Заключение №493/02 Заключение об обстоятельствах дела № 039/01/15-1056/2019 от 4 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 039/01/15-1056/2019

31 января 2020 года

 

                                                                                                 г. Калининград

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Ш – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

Члены комиссии:

К – заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

Х – ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,

при участии представителей:

ответчика - администрации муниципального образования «Балтийский городской округ»: (по доверенности), (по доверенности),

рассмотрев дело № 039/01/15-1056/2019 по признакам нарушения администрацией муниципального образования «Балтийский городской округ» (ИНН 3901003933/ ОГРН 1023902092994, 238520 Россия, Калининградская область, г. Балтийск, пр. Ленина, д. 6) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В результате проведенной Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области в период с 28 мая 2019 года по 27 августа 2019 года плановой выездной проверки соблюдения администрацией муниципального образования «Балтийский городской округ» требований антимонопольного законодательства, установлено, что в бездействии администрации муниципального образования «Балтийский городской округ», выразившемся в неосуществлении действий, направленных на утверждение и опубликование схемы размещения рекламных конструкций, содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

На основании вышеизложенного, 02.10.2019 Калининградским УФАС России в адрес администрации муниципального образования «Балтийский городской округ», в связи с наличием в бездействии администрации муниципального образования «Балтийский городской округ», выразившемся в неосуществлении действий, направленных на утверждение и опубликование схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности на территории муниципального образования «Балтийский городской округ», признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выдано предупреждение № 24 о необходимости прекращения указанного бездействия в срок до 02 декабря 2019 года путем проведения полной совокупности организационных мероприятий, обеспечивающих утверждение, опубликование (обнародование) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещение на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности на территории муниципального образования «Балтийский городской округ».

В соответствии с частью 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

10.12.2019 в адрес Калининградского УФАС России от администрации муниципального образования «Балтийский городской округ» поступили сведения (вх. № 7310 от 10.12.2019) о том, что 02.12.2019 проект схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности на территории муниципального образования «Балтийский городской округ» разработан и направлен на согласование в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области.

Однако, действия, направленные на утверждение, опубликование (обнародование) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещение на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Балтийский городской округ», а именно действия по внесению проекта схемы на утверждение в окружной Совет депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ», в соответствии с пунктом 1.7 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования «Балтийский городской округ», утвержденных решением окружного совета депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ» № 31 от 02.04.2019, администрацией муниципального образования «Балтийский городской округ» не выполнены.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного издан приказ Калининградского УФАС России от 16.12.2019 № 167 о возбуждении дела № 039/01/15-1056/2019 по признакам нарушения администрацией муниципального образования «Багратионовский городской округ» части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением Калининградского УФАС России от 27.12.2019 дело № 039/01/15-1056/2019 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению.

В ходе рассмотрения материалов, полученных по результатам проведенной Инспекцией Калининградского УФАС России плановой выездной проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства администрацией муниципального образования «Балтийский городской округ», а также информации, представленной администрации муниципального образования «Балтийский городской округ» в соответствии с определением о назначении дела № 039/01/15-1056/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, установлено следующее.

Согласно Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Частью 5 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В соответствии с частью 5.1 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решением окружного совета депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ» № 31 от 02.04.2019 «Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования «Балтийский городской округ» утверждены Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования «Балтийский городской округ» (далее – Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций).

Пунктом 1.7 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций установлено, что в случае, если место установки рекламной конструкции определяется схемой размещения рекламной конструкции, рекламная конструкция должна устанавливаться согласно данной схемы.

Администрация Балтийского городского округа разрабатывает проект схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и проект вносимых в нее изменений, вносит проект схемы и проект вносимых в нее изменений на утверждение в окружной Совет депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ». Окружной Совет депутатов рассматривает проект схемы размещения рекламной конструкции и проекты вносимых в нее изменений. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения перед утверждением предварительно согласовываются с уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Калининградской области.

Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и размещению на официальном сайте администрации Балтийского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Из вышеуказанных норм следует, что к полномочиям администрации муниципального образования «Балтийский городской округ» направленным на утверждение, опубликование (обнародование) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещение на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности на территории муниципального образования «Балтийский городской округ», относится разработка проекта схемы размещения рекламных конструкций и проекта вносимых в нее изменений, внесение проекта схемы и проекта вносимых в нее изменений на утверждение в окружной Совет депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ», предварительное согласование перед утверждением с уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Калининградской области, схемы размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения, а также опубликование (обнародование) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и размещение на официальном сайте администрации Балтийского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схемы размещения рекламных конструкций и вносимых в нее изменений.

Комиссией установлено, что проект схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности на территории муниципального образования «Балтийский городской округ» администрацией муниципального образования «Балтийский городской округ» разработан.

02.12.2019 администрацией муниципального образования «Балтийский городской округ» указанный проект схемы (исх. № 6462 от 02.12.2019) направлен в адрес Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области для предварительного согласования в соответствии с требованиями Постановления Правительства Калининградской области от 15.07.2014 № 446 «Об установлении предельных сроков заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и порядка предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений на территории Калининградской области».

Однако, проект схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Балтийский городской округ» администрацией муниципального образования «Балтийский городской округ» в соответствии с требованиями пункта 1.7 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования «Балтийский городской округ», на утверждение в окружной Совет депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ» администрацией муниципального образования «Балтийский городской округ» не внесен.

Следовательно, действия, обеспечивающие утверждение, опубликование (обнародование) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещение на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности на территории муниципального образования «Балтийский городской округ» со стороны администрации муниципального образования «Балтийский городской округ» в полном объеме не выполнены.

Таким образом, схема размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности на территории муниципального образования «Балтийский городской округ» не утверждена и не опубликована (обнародована) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, а также не размещена на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В данном случае, учитывая заинтересованность хозяйствующих субъектов в распространении наружной рекламы с использованием рекламных конструкций на территории муниципального образования «Балтийский городской округ», отсутствие утвержденной, опубликованной (обнародованной) и размещенной на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Балтийский городской округ» не обеспечивает возможность в полном объеме хозяйствующим субъектам реализовать свои права по распространению рекламы на рекламных конструкциях, поскольку рекламораспространители не обладают информацией об имеющихся рекламных конструкциях на территории муниципального образования «Балтийский городской округ», включенных в схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Балтийский городской округ».

Кроме того, отсутствие утвержденной, опубликованной (обнародованной) и размещенной на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Балтийский городской округ» также приводит к невозможности проведения торгов на право заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия администрации муниципального образования «Балтийский городской округ», в части неисполнения в полном объеме обязанностей, направленных на утверждение, опубликование (обнародование) и размещение на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Балтийский городской округ», а именно обязанностей по внесению проекта схемы размещения рекламных конструкций на утверждение в окружной Совет депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ», опубликованию (обнародованию) и размещению на официальном сайте администрации Балтийского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схемы размещения рекламных конструкций, нарушают положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Доказательств о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших ответчику осуществить в полном объеме действия, направленные на утверждение, опубликование (обнародование) и размещение на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Балтийский городской округ», а именно направление на утверждение данной схемы в окружной Совет депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ», опубликование (обнародование) и размещение на официальном сайте администрации Балтийского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схемы размещения рекламных конструкций, со стороны ответчика не представлено.

Учитывая изложенное, Комиссия УФАС по Калининградской области по рассмотрению дела № 039/01/15-1042/2019 о нарушении антимонопольного законодательства считает доказанным факт нарушения администрацией муниципального образования «Балтийский городской округ» части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Председатель Комиссии

 

 

     

Члены Комиссии:

 

 

     
   

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны