Решение б/н РЕШЕНИЕ № АМЗ - 34/2010 по признакам нарушения гр-на Х ч. 1 ... от 8 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
 
РЕШЕНИЕ

22 июня 2010 года
№ АМЗ - 34/2010
 г. Калининград

 
Решение изготовлено в полном объеме 22 июня 2010 года.
Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии 16 июня 2010 года.
              Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

Председателя Комиссии:
 
И.С. Арефьевой
руководителя Калининградского УФАС России
Членов Комиссии:
 
Д.Е. Васейко
главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
 
Ю.А. Сидоровой
старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
 
М.В. Доценко
старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

 
рассмотрев дело № АМЗ-34/2010 по признакам нарушения гр-ом Х части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
05 апреля 2010 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – антимонопольный орган, КУФАС) поступило обращение депутата Калининградской областной Думы на действия гр-на Х по факту нарушения последним установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на электроэнергию.
В результате рассмотрения указанной жалобы приказом Калининградского УФАС России от 19 апреля 2010 года № 78 было возбуждено дело № АМЗ-34/2010 по признакам нарушения гр-на Х части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и создана Комиссия по его рассмотрению.
1. Существо дела в изложении Заявителя
Гр-н Х, являясь собственником подстанции мощностью 160 кВт, с 01 января 2010 года самовольно установил для жителей, подключенных к указанной подстанции, тариф на электроэнергию в размере 2,04 руб./кВт/час и требует оплачивать предоставляемые им услуги по указанному тарифу.
22 марта 2010 года гр-Х в устной форме предупредил Заявителя о том, что в случае отказа оплачивать предоставляемую им услугу по установленному им тарифу, он будет отключен от энергоснабжения.
Размер установленного Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области тарифа на электрическую энергию для потребителей сельской местности на 2010 год составляет 1,73 руб./кВт/час. В результате завышения установленного нормативными правовыми актами тарифа на электроэнергию на 31 копейку за каждый кВт/час, ежемесячная переплата за электроэнергию составляет около 5000 рублей, что является для Заявителя существенной суммой.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ 27.12.2004 г. № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно подсоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащим им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.Гр-н Х для утверждения тарифов на электрическую энергию, на услуги по передаче электроэнергии в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области не обращался, в связи с чем установленный им тариф на электроэнергию в размере 2,04 руб./кВт/час является незаконным.
Заявитель считает, что действиями гр-на Х., занимающего на рынке электроснабжения доминирующее положение, были ущемлены его интересы, так как он ежемесячно переплачивает за электроэнергию существенную для его семьи сумму.
2. Существо дела в изложении Ответчика
В своих письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии Ответчик пояснил, что не является индивидуальным предпринимателем и подстанция, не принадлежит ему на праве собственности. В феврале 2004 года инициативная группа жителей, в которую входил и Ответчик, приняла решение о строительстве трансформаторной подстанции (далее – ТП). Ответственным за организацию работы по подготовке документации и строительству подстанции был назначен Ответчик.
В соответствии с постановлением главы администрации МО «Гурьевский район» от 05.08.2004 г. № 1431 Ответчику было разрешено вести работы по проектированию, а затем и по прокладке линии электропередач и строительству ТП.
Указанная подстанция строилась на денежные средства жителей. Каждый вновь подключаемый к построенным электрическим сетям житель вносил частичную компенсацию затрат в строительство сетей. Со слов Ответчика, Заявитель не внес соответствующие средства в строительство электросетей, самовольно построил и сдал в эксплуатацию линию для питания принадлежащих ему домов.
12 февраля 2007 года Ответчик заключил договор энергоснабжения с ОАО «Янтарьэнерго», а в марте 2007 года ТП была введена в эксплуатацию.
По устной договоренности Ответчик присоединил в качестве субабонентов жителей к указанной подстанции, взимая с них плату за электроэнергию по тарифам, установленным на общих собраниях жителей поселка. При этом каких-либо соглашений с жителями поселка о тарифах и о стоимости предоставляемых услуг по электроснабжению Ответчик не заключал.
Тариф для граждан в размере 2,04 руб./кВт/час также был согласован и установлен Ответчиком на общем собрании жителей 08 марта 2010 года. Установленный тариф считал законным и обоснованным, так как увеличение стоимости отпускаемой электроэнергии на ТП не превышало 18%, в эту сумму входили: стоимость аренды трансформатора в ОАО «Янтарьэнерго», потери электроэнергии в электрических сетях, договор с ОАО «Янтарьэнерго» на техобслуживание высоковольтной линии и небольшая сумма на непредвиденные затраты.
Для утверждения тарифов на электрическую энергию, а также на услуги по ее передаче, Ответчик в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области не обращался.
В настоящее время Ответчиком принимаются меры по устранению допущенного нарушения, сбор денежных средств за электроэнергию и услуги по ее передаче с граждан с апреля 2010 года приостановлен и будет возобновлен после урегулирования данного вопроса.
3. Обстоятельства дела, установленные Комиссией
3.1. В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» деятельность в сфере электроэнергетики подлежит государственному регулированию.
Субъектами электроэнергетики, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, являются лица, осуществляющие производство электрической энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию осуществляется согласно требованиям Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» посредством установления экономически обоснованных тарифов в рамках установленных ФСТ России предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов.
Тарифы на электрическую энергию утверждаются Правлением Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - Служба) путем рассмотрения предложений регулируемых организаций об установлении тарифов и принятия экономически обоснованных затрат.
Приказом Службы от 12.11.2009 года № 50-01э/09 «Об утверждении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории населения, на потребительском рынке Калининградской области на 2010 год» с 01 января по 31 декабря 2010 года тариф для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, установлен 1,73 руб./кВт/час.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861 (далее - Правила) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием при надлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения указанных Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Таким образом, деятельность по передаче электрической энергии относится к предпринимательской деятельности, согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
3.2. В феврале 2004 года инициативная группа жителей, в которую входил и Ответчик, приняла решение о строительстве в поселке ТП. Ответственным за организацию работы по подготовке документации и строительству подстанции был назначен гр-н Х
В соответствии с постановлением главы администрации МО Ответчику было разрешено вести работы по проектированию, а затем и по прокладке линии электропередач и строительству ТП.
Указанная подстанция строилась на денежные средства жителей поселка. Каждый вновь подключаемый к построенным электрическим сетям житель вносил частичную компенсацию затрат в строительство сетей.
12 февраля 2007 года Ответчик заключил договор энергоснабжения с ОАО «Янтарьэнерго», а в марте 2007 года ТП была введена в эксплуатацию.
По устной договоренности Ответчик присоединил в качестве субабонентов жителей к указанной подстанции, взимая с них плату за электроэнергию по тарифам, установленным на общих собраниях жителей поселка. При этом каких-либо соглашений с жителями поселка о тарифах и о стоимости предоставляемых услуг по электроснабжению Ответчик не заключал.
Тариф для граждан в размере 2,04 руб./кВт/час также был согласован и установлен Ответчиком на общем собрании жителей 08 марта 2010 года.
Для утверждения тарифов на электрическую энергию, а также на услуги по ее передаче, Ответчик в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области не обращался.
3.3. Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Часть 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции устанавливает понятие товарного рынка: сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.
В соответствии в пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии потребителям отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В силу статьи 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющие деятельность, приносящую им доход.
3.4. Согласно письму Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области от 24.05.2010 года № ЛТ-14-12/07939 сведения в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей инспекции в отношении гр-на Х отсутствуют.
Принимая во внимание тот факт, что Ответчик не является индивидуальным предпринимателем, а значит и хозяйствующим субъектом, то его действия нельзя квалифицировать, как нарушение антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия
 РЕШИЛА:
1. Прекратить рассмотрение дела № АМЗ-34/2010 о нарушении гр-ом Х антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения в рассматриваемых комиссией действиях.

Председатель комиссии
 
 
 
И.С. Арефьева
Члены комиссии:
 
 
 
 
Д.Е. Васейко
 
 
 
 
 
 
 
Ю.А. Сидорова
 
 
 
 
 
 
 
М.В. Доценко

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны