Решение б/н В действиях хозяйствующих субъектов установлено нарушение ... от 18 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

25 декабря 2014 года                    

№ АМЗ – 163/2014

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 25 декабря 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 11 декабря 2014 года.

 

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

В.А. Грибко

заместителя руководителя  Калининградского УФАС России

членов Комиссии:

 

Е.И. Можаро

начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

 

В.А. Файфера

старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

 с участием:

 

 

представителя

 

 

Заявителя

Конкурсного агентства Калининградской области

А.А. Корнилова

на основании доверенности от 15.01.2014 № 35-01-01/44-ДШ,

 

 

 

представителей Ответчиков:

ООО «Стройпро»»

 

 

 

ООО «БРС»  

 

 

 

ИП Шпенбергера М.Г.

 

  

 

 

Е.В. Елетиной

 

А.Г. Арутюняна             

 

Е.В. Елетиной

 

А.Г. Арутюняна             

 

Е.В. Елетиной

 

А.Г. Арутюняна

 

 

 

на основании доверенности от 10.12.2014 №б/н,

на основании доверенности от 10.12.2014 №б/н;

на основании доверенности от 10.12.2014 №б/н,

на основании доверенности от 10.12.2014 №б/н;

на основании доверенности от 10.12.2014 №б/н,

на основании доверенности от 10.12.2014 №б/н,

 

 

 

 

         

рассмотрев дело № АМЗ-163/2014 по признакам нарушения ООО «БРС» (ОГРН 1123926078627), ООО «Стройпро» (ОГРН 1143926003430), ИП Шпанбергером М.Г. (ОГРН 312392601800143) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Управление) поступила жалоба Конкурсного агентства Калининградской области (ОГРН 1053900175625) о нарушении антимонопольного законодательства участниками открытого аукциона (регистрационный номер <...> ) ООО «БРС», ООО «Стройпро», ИП Шпанбергером Михаилом Геннадьевичем, предметом которого являлось заключение контракта на поставку и монтаж модульного офиса врача общей практики для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области «Балтийская центральная районная больница» (далее – Заказчик).

В результате рассмотрения жалобы Управлением  в отношении  ООО «БРС», ООО «Стройпро», ИП Шпанбергера М.Г. было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-163/2014 (приказ КУФАС России №569 от 17.11.2014) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в соглашении между хозяйствующими субъектами, которое приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, цель которого ввести в заблуждение других участников аукциона и предоставить возможность победы в аукционе ООО «БРС».

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

 

14 июля 2014 года Конкурсным агентством Калининградской области  проведен открытый аукцион в электронной форме на право заключения контракта на поставку и монтаж модульного офиса врача общей практики для Заказчика, начальная максимальная цена контракта   – 4 427 500,00 рублей (четыре миллиона четыреста двадцать семь тысяч пятьсот рублей 00 копеек) (далее –Аукцион).

Аукционной комиссией допущены к участию в аукционе и признаны участниками аукциона ООО «БРС», ООО «Стройпро», ИП Шпанбергера М.Г., ООО «ДорХан 21 век» и ООО «Тех-эксперт».

Аукцион открылся 14.07.2014 в 14-00 часов (время московское) в соответствии с процедурой проведения Аукциона.

В ходе проведения Аукциона участник ООО «Тех-эксперт» предложение по цене контракта не подавал.

Ценовые предложения участников аукциона ИП Шпанбергера М.Г., ООО «БРС», ООО «Стройпро», , ООО «ДорХан 21 век»  были ранжированы следующим образов:

-      ИП Шпанбергер М.Г. - предложение о цене контракта 2 191 612,50 руб.;

-      ООО «Стройпро» - предложение о цене контракта 2 213 750 руб.;

-      ООО «БРС» - предложение о цене контракта 2 940 000 руб.;

-      ООО «ДорХан 21 век» - предложение о цене контракта 2 944 287,50 руб.

При этом ООО «БРС»  подал единственное предложение о цене контракта в  дополнительное время, снизив его до 2 940 000 руб.

При рассмотрении вторых частей заявок на участие в аукционе, ранжированные в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), аукционная комиссия приняла решение о соответствии требованиям, установленным документацией об аукционе заявки   ООО «БРС» и ООО «ДорХан 21 век».

Заявки ООО «Стройпро» и ИП Шпанбергера М.Г. аукционной комиссией признаны несоответствующими требованиям, установленным пунктами 3-7 и 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ в связи с непредставлением указанными участниками  деклараций о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-7 и 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.  

В результате отклонения заявок ООО «Стройпро» и ИП Шпанбергера М.Г.   победителем Аукциона стало ООО «БРС» с предложение о цене контракта 2 940 000 руб., поданное в течение десяти минут с момента завершения Аукциона.

При рассмотрении заявок Заявителем установлено, что Шпанбергер Михаил Геннадьевич, принявший участие в данном аукционе в качестве ИП, является также генеральным директором участников закупки — ООО «БРС» и ООО «Стройпро».

Кроме того, ООО «БРС» и ООО «Стройпро» имеют один и тот же адрес регистрации (место нахождения) юридического лица: 236039, г. Калининград, ул. Эпроновская, д. 20 - 6.

Заявитель считает, что при проведении открытого аукциона в электронной форме (регистрационный номер торгов 0135200000514000743) усматривается наличие признаков нарушения  Закона о защите конкуренции, выразившиеся в согласованных действиях ООО «БРС», ООО «Стройпро», ИП Шпанбергера М.Г. и просит признать действия участников открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта с Заказчиком на поставку и монтаж модульного офиса врача общей практики, а именно: ООО «БРС», ООО «Стройпро» и ИП Шпанбергера Михаила Геннадьевича нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11.Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

  

3. Существо дела в изложении Ответчиков

 

По сути обращения Заявителя представители Ответчиков пояснили следующее.

ООО «БРС», ООО «Стройпро» и ИП Шпанбергер М.Г. по предмету аукциона на право заключения контракта на поставку и монтаж модульного офиса врача общей практики  участвуют впервые.

 ООО «БРС», как победитель Аукциона, заключило контракт с Заказчиком.

Контракт на поставку и монтаж модульного офиса врача общей практики исполняется силами субподрядной организации ООО «СМУ-Запад» и находится в стадии выполнения с объемом выполненных работ более 25%.

Представители Ответчиков согласились с доводами Заявителя о соглашении (договоренности) между ООО «БРС», ООО «Стройпро» и ИП Шпанбергером М.Г.  при проведении открытого аукциона в электронной форме (регистрационный номер торгов 0135200000514000743) на право заключения контракта на поставку и монтаж модульного офиса врача общей практики для Заказчика и что действовали исходя из собственных коммерческих интересов с целью создания условий для победы в аукционе ООО «БРС».

Представители Ответчиков ходатайствуют о признании действий только одного из Ответчиков нарушившим антимонопольное законодательств.

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

 

Согласно информации содержащейся на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru, Конкурсное агентство Калининградской области являлось организацией, осуществляющей закупку и  организатором торгов под регистрационным номером торгов 0135200000514000743.

Объектом закупки являлось право на заключение контракта на поставку и монтаж модульного офиса врача общей практики для Заказчика закупки.

Заказчиком закупки являлось Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области "Балтийская центральная районная больница". Начальная максимальная цена контракта - 4 427 500,00 рублей (четыре миллиона четыреста двадцать семь тысяч пятьсот рублей 00 копеек).

Согласно протоколу от 09.07.2014 № 0135200000514000743/1 рассмотрения заявок на участие в аукционе поступило пять заявок. Решением аукционной комиссии допущены к участию в аукционе и признаны участниками аукциона ООО «БРС», ООО «Стройпро», ИП Шпанбергера М.Г., ООО «ДорХан 21 век», ООО «Тех-эксперт».

 Аукцион открылся 14.07.2014 в 14-00 часов (время московское) в соответствии с процедурой проведения Аукциона.

В ходе проведения аукциона участник ООО «Тех-эксперт» предложение по цене контракта не подавал.

Ценовые предложения участников аукциона ИП Шпанбергера М.Г., ООО «БРС», ООО «Стройпро» и ООО «ДорХан 21 век»  были ранжированы следующим образов:

-      ИП Шпанбергер М.Г. - предложение о цене контракта 2 191 612,50 руб.;

-      ООО «Стройпро» - предложение о цене контракта 2 213 750 руб.;

-      ООО «БРС» - предложение о цене контракта 2 940 000 руб.;

-      ООО «ДорХан 21 век» - предложение о цене контракта 2 944 287,50 руб.

При этом ООО «БРС» подал единственное предложение о цене контракта в  дополнительное время, снизив его до 2 940 000 руб.

Согласно протоколу от 14.07.2014 № 0135200000514000743/2 подведения итогов аукциона аукционная комиссия приняла решение о соответствии требованиям, установленным документацией об аукционе заявки ООО «БРС» и ООО «ДорХан 21 век».

Заявки ООО «Стройпро» и ИП Шпанбергера М.Г. аукционной комиссией признаны несоответствующими требованиям, установленным пунктами 3-7 и 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ в связи с непредставлением указанными участниками  деклараций о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-7 и 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. 

В результате отклонения заявок ООО «Стройпро» и ИП Шпанбергера М.Г.  и учитывая, что ценовое предложение ООО «БРС» было ниже на 4 287,50 рублей, чем ценовое предложение ООО «ДорХан 21 век», победителем Аукциона стало ООО «БРС» с предложение о цене контракта 2 940 000 руб.

Открытый аукцион в электронной форме проводится в соответствии с главой 3  Закона № 44-ФЗ.

Участник, желающий принять участие в аукционе, подает заявку в электронной форме. Заявка состоит из двух частей. Первая часть заявки должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг и соответствовать  требованиям, установленным документацией аукциона.

Вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать документы и сведения, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному  статьей 31   Закона № 44-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

  • установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
  • повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
  • разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
  • навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
  • экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  • сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;
  • созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
  • установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

     Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции), а под согласованными действиями - действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

  • результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
  • действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

По смыслу статьи 8 Закона "О защите конкуренции" одним из таких особых признаков является заведомая осведомленность лиц о действиях друг друга.

В ходе рассмотрения комиссией материалов дела №АМЗ-163/2014 установлено, что ООО «БРС», ООО «Стройпро», ИП Шпанбергер М.Г. являются аффилированными лицами, что подтверждается  сведениями из ЕГРЮЛ И ЕГРИП.

Аффилированость данных лиц выражается в следующем:

-    ООО «БРС»: соучредитель Шпанбергер Михаил Геннадьевич (размер доли 50%), генеральный директор Шпанбергер Михаил Геннадьевич;

-    ООО «Стройпро»: учредитель Шпанбергер Михаил Геннадьевич, генеральный директор Шпанбергер Михаил Геннадьевич;

-    Шпанбергер Михаил Геннадьевич - индивидуальный предприниматель.

Статья 4   Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (в редакции от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее – Закон №948-1) содержит понятие аффилированного лица,  согласно которому к аффилированным лицам относятся  физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также перечень лиц, которые признаются аффилированными лицами юридического и физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Согласно абзацу 6 ст. 4 Закона № 948-1 к аффилированным лицам юридического лица относятся лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо.

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются  лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо (абзац 11 статьи 4 Закона № 948-1).

Участие в аукционе является – осознанным юридическим действием, с вытекающими из него последствиями и определенными издержками для потенциального участника аукциона.

Участники  аукциона, вступая в правоотношения с заказчиками, сталкиваются с публичными правоотношениями, налагающими, в том числе на них повышенную ответственность за свои действия (бездействия), за достоверность представляемой информации и сопутствующих документов, за поданные ценовые предложения.

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона №135-ФЗ установлен запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести в частности к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Комиссией установлено, что участники аукциона ООО «БРС», ООО «Стройпро» и ИП Шпанбергера М.Г. являясь аффилированными лицами,  осуществляли подачу предложение о цене контракта в ходе проведения Аукциона с одного IP – адреса, находясь фактически в одном помещении.

Своими действиями ООО «Стройпро» и ИП Шпанбергер М.Г.  по подаче заниженных ценовых предложений и искусственному снижению начальной (максимальной) цены контракта более чем на 55% без намерения заключить муниципальный контракт преследовали цель создать видимость конкурентной борьбы и ввести в заблуждение остальных (за исключением ООО «БРС») участников аукциона, что привело к неподаче ценовых предложений ООО «Тех-эксперт»,  и отказу  участника первого этапа ООО «ДорХан 21 век» от участия  во втором этапе после того, как участниками ООО «Стройпро» и ИП Шпанбергером М.Г. были  поданы ценовые предложения со снижением цены  более чем на 50%.

ООО «Стройпро» и ИП Шпанбергером М.Г., подавая вторые части заявок без декларации о соответствии участника аукциона установленным документацией аукциона и статьей 31 Закона № 44-ФЗ требованиям, создали условия, позволившие ООО «БРС» стать победителем аукциона.

 Действия  в ходе аукциона  ООО «БРС», ООО «Стройпро» и ИП Шпанбергера М.Г. подтверждают поведение определенным образом для достижения заранее оговоренной участниками аукциона цели; причинно-следственную связь между действиями участников аукциона и изменением цены на торгах; соответствие результата действий интересам каждого из указанных участников и их заведомую осведомленность о будущих действиях друг друга; взаимная обусловленность действий участников аукциона при отсутствии внешних обстоятельств, спровоцировавших синхронное поведение участников аукциона.

В ходе заседания комиссии представители Ответчиков подтвердили  факт  соглашении (договоренности) между ООО «БРС», ООО «Стройпро» и ИП Шпанбергером М.Г.  при проведении открытого аукциона в электронной форме (регистрационный номер торгов 0135200000514000743) на право заключения контракта на поставку и монтаж модульного офиса врача общей практики для Заказчика с целью создания преимуществ для ООО «БРС» в нарушение антимонопольного законодательства.

Вышеизложенное свидетельствует, что действия ООО «БРС», ООО «Стройпро» и ИП Шпанбергера М.Г. были направлены на исключение иных участников Аукциона для предоставления преимуществ ООО «БРС», в связи с чем, комиссия приходит к выводу о реализации устного соглашения между указанными участниками в ходе проведения Аукциона.

Таким образом, своими действиями ООО «БРС», ООО «Стройпро» и ИП Шпанбергер М.Г. подтверждают факт наличия соглашения между ними и наступления последствий от совершенных ими действий.

Согласно ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей Закона в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению  конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства.

На основании части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по их результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

 Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о конкуренции установлен запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные  действия приводят или могут привести в частности к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

 

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия ООО «БРС» (ОГРН 1123926078627), ООО «Стройпро» (ОГРН 1143926003430), ИП Шпанбергера М.Г. (ОГРН 312392601800143)   нарушением пункта 2 части 1 статьи 11.Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Предписание не выдавать.
  3. Передать материалы дела № АМЗ-163/2014 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении нарушения антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

В.А. Грибко

Члены комиссии:

 

 

 

 

Е.И. Можаро

 

 

 

 

 

 

 

В.А. Файфер

 

 

 

 

 

           

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны