Письмо №360/04 решение № 039/07/3-1640/2021 от 20 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

17 января 2021 года                              № 039/07/3-1640/2021                          г. Калининград

Комиссия Калининградского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

 

ведущий заседание Комиссии:

Б.

заместитель руководителя Калининградского УФАС России;

 

члены Комиссии:

 

К.

 

 

А.К.

 

заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

при участии представителей:

заказчика – АО «Я»

 

заявителя – ООО «Р»

 

 

П.

 

 

М.

 

 

 

по доверенности;

 

 

по доверенности,

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи без очного участия представителей сторон посредством плагина «TrueConf» жалобу (вх. № 10108 от 23.12.2021) ООО «Р» (далее - Заявитель) на действия заказчика, организатора торгов – АО «Я» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений (далее – Запрос предложений, Закупка) на поставку фланцев (извещение на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/ № 32110809130) (далее – ЕИС, официальный сайт)),

УСТАНОВИЛА:

Заявитель полагает, что при рассмотрении заявок участников закупки комиссией Заказчика принято необоснованное решение о признании его предложения не соответствующим требованиям и условиям проведения закупочной процедуры в связи с отсутствием информационного письма за подписью представителя ВП МО РФ с решением о назначении закрепленного военного представителя МО РФ за участником, подтверждающего возможность военной приемки продукции.

В соответствии с требованиями правоустанавливающих документов в области закрепления военных представительств за организациями промышленности данное закрепление осуществляется по письменному обращению органа военного управления, обеспечивающего размещение заказа и сопровождение государственных контрактов, заключенных в рамках государственного оборонного заказа от имени Министерства обороны Российской Федерации или других государственных заказчиков (приказ заместителя министра обороны РФ № 1 от 12.01.2013). Данная информация также размещена на сайте Министерства обороны РФ, что, в свою очередь, было отражено в составе заявки Заявителя.

Кроме того, Заявитель указал, что закупаемый Заказчиком товар – фланцы, не является продукцией военного назначения и со стороны ВП МО РФ проверке не подлежит.

Учитывая изложенное, Заявитель полагает, что решение комиссии Заказчика о допуске двух других участников также может быть необоснованным, ввиду того, что представление запрошенного Заказчиком  информационного письма, по мнению Заявителя, не представляется возможным. В отношении участника АО «А» на сайте Министерства обороны РФ отсутствуют сведения о том, что он является организацией промышленности, за которым закреплено военное представительство МО РФ.

16.11.2021 и 18.11.2021 Заявителем в адрес Заказчика в установленном порядке  направлены запросы на разъяснение положений документации, содержащие вопросы об установлении противоречивых законодательству требований о наличии закрепленного военного представительства без государственного контракта, а также о необходимости предоставления чертежей. На указанные запросы ответы Заявителем не получены.

Заявитель считает, что Заказчиком нарушены основные принципы, установленные Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), что приводит к ограничению круга участников закупки – поставщиков.

Подробно позиция Заявителя изложена в жалобе вх. № 10108 от 23.12.2021 и дополнениях в виде ходатайства об истребовании доказательств в связи с вновь открывшимися обстоятельствами по делу вх. 241 от 17.01.2022.

Заказчик считает, что при проведении Запроса предложений им не нарушены нормы законодательства о закупках.  Рассмотрение заявок осуществлялось строго в рамках Закона о закупках, Положения о закупке и документации о закупке: заявка Заявителя отклонена в связи с отсутствием информации, установленной в пунктах 4.1.17, 4.1.18 закупочной документации, в связи с чем действия закупочной комиссии считает правомерными, а жалобу Заявителя необоснованной.

Также Заказчик считает, что положения документации соответствуют действующему законодательству и не ограничивают круг участников закупки.

Подробно позиция Заказчика изложена в его письменных пояснениях вх. № 31 от 11.01.2022, вх. № 33 от 11.01.2022, вх. № 214 от 17.01.2022.

 

Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав представленные доводы и поступившие материалы, Комиссия Калининградского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Частью 4 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции установлено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

Жалоба Заявителя поступила в Калининградское УФАС России 23.12.2021 (вх. № 10108), в установленные частью 4 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции сроки, следовательно, подлежит рассмотрению антимонопольным органом по существу.

Согласно части 13 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Извещение о проведении Закупки опубликовано на ЭТП Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа (далее - ACT ГОЗ) и в ЕИС 11 ноября 2021 года.

Начальная (максимальная) цена договора - 58 757 242, 80 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок - 22 ноября 2021 года в 14:00 (мск).

19 ноября 2021 года срок приема заявок в закупочной процедуре продлен до 25 ноября 2021 года и установлены новые дата и время окончания подачи заявок - 25 ноября 2021 года в 14:00 (мск).

На участие в закупочной процедуре поступили 4 заявки: ООО «Р» (заявка №  24240), ООО «Б» (заявка № 24627), ООО «Л» (заявка № 48146), АО «А» (заявка № 80243).

По результатам рассмотрения заявок участников 14 декабря 2021 года на ACT ГОЗ размещены:

  • протокол рассмотрения заявок участников, в соответствии с которым к участию допущены два участника - ООО «Л» (заявка № 48146) и АО «А» (заявка № 80243), не допущены к участию два участника - ООО «Р» (заявка № 24240) и ООО «Б» (заявка № 24627);
  •  протокол о назначении очной переторжки в электронной форме на ACT ГОЗ. Дата и время проведения переторжки - 15 декабря 2021 г. 14:00 (мск).

Переторжка завершилась 15 декабря 2021 года в 15 ч. 00 мин. (мск), в которой приняли участие два участника.

23.12.2021 по результатам рассмотрения предложений участников после переторжки на ACT ГОЗ размещен итоговый протокол, в соответствии с которым победителем в закупочной процедуре признано ООО «Л» (заявка № 48146) с ценовым предложением 57 557 664 рублей с НДС, второе место присвоено АО «А» (заявка № 80243) с ценовым предложением 57 556 664 рублей с НДС.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке); положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, регламент осуществления закупочной деятельности в соответствии с нормами Закона о закупках, в том числе порядок рассмотрения заявок на участие в закупке устанавливается заказчиком самостоятельно в положении о закупке.

Советом директоров АО «Я» утверждено Положение о закупке (протокол от 24.12.2018 № 45/2018) (далее – Положение о закупке).

1. Согласно пункту В.3.1.3 (подпункт 2) Положения о закупке в извещении о проведении запроса предложений заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений.

В соответствии с подпунктом 1 пункта В.3.4.6 Положения о закупке при рассмотрении заявок на участие в запросе предложений участник процедуры закупки не допускается закупочной комиссией к участию в запросе предложений в случае непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике процедуры закупки, а также предлагаемых участником процедуры закупки товарах, работах, услугах.

Пунктом В.3.4.8 Положения о закупке установлено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в запросе предложений закупочная комиссия принимает решение о допуске к участию в запросе предложений участника закупки или об отказе в допуске такого участника закупки к участию в запросе предложений в порядке и по основаниям, предусмотренным в закупочной документации.

В соответствии с пунктом 4.1.17 закупочной документации в качестве требования к продукции установлена поставка продукции с приемкой ВП МО РФ.

Согласно пункту 4.1.18 закупочной документации в составе заявки участник предоставляет информационное письмо за подписью представителя ВП МО РФ с решением руководства военных представительств о назначении закрепленного ВП МО РФ за участником, подтверждающий возможность военной приемки продукции.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.08.1995 № 804 (ред. от 28.08.2021) «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации» (вместе с «Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации») в настоящем Положении под военной продукцией понимается вооружение, военная техника, военно­техническое и иное имущество, научно-техническая и иная продукция, а также работы, выполняемые в интересах обороны.

Заказчик пояснил, что закупка фланцев осуществляется в целях исполнения им договора поставки в рамках строительства объекта в интересах обороны.

В подтверждение данной информации Заказчиком представлен вышеуказанный договор с грифом «Для служебного пользования» и выписка из приложения № 2 к данному договору с грифом «Коммерческая тайна».  

Проанализировав условия представленных договора и приложения, Комиссия приходит к выводу о правомерности установления в закупочной документации в качестве требования к продукции: поставка продукции с приемкой ВП МО РФ. Поставка продукции с приемкой ВП МО РФ обусловлена последующей передачей продукции инозаказчику и приемки изделий ВП МО инозаказчика. Требование закупочной документации о поставке продукции с приемкой ВП МО РФ связано со спецификой договора поставки, заключенного между АО «…» (Заказчик) и АО «Я» (Поставщик) и направлено на снижение рисков поставки некачественной продукции.

Дополнительно Заказчик пояснил, что в соответствии с техническими требованиями 555-35.1502, 555-35.105Д1, 555-35.2264Д1, ОСТ 5.5252-75, ОСТ 5.5253-75, ОСТ 5.5259-75 приемка фланцев осуществляется в соответствии с ОСТ 5Р.5536-2010 «Детали, изделия, соединительные и фасонные части трубопроводов судовых систем. Общие технические условия». ОСТ 5Р.5536-2010 предусмотрена поставка указанных изделий с приемкой представителя заказчика (т.е. ВП МО РФ).

В соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 12.01.2013 № 1 «Об утверждении Порядка закрепления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации за организациями промышленности» закрепление военных представительств за организациями промышленности учитывается в Перечне, утвержденном начальником Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, по форме согласно приложению №1 к настоящему Порядку. Если организация промышленности внесена в Перечень, то при заключении с данной организацией промышленности других государственных контрактов (контрактов, договоров) на поставку продукции (выполнение работ) дополнительных обращений не требуется.

Таким образом, Заявитель ошибочно поставил возможность принять участие в закупочной процедуре в зависимость от обращения от АО «Я» в ВП МО РФ по поводу конкретного промышленного предприятия.

Согласно выписки из протокола № 199-3 от 14.12.2021 предложение Заявителя (заявка № 24240) признано несоответствующим требованиям и условиям проведения закупочной процедуры – представленный участником пакет документов не соответствует требованиям закупочной документации в части: отсутствует информационное письмо за подписью представителя ВП МО РФ с решением о назначении закрепленного ВП МО РФ за участником, подтверждающим возможность военной приемки продукции.

В соответствии с пунктом 3.7.6 закупочной документации при рассмотрении заявок на участие в запросе предложений участник процедуры не допускается закупочной комиссией к участию в запросе предложений, в том числе в случае непредставления обязательных документов.

В составе заявки Заявителя документ, предусмотренный пунктом 4.1.18 закупочной документации, отсутствует.

Таким образом, решение закупочной комиссии Заказчика об отказе Заявителю в допуске к участию в закупке принято в соответствии с требованиями закупочной документации и Положения о закупке Заказчика.

Из анализа документов заявок участников, признанных соответствующими требованиям и условиям документации о закупке, следует, что ими предоставлены письма военных представительств о закреплении за ними ВП МО РФ.

Антимонопольный орган не является лицом, определяющим подлинность представленных документов.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом В.3.4.9 Положения о закупке на закупочную комиссию возложена обязанность в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником запроса предложений,  отстранить такого участника от участия в запросе предложений на любом этапе его проведения.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя в данной части.

 

2. Частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном Законом о закупках и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В силу требований части 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с пунктом В.3.1.10 Положения о закупке любой участник закупки вправе направить заказчику (организатору закупки) с использованием АСТ ГОЗ запрос о даче разъяснений положений закупочной документации. В течение 3 (трех) рабочих дней со дня поступления указанного запроса организатор закупки направляет в форме электронного документа с использованием АСТ ГОЗ разъяснения положений закупочной документации, если указанный запрос поступил заказчику (организатору закупки) не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до дня окончания подачи заявок на участие в запросе предложений. Разъяснения положений не должны менять предмет и существенные условия проекта договора. В течение 3 (трех) рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик размещает разъяснения положений закупочной документации в ЕИС (для заказчиков I группы) с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил указанный запрос.  

Аналогичные условия содержатся в пунктах 3.2.1, 3.2.2 закупочной документации.

Как следует из документов рассмотрения жалобы 16.11.2021 Заявителем в адрес Заказчика посредством функционала электронной площадки АСТ ГОЗ направлен запрос о даче разъяснений положений закупочной документации, в котором Заявитель указал на то, что в закупочной документации присутствуют чертежи, не относящиеся к предмету закупки и просил предоставить чертежи в соответствии с техническим заданием.

18.11.2021 также направлен запрос о даче разъяснений положений закупочной документации, содержащий, в том числе вопросы правомерности установления требования в закупочной документации письма, подтверждающего наличие закрепленного военного представительства.  

Довод Заявителя о неправомерном непредоставлении ответа на запрос о даче разъяснений положений документации от 18.11.2021 (загружен 18.11.2021 в 02:20) несостоятелен ввиду того, что указанный запрос поступил позднее чем за 3 (три) рабочих дня до окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений: в редакции, действующей на момент поступления запроса от 18.11.2021, дата и время окончания приема заявок в закупочной процедуре была до 14:00 (мск) 22.11.2021.

На запрос Заявителя от 16.11.2021 по истечении трех рабочих дней с даты поступления запроса Заказчик не разместил разъяснения положений закупочной документации в ЕИС, что является нарушением требований части 3 статьи 3.2 Закона о закупках и пункта В.3.1.10 Положения о закупке.

Заказчик  пояснил, что ответ не был сформирован по причине большой загруженности.

При этом, в соответствии с представленной Заказчиком справкой ответственного подразделения, сформированной по итогам проверки поступивших в ходе закупочной процедуры заявок участников, заявка ООО «Р» полностью соответствовала требованиям закупочной процедуры по технической части. Данный факт свидетельствует о том, что непредоставление ответа на запрос о даче разъяснений положений документации от 16.11.2021 не явилось препятствием для формирования заявок участников закупок, соответствующих в данной части требованиям закупочной документации, и не повлияло на результаты рассмотрения и оценки заявок участников закупки. В данной связи Комиссия считает возможным не выдавать Заказчику предписание об устранении допущенного нарушения.

 

В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных для рассмотрения жалобы, пояснили, что они представили все доказательства, которые они намеревались представить, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Р» обоснованной в части непредоставления ответа на запрос о даче разъяснений положений документации от 16.11.2021.

2. Признать заказчика – АО «Я» нарушившим часть 3 статьи 3.2 Закона о закупках и пункта В.3.1.10 Положения о закупке.

3. Предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение, к административной ответственности.

 

Ведущий заседание Комиссии:                                                                             Б.

 

Члены Комиссии:                                                                                                  А.К.

 

                                                                                                                               К.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны