Решение (комиссия) №ИБ/2738/23 Решение по жалобе ООО "Гринфилд" №039/07/3-419/2023. от 19 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по жалобе ООО "Гринфилд" №039/07/3-419/2023.

 

Заказчику - Организатору торгов:

Акционерное общество

«Россети Янтарь»

(АО «Россети Янтарь»)

236040, г. Калининград,

ул. Театральная, д. 34,

тел.: +7 (4012) 532945,

Nadobko-IV@yantarenergo.ru

public@yantarenergo.ru

 

Заявителю:

ООО «Гринфилд»

160009, г. Вологда,

ул. Огородный пер., д. 7, оф. 20,

тел. 8 (911) 523-78-99,

tagaury@mail.ru

 

Электронная торговая площадка:

АО «Российский аукционный дом»

support@lot-online.ru

 

 

РЕШЕНИЕ


 

1июня 2023 года № 039/07/3-419/2023 г. Калининград


 

Комиссия Калининградского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

ведущий заседание Комиссии: И.С. Болтенко – заместитель руководителя Калининградского УФАС России;

члены Комиссии:

А.Г. Киселёва – начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

А.А. Кадынин – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

В отсутствии представителей заявителя ООО «Гринфилд»уведомлен надлежащим образом посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Неявка лиц, уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения (часть 16 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции);

при участии представителей:

заказчика – АО «Россети Янтарь»М.А. Кузьмич, В.О. Куманёва (на основании доверенности),

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина «TrueConf» жалобу ООО «Гринфилд» от 24.05.2023 (вх. № 4074-ЭП/23; далее - Заявитель) на действия заказчика – организатора торгов АО «Россети Янтарь» (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, на право заключения договора на выполнение кадастровых работ по внесению / изменению в сведения о границах охранных зон в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества (извещение № 32312368371 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/, далее - закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заявитель полагает, что Заказчик выставил неправомерные требования к потенциальным участникам закупки, а именно.

Согласно п. 16 Информационной карты документации о закупке к иным отборочным критериям и порядку оценки заявок участников закупок Единого стандарта ПАО «Россети», установлена необходимость наличия у участника закупки офисного помещения, расположенного в Калининградской области и находящегося в собственности либо аренде, лизинге или на ином законном праве владения (пользования).

Заявителем сделан вывод о том, что Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) выразившимся в несоблюдении принципа отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное при организации и проведении закупки.

Заявитель также считает, что подобные требования приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а, следовательно, являются нарушением ч. 1 ст. 17 Закона № 135-Ф3.

Подробно позиция Заявителя изложена в жалобе от 24.05.2023 (вх. № 4074-ЭП/23).


 

Заказчик считает жалобу необоснованной по основаниям, указанным в пояснениях от 31.05.2023 (вх. № 4265/23) и от 07.06.2023 (вх. № 4451/23).

Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав представленные доводы и поступившие материалы, Комиссия Калининградского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Закупка № 32312368371 проводится в соответствии с требованиями Закона о закупках.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки; обжалование осуществляется в случае проведения заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Извещение № 32312368371 о проведении закупки размещено на электронной торговой площадке АО «РАД» (далее - ЭТП) и в ЕИС 10.05.2023;

Дата и время окончания подачи заявок: 24.05.2023 14:00 (МСК-1);

Дата подведения итогов: 16.06.2023;

Начальная (максимальная) цена договора: 12 960 000,00 руб.

Жалоба ООО «Гринфилд» от 24.05.2023 (вх. № 4074-ЭП/23) подана в адрес Калининградского УФАС России в установленные частью 4 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции сроки, содержит основания для обжалования, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению антимонопольным органом по существу.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Закупка № 32312368371 осуществляется путём проведения запроса предложений в электронной форме, на основании Единого стандарта закупок ПАО «Россети» (утв. протоколом заседания Совета директоров № 604 от 30.12.2022; далее – Положение о закупке), документации о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на проведение работ по внесению сведений/ изменений в сведения о границах охранных зон в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее – Документация о закупке), извещения о проведении конкурса в электронной форме (далее – Извещение).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссия отмечает, что Извещение о закупке и Документация о закупке соответствуют указанным требованиям, однако считает доводы жалобы обоснованными по следующим основаниям.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, регламент осуществления закупочной деятельности в соответствии с нормами Закона о закупках, порядок оценки и сопоставления заявок участников закупки, в том числе порядок рассмотрения заявок на участие в закупке устанавливается Заказчиком самостоятельно в Положении о закупке.

Согласно пункту 15 приложения 1 к Типовым требованиям Положения о закупке рекомендован к применению следующий критерий:

п/п

Критерий/подкритерий

Применяемость (отборочный/

оценочный)

Документ, содержащий сведения для рассмотрения и оценки по критерию.

Требования к оформлению документа

Сведения, проверяемые в документе

Параметры признания несоответствия заявки установленному требованию, либо несоответствия документа установленным требованиям

Комментарии

  1. 15

  1. Наличие материально-технических ресурсов

  1. отборочный/оценочный

  1. Справка о материально-технических ресурсах, планируемых к привлечению для выполнения договора с приложением подтверждающих документов (если требование о предоставлении подтверждающих документов установлено извещением и/или документацией и закупке).

  1. Соответствие установленным в документации о закупке числовым значениям критериев по наличию у участника собственных и/или привлеченных (субподрядных и т.п.) материально-технических ресурсов и их составу

  1. Несоответствие предложения участника по критерию установленным в документации о закупке количеству и составу материально-технических ресурсов

  1.  


 

Таким образом, Положением допускается установление критерия «Наличие материально-технических ресурсов» как отборочное требование, так и оценочное. При этом, определение такого критерия в качестве отборочного должно быть обусловлено исключительной необходимостью выявления способности участника выполнить условия договора в полном объеме именно при его соответствии установленному требованию (пункт 2.2 Приложения № 2 к Стандарту).

В соответствии с пунктом 1.4.3. Документации о закупке участник закупки для того, чтобы принять участие в закупке, должен удовлетворять требованиям, установленным, в том числе в пункте 16 части II «Информационная карта закупки» Документации о закупке (далее – Информационная карта).

Согласно подпункту «л» пункта 16 Информационной карты участник закупки должен иметь в собственности либо аренде, лизинге или на ином законном праве владения (пользования) следующие материально-технические ресурсы, а именно:

- офисное помещение, расположенное в Калининградской области.

Подпунктом 22 пункта 19 Информационной карты установлено, что в качестве подтверждения соответствия иным отборочным критериям, установленным пунктом 16 Информационной карты, участник представляет:

- Справку о материально-технических ресурсах, которые будут использованы в рамках выполнения Договора по форме, установленной в настоящей документации о закупке (часть III документации о закупке);

- Выписку из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающую право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в закупке,

или

копию договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок исполнения контракта (договора), включая гарантийные обязательства, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору)

или

выписку из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающую право аренды на объект недвижимого имущества, используемого в производственных целях, выданную не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе,

или

иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки недвижимого имущества на ином законном основании.

В соответствии с пунктом 10.2 Технического задания (Приложение № 2 Документации о закупке) для подтверждения наличия материально-технической базы участником представляется справка о материально-технических ресурсах, а также документы о наличии офиса в Калининградской области на весь период срока действия планируемого к заключению договора на выполнение работ (копия свидетельства о праве собственности на помещение, копия договора аренды на помещение, либо гарантийное письмо о намерении арендовать базу на территории Калининградской области в случае признания победителем конкурса и т.д.).

В отношении установленных в подпункте «л» пункта 16 Информационной карты требований к участнику закупки Заказчик пояснил, что указанные требования к участникам сформированы с учетом фактической потребности Заказчика и необходимости выполнения всех видов работ, предусмотренных в пункте 5 Технического задания Документации о закупке. Помимо сбора исходных данных, получения в соответствующих органах государственной власти и организациях сведений и картографической основы, необходимо обеспечить предоставление в территориальный орган Ростехнадзора комплекта документов в отношении каждого объекта ЭСХ как на электронном носителе, так и на бумажном, а также необходимо обеспечить оперативное взаимодействие с РЭС, Ростехнадзором и Кадастровой палатой, определить координаты характерных точек каждого из 594 объекта ЭСХ, что, по мнению Заказчика, без обязательного и постоянного присутствия специалистов участника закупки на территории Калининградской области не представляется возможным.

Вместе с тем, Заказчиком не представлены доказательства того, что установленное к участникам закупки требование о наличии офисного помещения, расположенного в Калининградской области, именно в качестве отборочного критерия обосновано особенностями процесса заявленных к выполнению работ, отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики получения результата услуг.

Установление вышеуказанного критерия на стадии допуска участников к закупке не позволяет выявить участника закупки, которым могут быть предложены наилучшие условия исполнения договора, что, в том числе в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере.

Вместе с тем, наличие на территории Калининградской области офисного помещения не гарантирует Заказчику надлежащее качество оказания услуг.

Требования к участнику закупки по наличию офисного помещения и по территории нахождения офиса участника закупки не могут быть положены в основу допуска или недопуска лица к участию в закупке, поскольку ограничивает количество претендентов на участие в закупке.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Документация о закупке в части установления данных отборочных требований к участникам закупки в качестве условия допуска к участию в закупке не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В связи с изложенным, жалоба Заявителя в данной части признается обоснованной.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

По результатам рассмотрения жалобы акционерного общества «Балтийское аэрогеодезическое предприятие» (ИНН 3906275881) Комиссией принято решение по делу № 039/07/3-424/2023 о признании жалобы обоснованной, в том числе, в части неправомерного требования Заказчика к потенциальным участникам закупки о необходимости наличия у участника закупки офисного помещения, и выдано предписание АО «Россети Янтарь» от 14.06.2023 № 48-Т/2023 об устранении нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. Правовая оценка действиям Заказчика в отношении довода жалобы Заявителя о том, что Заказчик установил неправомерные требования к потенциальным участникам закупки антимонопольным органом дана, в связи с чем основания для выдачи предписания Заказчику отсутствуют.

В ходе заседания Комиссии представители со стороны Заказчика-организатора торгов и Заявителя сообщили, что все документы, информация, доказательства и доводы по существу жалобы ими представлены.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гринфилд» (ИНН 3525394720) обоснованной.

  2. Признать Заказчика акционерного общества «Россети Янтарь» (ИНН 3903007130, ОГРН 1023900764832) нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Заказчику (в части имеющихся нарушений) предписание об устранении допущенного нарушения действующего законодательства Российской Федерации не выдавать.

Ведущий заседание Комиссии

 

 

 

 

 

И.С. Болтенко

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

О.В. Орёл

 

 

 

 

 

 

А.А. Кадынин

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

2023-2917

 

 

Связанные организации

ООО "Гринфилд"
ИНН 3525394720, ОГРН 1173525002727
АО "Российский аукционный дом"
ИНН 7838430413, ОГРН 1097847233351
АО "Россети Янтарь"
ИНН 3903007130, ОГРН 1023900764832