Постановление №039/04/7.30-784/2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушени... от 14 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

«14» августа 2020 года

№ 039/04/7.30-784/2020

г. Калининград

Резолютивная часть объявлена «13» августа 2020 года.

В полном объёме постановление изготовлено «14» августа 2020 года.

Место рассмотрения: г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4; Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области

Заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Управление, Калининградское УФАС России) Ш, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 039/04/7.30-784/2020, возбужденного по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица – министра природных ресурсов и экологии Калининградской области

С

при участии

от лица, привлекаемого к административной ответственности: К, защитника по доверенности № 67 от 11.08.2020;

от Прокуратуры Калининградской области: помощника прокурора М, по служебному удостоверению № №№№№,

УСТАНОВИЛА:

20.07.2020 первым заместителем прокурора Калининградской области государственным советником юстиции 3 класса Б возбуждено дело об административном правонарушении в отношении министра природных ресурсов и экологии Калининградской области С, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ.

Правонарушение выразилось в осуществлении Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее – Министерство) в 2019 году закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМП) в объёме менее предусмотренного частью 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Материалы приняты Управлением к рассмотрению 30.07.2020, присвоен № 039/04/7.30-784/2020.

Определением от 31.07.2020 рассмотрение дела было назначено на 13.08.2020 по месту нахождения Управления; определением у привлекаемого к ответственности лица запрошены дополнительные документы и сведения, необходимые для исследования.

Копия определения направлена по месту регистрации привлекаемого к ответственности лица, а также на электронный адрес Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области: minecology@gov39.ru.

04.08.2020 С представлены запрошенные документы и сведения, а также объяснения по факту совершения правонарушения.

Согласно представленным объяснениям, в 2019 Министерству были снижены бюджетные ассигнования, на отозванные Министерством финансов Калининградской области средства планировались закупки у СМП. Кроме того, более 90% закупок являются специализированными, которые не осуществляют СМП; так как для оказания специализированных услуг и выполнения работ необходимы лицензии и членства в СРО, наличие квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми знаниями в определенных сферах, что существенно затрудняет участие в специализированных закупках. Рынок поставщиков из СМП специализированных работ, услуг в Калининградской области ограничен. В том случае, если специализированные закупки будут проводиться только для СМП, закупка будет признана несостоявшейся по причине того, что не будет подано ни одной заявки. Такое ограничение сильно ограничит круг участников закупки, так как государственные учреждения и учреждения, с долей в уставном капитале государства более 25%, не являются субъектами малого предпринимательства. Проведение повторной закупки, в связи с несостоявшейся закупкой у СМП, приведет к увеличению сроков проведения закупки, сокращению сроков выполнения работ, оказания услуг и соответственно к не освоению средств областного и федерального бюджета, которое необходимо осуществить до конца года.

Защитник вину привлекаемого к ответственности лица в совершении правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ, не признала; пояснила, что С не является субъектом правонарушения, поскольку обязанности по проведению закупок возложены на другое должностное лицо; также представила письменные объяснения, а также должностной регламент и приказ о назначении.

Заслушав защитника привлекаемого к ответственности лица, заключение помощника прокурора, изучив постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, нахожу вину С в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд у СМП в размере менее предусмотренного Законом о контрактной системе, установленной и доказанной, исходя при этом из следующего.

Прокуратурой Калининградской области проведена проверка соблюдения Министерством указанных требований законодательства о закупках товаров, работ услуг для государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных организаций, в ходе которой выявлен ряд нарушений в данной сфере.

Согласно пункту 1 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 23.11.2015 № 642 (далее – Положение), Министерство является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, в области лесных отношений, в области охоты, а также в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, регионального экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

В силу пункта 28 Положения Министерство возглавляет входящий в состав Правительства Калининградской области министр природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее – Министр), назначаемый на должность по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и освобождаемый от должности Губернатором Калининградской области.

Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 названной статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 названной статьи.

В силу части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 названной статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктами 25-25.3 части 1 статьи 93 настоящего закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 данной статьи;

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Проведённая Прокуратурой Калининградской области проверка показала, что согласно данным отчета об объеме закупок у СМП и социально ориентированных организаций за 2019 год из совокупного годового объема закупок, рассчитанного за вычетом закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в размере 40 567 000 рублей Министерство как заказчик должно было осуществить в 2019 году закупки у СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций на сумму 6 085 000 рублей. Однако, в 2019 году закупки у указанной категории лиц Министерством осуществлены на сумму 5 269 000 рублей, что составило 12,99% от общего совокупного объема закупок, что является нарушением части 1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ.

Вместе с этим, подлежит исследованию довод С, изложенный в объяснении, о нецелесообразности проведения закупок только у СМП и возможного отсутствия заявок, а также того, что СМП не могут выполнить требуемые работы.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» – субъекты малого и среднего предпринимательства – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Внесение сведений о юридических лицах в реестр, а также его ведение и размещаемая в нём информация осуществляются в порядке статьи 4.1 указанного закона.

Из представленных материалов следует, что Министерством за 2019 год в общем проведена 31 специализированная закупка. На основании информации, размещённой в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, поставщиками по 25 закупкам были определены СМП:

- АО «Западный проектно-изыскательский институт «ЗапВодПроект», малое предприятие;

- ООО «Научно-исследовательский центр «СибГеоПроект», микропредприятие;

- ООО «Фаворит Спецтехника», микропредприятие;

- ООО «Уралводпроект», микропредприятие;

- ООО «Институт Транснефтегазпроект», микропредприятие;

- ООО «Балтийская кадастровая компания», микропредприятие;

- ООО НПФ «Анатэк», микропредприятие;

- ООО «ТехноТерра», микропредприятие;

- ООО «Центр инженерных изысканий», малое предприятие.

Кроме того, при исследовании списка специализированных закупок также установлено, что в закупках по извещениям № 0135200000519001644, 0135200000519004238, победителями в которых стали бюджетные учреждения, принимали также участие СМП; на участие в закупке по извещению № 0135200000519001629 была подана 1 заявка; по двум извещениям заявки поданы не были.

Учитывая тот факт, что субъекты СМП являются постоянными участниками специализированных закупок Министерства, а также, что большинство контрактов по итогам закупок заключено именно с СМП, представленный довод подлежит отклонению.

Также, часть 1 статьи 30 обязывает заказчиков проводить закупки только для СМП, к участию в которых не могут быть допущены организации, не отнесённые к такой категории.

Следует учитывать, что частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Соответственно, Закон о контрактной системе предусматривает возможность для заказчиков привлекать субъектов малого предпринимательства не только напрямую, но и предусмотреть обязанность для поставщика привлечь для субподряда СМП, что также будет считаться исполнением части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Таким образом, приведённый довод подлежит отклонению.

Исследовав довод о непричастности С к совершению правонарушения, прихожу к следующему выводу.

Должностной регламент предполагаемого защитником ответственного лица предусматривает обязанности, связанные с осуществление закупок Министерством.

Так, согласно пункту 27 главы 1 раздела III должностного регламента, в обязанности должностного лица входят обязанности, связанные исключительно с техническим и функциональным обеспечением закупочной деятельности Министерства – информационное и организационное обеспечение закупок. Разработка плана-графика и плана закупок также носят обозначенный характер. Из должностного регламента не следует, что указанное Защитником должностное лицо принимает решение о способах проведения закупок и утверждает заявки на проведение закупок, и осуществляет контроль за закупочной деятельностью Министерства.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 26 Положения Министерство обладает полномочиями в сфере организационно-распорядительной деятельности по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Калининградской области и Министерства.

На основании подпунктов 1,2, 18, 19, 23 Положения Министр осуществляет организацию и координацию деятельности Министерства; самостоятельно принимает решения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, издает в пределах своих полномочий приказы нормативного и ненормативного характера, заключает договоры и соглашения; в пределах своей компетенции распоряжается финансовыми средствами и имуществом, закрепленным за Министерством; утверждает заявки на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Калининградской области и несет персональную ответственность за их соответствие требованиям, установленным действующим законодательством; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.

Распоряжением Губернатора Калининградской области от 04.10.2017 № 605-р «О министре природных ресурсов и экологии Калининградской области» в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 30 Устава (Основного Закона) Калининградской области, введенного в действие Законом Калининградской области от 18.01.1996 № 30, подпунктом 13 пункта 1 статьи 5 Уставного Закона Калининградской области от 29.09.2005 № 651 «О Губернаторе Калининградской области» Министром назначен С.

Таким образом, С в соответствии с Положением является должностным лицом Министерства, ответственным за утверждение заявок на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Калининградской области и несет персональную ответственность за их соответствие требованиям, установленным действующим законодательством.

Также, согласно информации из Единой информационной системы в сфере закупок, отчет об объеме закупок у СМП и социально ориентированных организаций за 2019 год размещен и подписан электронной цифровой подписью С

Соответственно, довод о ненадлежащем субъекте правонарушения несостоятелен и подлежит отклонению.

В соответствии с частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ, осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

Место совершения административного правонарушения: г. Калининград, Московский проспект, д. 95.

Время совершения административного правонарушения: 31.12.2019.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, не выявлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьёй 4.3 КоАП РФ, не выявлено.

Согласно статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы Подпунктом «в» пункта 1, предусмотрено, что мероприятия настоящего Национального плана направлены увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18 % к 2020 году.

Увеличение доли закупок, участниками которых являются только СМП являются основой развития конкуренции, которая во взаимодействии с поддержкой малого и среднего предпринимательства направлена на развитие экономики Российской Федерации.

Невыполнение главным должностным лицом органа государственной власти субъекта федерации не только установленного Президентом Российской Федерации, но и установленного Законом о контрактной системе минимума объёма закупок у СМП является пренебрежительным отношением к своим непосредственным обязанностям по исполнению государственной политики в Калининградской области, что является существенной угрозой охраняемым и особо значимым не только для экономики Калининградской области, но и Российской Федерации. Должностные лица, осуществляющие политику государства в субъектах федерации должны гарантировать неукоснительное соблюдение законодательства прежде всего при исполнении своих государственных обязанностей.

Таким образом, правонарушение не может быть признано малозначительным. Иное противоречило бы одному из важнейших принципов законодательства – неотвратимости наказания за совершенное правонарушение, что провоцирует правонарушителя на пренебрежительное отношение к Закону и дальнейшее совершение аналогичных правонарушений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 7.30, 23.66, 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

Признать министра природных ресурсов и экологии Калининградской области С виновным в совершении предусмотренного частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ административного правонарушения и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Заместитель руководителя

Ш

В соответствии с подпунктом 3 частью 1 статьи 30.1 и статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

На основании части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ предусмотрено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Документы, подтверждающие оплату штрафа необходимо представить нарочно, посредством почтовой связи, факсом или по электронной почте по адресу: to39@fas.gov.ru. В назначении платежа необходимо указывать номер оплачиваемого постановления о наложении штрафа. В случае невозможности идентификации платежа или при отсутствии сведений о своевременной оплате штрафа, Калининградское УФАС России будет обязано передать постановление о наложении штрафа для принудительного исполнения в ФССП России.

Связанные организации

Связанные организации не указаны