Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № АМЗ - 73/2009 по признакам нарушения админ... от 8 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFУПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
18 августа 2009 года № АМЗ-73/2009 г. Калининград
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
Соколова И.П. – руководитель Калининградского УФАС России,
члены Комиссии:
Григорьева Л.А. – заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы,
Норвилас Р.Г. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы,
Черных Т.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы,
в присутствии представителей администрации МО «Правдинский район» Жук Н.В. – начальника юридического отдела, по доверенности № 1506 от 31.07.2009 г., Исаевой Е.В.- и.о. начальника управления социального обслуживания населения,
в присутствии представителя ОГУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в Правдинском районе» Семеновой О.Н. - и.о. директора,
рассмотрев дело № АМЗ - 73/2009 по признакам нарушения администрацией МО «Правдинский район» (238400, Калининградская обл., г. Правдинск, пл. им. 50-летия Победы, 1) ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Во исполнение задания ФАС России № ИА/33111 от 10.12.2008 г. в целях осуществления антимонопольного контроля, для определения состояния конкуренции 19.02.2009 г. в администрацию МО «Правдинский район» (далее — Администрация) был направлен запрос о предоставлении сведений о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Из ответа Администрации от 18.03.2009 г. (вх. № 1367), а также из материалов, представленных ОГУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в Правдинском районе» (далее — Учреждение) 25.05.2009 г. (вх. № 2855), следует, что на территории МО «Правдинский район» создано Учреждение.
В соответствии с п. 2 Постановления Администрации от 30.05.2006 г. № 259 «Об утверждении стоимости гарантированных услуг по погребению на территории муниципального образования «Правдинский район»» Учреждению поручено заключить договор с ИП Дубик И.Н. «Об оказании гарантированного перечня услуг по погребению».
Пунктом 3 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что финансирование разницы утвержденной стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и государственным пособием на погребение, доставка трупов на судебно-медицинскую экспертизу граждан без определенного места жительства, умерших на территории Правдинского района, а также граждан, не имевших родственников и одиноко проживавших на территории Правдинского района, осуществляется за счет средств бюджета Правдинского района.
Во исполнение Постановления Администрации от 30.05.2006 г. № 259 «Об утверждении стоимости гарантированных услуг по погребению на территории муниципального образования «Правдинский район»» 01.02.2007 г. Учреждение заключило договор «Об оказании гарантированного перечня услуг по погребению» с ИП Дубик И.Н.
В соответствии с данным договором, Учреждение поручает, а ИП Дубик И.Н. принимает на себя обязанность предоставлять населению МО «Правдинский район» гарантированный перечень услуг по погребению, включая:
оформление документов, необходимых для погребения,
предоставление и доставку гроба и других предметов, необходимых для погребения,
перевозку тела (останков) умершего на кладбище,
погребение,
предоставление транспорта и рабочих по заявке ОВД Правдинского района или прокуратуры Правдинского района для доставки трупов на судебно-медицинскую экспертизу,
облачение тела (услуги морга).
Согласно пунктами 2.2.1. и 2.2.2. договора Учреждение обязуется своевременно возмещать за счет средств местного бюджета затраты ИП Дубик И.Н. по доставке трупов на судебно-медицинскую экспертизу, в течение 10 дней возмещать разницу в стоимости гарантированных услуг по погребению, услуги морга, услуги транспорта и рабочей силы по доставке трупов на судебно-медицинскую экспертизу граждан без определенного места жительства, умерших на территории МО «Правдинский район», а также не имеющих родственников и одиноко проживающих на территории МО «Правдинский район».
Договор заключен сроком на один год, после чего автоматически продлен на неопределенный срок.
Во исполнение пунктов 2.2.1. и 2.2.2. договора за счет средств местного бюджета производилось возмещение затрат ИП Дубик И.Н. по оказанию услуг, предусмотренных договором, что подтверждается платежными документами, имеющимися в материалах дела.
Приказом Калининградского УФАС России от 30.06.2009 г. № 203 возбуждено дело № АМЗ-73/2009 в отношении Администрации по признакам нарушении ч. 1, ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) и создана Комиссия.
Определением от 15.06.2009 г. рассмотрение дела назначено на 03.08.2009 г.
Определением об отложении рассмотрения дела от 03.08.09 г. в связи с необходимостью привлечения к участию в деле лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых обстоятельствах, рассмотрение дела было отложено на 18.03.2009 г.
Существо дела в изложении Администрации:
Администрация признала допущенные нарушения антимонопольного законодательства. Представитель Администрации пояснил, что 13.08.2009 г. принято Постановление № 799 «О внесении изменений в постановление главы администрации муниципального образования «Правдинский район» от 30.05.2006 г. № 259 «Об утверждении стоимости гарантированных услуг по погребению на территории муниципального образования «Правдинский район»», которым Учреждению поручается расторгнуть договор от 01.02.2007 г. «Об оказании гарантированного перечня услуг по погребению», заключенный с ИП Дубик И.Н.
В соответствии с пунктом 2 Постановления № 799 «О внесении изменений в постановление главы администрации муниципального образования «Правдинский район» от 30.05.2006 г. № 259 «Об утверждении стоимости гарантированных услуг по погребению на территории муниципального образования «Правдинский район»» пункт 3 Постановления Администрации от 30.05.2006 г. № 259 «Об утверждении стоимости гарантированных услуг по погребению на территории муниципального образования «Правдинский район»», которым предусмотрено, что финансирование разницы утвержденной стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и государственным пособием на погребение, доставка трупов на судебно-медицинскую экспертизу граждан без определенного места жительства, умерших на территории Правдинского района, а также граждан, не имевших родственников и одиноко проживавших на территории Правдинского района осуществляется за счет средств бюджета Правдинского района, утратил силу.
Таким образом, допущенные нарушения полностью устранены.
Существо дела в изложении Учреждения:
Учреждение не является специализированной службой по вопросам похоронного дела. Учреждение является учреждением социального обслуживания, предназначенным для оказания семьям и отдельным категориям граждан, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса. Предметом деятельности Учреждения является социальное обслуживание населения путем предоставления социальных услуг.
Во исполнение Постановления Администрации от 13.08.2009 г. № 799 «О внесении изменений в постановление главы администрации муниципального образования «Правдинский район» от 30.05.2006 г. № 259 «Об утверждении стоимости гарантированных услуг по погребению на территории муниципального образования «Правдинский район»» 18.08.2009 г. Учреждение направило ИП Дубик И.Н. уведомление (исх. № 196) с предложением о расторжении договора «Об оказании гарантированного перечня услуг по погребению» от 01.02.2007 г.
Обстоятельства, установленные антимонопольным органом в ходе проведения заседания Комиссии:
1. Калининградским УФАС России во исполнение задания ФАС России № ИА/33111 от 10.12.2008 г. в целях осуществления антимонопольного контроля, для определения состояния конкуренции, 19.02.2009 г. в Администрацию был направлен запрос о предоставлении сведений о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Из ответа Администрации от 18.03.2009 г. (вх. № 1367), а также из материалов, представленных Учреждением 25.05.2009 г. (вх. № 2855) следует, что на территории МО «Правдинский район» действует Учреждение, которое наделено полномочиями по организации ритуальных услуг на территории МО «Правдинский район».
В соответствии с п. 2 Постановления Администрации от 30.05.2006 г. № 259 Учреждению поручено заключить договор с ИП Дубик И.Н. «Об оказании гарантированного перечня услуг по погребению».
Пунктом 3 вышеуказанного Постановления предусмотрено финансирование разницы утвержденной стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и государственным пособием на погребение, доставка трупов на судебно-медицинскую экспертизу граждан без определенного места жительства, умерших на территории Правдинского района, а также граждан, не имевших родственников и одиноко проживавших на территории Правдинского района, за счет средств бюджета Правдинского района».
Во исполнение Постановления Администрации от 30.05.2006 г. № 259 «Об утверждении стоимости гарантированных услуг по погребению на территории муниципального образования «Правдинский район» 01.02.2007 г. Учреждение заключило договор «Об оказании гарантированного перечня услуг по погребению» с ИП Дубик И.Н.
В соответствии с данным договором, Учреждение поручает, а ИП Дубик И.Н. принимает на себя обязанность предоставлять населению МО «Правдинский район» гарантированный перечень услуг по погребению, включая:
оформление документов, необходимых для погребения;
предоставление и доставку гроба и других предметов, необходимых для погребения;
перевозку тела (останков) умершего на кладбище;
погребение;
предоставление транспорта и рабочих по заявке ОВД Правдинского района или прокуратуры Правдинского района для доставки трупов на судебно-медицинскую экспертизу;
облачение тела (услуги морга).
Согласно пунктами 2.2.1. и 2.2.2. договора Учреждение обязуется своевременно возмещать за счет средств местного бюджета затраты ИП Дубик И.Н. по доставке трупов на судебно-медицинскую экспертизу, в течение 10 дней возмещать разницу в стоимости гарантированных услуг по погребению, услуги морга, услуги транспорта и рабочей силы по доставке трупов на судебно-медицинскую экспертизу граждан без определенного места жительства, умерших на территории МО «Правдинский район», а также не имеющих родственников и одиноко проживающих на территории Мо «Правдинский район».
Договор заключен сроком на один год, после чего продляется на неопределенный срок.
Во исполнение пунктов 2.2.1. и 2.2.2. договора производилось возмещение затрат ИП Дубик И.Н. по оказанию услуг, предусмотренных договором, за счет средств местного бюджета, что подтверждается платежными документами, представленными в материалы дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
С учетом того, что рынок ритуальных услуг является конкурентным, действующее законодательство не ограничивает круг субъектов, правомочных на осуществление деятельности по погребению и оказанию сопутствующих услуг по погребению граждан. Лицу, взявшему на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.
Изданием Постановления от 30.05.2006 г. № 259 «Об утверждении стоимости гарантированных услуг по погребению на территории муниципального образования «Правдинский район»», в соответствии с которым Учреждению дано указание на заключение договора «Об оказании гарантированного перечня услуг по погребению» с ИП Дубик И.Н., Администрацией допущено нарушение требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку это может приводить к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, создавать ИП Дубик И.Н. преимущества в осуществлении хозяйственной деятельности на рынке ритуальных услуг по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.
2. Пункт 17 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит организацию ритуальных услуг к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 г. «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 г. «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления, погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Администрацией специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
В нарушение требований, установленных частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции Администрация наделила Учреждение функциями и правами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Администрации от 30.05.2006 г. № 259«Об утверждении стоимости гарантированных услуг по погребению на территории муниципального образования «Правдинский район»» Учреждению поручено заключить договор с ИП Дубик И.Н. «Об оказании гарантированного перечня услуг по погребению».
Во исполнение Постановления Администрации от 30.05.2006 г. № 259 «Об утверждении стоимости гарантированных услуг по погребению на территории муниципального образования «Правдинский район»» 01.02.2007 г. Учреждение заключило договор «Об оказании гарантированного перечня услуг по погребению» с ИП Дубик И.Н., то есть фактически осуществило полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов организации похоронного на территории МО «Правдинский район».
3. 13 августа 2009 года Администрацией принято Постановление № 799 «О внесении изменений в постановление главы администрации муниципального образования «Правдинский район» от 30.05.2006 г. № 259 «Об утверждении стоимости гарантированных услуг по погребению на территории муниципального образования «Правдинский район»».
В соответствии с пунктом 1 данного постановления Учреждению поручено расторгнуть договор от 01.02.2007 г. «Об оказании гарантированного перечня услуг по погребению», заключенного с ИП Дубик И.Н.
Пункт 3 Постановления Администрации от 30.05.2006 г. № 259 «Об утверждении стоимости гарантированных услуг по погребению на территории муниципального образования «Правдинский район»», которым предусмотрено финансирование разницы утвержденной стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и государственным пособием на погребение, доставка трупов на судебно-медицинскую экспертизу граждан без определенного места жительства, умерших на территории Правдинского района, а также граждан, не имевших родственников и одиноко проживавших на территории Правдинского района, за счет средств бюджета Правдинского района, признан утратившим силу.
Во исполнение Постановления Администрации от 13.08.2009 г. № 799 «О внесении изменений в постановление главы администрации муниципального образования «Правдинский район» от 30.05.2006 г. № 259 «Об утверждении стоимости гарантированных услуг по погребению на территории муниципального образования «Правдинский район»» 18.08.2009 г. Учреждение направило ИП Дубик И.Н. уведомление (исх. № 196) с предложением о расторжении договора «Об оказании гарантированного перечня услуг по погребению» от 01.02.2007 г.
Таким образом, допущенные нарушения антимонопольного законодательства добровольно устранены.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать администрацию МО «Правдинский район» Калининградской области нарушившей требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с принятием Постановления от 30.05.2006 г. № 259 «Об утверждении стоимости гарантированных услуг по погребению на территории муниципального образования «Правдинский район»», которым созданы преимущества ИП Дубик И.Н в осуществлении предпринимательской деятельности на рынке ритуальных услуг, что может приводить к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на данном рынке.
2. Признать администрацию МО «Правдинский район» Калининградской области нарушившей требования части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части наделения ОГУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в Правдинском районе» правами органа местного самоуправления.
3. Прекратить рассмотрение дела № АМЗ-73/2009 о нарушении антимонопольного законодательства администрацией МО «Правдинский район» Калининградской области в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 18 августа 2009 года.
Председатель комиссии:
Руководитель Калининградского
УФАС России И.П. Соколова
Члены комиссии:
Заместитель руководителя-
начальник отдела контроля
органов власти, размещения
заказов и рекламы Л.А. Григорьева
Ведущий специалист-эксперт
отдела контроля органов власти,
размещения заказов и рекламы Р.Г. Норвилас