Решение б/н РЕШЕНИЕ № АМЗ - 31/2014 о признании ОАО «Янтарьэнергосбыт» н... от 12 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

 

08 декабря 2014 года

№ АМЗ - 31/2014

г. Калининград

 

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 08 декабря 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 25 ноября 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

Н.С. Ивановой

заместителя руководителя – начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

В.В. Журавлевой

ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

с участием представителей:

 

 

заявителя – филиала «Калининградский» ОАО «Оборонэнерго-сбыт»

Н.Ю. Смирновой

на основании доверенности;

ответчика – ОАО «Янтарьэнерго-сбыт»

Е.В. Чабан, Т.А. Гончаровой

на основании доверенности;

Лица, располагающего сведениями – ОАО «Янтарьэнерго»

Г.Б. Хуцишвили

на основании доверенности,

 

рассмотрев дело № АМЗ-31/2014 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнергосбыт» (ул. Фрунзе, 11, г. Калининград, 236016, ИНН 3908600865) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 29.11.2013 в Управление ФАС России по Калининградской области (далее – Управление) поступила жалоба вх. № 8158 филиала «Калининградский» ОАО «Оборонэнергосбыт» (далее – Заявитель) на прекращение электроснабжения со стороны ОАО «Янтарьэнергосбыт» (далее – Ответчик). В Управление жалоба была направлена прокуратурой Ленинградского района г. Калининграда.

В результате рассмотрения жалобы Управлением в отношении ОАО «Янтарьэнергосбыт» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-31/2014 (приказ Управления от 28.02.2014 № 75) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнергосбыт» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

Заявитель сообщил следующее.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010 № 78-р ОАО «Оборонэнергосбыт» является единственным поставщиком электрической энергии для нужд Министерства обороны РФ. В целях закупки электрической энергии для нужд оборонных объектов ОАО «Оборонэнергосбыт» заключило с ОАО «Янтарьэнергосбыт» договор энергоснабжения от 27.02.2010 № 435/4.

ОАО «Янтарьэнергосбыт» на основании уведомления исх. № 20685 от 10.10.2013 ввело полное ограничение энергоснабжения корпуса № 2 гостиницы «Золотая бухта» - филиала ОАО «Гостиничный комплекс “Славянка”», расположенного по адресу г. Светлогорск, ул. Пушкина, 6, а также отключило электроэнергию в здании ОАО «РЭУ» по адрес г. Калининград, ул. А. Невского, 142. Ответчик объяснил свои действия наличием у Заявителя задолженности по оплате за потребленную электроэнергию.

ОАО «Оборонэнергосбыт» поставляет электроэнергию гостинице «Золотая бухта» в соответствии с договором энергоснабжения от 26.09.2011 № 3/60. При этом данная гостиница задолженности за потребленную электроэнергию не имеет. В настоящее время электроснабжение восстановлено, но отсутствие электроэнергии не позволяло гостинице нормально работать, что привело к убыткам.

Энергоснабжение ОАО «РЭУ» по адресу г. Калининград, ул. А. Невского, 142 осуществляется на основании договора между ОАО «РЭУ» и ОАО «Оборонэнергосбыт» от 23.01.2012 № 7725. В настоящее время электроснабжение восстановлено. В этом здании находится электрокотельная, которая могла выйти из строя. ОАО «РЭУ» во исполнение государственного контракта обеспечивает подачу тепла на объекты Министерства обороны РФ по всей Калининградской области.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» ограничение или прекращение отпуска электрической энергии воинским частям и другим предприятиям и организациям, в которых предусмотрена военная служба, не допускается и считается действиями, нарушающими безопасность государства.

По мнению Заявителя, законных оснований для отключения потребителей ОАО «Оборонэнергосбыт» у ОАО «Янтарьэнергосбыт» нет, т.к. ОАО «Оборонэнергосбыт» является покупателем электроэнергии и гарантирующим поставщиком в зоне своей ответственности, а не потребителем. В этой связи Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила), на отношения между ОАО «Оборонэнергосбыт» и ОАО «Янтарьэнергосбыт» не распространяются.

В результате обращения Заявителя прокуратурой Ленинградского района г. Калининграда в адрес ОАО «Янтарьэнергосбыт» было вынесено Представление об устранении нарушения законодательства в сфере ЖКХ № 187ж-2011/2013 от 01.11.2013. Согласно данному Представлению у филиала «Калининградский» ОАО «Оборонэнергосбыт» отсутствуют собственные энергопринимающие устройства, поэтому электроэнергию потребители ОАО «Оборонэнергосбыт» получают непосредственно, без какого-либо технического участия ОАО «Оборонэнергосбыт». В этой связи действия ОАО «Янтарьэнергосбыт», направленные на отключение объектов ОАО «Оборонэнергосбыт» без наличия сведений о наличии или отсутствии у них задолженности, не основаны на требованиях законодательства РФ. При таких обстоятельствах действия ОАО «Янтарьэнергосбыт», направленные на введение ограничения энергоснабжения потребителей, которые добросовестно оплачивают потребленную электроэнергию, нарушают действующее законодательство РФ.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

Ответчик сообщил следующее.

В соответствии с заключенным между ОАО «Оборонэнергосбыт» и ОАО «Янтарьэнергосбыт» договором энергоснабжения от 27.02.2010 № 435/4 (далее – Договор) ОАО «Янтарьэнергосбыт» через электрические сети ОАО «Янтарьэнерго» и ОАО «Оборонэнерго» подает на объекты, включенные в этот Договор, электрическую энергию, а ОАО «Оборонэнергосбыт» оплачивает принятую электроэнергию в установленном Договором порядке. Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

Однако ОАО «Оборонэнергосбыт» в нарушение положений действующего законодательства и заключенного Договора систематически не оплачивает потребленную электроэнергию в полном объеме. По состоянию на 09.10.2013 задолженность составляла 50 052 823,51 руб., поэтому ОАО «Янтарьэнергосбыт» в соответствии с Правилами направило Заявителю уведомление о введении ограничения потребления электроэнергии (исх. № 20685 от 10.10.2014). Согласно этому уведомлению Заявитель должен был в случае неоплаты задолженности с 19.10.2013 самостоятельно (при необходимости – под контролем персонала сетевой организации) произвести частичное ограничение режима потребления электроэнергии в размере 50 % от максимальной (присоединенной) мощности электроустановок Заявителя. При неоплате задолженности в течение трех дней с даты введения частичного ограничения Заявитель должен был ввести полное ограничение потребления электроэнергии.

Так как Заявителем задолженность погашена не была и не были предприняты меры по самостоятельному ограничению потребления электроэнергии, то в адрес ОАО «Янтарьэнерго» (лица, располагающего сведениями) были направлены заявки на полное ограничение энергоснабжения: гостиница «Золотая бухта» – заявка от 16.10.2013, здание ОАО «РЭУ» – заявка от 07.11.2013. На основании указанных заявок ОАО «Янтарьэнерго» производило фактическое отключение электроэнергии, т.к. оно является сетевой организацией и располагает для этого технической возможностью. ОАО «Янтарьэнергосбыт» не владеет электросетевым хозяйством, поэтому не имеет технической возможности производить отключение электроэнергии.

В связи с частичной оплатой Заявителем задолженности ОАО «Янтарьэнергосбыт» возобновило энергоснабжение указанных объектов.

По мнению Ответчика, им не вводилось ограничение энергоснабжения в отношении объектов, обеспечивающих обороноспособность государства. После получения Заявителем уведомления о введении ограничения потребления электроэнергии исх. № 20685 от 10.10.2014 ОАО «Оборонэнергосбыт» не уведомил Ответчика о том, что в отношении отключаемых объектов должен применяться особый порядок. При этом гостиница «Золотая бухта» и здание ОАО «РЭУ» не относятся к воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

 

4. Существо дела в изложении лица, располагающего сведениями

Представитель ОАО «Янтарьэнерго» – лица, располагающего сведениями, пояснил следующее.

Согласно пункту 3.4.14 заключенного между ОАО «Янтарьэнерго» и ОАО «Янтарьэнергосбыт» договора оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) и покупки электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях от 23.12.2011 № ПЭСО-01/11 ОАО «Янтарьэнерго» обязано исполнять заявки на ограничение энергоснабжения, поступающие от ОАО «Янтарьэнергосбыт». Ограничение энергоснабжения производилось на основании заявок ОАО «Янтарьэнергосбыт» (гостиница «Золотая бухта» – заявка от 16.10.2013 № 422/2, здание ОАО «РЭУ» – заявка от 28.10.2013 № 324/1).

Возобновление режима потребления электрической энергии также производилось на основании заявок ОАО «Янтарьэнергосбыт»: гостиница «Золотая бухта» – заявка от 18.11.2013 № 602/2, здание ОАО «РЭУ» – заявка от 09.12.2013 № 324/1.

 

5. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта осуществляется антимонопольным органом в соответствии «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

В результате анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности), проведенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области в соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы, утвержденным приказом ФАС России от 19.12.2012 № 773/12, антимонопольным органом выявлено доминирование ОАО «Янтарьэнергосбыт» на рынке розничной реализации электрической энергии (мощности) с долей 92,73 % в географических границах Калининградской области. На основании проведенного анализа ОАО «Янтарьэнергосбыт» приказом Управления от 21.05.2013 № 186 включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов».

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнергосбыт» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке розничной реализации электрической энергии (мощности), и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно Указу Президента РФ от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, являются действиями, нарушающими безопасность государства. Гостиница «Золотая бухта» по адресу г. Светлогорск, ул. Пушкина, 6 и административное здание ОАО «РЭУ» по адресу г. Калининград, ул. А. Невского, 142 не являются воинским частями и в них не предусмотрена военная служба, в силу чего на данные объекты не распространяются требования Указа Президента РФ от 23.11.1995 № 1173.

Согласно пункту 1 «Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, потребители электрической энергии (мощности) – участники оптового и розничных рынков электрической энергии; понятия, используемые в настоящих Правилах, имеют значения, определенные Федеральным законом «Об электроэнергетике».

Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что потребители мощности – лица, приобретающие мощность, в том числе для собственных бытовых и (или) производственных нужд и (или) для последующей продажи, лица, реализующие электрическую энергию на розничных рынках, лица, реализующие электрическую энергию на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств.

В соответствии подпунктом «б» пункта 2 Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится, в том числе при нарушении своих обязательств потребителем, выразившимся в возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией).

Таким образом, ОАО «Оборонэнергосбыт» является потребителем электрической энергии (мощности) и на него распространяются положения Правил.

Согласно имеющимся в деле материалам у Заявителя по состоянию на 09.10.2013 образовалась задолженность перед Ответчиком за потребленную электроэнергию в сумме 50 052 823,51 руб. По этой причине Ответчик в соответствии с Правилами направил Заявителю уведомление о введении ограничения потребления электроэнергии (исх. № 20685 от 10.10.2014), согласно которому Заявитель должен был в случае неоплаты задолженности с 19.10.2013 самостоятельно (при необходимости – под контролем персонала сетевой организации) произвести частичное ограничение режима потребления электроэнергии в размере 50 % от максимальной (присоединенной) мощности электроустановок Заявителя.

После получения указанного уведомления Заявитель не предпринял никаких действий, поэтому Ответчик направил сетевой организации ОАО «Янтарьэнерго» заявки на ограничение энергоснабжения гостиницы «Золотая бухта» от 16.10.2013 № 422/2 и здания ОАО «РЭУ» от 28.10.2013 № 324/1. В заявках были указаны следующие даты планируемого ограничения: гостиница «Золотая бухта» – 23.10.2013; здание ОАО «РЭУ» – 07.11.2013. Фактическое отключение объектов произошло: гостиница «Золотая бухта» – 23.10.2013 (согласно акту № 617/1 от 23.10.2013); здание ОАО «РЭУ» – 07.11.2013 (согласно акту № 3614 от 07.11.2013).

Возобновление режима потребления электрической энергии производилось специалистами ОАО «Янтарьэнерго» на основании следующих заявок ОАО «Янтарьэнергосбыт»: гостиница «Золотая бухта» – заявка от 18.11.2013 № 602/2, здание ОАО «РЭУ» – заявка от 09.12.2013 № 324/1.

В соответствии с Правилами между ОАО «Янтарьэнерго» и ОАО «Янтарьэнергосбыт» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) и покупки электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях от 23.12.2011 № ПЭСО-01/11. Согласно пункту 3.4.14 этого договора ОАО «Янтарьэнерго» обязано исполнять заявки на ограничение энергоснабжения, поступающие от ОАО «Янтарьэнергосбыт».

Как следует из акта сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2013 по 23.10.2013 между филиалом «Калининградский» ОАО «Оборонэнергосбыт» и гостиницей «Золотая бухта» по состоянию на 23.10.2013 (дата фактического введения ограничения энергоснабжения) указанная гостиница задолженности за потребленную электроэнергию не имела (имела место переплата в сумме 3 532,52 руб.). Документы, свидетельствующие об отсутствии задолженности за потребленную электроэнергию у ОАО «РЭУ», Заявителем представлены не были.

Согласно пункту 6 «Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» (утвержден Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1) «в случае, когда к сетям, принадлежащим организации – потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованное топливо – энергетические ресурсы, организация – потребитель обязана по соглашению с энергетической или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах».

Указанная норма разъяснена Президиумом Верховного Суда РФ 01.02.2012 в пункте 3 «Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел»:

«Организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями, их наличие является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии и газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов.

Действия энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг».

Пунктом 8 «Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, установлено, что ограничение режима потребления должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации.

При направлении в адрес ОАО «Янтарьэнерго» заявки на ограничение энергоснабжения гостиницы «Золотая бухта» от 16.10.2013 № 422/2 Ответчиком были нарушены требования пункта 6 «Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1, и пункта 8 «Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, т.к. на дату фактического прекращения энергоснабжения данная гостиница не имела задолженности за потребленную электроэнергию. В результате указанных действий ОАО «Янтарьэнергосбыт» были ущемлены интересы указанного лица, т.к. с 23.10.2013 по 18.11.2013 гостиница «Золотая бухта» была отключена от энергоснабжения, вследствие чего не могла осуществлять хозяйственную деятельность и несла убытки.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ОАО «Янтарьэнергосбыт» (ул. Фрунзе, 11, г. Калининград, 236016, ИНН 3908600865) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Прекратить рассмотрение дела № АМЗ-31/2014 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
  3. Передать материалы дела № АМЗ-31/2014 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

Председатель комиссии

Н.С. Иванова

 

Члены Комиссии:

Л.Н. Зуева

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Не удалось загрузить эту страницу.

  • Возможно, указан неправильный адрес страницы
  • Вероятно, страница была удалена или перемещена
  • Попробуйте загрузить страницу ещё раз
  • Воспользуйтесь поиском в интернете:
 
 
 
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны