Постановление №039/04/9.21-1218/2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушени... от 25 ноября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

«25» ноября 2021 года

№ 039/04/9.21-1218/2021

г. Калининград

Резолютивная часть постановления объявлена 22.11.2021.

В полном объеме постановление изготовлено 25.11.2021.

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, рассмотрев протокол и другие материалы дела об административном правонарушении № 039/04/9.21-1218/2021, возбужденного по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении

Акционерного общества «Янтарьэнерго»

(236022, г. Калининград, ул. Театральная, 34; ИНН 3903007130; ОГРН 1023900764832)

при участии:

от лица, привлекаемого к административной ответственности: М по доверенности № 298-20 от 01.01.2021,

УСТАНОВИЛА:

09.09.2021 (вх. № 6930) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Управление, Калининградское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на невыполнение Акционерным обществом «Янтарьэнерго» (далее – Общество, АО «Янтарьэнерго») условий Договора от 12.10.2020 № 5296/10/20 (далее – Договор) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства необходимого для электроснабжения индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Калининградская область, ………., земельный участок с кадастровым номером …………. с являющимися неотъемлемой частью Договора техническими условиями № Z-5296/20.

Пунктом 5 Договора установлено, что срок выполнения мероприятия по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения Договора, соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества – 13.10.2020, дата окончания – 12.04.2021.

На момент поступления жалобы Заявителя в Калининградское УФАС России 09.09.2021 технологическое присоединение не было осуществлено.

Согласно определению о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 08.10.2021 законному представителю Общества либо уполномоченному представителю Общества надлежало явиться 28.10.2021 в 15 часов 00 минут в Управление для дачи объяснений по факту правонарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

Определением от 27.10.2021 составление протокола об административном правонарушении отложено на 08.11.2021 в 14 часов 30 минут по месту нахождения Управления.

08.11.2021 в отсутствие законного представителя Общества, с участием уполномоченного представителя Общества Б составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 08.11.2021 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 22.11.2021 в 14 часов 30 минут. Скан-образ определения направлен на официальную электронную почту АО «Янтарьэнерго» - public@yantarenergo.ru и электронную почту Заявителя, копия определения направлена посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении.

22.11.2021 дело рассмотрено в присутствии уполномоченного представителя (защитника) Общества, действующего на основании доверенности – М., которая вину привлекаемого к ответственности юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ не признала, пояснив, что Общество приступило к исполнению Договора последовательно, добросовестно выполняло все необходимые и зависящие от него меры, а неисполнение условий Договора связано с отсутствием вины в действиях Общества и наличием объективных обстоятельств, сообщила, что подробная позиция содержится в письменных пояснениях Общества от 13.10.2021 № ЯЭ/5/5329, от 15.10.2021 № ЯЭ/5/5427, пояснениях защитника Общества от 22.11.2021, представила дополнительные материалы по делу: копию заявки под ключ от 05.10.2021 № 5, копию технического задания № Z/СЭРС/013740/2021-23, копию технического задания № Z/СЭРС/013745/2021-23.

Заслушав представителя (защитника) Общества, изучив протокол об административном правонарушении и другие материалы дела № 039/04/9.21-1218/2021, нахожу вину Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленной и доказанной, исходя при этом из следующего.

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со статьёй 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям (далее – Правила № 861).

Согласно пункту 16 Правил № 861 договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 (шесть) месяцев.

В соответствии с пунктом 18 Правил № 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.

По смыслу приведенных положений обозначенный срок для осуществления мероприятий по осуществлению технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организации, что не позволяет его продлевать каким-либо способом. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в соответствующих правоотношениях.

По итогам административного расследования установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя в сроки, установленные Правилами и условиями Договора не осуществлено.

12.10.2020 АО «Янтарьэнерго» и Заявитель заключили Договор, неотъемлемой частью которого являются технические условия № Z-5296/20. Оплата за технологическое присоединение произведена Заявителем своевременно в полном объеме.

24.03.2021, спустя 5 месяцев 15 дней с момента заключения Договора с Заявителем, филиалом АО «Янтарьэнерго» Западные электрические сети утверждено техническое задание на выполнение проектных и изыскательских работ № Z/СЭРС/013740/2021-23 по титулу: «Реконструкция ТП 322-14, строительство ЛЭП 0,4 кВ от ТП 322-14 в п. Лесное, ул. Янтарная Светлогорского района», и техническое задание № Z/СЭРС/013745/2021-23 «Организация системы учета электроэнергии ВЛ 0,4 кВ от ТП 322-14 в п. Лесное, ул. Янтарная Светлогорского района».

18.10.2021 в адрес Управления поступили запрошенные Определением № 039/04/9.21-1218/2021 письменные пояснения АО «Янтарьэнерго» от 15.10.2021 № ЯЭ/5/5427 о мероприятиях, проведенных Обществом в рамках исполнения Договора, из которых следует, что сетевой организацией мероприятия по технологическому присоединению не выполнены в срок, установленный Правилами № 861 и Договором.

Из представленных письменных пояснений Общества следует, что: «В рамках исполнения обязательств по Договору со стороны сетевой организации разработаны и утверждены технические задания по двум взаимосвязанным титулам строительства: «Реконструкция ТП 322-14, строительство ЛЭП 0,4 кВ от ТП 322-14 в п. Лесное, ул. Янтарная Светлогорского района» и «Организация системы учета электроэнергии ВЛ 0,4 кВ от ТП 322-14 в п. Лесное, ул. Янтарная Светлогорского района», причем к организации системы учета электроэнергии возможно приступить только после выполнения работ по реконструкции и строительству линии электропередач от трансформаторной подстанции. По титулу: «Реконструкция ТП 322-14, строительство ЛЭП 0,4 кВ от ТП 322-14 в п. Лесное, ул. Янтарная Светлогорского района» 15.09.2021 заключен договор подряда № 32110501170 с ООО «Энергопроект» на разработку рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ на объекте строительства со сроком завершения в течение 90 дней со дня заключения договора.

По титулу: «Организация системы учета электроэнергии ВЛ 0,4 кВ от ТП 322-14 в п. Лесное, ул. Янтарная Светлогорского района» работы будут выполнены силами АО «Янтарьэнергосервис» согласно заключенного договора подряда от 04.08.2021 № 237/СП. О готовности сетевой организации к созданию условий действиями заявителя осуществить технологическое присоединение заявитель будет извещен путем размещения соответствующих документы в его личном кабинете на Портале-ТП.РФ».

Таким образом, по итогам административного расследования установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя в сроки, установленные Правилами № 861 и условиями Договора не осуществлено.

Вместе с тем, Заявителем выполнены в полном объеме мероприятия, возлагаемые на него Договором, а именно произведена оплата за технологическое присоединение в сумме 550 рублей, при этом в соответствии с пунктом 11.1 технических условий, возложенных на Заявителя, на него возлагается монтаж электросети от точки присоединения (через ЩУ) до ВРУ 0,4 кВ объекта СИП или КЛ 0,4 кВ соответствующей пропускной способности, т.е. исполнить свои обязательства Заявителю без исполнения обязательств сетевой организацией, не представляется возможным.

Правила № 861 не содержат каких-либо исключений по срокам выполнения мероприятий технологического присоединения заявителей, обусловленных теми или иными обстоятельствами.

Датой начала исполнения обязательств по Договору со стороны Общества является – 13.10.2020, датой окончания – 12.04.2021. К указанному сроку технологическое присоединение осуществлено не было. С момента окончания законодательно установленного срока исполнения Договора (т.е. с 12.04.2021) на момент рассмотрения дела (т.е. на 22.11.2021) срок неисполнения Обществом своих обязательств составил 224 (двести двадцать четыре) дня.

Таким образом, из всех мероприятий по осуществлению технологического присоединения, возложенных Правилами № 861 на сетевую организацию, на конечную дату исполнения обязательств – 12.04.2021, АО «Янтарьэнерго» только разработаны и утверждены технические задания по двум взаимосвязанным титулам строительства: «Реконструкция ТП 322-14, строительство ЛЭП 0,4 кВ от ТП 322-14 в п. Лесное, ул. Янтарная Светлогорского района» и «Организация системы учета электроэнергии ВЛ 0,4 кВ от ТП 322-14 в п. Лесное, ул. Янтарная Светлогорского района».

Вместе с тем, на дату законодательно установленного срока – 12.04.2021 сетевой организацией не проведены конкурентные процедуры по определению подрядной организации на разработку проектной рабочей документации, не определен способ выполнения строительно-монтажных работ, не проведены конкурентные процедуры по выбору подрядчика на выполнение строительно-монтажных работ, не заключен договор на выполнение строительно-монтажных работ.

Утверждение Обществом технических заданий через пять месяцев 15 дней после заключения Договора с Заявителем и заключение договора подряда на разработку рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ уже за пределами законодательно установленного срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению не могут быть признаны последовательными и достаточными мерами, принятыми Обществом в рамках реализации Договора об осуществлении технологического присоединения, заключенного с Заявителем.

Правила № 861 не освобождают сетевую организацию от исполнения своей части обязательств согласно техническим условиям и не влияют на императивные сроки, установленные пунктом 16 Правил № 861.

Установленный Правилами № 861 срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях.

Договор технологического присоединения, будучи публичным договором, должен содержать существенные условия, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать срок, установленный пунктом 16 Правил № 861. Данная норма носит императивный характер и направлена на недопустимость злоупотребления сетевой организацией как сильной стороной в договоре перед потребителем услуги.

Исходя из изложенного следует, что сетевой организацией не было принято достаточных мер для соблюдения норм Правил № 861 и осуществления технологического присоединения Заявителя в законодательно установленный срок.

Роль сетевой организации при осуществлении возложенной на нее обязанности по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя предполагает ее активное поведение во взаимодействие как с обратившимся к нему лицом, так и иными хозяйствующими субъектами, тем самым обеспечивая права такого лица в установленном законодательством порядке и сроки.

Именно бездействие Общества в части непринятия своевременных и разумных мер по осуществлению технологического присоединения объекта Заявителя к электрическим сетям привело к нарушению императивных требований, установленных пунктом 16 Правил № 861 и интересов Заявителя.

В соответствии с Приложением № 1 к постановлению Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» АО «Янтарьэнерго» включено в Реестр субъектов естественных монополий по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 № 11-1/00 АО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Согласно пункту 3.2 Устава АО «Янтарьэнерго», к основным видам деятельности Общества помимо оказания услуг по передаче электрической энергии относятся услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, влекущая наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении № 039/04/9.21-1144/2021 Общество привлекалось к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в части нарушения пункта 16 Правил № 861 по постановлениям о наложении штрафа по делам об административных правонарушениях, вступивших в законную силу и исполненных Обществом № 039/04/9.21-683/2019 от 25.09.2019 (исполнено 16.12.2019), № 039/04/9.21-616/2019 от 10.09.2019 (исполнено 16.12.2019), № 039/04/9.21-140/2019 от 19.04.2019 (исполнено 30.12.2019), № 039/04/9.21-405/2019 от 04.07.2019 (исполнено 10.02.2020), № 039/04/9.21-639/2019 от 19.09.2019 (исполнено 11.03.2020).

Повторность нарушения положений статьи 9.21 КоАП РФ в части нарушения Обществом пункта 16 Правил № 861 подтверждена вступившими в законную силу актами Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Калининградской области по делам №№ А21-15833/2019, А21-15836/2019, А21-16093/2019, А21-16139/2019, А21-690/2020, А21-1452/2020, А21-1453/2020, А21-2809/2020, А21-2810/2020, А21-4571/2020, А21-4858/2020, А21-5893/2020, А21-7355/2020, А21-7863/2020.

Таким образом, действиями АО «Янтарьэнерго», выразившимися в нарушении сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям АО «Янтарьэнерго», установленных пунктом 16 Правил № 861, совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: Калининградская область, ……………., земельный участок с кадастровым номером ……………….

Время совершения административного правонарушения: 13.04.2021.

Исключительных обстоятельств, предусмотренных статьёй 4.1 КоАП РФ, не установлено.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Согласно статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности. Малозначительность правонарушения может иметь место лишь при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица, привлеченного к административной ответственности, к исполнению своих обязанностей.

При назначении наказания также учитывается неоднократность совершения АО «Янтарьэнерго» нарушения положений статьи 9.21 КоАП РФ и систематическое совершение однородных правонарушений, что свидетельствует о том, что назначение административного наказания в виде штрафа не достигает целей предупреждения совершения новых правонарушений, вследствие чего правонарушение не может быть признано малозначительным. Иное противоречило бы одному из важнейших принципов законодательства – неотвратимости наказания за совершенное правонарушение, что провоцирует правонарушителя на пренебрежительное отношение к Закону и дальнейшее совершение аналогичных правонарушений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 9.21, 23.48, 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

Признать АО «Янтарьэнерго» виновным в совершении предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ административного правонарушения и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей.

Заместитель руководителя

В соответствии с подпунктом 3 частью 1 статьи 30.1 и статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

На основании части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ предусмотрено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Связанные организации

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЯНТАРЬЭНЕРГО"
ИНН 3903007130, ОГРН 1023900764832