Постановление №039/04/9.21-1036/2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушени... от 10 января 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFУПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу об административном правонарушении
10января 2020 года |
№039/04/9.21-1036/2019 |
г. Калининград |
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Калининградское УФАС России, Управление)–Г., рассмотревпротокол и другие материалы дела об административном правонарушении №039/04/9.21-1036/2019, возбужденного13.12.2019ведущим специалистом-экспертом правового отдела Калининградского УФАС России – С.по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении юридического лица –
Акционерного общества «Янтарьэнерго»
(236022, г. Калининград, ул. Театральная, 34;ИНН 3903007130;ОГРН 1023900764832)
в отсутствие законного представителя АО «Янтарьэнерго», в присутствии защитника, действующего на основании доверенности от 01.01.2020 №320/13, М.,
Адрес рассмотрения дела: по месту нахождения Калининградского УФАС России (236006, г. Калининград, ул. Барнаульская, 4);
Время рассмотрения дела: 10.01.2020 с 16:30 до 16:50.
Руководствуясь статьей 23.48, пунктом 1 части 1 статьи 29.9, статьей 29.11 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Калининградское УФАС России, Управление)поступила жалоба Ю. (далее – Заявитель) (вход. № 7054 от 29.11.2019) на невыполнение Акционерным обществом «Янтарьэнерго» (далее – Общество, АО «Янтарьэнерго») условий Договора от 10.01.2019 № 09122/12/18 (далее - Договор) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства индивидуального жилого строения, расположенного (который будет располагаться) по адресу: Калининградская область….., неотъемлемой частью которого являются технические условия № Z-9122/18.
Пунктом 5 Договора предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (четыре) месяца с даты заключения Договора.
В соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее - Правила), согласно Договору, датой начала исполнения обязательств со стороны Общества является – 10.01.2019, датой окончания – 10.07.2019. К указанному сроку технологическое присоединение осуществлено не было.
На момент поступления жалобы в антимонопольный орган, т.е. на 29.11.2019, технологическое присоединение также не было осуществлено.
Согласно определению о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 13.12.2019 № 039/04/9.21-1036/2019 законному представителю Общества либо представителю (защитнику) Общества с надлежащим образом оформленными полномочиями надлежало явиться19.12.2019 в Калининградское УФАС России для дачи объяснений по факту правонарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.
19.12.2019 составление протокола отложено на 25.12.2019 в 16 часов 30 минут, в связи с отсутствием информации, запрашиваемой у АО «Янтарьэнерго».
В отсутствие законного представителя Общества, с участием защитника Б…25.12.2019 составлен протокол об административном правонарушении по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.Вместе с этим, Обществомпредставленыповторно истребуемыеопределением от19.12.2019 документы (сведения).
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 25.12.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении №039/04/9.21-1036/2019 назначено на 10.01.2019 в 16 часов 30 минут. Копия указанного определения вручена 25.12.2019 под роспись защитнику Общества – Б…
Дело рассмотрено в присутствии защитника Общества –М….действующей на основании доверенности от 01.01.2020 № 320/13, которая вины Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, не признала, считает, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Защитник Общества считает, что Общество приступило к исполнению Договора последовательно, добросовестно выполняло все необходимые и зависящие от него меры, а неисполнение условий Договора связано с отсутствием вины в действиях Общества и наличием объективных обстоятельств.
Заслушав защитника Общества, изучив протокол и материалы дела об административном правонарушении №039/04/9.21-1036/2019, нахожу вину Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении пункта 16 Правил № 861, в части нарушения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям АО «Янтарьэнерго», установленной и доказанной, исходя при этом из следующего.
В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В соответствии со статьей 21 Закона об электроэнергетике постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям.Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 16 Правил №861 договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6(шесть) месяцев.
В соответствии с пунктом 18 Правил №861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
По смыслу приведенных положений означенный срок для осуществления мероприятий по осуществлению технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организации, что не позволяет его продлевать каким-либо способом. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в соответствующих правоотношениях.
По итогам проведенного административного расследования установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя в сроки, установленные Правилами № 861 и условиями Договора, не осуществлено.
10.01.2019 АО «Янтарьэнерго» и Заявитель заключили Договор № 9122/12/18, неотъемлемой частью которого являются технические условия № Z-9122/18. Заявитель исполнил свои обязательства, предусмотренные указанными Договором и техническими условиями, оплата за технологическое присоединение Заявителем произведена своевременно и в полном объеме.
19.12.2019 в ответ на определение о возбуждении дела № 039/04/9.21-1036/2019 и проведении административного расследования, Общество представило в Калининградское УФАС России следующую запрошенную информацию: письменные сведения о мероприятиях, проведенных АО «Янтарьэнерго» в рамках исполнения Договора об осуществлении технологического присоединения; вместе с этим, представлена копия Договора № 9122/12/18, ТУ № Z-9122/18.
Согласно письменным пояснениям, планируемый срок завершения мероприятий по договору за технологическое присоединение – 1 квартал 2020 г.
Датой начала исполнения обязательств по Договору со стороны Общества является – 10.01.2018, датой окончания – 10.07.2019. К указанному сроку технологическое присоединение осуществлено не было. С момента окончания законодательно установленного срока исполнения Договора (т.е. с 10.07.2019) на момент составления административного протокола (т.е. на 25.12.2019) срок неисполнения Обществом своих обязательств составил 168 (сто шестьдесят восемь) дней.
Согласно подпункту «г» пункта 25(1) Правил в технических условиях для заявителей должны быть указаны, в том числе, распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Обществом не представлено доказательств отсутствия возможности выполнить перечисленные мероприятия в законодательно установленный срок, что свидетельствует о его неправомерном бездействии.
Доказательств, подтверждающих, что Обществом предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения требований и условий Договора в предусмотренные законом сроки, в материалах дела не имеется.
Роль сетевой организации при осуществлении возложенной на нее обязанности по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя предполагает ее активное поведение во взаимодействие как с обратившимся к нему лицом, так и иными хозяйствующими субъектами, тем самым обеспечивая права такого лица в установленном законодательством порядке и сроки.
Именно бездействие Общества в части непринятия своевременных и разумных мер по осуществлению технологического присоединения жилого дома Заявителя к электрическим сетям привело к нарушению императивных требований, установленных пунктом 16 Правил и интересов Заявителя.
Изложенное свидетельствует, что АО «Янтарьэнерго», как субъект естественной монополии, при выполнении своих обязательств по Договору, нарушило пункт 16 Правил, в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям АО «Янтарьэнерго».
Вина АО «Янтарьэнерго» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установлена и подтверждается материалами дела об административном правонарушении № 039/04/9.21-1036/2019.
Положениями статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влекущая наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с Приложением № 1 к постановлению Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» АО «Янтарьэнерго» включено в Реестр субъектов естественных монополий по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 № 11-1/00 ОАО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер <...> .1).
Также в соответствии с п. 3.2 Устава АО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).
Исходя из положений статьи 3 Закона о естественных монополиях, пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, услуги по передаче электрической энергии относятся к регулируемым видам деятельности и осуществляются по регулируемым ценам (тарифам).
Учитывая вышеизложенное, нельзя признать обоснованными доводы защитника АО «Янтарьэнерго» о последовательном и добросовестном исполнении Обществом принятых на себя в рамках Договора обязательств и выполнении всех необходимых и зависящих от него мер. Объективных обстоятельств, не позволивших Обществу выполнить свои обязательства по Договору, в ходе административного расследования не установлено.
На момент рассмотрения дела об административном правонарушении № 039/04/9.21-1036/2019 Общество привлекалось к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.21 в части нарушения пункта 16 Правил № 861 по постановлениям о наложении штрафа по делам об административных правонарушениях, вступившими в законную силу и исполненными Обществом № Э-17адм/2018 от 07.03.2018 (исполнено 26.04.2018), № Э-18адм/2018 от 13.03.2018 (исполнено 26.04.2018), № Э-73адм/2018 от 25.05.2018 (исполнено 19.06.2018), № Э-74адм/2018 от 25.05.2018 (исполнено 19.06.2018), № Э-52адм/2018 от 23.04.2018 (исполнено 22.05.2018), № Э-40адм/2018 от 19.04.2018 (исполнено 22.05.2018), № Э-39адм/2018 от 19.04.2018 (исполнено 22.05.2018) № Э-130адм/2018 от 08.08.2018 (исполнено 28.09.2018), № Э-139адм/2018 от 28.08.2018 (исполнено 09.10.2018), № Э-148адм/2018 от 06.09.2018 (исполнено 09.10.2018), № Э-146адм/2018 от 10.09.2018 (исполнено 09.10.2018).
Также следует учитывать, что Общество неоднократно привлекалось к ответственности за нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП РФ по делам № Э-194адм/2018 (вступило в законную силу на основании постановления Тринадцатого апелляционного арбитражного суда по делу № А21-16409/2018), № Э-216адм/2018 (вступило в законную силу на основании постановления Тринадцатого апелляционного арбитражного суда по делу № А21-16408/2018).
Таким образом, действиями АО «Янтарьэнерго», выразившимися в нарушении сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям АО «Янтарьэнерго», установленных пунктом 16 Правил, совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Место совершения административного правонарушения:Калининградская область…
Время совершения административного правонарушения: 11.07.2019 г.
По итогам рассмотрения дела №039/04/9.21-1036/2019 обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, не выявлено.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Назначенные по аналогичным делам об административном правонарушении наказания не достигают своих целей, установленных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, а именно предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, поскольку правонарушения по указанной статье совершаются Обществом систематически на протяжении длительного периода времени.
Учитывая вышеизложенное, считаю необходимым назначить Акционерному обществу «Янтарьэнерго» административный штраф в размере 800 000 (восемьсот тысяч) рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать Акционерное общество «Янтарьэнерго» (236022, г. Калининград, ул. Театральная, 34;ИНН 3903007130;ОГРН 1023900764832)виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
2. Назначить Акционерному обществу «Янтарьэнерго» (236022, г. Калининград, ул. Театральная, 34; ИНН 3903007130; ОГРН 1023900764832) наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 (восемьсот тысяч) рублей.
Заместитель руководителя В….
Отметка о вручении (направлении) копии постановления согласно статьи 29.11 КоАП РФ
В соответствии с подпунктом 3 частью 1 статьи 30.1 и статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
На основании части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ предусмотрено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.
Сумма штрафа зачисляется в федеральный бюджет РФ по следующим реквизитам:
Получатель: ИНН: 3905011090 КПП: 390601001; ОКТМО: 27 701 000
УФК по Калининградской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области)
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Калининградской области г. Калининград
БИК: 042748001 р/с 40101810000000010002
Назначение платежа: КБК 1611160109101021140
УИН …- денежные взыскания (штрафы) за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения) (дело № 039/04/9.21-1036/2019).