном объеме.

10.03.2021 филиалом АО «Янтарьэнерго» Западные электрические сети было утверждено техническое задание № Z/СЭРС/013321/2021-20 по титулу: «Реконструкция ТП 262-20 (инв. № 5150789), строительство ЛЭП 0,4 кВ от ТП 262-20 (инв. № 5116471) в п. Большое Исаково, ул. Крайняя Гурьевского района».

10.03.2021 филиалом АО «Янтарьэнерго» Западные электрические сети было утверждено техническое задание № Z/СЭРС/014841/2021-20 по титулу: «Организация системы учета электроэнергии ВЛ 0,4 кВ от ТП 262-20 в п. Большое Исаково, ул. Крайняя Гурьевского района».

Последующие действия предприняты Обществом за пределами срока, установленного Договором и Правилами № 861, а именно 15.07.2021 между АО «Янтарьэнерго» и АО «Янтарьэнергосервис» заключен договор подряда № 234/СП на разработку рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ по 19 объектам, в том числе объекту Заявителя, со сроком выполнения до 12.11.2021.

Принятые со стороны Общества меры не могут быть признаны достаточными для исполнения законных обязанностей. Мероприятия по подготовке к строительству объектов электросетевого хозяйства, согласования, разработка технической документации должны предварять выполнение строительства, а не приниматься по истечении установленного Правилами № 861 срока.

С учетом изложенного, действия Общества последовательными и своевременными признаны быть не могут, АО «Янтарьэнерго», заключая договор на разработку документации и выполнение строительно-монтажных работ, уже нарушает срок выполнения мероприятий по Договору с Заявителем.

На момент рассмотрения дела Управлением технологическое присоединение не осуществлено.

Установленный Правилами № 861 срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.09.2017 по делу № А52-4243/2016).

Договор технологического присоединения, будучи публичным договором, должен содержать существенные условия, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать срок, установленный пунктом 16 Правил № 861. Данная норма носит императивный характер и направлена на недопустимость злоупотребления сетевой организацией как сильной стороной в договоре перед потребителем услуги.

Правила № 861 отдельно не указывают на возможность продления установленных сроков технологического присоединения.

Нормы действующего законодательства в сфере технологического присоединения к электрическим сетям не ставят возможность выполнения мероприятий сетевой организацией (за исключением осмотра энергопринимающего устройства и его фактического присоединения к электрической сети) в зависимость от выполнения мероприятий Заявителем.

Ни Договором о технологическом присоединении, ни Правилами № 861 не предусмотрена возможность приостановления выполнения обязательств по договору о технологическом присоединении в связи с невыполнением другой стороной возложенных на нее обязательств.

Исходя из изложенного следует, что сетевой организацией не было принято достаточных мер для соблюдения норм Правил № 861 и осуществления технологического присоединения Заявителя в законодательно установленный срок.

Роль сетевой организации при осуществлении возложенной на нее обязанности по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя предполагает ее активное поведение во взаимодействие как с обратившимся к нему лицом, так и иными хозяйствующими субъектами, тем самым обеспечивая права такого лица в установленном законодательством порядке и сроки.

Именно бездействие Общества в части непринятия своевременных и разумных мер по осуществлению технологического присоединения объекта Заявителя к электрическим сетям привело к нарушению императивных требований, установленных пунктом 16 Правил № 861 и интересов Заявителя.

В соответствии с Приложением № 1 к постановлению Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» АО «Янтарьэнерго» включено в Реестр субъектов естественных монополий по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 № 11-1/00 АО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Согласно пункту 3.2 Устава АО «Янтарьэнерго», к основным видам деятельности Общества помимо оказания услуг по передаче электрической энергии относятся услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, влекущая наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении № 039/04/9.21-762/2021 Общество привлекалось к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в части нарушения пункта 16 Правил № 861 по постановлениям о наложении штрафа по делам об административных правонарушениях, вступивших в законную силу и исполненных Обществом № 039/04/9.21-10/2019 от 04.02.2019 (исполнено 05.09.2019), № 039/04/9.21-50/2019 от 21.02.2019 (исполнено 06.09.2019), № 039/04/9.21-222/2019 от 06.05.2019 (исполнено 17.09.2019), № 039/04/9.21-81/2019 от 13.03.2019 (исполнено 20.09.2019), № 039/04/9.21-192/2019 от 26.04.2019 (исполнено 05.12.2019), № 039/04/9.21-217/2019 от 06.05.2019 (исполнено 05.12.2019), № 039/04/9.21-683/2019 от 25.09.2019 (исполнено 16.12.2019), № 039/04/9.21-616/2019 от 10.09.2019 (исполнено 16.12.2019), № 039/04/9.21-140/2019 от 19.04.2019 (исполнено 30.12.2019), № 039/04/9.21-405/2019 от 04.07.2019 (исполнено 10.02.2020), № 039/04/9.21-639/2019 от 19.09.2019 (исполнено 11.03.2020).

Повторность нарушения положений статьи 9.21 КоАП РФ в части нарушения Обществом пункта 16 Правил № 861 подтверждена вступившими в законную силу актами Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Калининградской области по делам №№ А21-15833/2019, А21-15836/2019, А21-16093/2019, А21-16139/2019, А21-690/2020, А21-1452/2020, А21-1453/2020, А21-2809/2020, А21-2810/2020, А21-4571/2020, А21-4858/2020, А21-5893/2020, А21-7355/2020, А21-7863/2020.

Таким образом, в действиях АО «Янтарьэнерго», выразившихся в части нарушения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям АО «Янтарьэнерго», установленных пунктом 16 Правил № 861, установлены признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: 238311, Калининградская обл., …………… (кадастр. № …………………).

Время совершения административного правонарушения: 08.06.2021.

Исключительных обстоятельств, предусмотренных статьёй 4.1 КоАП РФ, не установлено.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Согласно статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности. Малозначительность правонарушения может иметь место лишь при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица, привлеченного к административной ответственности, к исполнению своих обязанностей.

При назначении наказания также учитывается неоднократность совершения АО «Янтарьэнерго» нарушения положений статьи 9.21 КоАП РФ и систематическое совершение однородных правонарушений, что свидетельствует о том, что назначение административного наказания в виде штрафа не достигает целей предупреждения совершения новых правонарушений, вследствие чего правонарушение не может быть признано малозначительным. Иное противоречило бы одному из важнейших принципов законодательства – неотвратимости наказания за совершенное правонарушение, что провоцирует правонарушителя на пренебрежительное отношение к Закону и дальнейшее совершение аналогичных правонарушений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 9.21, 23.48, 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

признать АО «Янтарьэнерго» виновным в совершении предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ административного правонарушения и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей.

Заместитель руководителя

 

 

В соответствии с подпунктом 3 частью 1 статьи 30.1 и статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

На основании части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ предусмотрено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Документы, подтверждающие оплату штрафа необходимо представить нарочно, посредством почтовой связи, факсом или по электронной почте по адресу: to39@fas.gov.ru. В назначении платежа необходимо указывать номер оплачиваемого постановления о наложении штрафа. В случае невозможности идентификации платежа или при отсутствии сведений о своевременной оплате штрафа, Калининградское УФАС России будет обязано передать постановление о наложении штрафа для принудительного исполнения в ФССП России.

 

Связанные организации

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЯНТАРЬЭНЕРГО"
ИНН 3903007130, ОГРН 1023900764832