Постановление №039/04/9.21-1042/2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушени... от 20 октября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

«20» октября 2021 года                      

№ 039/04/9.21-1042/2021

                                   г. Калининград

Заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Управление), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 039/04/9.21-1042/2021, возбужденного по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении

Акционерного общества «Янтарьэнерго»

(236022, г. Калининград, ул. Театральная, 34; ИНН 3903007130; ОГРН 1023900764832)

при участии

от лица, в отношении которого ведётся производство: не явились, извещены,

от потерпевших: Б и К лично;

УСТАНОВИЛА:

В Управление поступило заявление по факту нарушения АО «Янтарьэнерго» (далее – Общество) сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению, объектами которого являются блокированные жилые дома, расположенные по адресу: ………..

Участники дела надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. Подтверждение надлежащего уведомления приложено в материалы дела.

Обществом не обеспечена явка защитника или законного представителя.

Потерпевшие жалобу поддержали, также указали на то, что работы Обществом на настоящий момент не ведутся; отсутствие присоединения препятствует введению объектов (блокированных жилых домов в эксплуатацию).

Заслушав потерпевших, изучив протокол об административном правонарушении и материалы дела, нахожу вину Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленной и доказанной, исходя при этом из следующего.

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям (далее – Правила № 861).

Согласно пункту 16 Правил № 861 договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 (шесть) месяцев.

Из материалов дела следует, что сроки мероприятий нарушены по следующим договорам, неотъемлемой частью которых являются технические условия (далее – ТУ) (с указанием кадастровых номеров земельных участков, на которых расположены объекты):

- № 4807/09/20 от 21.09.2020 (КН номер), ТУ № …..;

- № 4808/09/20 от 21.09.2020 (КН номер), ТУ № …..;

- № 4809/09/20 от 21.09.2020 (КН номер), ТУ № …..;

- № 4810/09/20 от 21.09.2020 (КН номер), ТУ № …..;

- № 4811/09/20 от 21.09.2020 (КН номер), ТУ № …..;

- № 4812/09/20 от 21.09.2020 (КН номер), ТУ № …..;

- № 4836/09/20 от 21.09.2020 (КН номер), ТУ № …..;

- № 4837/09/20 от 21.09.2020 (КН номер), ТУ № …..;

- № 4838/09/20 от 21.09.2020 (КН номер), ТУ № …..;

- № 4839/09/20 от 21.09.2020 (КН номер), ТУ № …..;

- № 5069/09/20 от 30.09.2020 (КН номер), ТУ № …..;

- № 5073/09/20 от 30.09.2020 (КН номер), ТУ № …..;

- № 5075/09/20 от 30.09.2020 (КН номер), ТУ № …..;

- № 5078/09/20 от 30.09.2020 (КН номер), ТУ № …..;

- № 5080/09/20 от 30.09.2020 (КН номер), ТУ № …...

Далее по тексту – Договоры.

Объекты по Договорам – блокированные жилые дома, расположенные по адресу: ……….., на земельных участках с указанными кадастровыми номерами.

Пунктами 5 Договоров предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев с даты заключения Договоров; соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества – 21.09.2020 и 30.09.2020, дата окончания – 21.03.2021 и 30.03.2021 соответственно.

Из технических условий следует, что сетевая организация должна осуществить следующие мероприятия:

- от опор ВЛ 0,4 кВ (Л-1 от ТП 141-18) до участка застройки заявителя построить ВЛИ с СИП 0,4 кВ (трассу ВЛИ, марку и сечение определить проектом, протяженность 90 м).

- щиты учета (ЩУ) установить на опоре № (уточнить при монтаже) ВЛ 0,4 кВ (Л-1) от ТП 141-18. От зажимов провода ВЛ 0,4 кВ до ЩУ по опоре выполнить монтаж СИП или КЛ расчетного сечения. Тип прибора учета в ЩУ определить техническим заданием;

- при необходимости в РУ 0,4 кВ (Л-1) ТП 141-18 выполнить замену группы «рубильник-предохранитель»

Заявитель осуществляет монтаж электросети от точки присоединения (п. 7) до ВРУ 0,4 кВ объекта СИП или КЛ соответствующей пропускной способности (установлено пунктом 11.1 по всем ТУ аналогично).

По итогам административного расследования установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя в сроки, установленные Правилами № 861 и условиями Договора не осуществлено.

Из представленных документов следует, что кроме технических заданий по нескольким титулам строительства, Обществом мероприятия не выполнялись.

Обстоятельств непреодолимой силы, которые создали объективную невозможность принятия любых мер, направленных на исполнение Договора, в период с даты его заключения по дату окончания выполнения мероприятий, Обществом не приведено.

В соответствии с пунктом 16.1 Правил № 861, заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию, а также абзацем пятым настоящего пункта.

Согласно пункту 18 Правил № 861, мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией – согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств.

Сетевая организация в силу положений пунктов 15, 16.1, 18 и 25(1) Правил № 861 имеет право выбора объектов электросетевого хозяйства, к которым необходимо осуществить технологическое присоединение, разрабатывает технические условия и определяет мероприятия, которые необходимо выполнить заявителю и сетевой организации для осуществления технологического присоединения, то есть самостоятельно определяет способ осуществления технологического присоединения (непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования).

В решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.08.2011 № ВАС-9742/11 указано, что на сетевую организацию в соответствии с Правилами технологического присоединения, возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередач, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии).

Исходя из системного толкования положений пунктов 15, 16.1, 18, 25(1) Правил № 861, определение мероприятий в целях осуществления технологического присоединения объекта, в том числе определение точки присоединения является исключительной прерогативой сетевой организации, так как только сетевая организация имеет в своем штате специалистов, способных оценить схемно-режимную обстановку в каждом конкретном энергорайоне. Только сетевая организация, владеющая распределительными сетями, может определить их техническое состояние, степень загруженности и изношенности, дать заключение о наличии/отсутствии возможности, целесообразности/нецелесообразности осуществления технологического присоединения объектов заявителей к тому или иному объекту электросетевого хозяйства.

Заявитель, являясь непрофессиональным участником данных правоотношений, не вправе определять перечень мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения как в своих сетях, так и в сетях сетевой организации.

Невозможность выполнения заявителем условия пункта 11 технических условий обусловлена тем, что заявитель не может знать расстояние от присоединяемого объекта до опоры, которая будет проектироваться и устанавливаться Обществом.

Правила № 861 не освобождают сетевую организацию от исполнения своей части обязательств согласно техническим условиям до выполнения их со стороны заявителя и не влияют на императивные сроки, установленные пунктом 16 Правил № 861.

Отсутствие уведомления (информации) о выполнении договорных обязательств не говорит о невозможности выполнения мероприятий по технологическому присоединению. Указанное обстоятельство не подтверждает наличие тех исключительных обстоятельств, в силу которых отсутствовала реальная возможность выполнения Обществом принятых на себя обязательств.

По смыслу приведенных положений установленный Правилами № 861 срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях.

Доказательств отсутствия возможности выполнить перечисленные мероприятия и подтверждающих, что Обществом предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения требований и условий Договора в предусмотренные Правилам № 861 сроки, в материалы дела не представлено.

Роль сетевой организации при осуществлении возложенной на нее обязанности по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя предполагает ее активное поведение во взаимодействие как с обратившимся к нему лицом, так и иными хозяйствующими субъектами, тем самым обеспечивая права такого лица в установленном законодательством порядке и сроки.

Именно бездействие Общества в части непринятия своевременных и разумных мер по осуществлению технологического присоединения жилого строения Заявителя к электрическим сетям привело к нарушению императивных требований, установленных пунктом 16 Правил № 861 и интересов Заявителя.

В соответствии с Приложением № 1 к постановлению Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» АО «Янтарьэнерго» включено в Реестр субъектов естественных монополий по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 № 11-1/00 АО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Согласно пункту 3.2 Устава АО «Янтарьэнерго», к основным видам деятельности Общества помимо оказания услуг по передаче электрической энергии относятся услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, влекущая наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Повторность нарушения положений статьи 9.21 КоАП РФ в части нарушения Обществом пункта 16 Правил № 861 подтверждена вступившими в законную силу актами Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Калининградской области по делам №№ А21-15833/2019, А21-15836/2019, А21-16093/2019, А21-16139/2019, А21-690/2020, А21-1452/2020, А21-1453/2020, А21-2809/2020, А21-2810/2020, А21-4571/2020, А21-4858/2020, А21-5893/2020, А21-7355/2020, А21-7863/2020, А21-4263/2021, А21-4275/2021.

Таким образом, в действиях АО «Янтарьэнерго», выразившихся в части нарушения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям АО «Янтарьэнерго», установленных пунктом 16 Правил № 861, усматриваются признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: адрес

Время совершения административного правонарушения: 21.03.2021, 30.03.2021.

Исключительных обстоятельств, предусмотренных статьёй 4.1 КоАП РФ, не установлено.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности. Малозначительность правонарушения может иметь место лишь при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица, привлеченного к административной ответственности, к исполнению своих обязанностей.

Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.

Результатом бездействия Общества явились негативный результат взаимодействия заявителя и Общества, недостижение целей своевременного технологического присоединения в рамках отношений, требующих от сетевой организации оперативности и содействия потребителю в реализации охраняемых законом интересов.

Общество включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг – услуги по передаче электрической энергии, и является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных законом требований по проведению мероприятий по технологическому присоединению, общество не приняло необходимые меры по соблюдению своей публично-правовой обязанности. О пренебрежительном отношении общества к исполнению обязанностей свидетельствует повторность привлечения к административной ответственности, в связи с чем основания для признания правонарушения малозначительным и снижения штрафа ниже низшего предела, определенного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, не усматриваются.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении наказания должен быть учтён масштаб совершённого правонарушения, а именно – 15 фактов нарушения срока технологического присоединения в отношении одних заявителей, а также существенное нарушение срока – по истечении 7 месяцев с даты правонарушения указанные объекты заявителей не присоединены.

Общество не привело доказательств принятия мер к исполнению обязательств, которые могли бы говорить о добросовестности и намерении исполнить возложенные Правилами № 861 обязательства; напротив, отсутствие подтверждения выполненных, а не планируемых работ, позволяющих оценить их процент выполнения, равно как и обстоятельств, препятствующих осуществлению работ, говорит об обратном.

Отсутствие присоединения реально, а не абстрактно нарушает права потерпевших на своевременное технологического присоединение.

С учётом изложенного, а также того, что нарушение пункта 16 Правил № 861, в отличие от иных дел об административных правонарушениях в отношении Общества, по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ не единично, назначению подлежит наказание в максимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 9.21, 23.48, 29.9, 29.11 КоАП РФ, заместитель руководителя

ПОСТАНОВИЛА:

признать АО «Янтарьэнерго» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 000 (один миллион) рублей.

Заместитель руководителя

 

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

На основании части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ предусмотрено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Документы, подтверждающие оплату штрафа необходимо представить нарочно, посредством почтовой связи, факсом или по электронной почте по адресу: to39@fas.gov.ru. В назначении платежа необходимо указывать номер оплачиваемого постановления о наложении штрафа. В случае невозможности идентификации платежа или при отсутствии сведений о своевременной оплате штрафа, Калининградское УФАС России будет обязано передать постановление о наложении штрафа для принудительного исполнения.

 

Связанные организации

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЯНТАРЬЭНЕРГО"
ИНН 3903007130, ОГРН 1023900764832