Определение б/н Р-18/2023 дело № 039/05/5-788/2023 от 3 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 039/05/5-788/2023 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ К РАССМОТРЕНИЮ

 

02 октября 2023 года                                                                                 г. Калининград

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения норм Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Управление) в ходе осуществления мониторинга за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе выявлен факт трансляции на радио «Максимум» рекламы ООО «Ресторан» (ИНН 3906976968) мероприятия «Вайт Пати» в «Кристалл Хаус» следующего содержания: «Все еще думаете, где вкусно и зажигательно провести вечер пятницы? Мы всё уже придумали! Приглашаем вас на «Вайт Пати» 18 августа в 18:00 на панорамной террасе «The view» отеля «CRYSTAL HOUSE». Вас ждёт новый гастро-сэт от меня – шеф-повара Дениса Маликова и зажигательный музыкальный вайб DECADANCE, хедлайнер вечера: рыба парусник с острова Шри-Ланка. Дресс-код: total white. «CRYSTAL HOUSE», Сергеева, 14».

В соответствии с полномочиями, установленными Законом о рекламе, антимонопольный орган осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы, предметом которого является соблюдение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере рекламы.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, реклама - это информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к определенному объекту рекламирования.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08 октября 2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым ФЗ «О рекламе».

Понятие радиоканала содержится в статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Федеральный закон «О СМИ»), в соответствии с которой под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом.

При этом нормы статьи 31 Федерального закона «О СМИ» предусматривают возможность осуществления радиовещания на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 10.1 статьи 5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Закон № 436-ФЗ), без указания категории данной информационной продукции.

Согласно пункту 5 статьи 2 Закона № 436-ФЗ информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий (пункт 3 статьи 2 Закона № 436-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона № 436-ФЗ классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации (часть 6 статьи 6 Закона № 436-ФЗ).

Знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 2 Закона № 436-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона № 436-ФЗ обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс";

2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет";

3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет";

4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет";

5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".

Управлением выявлен факт трансляции на радио «Максимум» рекламы ООО «Ресторан» (ИНН 3906976968) мероприятия «Вайт Пати» в «Кристалл Хаус» следующего содержания: «Все еще думаете, где вкусно и зажигательно провести вечер пятницы? Мы всё уже придумали! Приглашаем вас на «Вайт Пати» 18 августа в 18:00 на панорамной террасе «The view» отеля «CRYSTAL HOUSE». Вас ждёт новый гастро-сэт от меня – шеф-повара Дениса Маликова и зажигательный музыкальный вайб DECADANCE, хедлайнер вечера: рыба парусник с острова Шри-Ланка. Дресс-код: total white. «CRYSTAL HOUSE», Сергеева, 14» без указания информации о возрастных ограничениях.

Данная информация является рекламой, поскольку распространяется в эфире радио «Максимум», адресована неопределенному кругу лиц (то есть не персонифицирована), направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а именно к мероприятию «Вайт Пати», формирование и поддержания интереса к нему и продвижения на рынке.

В соответствии с пунктом 1 договора № 0504 от 05.04.2023, заключенного между ИП<...>. (ИНН 432400690602) (далее - Исполнитель) и ООО «Ресторан» (ИНН 3906976968) (далее - Заказчик), «Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по изготовлению и размещению в эфире средств массовой информации (телевидение, радио), далее СМИ, сообщений и роликов Заказчика в соответствии с форматом, указанном в Приложении к настоящему Договору на каждое такое размещение, являющимся неотъемлемой частью».

Согласно представленным материалам рассматриваемая реклама распространялась в эфире радио «Максимум» с 07.08.2023 по 18.08.2023 ежедневно в следующее время: 06 ч. 55 мин., 07 ч. 55 мин., 08 ч. 55 мин., 14 ч. 55 мин., 15 ч. 55 мин., 16 ч. 55 мин.

Как поясняет ИП<...>., она является редакцией радиоканала «Канал-Мелодия Калининград» на основании заключенного договора между учредителем и редакцией СМИ.

На основании части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение законодательства о рекламе части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

В силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с пунктом 1 договора № 0504 от 05.04.2023 рекламораспространителем рекламы мероприятия «Вайт Пати» является ИП <...>

С учетом изложенных обстоятельств Управление приходит к выводу, что в действиях ИП <...> (ИНН 432400690602) по факту распространения рекламы мероприятия «Вайт Пати» без указания категории информационной продукции, усматриваются признаки нарушения части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 039/05/5-788/2023 по признакам нарушения части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе к рассмотрению.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП <...>. (ИНН: 432400690602, 236023, 610046, Кировская обл., г. Киров, пр-кт Октябрьский, дом 117 кв. 262);

- заинтересованное лицо - ООО «Ресторан» (ИНН 3906976968, 236029, РФ, г. Калининград, ул. Сергеева, д. 4, помещение № 11).

3. Назначить дело № 039/05/5-788/2023 к рассмотрению на 17 октября 2023 года в 11 часов 30 минут по адресу: г. Калининград, ул. Барнаульская, 4.

Представителям сторон необходимо прибыть по указанному адресу для участия в заседании Комиссии для рассмотрения дела по существу.

4. ИП <...> (ИНН: 432400690602) представить в Калининградское УФАС России в срок до 13.10.2023 следующие сведения:

- мотивированное письменное пояснение по доводу, изложенному в настоящем определении;

- все документы, связанные с изготовлением вышеуказанной рекламы.

Явка представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна.

Представителям лиц, участвующим в деле, при себе необходимо иметь надлежащим образом оформленные доверенности на участие в рассмотрении дела № 039/05/5-788/2023 и документы, удостоверяющие личность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны