Решение №3833/02 Решение № 039/01/15-32/2020 от 29 июля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 039/01/15-32/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 22.07.2020.

Решение изготовлено в полном объеме 29.07.2020.                                        г. Калининград

 

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела № 039/01/15-32/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Д – руководитель Калининградского УФАС России;

Члены комиссии:

Ш – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

Х – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,

с участием на заседании Комиссии представителей:

ответчика – Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области»: П. (по доверенности);

заинтересованного лица – Управления Министерства внутренних дел по Российской Федерации по Калининградской области: С. (по доверенности);

в отсутствии представителей заявителя – адвоката Специализированной коллегии адвокатов города Калининграда  К.В. Селивёрстова; заявителя – Муниципального унитарного предприятия «Бытовое обслуживание г. Зеленоградска»; заинтересованного лица – Министерства здравоохранения Калининградской области; заинтересованного лица – Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области; заинтересованного лица – Прокуратуры Калининградской области; заинтересованного лица – индивидуального предпринимателя  Лейман А. Э.; заинтересованного лица – индивидуального предпринимателя  Жукова А.А.; заинтересованного лица – ООО «Память», уведомленных надлежащим образом о времени и месте заседания Комиссии,

рассмотрев дело № 039/01/15-32/2020 по признакам нарушения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» (236008, г. Калининград, ул. Александра Невского, 90 А, ИНН 3906054811) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступило обращение адвоката специализированной коллегии адвокатов города Калининграда  Селиверстова К.В. (вх. № 3381 от 26.06.2019), муниципального унитарного предприятия  «Бытовое обслуживание г. Зеленоградска» (вх. № 3676 от 09.07.2019) о неправомерных действиях Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» (далее – ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области», Учреждение) при организации транспортировки тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области».

В силу части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

16.09.2019 Калининградским УФАС России в адрес ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области», в связи с наличием в действиях (бездействии) Учреждения, выразившихся в заключение договоров с индивидуальным предпринимателем Лейман А.Э., индивидуальным предпринимателем Жуковым А.А., обществом с ограниченной ответственностью «Память» на оказание услуг по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» для судебно-медицинского исследования, судебно-медицинской экспертизы, признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выдано предупреждение № 20 о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) в срок до 16 ноября 2019 года путем:

– принятия исчерпывающих мер, направленных на расторжение договора оказания услуг № 03 от 01.01.2019, заключенного с индивидуальным предпринимателем Лейман А.Э.; договора оказания услуг № 04 от 01.01.2019, заключенного с индивидуальным предпринимателем Жуковым А.А.; договора оказания услуг № 05 от 01.01.2019, заключенного с индивидуальным предпринимателем Жуковым А.А.; договора оказания услуг № 06 от 01.01.2019, заключенного с индивидуальным предпринимателем Жуковым А.А.; договора оказания услуг № 07 от 01.01.2019, заключенного с индивидуальным предпринимателем Жуковым А.А.;  договора оказания услуг № 08 от 01.01.2019, заключенного с индивидуальным предпринимателем Жуковым А.А.; договора оказания услуг № 09 от 01.01.2019, заключенного с ООО «Память»; договора оказания услуг № 10 от 01.01.2019, заключенного с ООО «Память»; договора оказания услуг № 11 от 01.01.2019, заключенного с ООО «Память»; договора оказания услуг № 12 от 01.01.2019, заключенного с ООО «Память»; договора оказания услуг № 13 от 01.01.2019, заключенного с ООО «Память»; договора оказания услуг № 14 от 01.01.2019, заключенного с ООО «Память»; договора оказания услуг № 15 от 01.01.2019, заключенного с ООО «Память»; договора оказания услуг № 16 от 01.01.2019, заключенного с ООО «Память»;

– обеспечить самостоятельное исполнение обязанностей, возложенных в соответствии с Приказом Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области, Министерства здравоохранения Калининградской области, Прокуратуры Калининградской области № 19/88/211/17 от 18.03.2015 на государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» для судебно-медицинского исследования, судебно-медицинской экспертизы.

15.11.2019 в адрес Калининградского УФАС России от ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» поступило ходатайство (вх. № 6705 от 15.11.2019) о продлении срока выполнения предупреждения Калининградского УФАС России № 20 от 16.09.2019 в связи с отсутствием у ответчика необходимого количества транспорта, отвечающего требуемым санитарным нормам для осуществления перевозки умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с мест их обнаружения.

На основании части 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Управлением принято решение (исх. № 4829/02 от 18.11.2019) о продлении срока выполнения предупреждения № 20 от 16.09.2019 до 23 декабря 2019 года.

В соответствии с частью 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

25.12.2019 в адрес Калининградского УФАС России от ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» поступило письмо (вх. № 7752 от 25.12.2019) о том, что выполнить предупреждения № 20 от 16.09.2019 Учреждению в настоящий момент не представляется возможным.

Калининградским УФАС России установлено, что меры, направленные на расторжение договоров оказания услуг  № 03, № 04, № 05, № 06, № 07, № 08, № 09, № 10, № 11, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16 от 01.01.2019 и обеспечение самостоятельного исполнения обязанностей, возложенных на Ответчика, по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги Учреждения, Ответчиком не выполнены.

Таким образом, ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» указанное предупреждение в установленный срок не выполнено.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного издан приказ Калининградского УФАС России № 01 от 14.01.2020 о возбуждении дела № 039/01/15-32/2020 по признакам нарушения ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением Калининградского УФАС России от 28.01.2020 дело № 039/01/15-32/2020 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению.

К участию в рассмотрении дела № 039/01/15-32/2020 привлечены в качестве:

– ответчика: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» (ИНН 3906054811, адрес (место нахождения): 236008, г. Калининград, ул. Александра Невского, 90 А);

 – заявителя: адвокат Специализированной коллегии адвокатов города Калининграда  Константин Валерьевич Селивёрстов (адрес (место нахождения): 236006, г. Калининград, ул. Октябрьская, 4, офис 213) в интересах К. (на основании соглашения № 193 от 21.06.2019);

– заявителя: муниципальное унитарное предприятие «Бытовое обслуживание г. Зеленоградска» (ИНН 3918501278, адрес (место нахождения): 238530, Калининградская обл., г. Зеленоградск, ул. Московская, 3);

– заинтересованного лица: Министерство здравоохранения Калининградской области (ИНН:3905070063, адрес (место нахождения): 236007, город Калининград,  улица Дм. Донского, 7 (литер А).

Определением Комиссии Калининградского УФАС России от 18.02.2020 к участию в рассмотрении дела № 039/01/15-32/2020 привлечены в качестве:

– заинтересованного лица: Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области (ИНН: 3906227454, адрес (место нахождения):  236040, г. Калининград, ул.9 Апреля,60 «А»);

– заинтересованного лица: Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области (ИНН: 3904020768, адрес (место нахождения): 236000, г. Калининград, Советский пр., 7);

– заинтересованного лица: Прокуратура Калининградской области (ИНН: 3906028635, адрес (место нахождения): 236035 г. Калининград, ул. Горького, д. 4);

– заинтересованного лица: Некоммерческое партнерство «Балтийская региональная ритуальная Ассоциация»  (ИНН: 3906903695, адрес (место нахождения): 236010, г. Калининград, пр. Мира, д. 164,);

– заинтересованного лица: индивидуальный предприниматель Лейман А.Э. (ИНН: 390400868679, адрес (место нахождения): );

– заинтересованного лица: индивидуальный предприниматель Жуков А.А. (ИНН: 392400601118, адрес (место нахождения):);

– заинтересованного лица: общество с ограниченной ответственностью «Память» (ИНН: 3914022316, адрес (место нахождения): 238151, Калининградская обл., г. Черняховск, ул. Ленинградская, д. 16, корпус 7, кв. 69).

 

1. Существо дела в изложении ответчика

 

Позиция ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» изложена и представлена в письменном виде в письмах вх. № 4092 от 25.07.2019, вх. № 980 от 17.02.2020, вх. № 4810 от 17.07.2020, неоднократно высказывалась представителями в ходе заседаний Комиссии по рассмотрению дела, и сводится к следующему.

Ответчик полагает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, поскольку в соответствии с Уставом, требованиями совместного приказа Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области, Министерства здравоохранения Калининградской области, Прокуратуры Калининградской области № 19/88/211/17 от 18.03.2015, приказа Министерства здравоохранения Калининградской области № 123-л/с от 20.03.2015 Ответчиком организована транспортировка тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги Учреждения посредством заключения договоров оказания услуг.

По мнению Ответчика, из положений статей 62, 67 Федерального закона от 21.11.2011 № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пунктов 4, 5, 6 Порядка проведения патолого-анатомических вскрытий, утвержденного приказом Минздрава Российской Федерации от 06.06.2013 № 354н, пункта 12 Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.05.2010 № 346н, не следует, что на медицинских организациях, независимо от их форм собственности, лежит обязанность организовать транспортировку тел умерших в учреждениях для проведения патолого-анатомического вскрытия и судебной экспертизы; услуга по транспортировке тел не является государственной функцией; при отсутствии у медицинской организации возможности осуществления непосредственной перевозки трупов своими силами и средствами допускается привлечение сторонних организаций в порядке и с соблюдением ограничений, установленных действующим законодательством, в том числе в отношении персональных данных.

Транспортирование останков и праха умерших или погибших, в том числе перевозка тел, останков умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия - судебно-медицинской экспертизы, входит в основные виды ритуальных услуг (пункт 2.3.9 Межгосударственного стандарта ГОСТ 32609-2014).

Согласно пункту 22 статьи 14, пункту 17 статьи 15, пункту 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг отнесена к вопросам местного значения городского, сельского поселений, городского округа, муниципального района.

Исходя из положений статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8- ФЗ «О погребении и похоронном деле» такая ритуальная услуга как транспортировка (перевозка) тел умерших (погибших) в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертиз не входит в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, создаваемой органами местного самоуправления, и может быть оказана любым хозяйствующим субъектом, занимающимся деятельностью в указанной сфере, на конкурентной основе.

 

2. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

 

На основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ГБУЗ «Бюро судебно- медицинской экспертизы Калининградской области» заключены следующие договоры:

- договор оказания услуг № 03 от 01.01.2019 по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» для судебно - медицинского исследования, судебно-медицинской экспертизы с индивидуальным предпринимателем Лейман А.Э.;

- договор оказания услуг № 04 от 01.01.2019 по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» для судебно-медицинского исследования, судебно-медицинской экспертизы с индивидуальным предпринимателем Жуковым А.А.;

- договор оказания услуг № 05 от 01.01.2019 по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» для судебно-медицинского исследования, судебно-медицинской экспертизы с индивидуальным предпринимателем Жуковым А.А.;

- договор оказания услуг № 06 от 01.01.2019 по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» для судебно-медицинского исследования, судебно-медицинской экспертизы с индивидуальным предпринимателем Жуковым А.А.;

- договор оказания услуг № 07 от 01.01.2019 по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» для судебно-медицинского исследования, судебно-медицинской экспертизы с индивидуальным предпринимателем Жуковым А.А.;

- договор оказания услуг № 08 по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» для судебно-медицинского исследования, судебно-медицинской экспертизы с индивидуальным предпринимателем Жуковым А.А.;

- договор оказания услуг № 09 от 01.01.2019 по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» для судебно-медицинского исследования, судебно-медицинской экспертизы с ООО «Память»;

- договор оказания услуг № 10 от 01.01.2019 по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» для судебно-медицинского исследования, судебно-медицинской экспертизы с ООО «Память»;

- договор оказания услуг № 11 по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» для судебно-медицинского исследования, судебно-медицинской экспертизы с ООО «Память»;

- договор оказания услуг № 12 от 01.01.2019 по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» для судебно-медицинского исследования, судебно-медицинской экспертизы с ООО «Память»;

- договор оказания услуг № 13 от 01.01.2019 по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» для судебно-медицинского исследования, судебно-медицинской экспертизы с ООО «Память»;

- договор оказания услуг № 14 от 01.01.2019 по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» для судебно-медицинского исследования, судебно-медицинской экспертизы с ООО «Память»;

- договор оказания услуг № 15 от 01.01.2019 по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» для судебно-медицинского исследования, судебно-медицинской экспертизы с ООО «Память»;

- договор оказания услуг № 16 от 01.01.2019 по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» для судебно-медицинского исследования, судебно-медицинской экспертизы с ООО «Память».

Как установлено пунктом 1.1 вышеуказанных договоров Исполнитель обязуется своими силами и транспортом, либо с привлечением третьих лиц, по поручению Заказчика за вознаграждение оказать услуги по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» для судебно-медицинского исследования, судебно - медицинской экспертизы, для сохранения по направительным документам правоохранительных органов, в соответствии с условиями договора и спецификацией (приложение № 1 к Договору).

В соответствии с пунктом 1.2 вышеперечисленных договоров в зону обслуживания моргов Заказчика входят следующие территории, с которых осуществляется доставка тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования:

- по договору оказания услуг № 03 от 01.01.2019 - территория Калининградской области;

- по договор оказания услуг № 04 от 01.01.2019 – территория муниципального образования «Славский городской округ»;

 - по договору оказания услуг № 05 от 01.01.2019 – территория муниципального образования «Краснознаменский городской округ»;

- по договору оказания услуг № 06 от 01.01.2019 – территория муниципального образования «Неманский городской округ»;

- по договору оказания услуг № 07 от 01.01.2019 – территория муниципального образования «Советский городской округ»;

- по договору оказания услуг № 08 от 01.01.2019 – территория муниципального образования «Черняховский городской округ»;

- по договору оказания услуг № 09 от 01.01.2019 – территория муниципального образования «Полесский городской округ»;

- по договору оказания услуг № 10 от 01.01.2019 – территория муниципального образования «Гвардейский городской округ»;

- по договору оказания услуг № 11 от 01.01.2019 – территория муниципального образования «Янтарный городской округ»;

- по договору оказания услуг № 12 от 01.01.2019 – территория муниципального образования «Пионерский городской округ»;

- по договору оказания услуг № 13 от 01.01.2019 – территория муниципального образования «Гусевский городской округ»;

- по договору оказания услуг № 14 от 01.01.2019 – территория муниципального образования «Нестеровский городской округ»;

- по договору оказания услуг № 15 от 01.01.2019 – территория муниципального образования «Озерский городской округ»;

- по договору оказания услуг № 16 от 01.01.2019 – территория муниципального образования «Зеленоградский городской округ».

В соответствии с пунктом 2.1 вышеуказанных договоров стоимость перевозки 1 (одного) трупа, частей тела или других биологических объектов исследования составляет 10 (десять) рублей 00 коп., включает в себя в том числе упаковку трупов, транспортные затраты (расходы на ГСМ, амортизацию, страхование и иные расходы, возникающие у Исполнителя в процессе исполнения договора), стоимость всех налогов и других обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством РФ.

Общая сумма договора не должна превышать 10 000 (десять тысяч) рублей 00 коп., в соответствии со спецификацией (приложением № 1) и является его неотъемлемой частью.

В ходе рассмотрения дела Комиссией также установлено, что на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе между ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» и индивидуальным предпринимателем Лейман А.Э. в 2020 году заключены договоры оказания услуг № 02 от 01.01.2020,  № 22 от 01.02.2020, № 28 от 28.02.2020, № 48 от 01.04.2020, № 62 от 24.04.2020, № 82 01.06.2020, № 07 от 01.07.2020, предметом которых является оказание услуг по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» для судебно-медицинского исследования, судебно-медицинской экспертизы.

Согласно пункту 1.2 договоров оказания услуг № 02 от 01.01.2020,  № 22 от 01.02.2020 № 28 от 28.02.2020, № 48 от 01.04.2020, № 62 от 24.04.2020, № 82 01.06.2020, № 07 от 01.07.2020 в зону обслуживания моргов Заказчика входит территория Калининградской области, с которой осуществляется доставка тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования.

В силу пункта 2.2 вышеуказанных договоров стоимость перевозки 1 (одного) трупа, частей тела или других биологических объектов исследования составляет 10 (десять) рублей 00 коп., включает в себя в том числе упаковку трупов, транспортные затраты (расходы на ГСМ, амортизацию, страхование и иные расходы, возникающие у Исполнителя в процессе исполнения договора), стоимость всех налогов и других обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством РФ.

Общая сумма договора не должна превышать 5 000 (пять тысяч) рублей 00 коп., в соответствии со спецификацией (приложением № 1) и является его неотъемлемой частью.

В свою очередь частью 1 статьи 62 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) установлено, что судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу в медицинских организациях, экспертами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности.

Согласно части 2 статьи 62 Закона № 323-ФЗ порядок проведения судебно- медицинской и судебно-психиатрической экспертиз и порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как установлено статьей 11 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы.

Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.

Статьей 37 Закона № 73-ФЗ установлено, что деятельность государственных судебно-экспертных учреждений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 19 Закона № 73-ФЗ, основаниями производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления.

Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, представляют объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 № 346н утвержден Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации (далее – Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз).

Как установлено пунктом 1 Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз данный порядок регулирует вопросы организации и производства судебно-медицинской экспертизы, включая судебно-медицинскую экспертизу вещественных доказательств и исследование биологических объектов (биохимическую, генетическую, медико-криминалистическую, спектрографическую, судебно-биологическую, судебно-гистологическую, судебно-химическую, судебно-цитологическую, химико-токсикологическую), судебно - медицинскую экспертизу и исследование трупа, судебно-медицинскую экспертизу и обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц (далее - экспертиза) в государственных судебно-экспертных учреждениях, экспертных подразделениях системы здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) (далее - ГСЭУ).

Основаниями для осуществления экспертизы являются определение суда, постановление судьи, дознавателя или следователя (пункт 4 Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз).

В силу пункта 6 Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз организация и порядок производства экспертиз в ГСЭУ осуществляются по административно-территориальному принципу.

ГСЭУ в обязательном порядке осуществляют производство экспертиз для органов дознания, органов предварительного следствия и судов (далее - орган или лицо, назначившее экспертизу).

Пунктом 9 Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз установлено, что постановление или определение о назначении экспертизы и прилагаемые к ним объекты исследования и материалы, необходимые для проведения экспертизы и выдачи заключения эксперта, принимаются непосредственно руководителем ГСЭУ либо специально назначенным им сотрудником.

Согласно пункту 10 Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз объектами экспертизы являются трупы и их части, живые лица, вещественные доказательства, образцы для сравнительного исследования, материалы уголовных, гражданских и арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях; документы, в том числе медицинские, представленные органом или лицом, назначившим экспертизу, и содержащие сведения, необходимые для производства экспертизы.

Прилагаемые к постановлению или определению о назначении экспертизы объекты исследования, в том числе материалы дела, принимаются в упакованном и опечатанном виде. Упаковка должна содержать соответствующие пояснительные надписи и исключать возможность несанкционированного доступа к содержимому без ее повреждения (пункт 11 Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз).

Как установлено пунктом 12 Порядка доставка объектов и материалов осуществляется органом или лицом, назначившим экспертизу, в соответствующие структурные подразделения ГСЭУ:

- в подразделение судебно-медицинской экспертизы трупов (судебно-медицинский морг, морг медицинского учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения) - трупы и их части, документы, в том числе медицинские;

- в подразделение экспертизы живых лиц - живые люди, документы, в том числе медицинские;

- в подразделение экспертизы вещественных доказательств - вещественные доказательства (в том числе биологического происхождения), образцы для сравнительного исследования; документы, в том числе медицинские;

- в подразделение сложных экспертиз - материалы уголовных, гражданских и арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях; документы, в том числе медицинские;

- в иные экспертные подразделения, в которых производятся соответствующие лабораторные и инструментальные экспертные исследования - объекты от трупов и живых людей, образцы для сравнительного исследования; документы, в том числе медицинские.

Таким образом, обязанность по осуществлению доставки объектов и материалов экспертизы в государственные судебно-экспертные учреждения возложена на орган или лицо, назначившее производство судебно-медицинской экспертизы и только при наличии соответствующего постановления или определения о назначении экспертизы.

Вместе с тем, приказом Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области, Министерства здравоохранения Калининградской области, Прокуратуры Калининградской области № 19/88/211/17 от 18.03.2015 утвержден Порядок направления, хранения трупов, частей тел и других биологических объектов исследования государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» (далее – Порядок направления).

Пунктом 1 Порядка направления установлено, что для производства судебно-медицинской экспертизы, трупы, их части, биологические объекты и т.д. (далее по тексту - объекты исследования) направляются в морг государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» (далее по тексту - «Бюро СМЭ») с постановлением о назначении экспертизы или направлением для судебно - медицинского исследования трупа и копией протокола осмотра трупа, который предоставляется в необходимых случаях, а именно:

1)   при направлении трупов, личность которых не установлена;

2)   при направлении трупов с признаками насильственной смерти.

Также данным пунктом установлено, что транспортировка трупов с места происшествия (обнаружения) осуществляется специализированным транспортом «Бюро СМЭ».

В соответствии с пунктом 2 Порядка направления должностное лицо, принявшее решение о направлении объекта исследования для судебно-медицинского исследования в морг «Бюро СМЭ», должно организовать охрану и передачу объекта исследования лицам, осуществляющим перевозку.

Как установлено пунктом 3 Порядка направления для обеспечения правильной и своевременной государственной регистрации факта смерти при направлении трупов в морг «Бюро СМЭ», вместе с сопроводительными документами направляется паспорт умершего, а в случае его отсутствия, иные документы, удостоверяющие личность.

Паспорт умершего и иные документы, удостоверяющие личность, передаются на месте происшествия лицом, составившим протокол осмотра трупа, лицу, осуществляющему перевозку трупа в морг «Бюро СМЭ», под расписку (приложение № 1).

Приказом Министерства здравоохранения Калининградской области № 123-л/с от 20.03.2015, во исполнение совместного приказа Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области, Министерства здравоохранения Калининградской области, Прокуратуры Калининградской области № 19/88/211/17 от 18.03.2015, в целях улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Калининградской области обязанности по транспортировке и хранению трупов, частей тел и других биологических объектов исследования возложены на ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области».

Таким образом, исходя из системного анализа положений статьи 19 Закона № 73-ФЗ, статьи 67 Закона № 323-Ф3, пунктов 4, 10, 11, 12 Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз следует, что для производства судебно-медицинской экспертизы в структурные подразделения государственных судебно-медицинских учреждений объекты исследования доставляются исключительно на основании определения суда, постановления судьи, дознавателя или следователя.

Из вышеназванных норм также следует, что транспортировка объектов исследования для производства судебно-медицинской экспертизы в государственные судебно-экспертные учреждения относится к государственной функции и не может осуществляться коммерческими организациями.

Приказом Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области, Министерства здравоохранения Калининградской области, Прокуратуры Калининградской области № 19/88/211/17 от 18.03.2015 и приказом Министерства здравоохранения Калининградской области № 123-л/с от 20.03.2015 обязанности по транспортировке и хранению трупов, частей тел и других биологических объектов исследования возложены на ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области».

При указанных обстоятельствах заключение на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе договоров оказания услуг № 03, № 04, № 05, № 06, № 07, № 08, № 09, № 10, № 11, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16 от 01.01.2019, № 02 от 01.01.2020,  № 22 от 01.02.2020 с ИП Лейман А.Э., ИП Жуковым А.А. и ООО «Память», предметом которых является транспортировка тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» с хозяйствующими субъектами является неправомерным ввиду следующего.

Постановлением Правительства Калининградской области от 11.05.2010 № 311 «О Министерстве здравоохранения Калининградской области» утверждено положение о Министерстве здравоохранения Калининградской области (далее – Положение).

Согласно пункту 1 Положения  Министерство здравоохранения Калининградской области является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим на территории Калининградской области функции по проведению государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения в рамках своих полномочий, лицензированию отдельных видов медицинской деятельности, фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 9 Положения Министерство осуществляет, в том числе, следующие полномочия:

- организует оказание населению Калининградской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных Министерству.

В силу пункта 5 Устава ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» учредителем и собственником имущества Учреждения является Калининградская область.

Функции и полномочия учредителя от имени Калининградской области осуществляет Министерство здравоохранения Калининградской области, в подведомственной подчиненности которого Учреждение находится в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 12 октября 2009 года № 599 «О перечне государственных учреждений Калининградской области, находящихся в ведомственной подчинённости Министерства здравоохранения Калининградской области» (пункт 6 Устава ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Пунктами 14, 15 Устава ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» установлено, что предметом деятельности Учреждения является организация и производство государственной судебно-медицинской экспертизы в процессе различных видов судопроизводства.

Основными целями деятельности Учреждения являются удовлетворение требований населения и правоохранительных органов Калининградской области в ходе производства судебно-медицинских экспертиз и исследований, а также содействие учреждениям здравоохранения в улучшении качества лечебной помощи населению.

Таким образом, ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» является учреждением, осуществляющим в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Калининградской области, утвержденным Постановлением Правительства Калининградской области от 11.05.2010 № 311, функции (полномочия) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Министерства здравоохранения Калининградской области по оказанию населению Калининградской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований.

Согласно письму (вх. № 6263 от 29.10.2019) Министерства здравоохранения Калининградской области ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» в целях реализации полномочия Министерства здравоохранения Калининградской области по оказанию населению Калининградской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, в соответствии со статьей 62 Закон № 323-ФЗ осуществляет деятельность по проведению судебно-медицинских экспертиз.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» осуществляющее государственную судебно-медицинскую, судебно-экспертную деятельность является органом (организацией), осуществляющей (обеспечивающей) функции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Министерства здравоохранения Калининградской области, в связи с чем к ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» применимы запреты, установленные статьей 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

Кроме того, часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции не содержит указание на обязательное наличие негативных последствий или угрозы их наступления, как для конкуренции на каком-либо товарном рынке или торгах, так и на какие-либо другие негативные последствия.

В силу пункта 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, являются дискриминационными.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых помимо прямо поименованных относятся любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Следовательно, индивидуальные предприниматели Лейман А.Э., Жуков А.А. и общество с ограниченной ответственностью «Память» являются хозяйствующими субъектами в понимании статьи 4 Закона о защите конкуренции и наделение указанных субъектов правом осуществления функций по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» свидетельствует о возможности в приоритетном порядке получения информации, которая даст индивидуальным предпринимателям и обществу преимущества при осуществлении хозяйственной деятельности на рынке оказания всего спектра ритуальных услуг, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на указанном рынке.

Фактически индивидуальные предприниматели Лейман А.Э., Жуков А.А. и ООО «Память» в рамках исполнения договоров оказания услуг № 03, № 04, № 05, № 06, № 07, № 08, № 09, № 10, № 11, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16 от 01.01.2019, а также индивидуальный предприниматель Лейман А.Э. в рамках исполнения договоров оказания услуг № 02 от 01.01.2020,  № 22 от 01.02.2020, № 28 от 28.02.2020, № 48 от 01.04.2020, № 62 от 24.04.2020, № 82 01.06.2020, № 07 от 01.07.2020 по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» исполняют не свойственную хозяйственным субъектам государственную функцию.

При этом индивидуальные предприниматели Лейман А.Э., Жуков А.А. и ООО «Память», осуществляя исполнение указанных договоров оказания услуг, получают в приоритетном порядке информацию, которая дает индивидуальным предпринимателям и обществу преимущества при осуществлении хозяйственной деятельности на рынке оказания всего спектра ритуальных услуг, поскольку получая информацию о фактах смерти,  ИП Лейман А.Э., ИП Жуков А.А., ООО «Память» имеют возможность в первоочередном порядке определить потенциального потребителя своих услуг, выехать в его адрес и заключить договор оказания иных ритуальных услуг, что ставит их в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, действующими на рынке оказания ритуальных услуг.

Также в ходе рассмотрения дела № 039/01/15-32/2020 Комиссией установлено, что в соответствии с договорами оказания услуг № 03, № 04, № 05, № 06, № 07, № 08, № 09, № 10, № 11, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16 от 01.01.2019, № 02 от 01.01.2020, № 22 от 01.02.2020, № 28 от 28.02.2020, № 48 от 01.04.2020, № 62 от 24.04.2020, № 82 01.06.2020, № 07 от 01.07.2020 стоимость перевозки 1 (одного) трупа, частей тела или других биологических объектов исследования составляет 10 (десять) рублей 00 коп., включает в себя в том числе упаковку трупов, транспортные затраты (расходы на ГСМ, амортизацию, страхование и иные расходы, возникающие у Исполнителя в процессе исполнения договора), стоимость всех налогов и других обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством РФ.

В соответствии с определением об отложении рассмотрения дела № 039/01/15-32/2020 от 18.02.2020, определением об отложении рассмотрения дела № 039/01/15-32/2020 от 13.03.2020 заинтересованным лицам индивидуальным предпринимателям Лейман А.Э., Жукову А.А. и ООО «Память» необходимо было предоставить сведения о себестоимости услуги по транспортировке одного тела умершего, частей тела и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морг, включая упаковку, транспортные затраты и иные расходы, возникающие у заинтересованного лица в процессе оказания услуги.

Однако, запрашиваемая в соответствии с определением об отложении рассмотрения дела № 039/01/15-32/2020 от 18.02.2020, определением об отложении рассмотрения дела № 039/01/15-32/2020 от 13.03.2020 информация в адрес Калининградского УФАС России не поступала.

Как пояснили в ходе заседания Комиссии, которое состоялось 29.06.2020, представители заинтересованного лица - некоммерческого партнерства «Балтийская региональная ритуальная Ассоциация» четыре участника данного некоммерческого партнерства оказывают услуги по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области».

Так, согласно представленной некоммерческим партнерством «Балтийская региональная ритуальная Ассоциация» информации (вх. № 4241 от 26.06.2020) стоимость услуг по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» составляет от 2 000, 00 до 3 000, 00 руб.  Себестоимость данной услуги составляет от 1 500, 00 до 2 500,00 руб.

Также в ходе заседания Комиссией установлено, что согласно сведениям, размещенным в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» стоимость одной упаковки трупа - мешка патологоанатомического варьируется от 120, 00 до 180, 00 руб.

Таким образом, стоимость перевозки 1 (одного) трупа, частей тела или других биологических объектов исследования по договорам оказания услуг № 03, № 04, № 05, № 06, № 07, № 08, № 09, № 10, № 11, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16 от 01.01.2019, № 02 от 01.01.2020, № 22 от 01.02.2020, № 28 от 28.02.2020, № 48 от 01.04.2020, № 62 от 24.04.2020, № 82 01.06.2020, № 07 от 01.07.2020, которая составляет 10 (десять) рублей 00 коп. и включает в себя в том числе упаковку трупов, транспортные затраты (расходы на ГСМ, амортизацию, страхование и иные расходы), стоимость всех налогов и других обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством РФ, значительно ниже себестоимости данной услуги.

Указанное обстоятельство, по мнению Комиссии, также свидетельствует о заинтересованности индивидуальных предпринимателей Лейман А.Э., Жукова А.А. и ООО «Память» в исполнении указанных договоров по цене ниже себестоимости, в целях получения информации о фактах смерти в приоритетном порядке для дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности на рынке оказания всего спектра ритуальных услуг.

На основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 10.7 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

В силу пункта 11.3. Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» в случае если в соответствии с пунктами 1.3, 10.3 - 10.10 настоящего Порядка отдельные этапы анализа состояния конкуренции не проводились, по итогам анализа составляется краткое описание полученных результатов (краткий отчет (обзор)).

На основании вышеизложенного антимонопольным органом был проведен анализ состояния конкуренции, по итогам которого составлен краткий обзор полученных результатов, который включает в себя следующее.

Как установлено материалами дела, срок действия договоров оказания услуг № 03, № 04, № 05, № 06, № 07, № 08, № 09, № 10, № 11, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16 от 01.01.2019, заключенных между Ответчиком и  ИП Лейман А.Э., ИП Жуковым А.А., ООО «Память», составляет период с 01.01.2019 по 31.12.2019.

Срок действия договоров оказания услуг № 02 от 01.01.2020, № 22 от 01.02.2020, составляет период с 01.01.2020 по 29.02.2020.

На заседании Комиссии 22.07.2020 представителем Ответчика представлены договоры оказания услуг № 28 от 28.02.2020, № 48 от 01.04.2020, № 62 от 24.04.2020, № 82 01.06.2020, № 07 от 01.07.2020, заключенные между Ответчиком и  ИП Лейман А.Э., срок действия которых составляет период с 01.01.2020 по 31.07.2020.

Таким образом, временной интервал исследования определен как период с 01.01.2019 по 01.07.2020.

Согласно пункту 1.1 договоров оказания услуг № 03, № 04, № 05, № 06, № 07, № 08, № 09, № 10, № 11, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16 от 01.01.2019, договоров оказания услуг № 02 от 01.01.2020, № 22 от 01.02.2020, № 28 от 28.02.2020, № 48 от 01.04.2020, № 62 от 24.04.2020, № 82 01.06.2020, № 07 от 01.07.2020 исполнитель обязуется своими силами и транспортом, либо с привлечением третьих лиц, по поручению Заказчика за вознаграждение оказать услуги по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» для судебно-медицинского исследования, судебно - медицинской экспертизы, для сохранения по направительным документам правоохранительных органов, в соответствии с условиями договора и спецификацией (приложение № 1 к Договору).

Следовательно, предметом вышеуказанных договоров является оказание услуг по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» для проведения судебно-медицинского исследования, судебно-медицинской экспертизы.

Таким образом, продуктовые границы рынка определены как рынок транспортировки тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования.

Кроме того, согласно ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» данная деятельность относится к деятельности по перевозки грузов специализированными автотранспортными средствами (ОКВЭД2-49.41.1).

Договоры оказания услуг № 03, № 04, № 05, № 06, № 07, № 08, № 09, № 10, № 11, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16 от 01.01.2019, заключенные между Ответчиком и  ИП Лейман А.Э., ИП Жуковым А.А., ООО «Память», распространяют свое действие на территории Калининградской области.

Договоры оказания услуг № 02 от 01.01.2020, № 22 от 01.02.2020, № 28 от 28.02.2020, № 48 от 01.04.2020, № 62 от 24.04.2020, № 82 01.06.2020, № 07 от 01.07.2020, заключенные между Ответчиком и  ИП Лейман А.Э., распространяют свое действие на территории Калининградской области.

Таким образом, географическими границами товарного рынка является Калининградская область.

Вследствие наделения ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» индивидуальных предпринимателей Лейман А.Э., Жукова А.А. и общества с ограниченной ответственностью «Память» функцией органа власти, путем заключения договоров оказания услуг № 03, № 04, № 05, № 06, № 07, № 08, № 09, № 10, № 11, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16 от 01.01.2019, договоров оказания услуг № 02 от 01.01.2020, № 22 от 01.02.2020, № 28 от 28.02.2020, № 48 от 01.04.2020, № 62 от 24.04.2020, № 82 01.06.2020, № 07 от 01.07.2020 возможно изменение состояния конкуренции на товарном рынке организации похорон и предоставление связанных с ними услуг, поскольку получение в приоритетном порядке указанными хозяйствующими субъектами информации о фактах смерти при исполнении данных договоров даст данным субъектам преимущества при осуществлении хозяйственной деятельности на товарном рынке и позволит в первоочередном порядке определить потенциального потребителя своих услуг, выехать в его адрес и заключить договор оказания иных ритуальных услуг, тем самым ставя их в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, действующими на рынке оказания ритуальных услуг.

Руководствуясь статьей 48 Закона о защите конкуренции, перед окончанием рассмотрения дела № 039/01/15-32/2020, Комиссия Калининградского УФАС России направила сторонам по делу заключение об обстоятельствах дела № 039/01/15-32/2020 о нарушении антимонопольного законодательства от 07.07.2020.

Ответчиком представлены возражения на заключение об обстоятельствах дела № 039/01/15-32/2020 (далее – возражения), доводы которых повторяют пояснения Ответчика, ранее представленные в ходе рассмотрения настоящего дела. Более подробно позиция изложена в письменных возражениях исх. № 921 от 17.07.2020.

Однако, Комиссия отмечает, что в соответствии с письмами (исх. № 174 от 14.02.2020, исх. № 936 от 21.07.2020) ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» планировало начать осуществление транспортировки тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» самостоятельно в ближайшее время. В связи с чем, приказом Агентства по имуществу Калининградской области № 690 от 18.05.2020 ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» переданы в оперативное управление 2 (два) автомобиля скорой медицинской помощи для использования их в уставных целях, в том числе для осуществления транспортировки тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области».

Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, пояснения, возражения по обстоятельствам, изложенным в заключении, не представили.

На основании вышеизложенного, при совокупном анализе поступившей информации, Комиссия УФАС по Калининградской области по рассмотрению дела № 039/01/15-32/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, считает установленным в действиях ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области», выразившихся в незаконном наделении хозяйствующих субъектов - индивидуальных предпринимателей Лейман А.Э., Жукова А.А. и ООО «Память» функцией органа власти по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» для судебно-медицинского исследования, судебно-медицинской экспертизы,  посредством заключения договоров оказания услуг № 03, № 04, № 05, № 06, № 07, № 08, № 09, № 10, № 11, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16 от 01.01.2019, № 02 от 01.01.2020, № 22 от 01.02.2020, № 28 от 28.02.2020, № 48 от 01.04.2020, № 62 от 24.04.2020, № 82 01.06.2020, № 07 от 01.07.2020, факт нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении дела, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалах дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.

На основании вышеизложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» (ИНН 3906054811, адрес (место нахождения): 236008, г. Калининград, ул. Александра Невского, 90 А), выразившиеся в незаконном наделении хозяйствующих субъектов - индивидуальных предпринимателей Лейман А.Э., Жукова А.А. и ООО «Память» функцией органа власти по транспортировке тел умерших граждан, частей тел и других биологических объектов исследования с места их обнаружения в морги ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» для судебно-медицинского исследования, судебно-медицинской экспертизы,  посредством заключения договоров оказания услуг № 03, № 04, № 05, № 06, № 07, № 08, № 09, № 10, № 11, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16 от 01.01.2019, № 02 от 01.01.2020, № 22 от 01.02.2020, № 28 от 28.02.2020, № 48 от 01.04.2020, № 62 от 24.04.2020, № 82 01.06.2020, № 07 от 01.07.2020 нарушением части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.    Выдать Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3.    Передать материалы дела № 039/01/15-32/2020 должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц виновных в нарушении антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

 

 Председатель Комиссии:                                                                                                

 

Члены Комиссии:                                                                                                       

 

                                                                                                                                 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия либо в течение одного месяца в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны