Решение (комиссия) №ИБ/1841/23 Решение от 21 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Решение


Заявитель:

ООО «СпецМонтажИнжинирингТехнолоджи»


450531, Республика Башкортостан, Уфимский район, д. Алексеевка,
ул. Набережная, д. 1, к. 1

Smit_stroy@mail.ru


Заказчик:

АО «Корпорация развития Калининградской области»


236023, Калининградская область,
г. Калининград, ул. Красная, д. 63А,
корпус CXV из литера А

office@kgd-rdc.ru


Электронная торговая площадка:

АО «ТЭК-Торг»


115191, г. Москва, Гамсоновский переулок, д. 5, стр. 2, этаж 5, помещение VII

help@tektorg.ru

press@tektorg.ru

info@email.tektorg.ru



РЕШЕНИЕ



18 апреля 2023 года № 039/07/3-258/2023 г. Калининград



Комиссия Калининградского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:


ведущий заседание Комиссии:

И.С. Болтенко

заместитель руководителя Калининградского УФАС России;


члены Комиссии:


А.Г. Киселева




В.В. Погодин


начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;


заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;




при участии представителей:






заказчика
АО «Корпорация развития Калининградской области»


заявителя
ООО «СпецМонтажИнжинирингТехнолоджи»


Н.Л. Миневская

Л.А. Прохорова




Д.В. Измалков



по доверенности;

по доверенности;




по доверенности;


рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи без очного участия представителей сторон посредством плагина «TrueConf» жалобу (вх. № 2483-ЭП/23 от 31.03.2023) общества с ограниченной ответственностью «СпецМонтажИнжинирингТехнолоджи»
(ИНН
0276134869, ОГРН 1110280048746; далее – ООО «СМИТ», Общество, Заявитель) на действия заказчика – акционерного общества «Корпорация развития Калининградской области» (ИНН 3906123600, ОГРН 1043902821577;
далее – АО «Корпорация развития Калининградской области»
, Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по сносу объекта капитального строительства: «Здание административного назначения, расположенное по адресу: Калининградская область, г. Калининград, проспект Ленинский, д. 81а». Этап I - демонтаж надземной части здания до нулевой отметки» (извещение № 32312132210 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/; далее соответственно – Конкурс, торги, закупка, ЕИС),

УСТАНОВИЛА:


Заявитель фактически не согласен с составленными Комиссией по осуществлению закупок АО «Корпорация развития Калининградской области»
(далее также – Комиссия Заказчика) протоколом рассмотрения 2 частей заявок на участие в закупке (извещение о закупке № ЗП3021533) от 17.03.2023 (далее – протокол от 17.03.2023), протоколом об утверждении результатов оценочной стадии рассмотрения заявок на участие в закупке и решения о выборе победителя закупки
№ ЗП3021533 от 28.03.2023 (далее – итоговый протокол от 28.03.2023). ООО «СМИТ» просит обязать Комиссию Заказчика вернуться на стадию рассмотрения вторых частей заявок участников Конкурса.

По мнению Заявителя, при проведении торгов Комиссией Заказчика допущены нарушения статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
(далее – Закон о закупках). ООО «СМИТ» обратило внимание, что согласно итоговому протоколу от 28.03.2023 его заявка заняла 4 (четвёртое место), несмотря на наименьшую цену, предложенную среди всех участников торгов. Предложение наименьшей цены договора не позволило Заявителю стать победителем Конкурса.
В обоснование своей позиции о нарушении прав участника закупки ООО «СМИТ» указало нижеследующее.


1. Комиссия Заказчика допустила нарушение при рассмотрении и оценке заявки ООО «Техноресурс» (ИНН 3905606756), поскольку согласно государственному информационному ресурсу бухгалтерской (финансовой) отчетности (https://bo.nalog.ru/) выручка победителя торгов ООО «Техноресурс» составила:

- в 2018 году – 2,1 миллиона рублей;

- в 2019 году – 2,6 миллиона рублей;

- в 2020 году – 38 миллионов рублей;

- в 2021 году – 8,7 миллионов рублей.

Учитывая количество баллов по критерию опыта участника, присужденных заявке ООО «Техноресурс», этим участником в составе заявки было предложено и зачтено Комиссией Заказчика 2 (два) контракта.

При этом «Глава III. Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе» «Документации о закупке (редакция № 4) Конкурс в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по сносу (демонтажу) объекта капитального строительства: «Здание административного назначения, расположенное по адресу Калининградская область, г. Калининград, проспект Ленинский, д.81а» Этап I - демонтаж надземной части здания до нулевой отметки» (далее – Документация о закупке) устанавливает минимальные требования к предоставляемому опыту, а именно: к сумме (цене) каждого представляемого в составе заявки участника контракта/договора – 95,7 миллионов рублей.

Однако выручка ООО «Техноресурс» за 2018-2021 годы составляет порядка
50 миллионов рублей.

ООО «СМИТ» обратило внимание на наличие противоречий между финансовым состоянием победителя закупки – ООО «Техноресурс», и полученными им баллами по критерию «Опыт исполнителя». По этому основанию Заявитель просит Комиссию антимонопольного органа осуществить проверку опыта победителя торгов на предмет его достоверности.


2. Также Заявитель обратил внимание на нарушение, допущенное Заказчиком при формировании Документации о закупке. Согласно порядку оценки, установленному в главе III Документации о закупке, по критерию «Опыт подрядчика» оценивается опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объёма (предмет оценки по показателю) за период с
01.01.2018 по 31.12.2022 (период исполнения договоров (контрактов) – 2018-2022 гг.), за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.

ООО «СМИТ» считает, что указанная формулировка в Документации о закупке ввела участников закупки (в том числе потенциальных, не подававших заявок на участие в торгах) в заблуждение, поскольку «5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке», это период с 10.03.2018 по 10.03.2023,
но никак не период с 01.01.2018 по 31.12.2022.

По мнению Заявителя, отказ Заказчика принимать опыт участника по выполнению аналогичных работ, имеющийся (полученный) в период с 31.12.2022 по 10.03.2023, является нарушением принципа отбора победителя конкурсным методом. Согласно пункту 6.3.5 Документации о закупке целью установленных критериев является отбор лучших условий исполнения договора.

Очевидно, что участник торгов, исполнивший в качестве подрядчика (субподрядчика) договор (договоры) / контракт (контракты) в период с 31.12.2022 по 10.03.2023 (этот период фактически не принимается Заказчиком к оценке), является лучшим кандидатом, поскольку имеет более актуальный опыт выполнения аналогичных предмету Конкурса работ, нежели чем те участники-конкуренты, кто исполнил договоры/контракты до 31.12.2022.

По изложенным основаниям Заявитель считает, что отказ Комиссии Заказчика в принятии такого актуального опыта участника (участников) торгов является недопустимым.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной и обязать Комиссию Заказчика вернуться на стадию рассмотрения вторых частей заявок участников Конкурса. Более подробно позиция ООО «СМИТ» изложена в жалобе (вх. № № 2483-ЭП/23
от 31.03.2023).


Заказчик считает, что при проведении Конкурса им не нарушены положения Закона о закупках и Документации о закупке, в связи с чем, просит признать жалобу необоснованной.

В отношении первого довода жалобы АО «Корпорация развития Калининградской области» указало, что победителем Конкурса стал коллективный участник в составе лидера – ООО «Техноресурс», и члена коллективного участника – ООО «ГЕОИЗОЛ» (ИНН 7811077889). Между этими хозяйствующими субъектами заключен соответствующий договор о совместной деятельности № 22/02-2023
от 22.02.2023,
регламентирующий взаимоотношения юридических лиц при участии в закупке, заключении и исполнении договора.

Заказчик отметил, что в составе заявки коллективного участника предоставлены сведения и документы в отношении коллективного участника закупки. При оценке коллективного участника – победителя Конкурса по критерию «Опыт подрядчика» Комиссией Заказчика приняты предоставленные в составе заявки коллективного участника 2 (два) исполненных ООО «ГЕОИЗОЛ» договора подряда на выполнение работ сопоставимого характера и объема.

В свою очередь, в отношении второго довода жалобы Заказчик указал, что в соответствии с Документацией о закупке по критерию «Опыт подрядчика» Комиссией Заказчика для определения победителя Конкурса был оценен опыт участников торгов по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объёма (предмет оценки по показателю) именно за период с 01.01.2018 по 31.12.2022.

В ходе заседания Комиссии антимонопольного органа уполномоченные
(на основании письменных доверенностей) представители Заказчика подтвердили указанную позицию АО «Корпорация развития Калининградской области», а также дополнительно указали, что участниками закупки в составе своих заявок не были представлены договоры/контракты, исполненные участниками закупки в иные временные периоды, то есть до 01.01.2018 и после 31.12.2022.

Подробно позиция Заказчика изложена в письменных возражениях
(вх. № 2697/23 от 07.04.2023).



Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, Комиссия Калининградского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки; обжалование осуществляется в случае проведения заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Комиссией установлено, что извещение № 32312132210 о проведении Конкурса 17.02.2023 опубликовано Заказчиком в ЕИС и на электронной торговой площадке акционерного общества «ТЭК-ТОРГ». Конкурс проводится в соответствии с положениями Закона о закупках.

Начальная (максимальная) цена договора составляет 191 400 810 рублей.

Предметом закупки является выполнение работ по сносу объекта капитального строительства: «Здание административного назначения, расположенное по адресу: Калининградская область, г. Калининград, проспект Ленинский, д. 81а». Этап I - демонтаж надземной части здания до нулевой отметки».

Срок предоставления Документации о закупке: с 17.02.2023 по 10.03.2023.

Срок направления запроса на разъяснение положений Документации о закупке:
с 17.02.2023 по 06.03.2023.

Дата начала срока подачи заявок на участие в торгах – 17.02.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени) – 10.03.2023 в 11 час. 00 мин.

Дата и время проведения переторжки – 20.03.2023 в 13 час. 00 мин. (время московское).

Дата оценки и сопоставления заявок – 28.03.2023.

Дата подведения итогов – 29.03.2023.

В соответствии с протоколом об утверждении результатов отборочной стадии рассмотрения заявок на участие в закупке (2 и более заявок) № ЗП3021533
от 10.03.2023, по результатам отборочной стадии рассмотрения первых частей заявок к участию в закупке допущены все 10 (десять) участников, подавших заявки.

Согласно протоколу от 17.03.2023, по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в закупке Комиссией Заказчика принято решение о допуске к процедуре переторжки с дальнейшей оценкой и сопоставлением заявок следующих участников:

- ООО «СМИТ» и ООО «Сфера резки» (ИНН 7718978310) (лидер и коллективный участник соответственно);

- АО «Экотехпром инжиниринг» (ИНН 9722010501);

- ООО «Град» (ИНН 3906310198);

- ООО «Техноресурс» и ООО «ГЕОИЗОЛ» (лидер и коллективный участник соответственно);

- ООО «Инпэкс» (ИНН 3906359122);

- ООО «Техно-Диггер» (ИНН 7733812711);

- ООО «СБ Регион» (ИНН 3906900775).

Этим же протоколом от 17.03.2023 не допущены к процедуре переторжки с дальнейшей оценкой и сопоставлением заявок следующие участники:

- ООО «Управляющая компания «Спрингалд» (ИНН 7816267971);

- ООО «Александрградъ» (ИНН 5403046303);

- ООО «СК «А2» (ИНН 7806184356).

В соответствии с итоговым протоколом от 28.03.2023, по результатам оценки и сопоставления заявок на участие в закупке победителем является ООО «Техноресурс» (лидер коллективного участника совместно с ООО «ГЕОИЗОЛ»). Второе место присвоено ООО «Техно-Диггер».

Заявке подателя жалобы – ООО «СМИТ» присвоено 4 (место).

Следует отметить, что ценовое предложение ООО «СМИТ» в размере 127 021 500,00 рублей с НДС 20% оказалось лучшим среди всех участников торгов.

ООО «СМИТ» не согласилось с результатами Конкурса и обратилось в Калининградское УФАС России с рассматриваемой жалобой на действия Комиссии Заказчика.

Жалоба Заявителя поступила в установленные частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сроки и содержит основания для обжалования, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению антимонопольным органом по существу.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки (пункт 1); равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2); целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3); отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4).

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 1 статьи 1 Закона о закупках установлено, что целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации
от 24.06.2009 № 11-П отмечено, что исходя из положений Конституции Российской Федерации в их системной связи (статьи 2, 8, 17, 18, 34, 45) в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В этой связи должны создаваться максимально благоприятные условия для функционирования экономической системы в целом, что предполагает необходимость стимулирования свободной рыночной экономики, основанной на принципах самоорганизации хозяйственной деятельности предпринимателей как ее основных субъектов, и принятия государством специальных мер, направленных на защиту их прав и законных интересов и тем самым - на достижение конституционной цели оптимизации государственного регулирования экономических отношений.

Статьей 2 Закона о закупках (части 1 и 2) установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке); положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, регламент осуществления закупочной деятельности в соответствии с требованиями Закона о закупках устанавливается Заказчиком самостоятельно в положении о закупке.

Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества «Корпорация развития Калининградской области» (утверждено решением Совета директоров АО «Корпорация развития Калининградской области», протокол № 03/2014 от 05.12.2014, с учетом последующих внесенных в него изменений;
далее – Положение о закупке) является документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика, и в котором содержатся требования к закупкам, порядок подготовки и осуществления закупок.

Согласно пункту 1 статьи 2 Положения о закупке, это Положение обязательно для применения при проведении закупки товаров, работ, услуг для нужд
АО «Корпорация развития Калининградской области» за исключением случаев, для которых законодательством установлен иной порядок закупки.

Пунктом 1 статьи 7 Положения о закупке установлено, что документация разрабатывается Заказчиком для осуществления конкурентной закупки, за исключением проведения запроса котировок. Документация о конкурентной закупке утверждается руководителем Заказчика. Лицо, утвердившее документацию о закупке, несет ответственность за сведения, содержащиеся в ней, и за их соответствие настоящему Положению и Закону о закупках.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 12 Положения о закупке одним из обязательных требований к участникам закупки является соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.



  1. В отношении довода ООО «СМИТ» о наличии противоречий между финансовым состоянием победителя закупки – ООО «Техноресурс», и полученными им баллами по критерию «Опыт исполнителя», Комиссия отмечает следующее.

На основании пункта 2.6 Документации о закупке в случае, если несколько юридических лиц, физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей), выступают на стороне одного участника закупки, требования, установленные Заказчиком в документации о закупке к участникам закупки, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок предъявляются к группе лиц, а не к отдельно взятым лицам, входящим в ее состав.

Пунктом 2.7 Документации о закупке установлено, что члены объединений, являющиеся коллективными участниками закупочных процедур, должны иметь соглашение между собой (или иной документ), соответствующее нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором определены права и обязанности сторон и установлено лицо, уполномоченное представлять интересы коллективных участников закупочных процедур.

Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Следовательно, возможность коллективного участия в закупке прямо предусмотрена положениями Закона о закупках. При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц в совокупности (группа лиц). Указанные лица могут выступать участниками закупки, если соответствуют требованиям, которые установлены заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Согласно пункту 14 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018), если участником закупки выступает несколько лиц (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться к такой группе лиц в совокупности, а не к отдельно взятому ее участнику. Обратное не отвечает цели коллективного участия в закупке несколькими лицами в составе группы лиц.

Применительно к изложенному Комиссия отмечает, что победителем Конкурса стал коллективный участник в составе лидера – ООО «Техноресурс», и члена коллективного участника – ООО «ГЕОИЗОЛ». Между этими хозяйствующими субъектами заключен соответствующий договор о совместной деятельности
№ 22/02-2023 от 22.02.2023, регламентирующий взаимоотношения юридических лиц при участии в закупке, заключении и исполнении договора. Указанный договор предоставлен в составе заявки коллективного участника.

При оценке заявки названного коллективного участника по критерию
«Опыт подрядчика» Комиссией Заказчика приняты и учтены предоставленные в составе заявки 2 (два) исполненных ООО «ГЕОИЗОЛ» (членом коллективного участника) договора подряда на выполнение работ.

При таком положении, первый довод Заявителя не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии, и по этому основанию жалоба ООО «СМИТ» в указанной части не может быть признана обоснованной.



  1. В отношении второго довода жалобы ООО «СМИТ» о временном периоде исполнения участниками закупки аналогичных предмету Конкурса договоров Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.

Закон о закупках не определяет способов закупки, условий их применения и порядка проведения. Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно и включаются в положение о закупке.

Согласно подпунктам 12 и 13 пункта 2 статьи 7 Положения о закупке документация о закупке должна содержать критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В силу пункта 1 статьи 41 Положения о закупке заявки, допущенные к участию в конкурсе, оцениваются и сопоставляются с целью определить заявку, наиболее удовлетворяющую потребностям Заказчика в товаре, работе, услуге, в соответствии с критериями и порядком, которые установлены конкурсной документацией.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Положения о закупке «Заказчиком дополнительно могут быть установлены квалификационные требования к участникам закупки, в случае если предполагается заключение договора на оказание информационных, юридических, аудиторских и консультационных услуг, услуг по проведению социологических опросов в интересах Заказчика, образовательных услуг, проведение научно-исследовательских, инженерно-изыскательских, опытно-конструкторских или технологических работ, работ по проведению опытов и экспериментов, предпроектных и проектных работ, услуг и работ, связанных с созданием конструкторской документации для изготовления оборудования и технологической оснастки, изготовление и поставку экспериментальных образцов (прототипов) оборудования и технологической оснастки, разработку дизайна продукции, изготовление и поставку макетов продукции, поставку полиграфической, канцелярской, подарочной, сувенирной и наградной продукции с логотипом или фирменным дизайном Заказчика, такие как:

- требования к наличию опыта выполнения аналогичных проектов (к примеру, количество ранее исполненных договоров аналогичных по объему поставки товаров, по видам оказываемых услуг, по видам выполняемых работ), в том числе за определенный промежуток времени;

- требования к наличию производственных мощностей, технологического оборудования;

- требования к наличию трудовых ресурсов (наличие в штате (или на основе договоров гражданско-правового характера) специалистов в соответствующих областях с указанием требуемого опыта работы данных специалистов в указанной области и т.п.);

- требования к наличию соответствующих финансовых ресурсов (наличие денежных средств на счетах, денежных средств, отраженных по данным бухгалтерской отчетности и т.п.).

При закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства Заказчик вправе установить также участникам закупки требования, такие как:

- требование выполнения ими за последние 5 (пять) лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых осуществляется закупка, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд Заказчика, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), на право заключить который осуществляется закупка. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником закупки (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника закупки);

- требование к наличию на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора;

- требование к наличию необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.».

Комиссия обращает внимание, что вышеуказанный пункт 2 статьи 12 Положения о закупке может быть применен ко всем без исключения закупкам, проводимым
АО «Корпорация развития Калининградской области» в соответствии с Законом о закупках.

Названное условие Положения о закупке о пятилетнем временном периоде, предшествующем дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, распространяется и на рассматриваемый Конкурс, поскольку извещение о закупке и Документация о закупке не содержат указания на невозможность применения
(не применение) пункта 2 статьи 12 Положения о закупке к условиям проведения Конкурса.

Однако, согласно порядку оценки заявок, содержащемуся в главе III Документации о закупке «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе», дословно: «По критерию «Опыт подрядчика» оценивается опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объёма. При этом для заказчика лучшим условием исполнения договора по критерию оценки является наибольшее количество исполненных участником закупки договоров на выполнение работ сопоставимого характера и объема.

Предложение об опыте подрядчика оценивается в соответствии с данными, указанными участником закупки в пункте 2.3 формы № 2 «Заявка на участие в закупке» (глава VI Документации о закупке).

Под работами аналогичными предмету закупки в настоящей документации понимаются выполненные участником закупки работы по договорам (контрактам)
за период с 01.01.2018 по 31.12.2022 (период исполнения договоров (контрактов) – 2018-2022 гг.), за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых осуществляется закупка, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем пятьдесят процентов начальной (максимальной) цены договора, на право заключить который осуществляется закупка. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником закупки (с учетом правопреемственности) работ, аналогичных предмету закупки и стоимостью каждого договора не менее чем 50 % от общей начальной (максимальной) цены договора, указанной в настоящей документа.

Под работами, сопоставимого характера и объема предмету конкурса, в настоящей конкурсной документации понимаются работы по сносу, строительству или реконструкции объектов капитального строительства.

Для оценки по данному показателю участник конкурса предоставляет пакет документов, являющийся неотъемлемой частью заявки на участие в конкурсе, а именно:

1) копии исполненных договоров (контрактов) со всеми приложениями, изменениями и дополнениями, являющимися неотъемлемой частью таких договоров (контрактов);

2) копии документов, подтверждающих исполнение указанных договоров (контрактов), акта (актов) выполненных работ. Указанные акты должны содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», и подтверждать стоимость исполненного договора (контракта).».

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что содержащееся в Документации о закупке противоречивое требование Заказчика о временном пятилетнем периоде выполнения аналогичных работ участниками закупки, во-первых, противоречит пункту 2 статьи 12 Положения о закупке, и во-вторых, очевидным образом является неопределенным и не позволяет участникам закупки, в том числе потенциальным, с очевидной достоверностью установить такой временной период времени.

Установление такого противоречивого требования к опыту участников закупки
(в том числе потенциальных) препятствует участникам закупки представить в составе заявки договоры, исполненные ими в период с 01.01.2023 до 10.03.2023
(даты окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе).

Комиссия Заказчика, при соблюдении ей пункта 2 статьи 12 Положения о закупке, не имела правовых оснований (не должна была) оценивать опыт участников закупки, подтвержденный договорами, исполненными в период с 01.01.2018 по 10.03.2018, и была обязана оценить опыт участников закупки, подтвержденный договорами, исполненными ими в период с 01.01.2023 до 10.03.2023.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом информационной открытости закупки.

Комиссия отмечает, что Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Приведенные правовые позиции, позволяя определить круг правомерных действий заказчика при установлении в документации о закупке, проводимой по правилам Закона о закупках, требований к участникам, отличающихся достаточной степенью неопределенности, указывают на обстоятельства, наличие которых является индикатором нарушения принципов, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и которые подлежат выяснению антимонопольным органом в целях выявления в действиях заказчика данного нарушения. Такие обстоятельства подразумевают фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.

Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом о закупках, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (статья 1 Закона о закупках).

Комиссия обращает внимание, что в данном конкретном случае имеют место цели обеспечения неравноправного участия хозяйствующих субъектов в Конкурсе; такие цели Заказчика превалировали над целями эффективной хозяйственной деятельности Заказчика.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком при проведении Конкурса одного из фундаментальных принципов Закона о закупках
– информационной открытости закупки.

В этой связи, Комиссия признает АО «Корпорация развития Калининградской области» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Жалоба ООО «СМИТ» в указанной части признана Комиссией обоснованной.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Между тем, Комиссия не усматривает правовых оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении допущенного нарушения действующего законодательства Российской Федерации, поскольку права и законные интересы ООО «СМИТ» в данном случае не нарушены.

Заявитель в составе своей заявки на участие в Конкурсе в качестве подтверждения опыта выполнения аналогичных работ не представил договоры/контракты, исполненные им в период с 01.01.2023 до 10.03.2023. Факт непредставления в составе заявки таких договоров в полном объеме подтвердил уполномоченный (на основании письменной доверенности) представитель
ООО «СМИТ».

Кроме того, правом на направление Заказчику запроса о разъяснении положений Документации о закупке ООО «СМИТ» до окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе не воспользовалось.

На основании всего вышеизложенного, Комиссия признает жалобу
ООО «СМИТ» частично обоснованной.

В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных для рассмотрения жалобы, пояснили, что они представили все доказательства, которые они намеревались представить, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, у них не имеется.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия


РЕШИЛА:


  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «СпецМонтажИнжинирингТехнолоджи» (ИНН 0276134869, ОГРН 1110280048746) частично обоснованной.

  2. Признать заказчика – Акционерное общество «Корпорация развития Калининградской области» (ИНН 3906123600, ОГРН 1043902821577) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Предписание об устранении допущенного нарушения действующего законодательства Российской Федерации не выдавать.


Председатель комиссии



И.С. Болтенко






Члены комиссии:





А.Г. Киселева








В.В. Погодин







Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.



Исп.Погодин В.В., тел.: 53-72-04


2023-1959


Связанные организации

ООО "СпецМонтажИнжинирингТехнолоджи"
ИНН 0276134869, ОГРН 1110280048746
АО "Корпорация развития Калининградской области"
ИНН 3906123600, ОГРН 1043902821577
АО «ТЭК-Торг»
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368