Решение №1865/02 РЕШЕНИЕ № 039/05/5-1561/2021 от 15 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 039/05/5-1561/2021

Резолютивная часть объявлена 28.02.2022                                                                                                                                            г. Калининград

Изготовлено в полном объеме 15.03.2022

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

И.С. – заместитель руководителя Калининградского УФАС России;        

О.И.  – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

А.А.  – государственный инспектор отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,    

при участии представителей:  

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, – ООО «ТЕПЛОДОМ»: Н.В. (по доверенности);

в отсутствие Заявителя – Н.А., уведомленной надлежащим образом о дате и времени заседания Комиссии,

рассмотрев дело № 039/05/5-1561/2021 по признакам нарушения ООО «ТЕПЛОДОМ» пункта 1 части 3 статьи 5, часть 2 статьи 20 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Управление) поступили заявления Н.А. (вх. № 7608 от 01.10.2021), (вх. № 8008 от 18.10.2021), а также материалы проверки из ОМВД России по Ленинградскому району города Калининграда по заявлению Н.А. (вх. № 8565 от 08.11.2021), в том числе по вопросам размещения вдоль обочин г. Калининграда прицепов-фургонов ООО «Теплодом», информации в поисковой системе «Google», содержания: «Самый надежный Немецкий Тепловой Насос в Калининграде Michl Technik GmbH Представительство. Не нужен Газ не нужны Скважины Самый дешевый вид отопления», с признаками нарушения Закона о рекламе.  

01.12.2021 Управлением возбуждено дело № 039/05/5-1561/2021 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, часть 2 статьи 20 Закона о рекламе.

Изучив материалы дела № 039/05/5-1561/2021, выслушав доводы представителя ООО «ТЕПЛОДОМ», Комиссия приходит к следующим выводам.  

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. 

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.  

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.  

Из представленных Заявителем материалов Комиссией установлено, что вдоль обочины г. Калининграда на улице Большая Окружная размещен прицеп с указанием информации следующего содержания: «ООО «ТЕПЛОДОМ» официальный дилер в Калининграде / ТЕПЛОВЫЕ НАСОСЫ / Отопление по цене природного газа / +7 931 609 99 91 www.michl.shop».

При наборе в поисковой системе «Google» фразы: «тепловые насосы» выдавалась, в том числе информация следующего содержания: «https://www.michl.shop/ 8(963) 296-45-11 Тепловой насос в Калининграде – Установка теплового насоса Самый надежный Немецкий Тепловой Насос в Калининграде Michl Technik GmbH Представительство. Не нужен Газ не нужны Скважины Самый дешевый вид отопления», содержащая пометку «реклама».

1. По вопросу размещения вдоль обочины г. Калининграда прицепа-фургона.

20.10.2021 сотрудником Калининградском УФАС России по результатам выездного осмотра составлен акт, которым зафиксировано, что по адресу г. Калининград, ул. Большая Окружная вдоль обочины напротив магазина кровельных и фасадных материалов «Деловая Русь», географические координаты: широта 54.760205°, долгота 20.454307°, находится прицеп-фургон с государственным номером АО 8349 39 RUS, на котором размещена информация содержания:

«ООО «ТЕПЛОДОМ» официальный дилер в Калининграде / ТЕПЛОВЫЕ НАСОСЫ / Отопление по цене природного газа / +7 931 609 99 91 www.michl.shop».  

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски. 

Согласно части 2 статьи 20 Закона о рекламе использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается. 

Под указанный запрет подпадает использование транспортного средства, основным предназначением которого является распространение рекламы (в том числе создание транспортного средства в виде определенного товара), а также переоборудование транспортного средства с частичной утратой тех функций, для выполнения которых оно было создано изначально.

К преимущественному использованию транспортного средства в качестве рекламной конструкции можно отнести случаи, когда транспортное средство, на котором размещена реклама, в течение длительного времени стоит на одном месте без передвижения. 

Учитывая даты подачи заявлений Н.А. и составления акта осмотра, Комиссия приходит к выводу, что прицеп с вышеуказанной информацией стоит на одном месте без передвижения в течение длительного срока.

Информация, размещенная на транспортном средстве - прицепе, с текстом: «ООО «ТЕПЛОДОМ» официальный дилер в Калининграде / ТЕПЛОВЫЕ НАСОСЫ / Отопление по цене природного газа / +7 931 609 99 91 www.michl.shop», имеет все необходимые признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам и товарам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

На заседании Комиссии представитель ООО «ТЕПЛОДОМ» (далее – Общество) указывал, что номера телефонов и прицеп, о котором идет речь в обращениях Заявителя, Обществу не принадлежат.

В ходе рассмотрения дела Комиссией по данным фактам получены следующие сведения.

Согласно ответу ПАО «МегаФон», абонентский номер + 7 931 609 99 91 принадлежит физическому лицу В.В. на основании договора на оказание услуг связи №  от 22.06.2021.   

Также согласно ответу Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Калининградской области транспортное средство марки, модели: Лакер Heavy Duty 400 с государственным номером: АО 8349 39 RUS зарегистрировано на В.В.

В дальнейшем на заседаниях Комиссии представитель Общества утверждал, что данный прицеп-фургон у В.В. был угнан и вероятно угонщики разместили на нём указанную информацию, вместе с тем, каких-либо сведений, подтверждающих данную позицию Обществом представлено не было.

Также представитель Общества наставил на том, что дело возбуждено в отношении ООО «ТЕПЛОДОМ», а не В.В., который не является участником дела.

По данному факту Комиссия отмечает, что В.В. является генеральным директором и учредителем ООО «ТЕПЛОДОМ» (ИНН 3917054926), кроме того, законодательство не содержит запретов и ограничений, в части использования физическими лицами своих номеров телефонов и личного имущества, при осуществлении ими своей предпринимательской деятельности.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «ТЕПЛОДОМ» по размещению прицепа-фургона с государственным номером АО 8349 39 RUS по адресу г. Калининград, ул. Большая Окружная вдоль обочины напротив магазина кровельных и фасадных материалов «Деловая Русь», географические координаты: широта 54.760205°, долгота 20.454307° с размещением на нём рекламной информации: «ООО «ТЕПЛОДОМ» официальный дилер в Калининграде / ТЕПЛОВЫЕ НАСОСЫ / Отопление по цене природного газа / +7 931 609 99 91 www.michl.shop» нарушают часть 2 статьи 20 Закона о рекламе.

2. По вопросу размещения информации поисковой системе «Google».  

Согласно представленным материалам при наборе в поисковой системе «Google» фразы: «тепловые насосы», выдавалась, в том числе информации содержания: «https://www.michl.shop/ 8(963) 296-45-11 Тепловой насос в Калининграде – Установка теплового насоса Самый надежный Немецкий Тепловой Насос в Калининграде Michl Technik GmbH Представительство. Не нужен Газ не нужны Скважины Самый дешевый вид отопления», содержащая пометку «реклама».

Общие требования к рекламе указаны в статье 5 Закона о рекламе.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. 

Пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

По мнению антимонопольного органа, когда на странице результатов поисковой выдачи, помимо результатов поиска, также размещается информация, направленная на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди иных товаров (например, всплывающий баннер, информация с пометкой «реклама», размещенная посредством системы размещения контекстной рекламы), такая информация является рекламой. Указанная позиция также отражена в Письме ФАС России от 25.09.2019 № АК/83509/19 «О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 

Таким образом, информация, выдававшаяся при наборе в поисковой системе «Google» фразы: «тепловые насосы», содержания: «https://www.michl.shop/ 8(963) 296-45-11 Тепловой насос в Калининграде – Установка теплового насоса Самый надежный Немецкий Тепловой Насос в Калининграде Michl Technik GmbH Представительство. Не нужен Газ не нужны Скважины Самый дешевый вид отопления», содержащая пометку «реклама», является рекламой и призвана формировать и поддерживать интерес к услугам и товарам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

В пункте 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Согласно представленной Обществом по запросу Калининградского УФАС России информации (вх. 8374 от 28.10.2021) Комиссией уставлено, что Общество подтверждает факт размещения указанной рекламы в «Google», а также недопустимости размещения такого рода сравнений, Обществом представлен скриншот с измененной рекламной информацией и дополнительно пояснено, что утверждение о том, что тепловые насосы «Michl» являются номером один в Германии приведено на основании проведенного авторитетным Европейским изданием https://www.testsieger.io/wohnen/waermepumpe/ исследования в части соотношении цены и качества оборудования.  

Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Общества утверждал, что ссылка на интернет-сайт: https//www.michl.shop не является обоснованной, в названии данного сайта нет сведений об ООО «ТЕПЛОДОМ», а также о его владельце. Договор на размещение рекламы Общество с Google не заключало.

По вопросу размещения указанной информации Комиссией установлено следующее.

Согласно представленному ООО «Гугл» ответу (вх. № 441 от 24.01.2022) установлено, что реклама содержания: Тепловой насос в Калининграде – Установка теплового насоса Самый надежный Немецкий Тепловой Насос в Калининграде Michl Technik GmbH Представительство. Не нужен Газ не нужны Скважины Самый дешевый вид отопления» размещена на основании договора оказания рекламных услуг от 12.05.2021 с рекламодателем - ООО «ТЕПЛОДОМ», В.В., Калининградская область, 236029, телефон: + 7 921 009 04 93, также в подтверждение исполнения договора ООО «Гугл» представлены платежные поручения с ООО «ТЕПЛОДОМ» (ИНН 3917054926).

Также согласно представленным ПАО «МегаФон» сведениям абонентский номер + 7 963 296 45 11 выделен физическому лицу Р.А. на основании договора на оказание услуг связи №  от 03.07.2018. 

Как установлено Комиссией, Р.А. также является учредителем ООО «ТЕПЛОДОМ» (ИНН 3917054926).

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «ТЕПЛОДОМ» по размещению в поисковой системе «Google» рекламной информации содержания: «https://www.michl.shop/ 8(963) 296-45-11 Тепловой насос в Калининграде – Установка теплового насоса Самый надежный Немецкий Тепловой Насос в Калининграде Michl Technik GmbH Представительство. Не нужен Газ не нужны Скважины Самый дешевый вид отопления» с пометкой «реклама» без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение, нарушают пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе

Частью 6 статьи 38 Закона о рекламе установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5, части 2 статьи 20 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В ходе предварительной проверки установлено, что рекламодателем данной рекламы является ООО «ТЕПЛОДОМ» (ИНН 3917054926, 236029, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Кутузово, ул. Промышленная, д. 1, к. здание 3, этаж 2, помещение 25).

Учитывая, что в данный момент размещение прицепа по указанному месту не осуществляется, а также устранено нарушение законодательства о рекламе в части размещения рекламной информации в поисковой системе «Google», Комиссией Калининградского УФАС России сделан вывод о нецелесообразности выдачи ООО «ТЕПЛОДОМ» (ИНН 3917054926) предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона РФ «О рекламе», в соответствии с пунктами 42 - 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 1922 (далее – Правила), Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «ТЕПЛОДОМ» (ИНН 3917054926, 236029, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Кутузово, ул. Промышленная, д. 1, к. здание 3, этаж 2, помещение 25) нарушившими пункт 1 части 3 статьи 5, часть 2 статьи 20 Закона о рекламе. 

2. Предписание ООО «ТЕПЛОДОМ» (ИНН 3917054926, 236029, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Кутузово, ул. Промышленная, д. 1, к. здание 3, этаж 2, помещение 25) не выдавать в связи с прекращением нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области для возбуждения дела об административном правонарушении.     

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                                            И.С. Болтенко

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                                         О.И. Филатов

 

 

                                                                                                                                               А.А. Федоровский

 

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Калининградской области в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны