Решение (комиссия) №ИБ/2738/23 Решение по жалобе ООО "Гринфилд" №039/07/3-419/2023. от 19 июня 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение по жалобе ООО "Гринфилд" №039/07/3-419/2023.
Заказчику - Организатору торгов: Акционерное общество «Россети Янтарь» (АО «Россети Янтарь») 236040, г. Калининград, ул. Театральная, д. 34, тел.: +7 (4012) 532945, Nadobko-IV@yantarenergo.ru public@yantarenergo.ru
Заявителю: ООО «Гринфилд» 160009, г. Вологда, ул. Огородный пер., д. 7, оф. 20, тел. 8 (911) 523-78-99, tagaury@mail.ru
Электронная торговая площадка: АО «Российский аукционный дом» support@lot-online.ru
|
РЕШЕНИЕ
14 июня 2023 года № 039/07/3-419/2023 г. Калининград
Комиссия Калининградского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
ведущий заседание Комиссии: И.С. Болтенко – заместитель руководителя Калининградского УФАС России;
члены Комиссии:
А.Г. Киселёва – начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
А.А. Кадынин – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
В отсутствии представителей заявителя ООО «Гринфилд» – уведомлен надлежащим образом посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Неявка лиц, уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения (часть 16 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции);
при участии представителей:
заказчика – АО «Россети Янтарь» – М.А. Кузьмич, В.О. Куманёва (на основании доверенности),
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина «TrueConf» жалобу ООО «Гринфилд» от 24.05.2023 (вх. № 4074-ЭП/23; далее - Заявитель) на действия заказчика – организатора торгов АО «Россети Янтарь» (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, на право заключения договора на выполнение кадастровых работ по внесению / изменению в сведения о границах охранных зон в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества (извещение № 32312368371 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/, далее - закупка),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что Заказчик выставил неправомерные требования к потенциальным участникам закупки, а именно.
Согласно п. 16 Информационной карты документации о закупке к иным отборочным критериям и порядку оценки заявок участников закупок Единого стандарта ПАО «Россети», установлена необходимость наличия у участника закупки офисного помещения, расположенного в Калининградской области и находящегося в собственности либо аренде, лизинге или на ином законном праве владения (пользования).
Заявителем сделан вывод о том, что Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) выразившимся в несоблюдении принципа отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное при организации и проведении закупки.
Заявитель также считает, что подобные требования приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а, следовательно, являются нарушением ч. 1 ст. 17 Закона № 135-Ф3.
Подробно позиция Заявителя изложена в жалобе от 24.05.2023 (вх. № 4074-ЭП/23).
Заказчик считает жалобу необоснованной по основаниям, указанным в пояснениях от 31.05.2023 (вх. № 4265/23) и от 07.06.2023 (вх. № 4451/23).
Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав представленные доводы и поступившие материалы, Комиссия Калининградского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Закупка № 32312368371 проводится в соответствии с требованиями Закона о закупках.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки; обжалование осуществляется в случае проведения заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Извещение № 32312368371 о проведении закупки размещено на электронной торговой площадке АО «РАД» (далее - ЭТП) и в ЕИС 10.05.2023;
Дата и время окончания подачи заявок: 24.05.2023 14:00 (МСК-1);
Дата подведения итогов: 16.06.2023;
Начальная (максимальная) цена договора: 12 960 000,00 руб.
Жалоба ООО «Гринфилд» от 24.05.2023 (вх. № 4074-ЭП/23) подана в адрес Калининградского УФАС России в установленные частью 4 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции сроки, содержит основания для обжалования, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению антимонопольным органом по существу.
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Закупка № 32312368371 осуществляется путём проведения запроса предложений в электронной форме, на основании Единого стандарта закупок ПАО «Россети» (утв. протоколом заседания Совета директоров № 604 от 30.12.2022; далее – Положение о закупке), документации о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на проведение работ по внесению сведений/ изменений в сведения о границах охранных зон в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее – Документация о закупке), извещения о проведении конкурса в электронной форме (далее – Извещение).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Комиссия отмечает, что Извещение о закупке и Документация о закупке соответствуют указанным требованиям, однако считает доводы жалобы обоснованными по следующим основаниям.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, регламент осуществления закупочной деятельности в соответствии с нормами Закона о закупках, порядок оценки и сопоставления заявок участников закупки, в том числе порядок рассмотрения заявок на участие в закупке устанавливается Заказчиком самостоятельно в Положении о закупке.
Согласно пункту 15 приложения 1 к Типовым требованиям Положения о закупке рекомендован к применению следующий критерий:
№ п/п |
Критерий/подкритерий |
Применяемость (отборочный/ оценочный) |
Документ, содержащий сведения для рассмотрения и оценки по критерию. Требования к оформлению документа |
Сведения, проверяемые в документе |
Параметры признания несоответствия заявки установленному требованию, либо несоответствия документа установленным требованиям |
Комментарии |
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, Положением допускается установление критерия «Наличие материально-технических ресурсов» как отборочное требование, так и оценочное. При этом, определение такого критерия в качестве отборочного должно быть обусловлено исключительной необходимостью выявления способности участника выполнить условия договора в полном объеме именно при его соответствии установленному требованию (пункт 2.2 Приложения № 2 к Стандарту).
В соответствии с пунктом 1.4.3. Документации о закупке участник закупки для того, чтобы принять участие в закупке, должен удовлетворять требованиям, установленным, в том числе в пункте 16 части II «Информационная карта закупки» Документации о закупке (далее – Информационная карта).
Согласно подпункту «л» пункта 16 Информационной карты участник закупки должен иметь в собственности либо аренде, лизинге или на ином законном праве владения (пользования) следующие материально-технические ресурсы, а именно:
- офисное помещение, расположенное в Калининградской области.
Подпунктом 22 пункта 19 Информационной карты установлено, что в качестве подтверждения соответствия иным отборочным критериям, установленным пунктом 16 Информационной карты, участник представляет:
- Справку о материально-технических ресурсах, которые будут использованы в рамках выполнения Договора по форме, установленной в настоящей документации о закупке (часть III документации о закупке);
- Выписку из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающую право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в закупке,
или
копию договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок исполнения контракта (договора), включая гарантийные обязательства, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору)
или
выписку из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающую право аренды на объект недвижимого имущества, используемого в производственных целях, выданную не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе,
или
иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки недвижимого имущества на ином законном основании.
В соответствии с пунктом 10.2 Технического задания (Приложение № 2 Документации о закупке) для подтверждения наличия материально-технической базы участником представляется справка о материально-технических ресурсах, а также документы о наличии офиса в Калининградской области на весь период срока действия планируемого к заключению договора на выполнение работ (копия свидетельства о праве собственности на помещение, копия договора аренды на помещение, либо гарантийное письмо о намерении арендовать базу на территории Калининградской области в случае признания победителем конкурса и т.д.).
В отношении установленных в подпункте «л» пункта 16 Информационной карты требований к участнику закупки Заказчик пояснил, что указанные требования к участникам сформированы с учетом фактической потребности Заказчика и необходимости выполнения всех видов работ, предусмотренных в пункте 5 Технического задания Документации о закупке. Помимо сбора исходных данных, получения в соответствующих органах государственной власти и организациях сведений и картографической основы, необходимо обеспечить предоставление в территориальный орган Ростехнадзора комплекта документов в отношении каждого объекта ЭСХ как на электронном носителе, так и на бумажном, а также необходимо обеспечить оперативное взаимодействие с РЭС, Ростехнадзором и Кадастровой палатой, определить координаты характерных точек каждого из 594 объекта ЭСХ, что, по мнению Заказчика, без обязательного и постоянного присутствия специалистов участника закупки на территории Калининградской области не представляется возможным.
Вместе с тем, Заказчиком не представлены доказательства того, что установленное к участникам закупки требование о наличии офисного помещения, расположенного в Калининградской области, именно в качестве отборочного критерия обосновано особенностями процесса заявленных к выполнению работ, отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики получения результата услуг.
Установление вышеуказанного критерия на стадии допуска участников к закупке не позволяет выявить участника закупки, которым могут быть предложены наилучшие условия исполнения договора, что, в том числе в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере.
Вместе с тем, наличие на территории Калининградской области офисного помещения не гарантирует Заказчику надлежащее качество оказания услуг.
Требования к участнику закупки по наличию офисного помещения и по территории нахождения офиса участника закупки не могут быть положены в основу допуска или недопуска лица к участию в закупке, поскольку ограничивает количество претендентов на участие в закупке.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Документация о закупке в части установления данных отборочных требований к участникам закупки в качестве условия допуска к участию в закупке не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
В связи с изложенным, жалоба Заявителя в данной части признается обоснованной.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
По результатам рассмотрения жалобы акционерного общества «Балтийское аэрогеодезическое предприятие» (ИНН 3906275881) Комиссией принято решение по делу № 039/07/3-424/2023 о признании жалобы обоснованной, в том числе, в части неправомерного требования Заказчика к потенциальным участникам закупки о необходимости наличия у участника закупки офисного помещения, и выдано предписание АО «Россети Янтарь» от 14.06.2023 № 48-Т/2023 об устранении нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. Правовая оценка действиям Заказчика в отношении довода жалобы Заявителя о том, что Заказчик установил неправомерные требования к потенциальным участникам закупки антимонопольным органом дана, в связи с чем основания для выдачи предписания Заказчику отсутствуют.
В ходе заседания Комиссии представители со стороны Заказчика-организатора торгов и Заявителя сообщили, что все документы, информация, доказательства и доводы по существу жалобы ими представлены.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гринфилд» (ИНН 3525394720) обоснованной.
-
Признать Заказчика акционерного общества «Россети Янтарь» (ИНН 3903007130, ОГРН 1023900764832) нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Заказчику (в части имеющихся нарушений) предписание об устранении допущенного нарушения действующего законодательства Российской Федерации не выдавать.
Ведущий заседание Комиссии |
|
И.С. Болтенко |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
О.В. Орёл |
|
|
А.А. Кадынин |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
2023-2917