Решение №НИ/544/24 РЕШЕНИЕ от 6 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

039/05/5-1040/2023

 

Резолютивная часть объявлена 24.01.2024                                                                 г. Калининград

Изготовлено в полном объеме 06.02.2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

члены Комиссии:

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

<...> – специалист — эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,

в отсутствие: заявителя – А. Щербаковой; лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП Пташкина А.А.; заинтересованного лица - ИП Смирнова С.В., уведомленных надлежащим образом о дате и времени заседания Комиссии,

рассмотрев дело № 039/05/5-1040/2023 по признакам нарушения ИП Пташкиным А.А. (ИНН 694401782934) пункта 2 части 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Управление) поступило обращение А. Щербаковой (вх. № 8481-ЭП/23 от 07.11.2023) (далее — Заявитель) по вопросу размещения в Telegram-канале «Янтарный ДЛБ» 04.11.2023 рекламы с использованием видеообращения Президента Российской Федерации https://t.me/amberdlb/25836.

В ходе предварительной проверки по обращению Заявителя (вх. № 8481-ЭП/23 от 07.11.2023), Управлением установлено, что в Telegram-канале «Янтарный ДЛБ» по ссылке: https://t.me/amberdlb/25836 была размещена информация 04.11.2023 следующего содержания:

«В России ажиотаж по списанию долгов!

С 9 сентября приняты поправки в закон, по которому можно списать долги в 2023 году. Успейте попасть в сентябрьско-октябрьскую волну кандидатов. Списать можно долги по кредитам, микрозаймам и ЖКХ. Процедура проводится официально через МФЦ или арб. Суд.

Списание долгов по ФЗ №127 — это шанс:

- Перестать официально платить уже с октября;

- Очистить кредитную историю;

- Снять аресты с карт и спасти имущество.

С 9 сентября гражданам России доступна "Онлайн-проверка на списание долгов". Пройдя проверку вы узнаете подходит ли вам процедура и стоит ли подавать заявку.

Подробности по ссылке:https://clck.ru/36HZZG

 

Реклама. ИП Жердев Павел Константинович. ИНН 291643344355

Erid: 2VtzqubQUaN»

Также реклама содержит видеозапись с фрагментом выступления Президента России В.В. Путина, содержания: «Если выплата долга в силу объективных оказывается в принципе невозможна, то и в этом случае гражданин не должен попасть в тупик, становиться заложником требований кредиторов. Процедура банкротства должна быть посильной и необременительной».

В соответствии с полномочиями, установленными Законом о рекламе, антимонопольный орган осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы, предметом которого является соблюдение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере рекламы.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, реклама - это информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к определенному объекту рекламирования.

Вышеуказанная информация размещалась в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в мессенджере «Telegram» на Telegram-канале «Янтарный ДЛБ» с пометкой «Реклама», доступна всем пользователям данного интернет-ресурса, соответственно является рекламой.

Общие требования к рекламе перечислены в статье 5 Закона о рекламе.

Как следует из положений части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

1. Как уже было отмечено, реклама содержит видеозапись с фрагментом выступления Президента России В.В. Путина относительно процедуры банкротства.

Использование этого видео в целом создает впечатление об одобрении объекта рекламирования Президентом России В.В. Путиным. Между тем Президент России В.В. Путин не высказывал своего одобрения относительно объекта рекламирования.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.

2. В рекламе заявлена, в частности, следующая информации:

- В России ажиотаж по списанию долгов!;

- С 9 сентября приняты поправки в закон, по которому можно списать долги в 2023 году;

- Успейте попасть в сентябрьско-октябрьскую волну кандидатов;

- Списание долгов по ФЗ 127 - это шанс: - Перестать официально платить уже с октября; - Очистить кредитную историю; - Снять аресты с карт и спасти имущество.

В силу статьи 25 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) гражданин, который не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда. Основания, порядок и последствия признания арбитражным судом гражданина несостоятельным (банкротом), очередность удовлетворения требований кредиторов, порядок применения процедур в деле о несостоятельности (банкротстве) гражданина устанавливаются законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства).

Внесудебное банкротство гражданина предусмотрено § 5 главы X Федерального закона от 26.10.2002 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) и возможно лишь при наличии обстоятельств, предусмотренных часть 1 статьи 223.2 Закона о банкротстве.

Начать внесудебное банкротство может сам гражданин. Оно проходит без контроля суда и без участия финансового управляющего. Сама по себе внесудебная процедура может применяться гражданами с размером долга от 50 до 500 тысяч рублей, у которых окончены исполнительные производства, то есть судебным приставом должен быть подтвержден факт отсутствия у гражданина имущества и доходов.

Процедура внесудебного банкротства накладывает на гражданина ряд обязательств. Например, гражданин в течение срока процедуры внесудебного банкротства не имеет права совершать сделки по получению займов, кредитов, выдаче поручительств и иные обеспечительные сделки (часть 4 статьи 223.4 Закона о банкротстве).

Согласно части 2 статьи 223.5 Закона о банкротстве со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и до дня завершения либо прекращения процедуры внесудебного банкротства гражданина в арбитражный суд с заявлением о признании такого гражданина банкротом в соответствии со статьей 213.5 Закона о банкротстве вправе обратиться:

1) кредитор, не указанный в списке кредиторов, предусмотренном пунктом 4 статьи 223.2 Закона о банкротстве;

2) кредитор, указанный в списке кредиторов, предусмотренном пунктом 4 статьи 223.2 Закона о банкротстве, в любом из следующих случаев:

указание задолженности перед ним не в полном объеме, существенно влияющем на признание гражданина соответствующим критериям, определенным пунктом 1 статьи 223.2 Закона о банкротстве;

обнаружение принадлежащих должнику имущества или имущественных прав, подлежащих государственной регистрации или иному учету (регистрации);

наличие вступившего в законную силу решения суда по поданному таким кредитором иску о признании сделки должника недействительной.

В остальных случаях предусмотрена процедура судебного банкротства гражданина.

В деле о банкротстве гражданина обязательным условием является участие финансового управляющего, утверждаемого арбитражным судом, что следует из положений статьи 213.9 Закона о банкротстве. При этом финансовый управляющие получает вознаграждение за свою деятельность (часть 4 статьи 213.9 Закона о банкротстве).

Исходя из общего смысла норм гражданского законодательства, списание долгов должников могут осуществить только кредиторы, и в случае, если должник (гражданин) признан банкротом в судебном порядке, проводится процедура реализации его имущества и удовлетворения требований кредиторов при том, что требования кредиторов, неудовлетворенные по причине недостаточности имущества, считаются погашенными и должник, как правило, освобождается, с некоторыми исключениями, от дальнейшего исполнения их требований, а признание гражданина банкротом влечет ряд правовых последствий, в частности, гражданин в течение пяти лет не может взять кредит/заем без указания на факт своего банкротства, а также повторно заявить о возбуждении дела о признании его банкротом.

Банкротство граждан связано с рядом ограничений и особенностей. Арбитражный суд может не признать гражданина банкротом.

Спорная рекламная информация подана в искаженным виде: преувеличиваются положительные для банкрота обстоятельства, а негативные замалчиваются (имущество банкрота может быть также реализовано на торгах, банкротство - это длительная, сложная процедура, влекущая возможные материальные затраты).

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

3. В рекламе также содержится информация: «Реклама. ИП Жердев Павел Константинович. ИНН 291643344355».

При этом, сведения в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей об ИП Жердеве Павле Константиновиче (ИНН 291643344355) отсутствуют.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 5 и частью 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В ходе предварительной проверки Управлением было установлено, что организатором Telegram-канала «Янтарный ДЛБ» является ИП Смирнов Сергей Владимирович (ИНН 390701211245).

Согласно представленной ИП Смирновым С.В. (ИНН 390701211245) информации рекламодателем и рекламопроизводителем, предоставившим ролик и текст рекламы, оплатившим размещение рекламы, является Алексей Александрович Пташкин.

В соответствии с представленной ИП Пташкиным А.А. (ИНН 694401782934) информацией установлено, что 31.10.2023 он обратился к ИП Смирнову С.В. для размещения рекламы предоставляемых им юридических услуг. 

Таким образом, согласно представленным материалам и пояснениям Управление пришло к выводу, что рекламодателем спорной рекламной информации, размещенной 04.11.2023 в Telegram-канале «Янтарный ДЛБ» по ссылке: https://t.me/amberdlb/25836, является ИП Пташкин А.А. (ИНН 694401782934).

21.12.2023 Управлением возбуждено дело № 039/05/5-1040/2023 (исх. № НИ/6116/23) по признакам нарушения ИП Пташкиным А.А. (ИНН 694401782934) пункта 2 части 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Определениями по делу от 10.01.2024 (исх. №№ НИ/84/24, НИ/85/24) рассмотрение настоящего дела отложено до 24.01.2024, срок рассмотрения дела продлен до 21.03.2024.

В своих пояснениях, представленных по Определениям от 21.12.2023, 10.01.2024 (исх. № НИ/6116/23, НИ/85/24) ИП Пташкин А.А. указывает, что объектом рекламирования в рассматриваемом посте от 04.11.2023 года являлась процедура банкротства, а также предоставление бесплатной юридической консультации по данной процедуре, где гражданам разъяснялись как положительные стороны процедуры банкротства, так и отрицательные. Кроме того, Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) ввиду его объемности не позволяет указать все положительные и отрицательные моменты процедуры в рекламе. Использование видеообращения Президента Российской Федерации, который неоднократно подчеркивал важность информирования граждан Российской Федерации о процедуре несостоятельности (банкротства) было расценено как возможность привлечь потенциальных клиентов, и тем самым повысить уровень правосознания и юридического просвещения граждан Российской Федерации. Указание на ИП Жердева П.К. в спорной рекламе является опечаткой, поскольку должно было быть указано: «Пташкин Алексей Александрович, ИНН 694401782934». Источниками получения информации для размещения рекламы явились видеообращение Президента Российской Федерации о банкротстве физических лиц и различные группы Вконтакте. Иная информация о рекламодателе, рекламопроизводителе указанной рекламы отсутствует.

Комиссия, проанализировав вышеуказанные доводы ИП Пташкина А.А., считает их несостоятельными на основании следующего.

Реклама — определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования. Кроме предусмотренных Законом о рекламе обязательных к размещению сведений, любая информация в рекламе направлена на продвижение товаров и услуг на рынке.

Использование в рекламе образов и высказываний известных политиков не является обычной добросовестной практикой. Использование таких образов создаёт необоснованное впечатление о связи таких политиков и объекта рекламирования.

С учётом изложенного, само по себе использование в рекламе фрагмента видеозаписи выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина является недобросовестной практикой, поскольку создаёт у обычного потребителя ложное впечатление об истинном смысле выступления.

Кроме того, пояснения ИП Пташкина А.А. противоречат заявленной в рекламе информации. Например, ИП Пташкин А.А. указывает, что объектом рекламирования также являлось предоставление бесплатной юридической консультации по процедуре банкротства. Вместе с тем, из содержания рекламы такая информация не следует. Никто не обязывает рекламодателя цитировать положения Закона о банкротстве в рекламе. Между тем в силу закона рекламодатель обязан указывать в рекламе достоверную и полную информацию. Использование в рекламе информации «списание долгов» и другой аналогичной информации нельзя считать надлежащим доведением до потребителя существенной информации, связи с чем Комиссия считает, что ИП Пташкин А.А. никак не обосновал использование спорной информации в рекламе.

В части пояснений ИП Пташкина А.А. о том, что ему неизвестна информация о рекламодателе, рекламопроизводителе спорной рекламы, Комиссия отмечает, что поскольку объектом рекламирования явились юридические услуги, оказываемые ИП Пташкиным А.А., а также принимая во внимание те обстоятельства, что спорная рекламная информация в итоговом виде с указанием информации: «Реклама. ИП Жердев Павел Константинович. ИНН 291643344355», вместо которой должна была быть указана: «Пташкин Алексей Александрович, ИНН 694401782934» была передана ИП Смирнову С.В. для размещения ИП Пташкиным А.А., Комиссия приходит к выводу, что ИП Пташкин А.А. (ИНН 694401782934) является рекламодателем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламной информации.

При изложенных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что в действия ИП Пташкина А.А. (ИНН 694401782934) по определению содержания рекламной информации, размещенной 04.11.2023 в Telegram-канале «Янтарный ДЛБ» по ссылке: https://t.me/amberdlb/25836 с использованием видеообращения Президента Российской, нарушают требования пункта 2 части 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Учитывая тот факт, что согласно пояснениям ИП Пташкина А.А. (ИНН 694401782934), а также, как установлено Комиссией, в настоящее время в Telegram-канале «Янтарный ДЛБ» по ссылке: https://t.me/amberdlb/25836 вышеуказанная рекламная информация не размещается, рассматриваемая реклама не распространяется, Комиссией принято решение предписание об устранении допущенного нарушения Закона о рекламе не выдавать.

На основании частей 1, 2 статьи 36 Закона РФ «О рекламе», в соответствии с пунктами 42 – 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ИП Пташкина Алексея Александровича (ИНН 694401782934) нарушившими пункт 2 части 5, часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Предписание об устранении допущенного нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области для возбуждения дела об административном правонарушении.

Председатель Комиссии: 

 

Члены Комиссии: 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Калининградской области в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны