Решение №4115/02 РЕШЕНИЕ № 039/10/18.1-506/2022 от 27 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 039/10/18.1-506/2022

 

Резолютивная часть объявлена 22.06.2022                                                                                   г. Калининград

Изготовлено в полном объеме 27.06.2022

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия), в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

члены Комиссии:

<...> – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

<...>  – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,

с участием представителей:

заявителя -  <...>: <...> (по доверенности);

организатора торгов – ООО «АГРОПРОМСЕРВИС»: <...> (директор на основании приказа);

организатора аукциона – Муниципального казенного учреждения «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии»: <...>(по доверенности);

участника торгов – <...>: <...> (по доверенности);

участника торгов – акционерного общества «Феодосийский завод строительных материалов+»: И.В. Адамова (по доверенности);

участника торгов – <...>: <...> (по доверенности);

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина «TrueConf» в режиме видеоконференцсвязи жалобу (вх. № 4423 от 06.06.2022) <...> (далее – Заявитель), поступившую из Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Крым и городу Севастополю на действия организатора торгов – ООО «АГРОПРОМСЕРВИС» (далее – Организатор торгов) при проведении открытого аукциона на право аренды земельных участков по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, пгт Коктебель, ул. Ленина, земельный участок №152; Республика Крым, г. Феодосия, пгт. Орджоникидзе, пер. Больничный, р-н дома №8-А; Республика Крым, г. Феодосия, пгт. Щебетовка, в районе дома культуры (извещение на сайте в сети «Интернет» - https://torgi.gov.ru №110522/58829974/01 Лот №1-№3) (далее – Аукцион) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 06.06.2022 из Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Крым и городу Севастополю в соответствии с подпунктом 1 пункта 1.2 Письма ФАС России от 20.04.2022 № ГМ/39356/22 «О направлении методических рекомендаций по вопросам рассмотрения жалоб на нарушение процедур проведения «отраслевых» (имущественных) торгов» поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при формировании извещения о проведении Аукциона.

Срок принятия решения по результатам рассмотрения жалобы на основании части 14.1 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции был продлен до 27.06.2022 г. 

 

В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы

 

1) Заявитель полагает, что Организатором торгов неправомерно установлено место проведения торгов по адресу: Калининградская область, Гусевский р-н, г. Гусев, ул. Победы, дом 51а, помещение 24 на значительном удалении от объектов, расположенных в Республике Крым, что влечет ограничение конкуренции.

2) Извещением о проведении торгов не предусмотрена возможность подачи заявки посредством курьерской службы.

3) В извещении о проведении Аукциона неправомерно установлена обязанность победителя оплатить вознаграждение Организатору торгов.

4) Организатором торгов необоснованно сокращен срок подачи заявок только до 09:10 09.06.2022. 

5) Организатор аукциона - Муниципальное казенное учреждение «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии необоснованно передал свои полномочия по проведению торгов третьим лицам не имея на это право.

 

 

Организатором торгов даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя

 

Организатор торгов с доводами жалобы Заявителя не согласился, полагает, что его действия соответствуют требованиям законодательства.   

 

Заинтересованные лица дали следующие пояснения по сути жалобы Заявителя

 

Представители участников торгов <...> и <...> при рассмотрении жалобы пояснили, что информация о месте проведения торгов размещена публично на сайте www.torgi.gov.ru, все желающие участвовать в Аукционе  имеют такую возможность, сложностей при подаче заявок не возникало.

 

Заслушав стороны, проанализировав поступившие материалы, Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее

 

12.05.2022 Организатором торгов на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов: torgi.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение № 110522/58829974/01 о проведении открытого аукциона, предметом которого является право аренды земельных участков по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, пгт Коктебель, ул. Ленина, земельный участок №152; Республика Крым, г. Феодосия, пгт. Орджоникидзе, пер. Больничный, р-н дома №8-А; Республика Крым, г. Феодосия, пгт. Щебетовка, в районе дома культуры (Лот №1-№3).

 

Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируются статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

1. Пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.  

Согласно постановлениям Администрации города Феодосии Республики Крым от 31.01.2022 № 320, от 30.04.2022 № 1300 Администрацией города Феодосии Республики Крым приняты решения о необходимости проведения торгов на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, в форме Аукциона в соответствии с приложениям к указанным постановлениям. 

В соответствии с пунктами 2 постановлений Администрации города Феодосии Республики Крым от 31.01.2022 № 320, от 30.04.2022 № 1300 Муниципальное казенное учреждение «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» определено организатором торгов на право заключения договоров аренды земельных участков, указанных в приложении к настоящим постановлениям, в форме Аукциона.

Согласно пункту 11 статьи 39.11 ЗК РФ организатором аукциона вправе выступить уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом.

На основании договора № 2 Поручение на организацию и проведение торгов от 20.04.2022 Муниципальное казенное учреждение «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» передало свои полномочия по организации и проведению торгов (конкурсов/аукционов) на право заключения договоров аренды земельных участков ООО «Агропромсервис» (ИНН 3906363351).   

Согласно пункту 1.2 договора аренды нежилого помещения от 17.03.2022, заключенного между <...> и ООО «Агропромсервис» (ИНН 3906363351), ООО «Агропромсервис» арендует помещение № 24, расположенное в здании по адресу: Калининградская область, р-н Гусевский, г. Гусев, ул. Победы, д. 51а.

В соответствии с пунктом 18 статьи 39.11 ЗК РФ организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона). «Шаг аукциона» устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона.

Согласно извещению о проведении Аукциона №110522/58829974/01 по лотам №1-№3:

«Специализированная организация – организатор торгов ООО «АГРОПРОМСЕРВИС»

Калининградская область, Гусевский р-н, г. Гусев, ул. Победы, дом 51а,помещение 24,

Тел. +79892584845, действует на основании договора №2 Поручение на организацию и проведение торгов от 20.04.2022;

Заказчик - Организатор аукциона Муниципальное казенное учреждение «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым»: 298100, Республика Крым, г. Феодосия, ул. Галерейная, д. 7А;

Уполномоченный орган, реквизиты решения о проведении аукциона    Постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от 31.01.2022 № 320 «О проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков»;

Место, дата и время проведения аукциона 14.06.2022 с 10-00, время местное, по адресу: Калининградская область, Гусевский р-н, г. Гусев, ул. Победы, дом 51а, помещение 24».

На заседании Комиссии Организатор торгов отметил, что вся информация о месте проведения торгов размещена публично на сайте www.torgi.gov.ru, все желающие участвовать в Аукционе находятся в равных условиях, преимущественных условий для каких-либо участников созданы не были. В законодательстве отсутствуют нормы права, в соответствии с которыми торги в форме открытого Аукциона должны проводиться исключительно по месту нахождения недвижимого имущества, передаваемого по договору аренды. Кроме того, Заявитель не подавал заявку на участие в Аукционе.

Согласно пункту 19 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Подпунктом 3 пунктом 21 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона.

Комиссия отмечает, что ЗК РФ не предусмотрена обязанность организатора торгов по проведению торгов по местонахождению недвижимого имущества, являющегося предметом торгов.

Кроме того, согласно протоколам по рассмотрению заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка в бумажной форме от 10.06.2022 по лоту № 1 на участие в Аукционе поступило 3 заявки; по лоту № 2 на участие в Аукционе поступило 3 заявки; по лоту № 3 на участие в Аукционе поступила 1 заявка.

При изложенных обстоятельствах, учитывая тот факт, что действующее законодательство не содержит требований о проведении Аукциона исключительно по месту нахождения недвижимого имущества, передаваемого по договору аренды, в связи с тем, что организатором аукциона – Муниципальным казенным учреждением «Управлением имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии» Организатором торгов выбран ООО «Агропромсервис», местом нахождения которого является  Калининградская область, Гусевский р-н, г. Гусев, ул. Победы, дом 51а, помещение 24, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.  

2. Согласно подпункту 7 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.

В извещении о проведении Аукциона №110522/58829974/01 по лотам №1-№3 указано следующее:

«Порядок приема заявок на участие в аукционе - Заявитель подает заявку по форме установленной организатором аукциона вместе с требуемыми приложениями в запечатанном конверте. На таком конверте необходимо указать: «Заявка на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельного участка расположенного по адресу: ________________, лот № ______, № извещения __________»

Один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе.

Заявка, на участие в аукционе, поступившая по истечении срока приема заявок, возвращается заявителю в день ее поступления.

Заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

1)заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

2)копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

3)надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

4)документы, подтверждающие внесение задатка.

Представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке.

Заявитель имеет право отозвать принятую организатором аукциона заявку на участие в аукционе до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме организатора аукциона».

Комиссия отмечает, что извещение о проведении Аукциона №110522/58829974/01 по лотам №1-№3 не содержит положений о том, что заявка не может быть подана посредством Почты России либо курьерской службы, и отсутствует указание о том, что лицу, желающему подать заявку на участие в торгах, необходимо лично представить документы по адресу, указанному в извещении.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.

3. Согласно пункту 22 статьи 39.12 ЗК РФ не допускается требовать от победителя аукциона, иного лица, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи, возмещение расходов, связанных с выполнением кадастровых работ в отношении земельного участка, являющегося предметом указанных договоров, а также расходов, связанных с организацией и проведением аукциона.

Информация о вознаграждении Организатора торгов отражена в извещении о проведении Аукциона №110522/58829974/01 по лотам №1-№3, согласно которому вознаграждение организатора торгов установлено в твердой фиксированной сумме и составляет 40 000 рублей. Вознаграждение не входит в цену аренды и не подлежит возмещению за счет средств заказчика, а взимается Организатором торгов с победителя аукциона (единственного участника) либо лица в отношении которого заказчиком принято решение о заключении договора аренды. Срок для выплаты вознаграждения не может превышать 5 дней со дня подведения итогов аукциона либо итогов приема заявок.

Пунктами 2.4.1, 2.6, 2.7 договора № 2 Поручение на организацию и проведение торгов от 20.04.2022, заключенного между Муниципальным казенным учреждением «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» и ООО «Агропромсервис» (ИНН 3906363351), предусмотрено право Организатора торгов - ООО «Агропромсервис» на установление требования об оплате вознаграждения, которое не входит в цену аренды, взымается Организатором торгов сверх цены аренды и составляет 40 000 рублей.

Комиссия, проанализировав положения пункта 22 статьи 39.12 ЗК РФ, приходит к выводу о том, что установленный данной нормой императивный запрет не распространяется на суммы, выплачиваемые организатору торгов в качестве вознаграждения, так как понятие «расходы на организацию и проведение торгов» не тождественно понятию «вознаграждение специализированной организации», поскольку данные понятия имеют разное толкование в законодательстве.

Согласно позиции Верховного суда РФ (определение Верховного суда Российской Федерации от 15.07.2015 № 4-АПГ15-16), оплата вознаграждения специализированной организации за счет средств победителей торгов не устраняет и не ограничивает конкуренцию, покупателем может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующие на заключение договора; покупатели получают достаточны й набор объективной информации, все участники конкурса (аукциона) заранее извещаются об обязанности победителя возместить специализированной организации расходы, что позволяет своевременно оценить свои силы, зарезервировать необходимый объем финансовых ресурсов для участия в таком конкурсе (аукционе); заключение договора осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, поэтому нет оснований расценивать данное обстоятельство, как создание преимуществ для одних участников аукциона перед другими.

Таким образом, нельзя признать обоснованным довод Заявителя о том, что установленное в извещении требование о выплате вознаграждения Организатору торгов является незаконным.

4. В подпункте 7 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ указано, что извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.

Согласно извещению о проведении Аукциона №110522/58829974/01 по лотам №1-№3:

«Дата начала срока подачи заявок на участие в аукционе 13.05.2022 ежедневно по рабочим дням с 09 часов 00 минут до 16 часов 00 минут, перерыв 13:00-14:00, время местное

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе   09.06.2022 в 09:10 время местное»

Комиссия отмечает, что в данном случае установлена обязанность Организатора торгов о необходимости определения не только даты начала и окончания приема заявок, но и времени.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Организатора торгов, определившего время окончания подачи заявок 09.06.2022 в 09:10 время местное, не нарушают требования законодательства.  Данный довод жалобы Заявителя является необоснованным.  

5. Согласно подпункту 1 пункта 1.2 Письма ФАС России от 20.04.2022 № ГМ/39356/22 «О направлении методических рекомендаций по вопросам рассмотрения жалоб на нарушение процедур проведения «отраслевых» (имущественных) торгов» территориальные органы ФАС России рассматривают жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии, операторов электронных площадок, не включенных в Перечень, при организации и проведении торгов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными лицами (в том числе при проведении торгов по реализации имущества банкротов, арестованного имущества).

При этом жалобы, указанные в подпункте 1 пункта 1.2 указанного письма, подлежат рассмотрению территориальным органом ФАС России по месту нахождения организатора торгов, указанному в извещении о проведении обжалуемых торгов.

06.06.2022 из Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Крым и городу Севастополю в соответствии с подпунктом 1 пункта 1.2 указанного Письма ФАС России от 20.04.2022 № ГМ/39356/22 «О направлении методических рекомендаций по вопросам рассмотрения жалоб на нарушение процедур проведения «отраслевых» (имущественных) торгов» поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов - ООО «АГРОПРОМСЕРВИС».

Таким образом, довод Заявителя в части действий организатора аукциона - Муниципального казенного учреждения «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии» не подлежит рассмотрению Калининградским УФАС России.

В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.

В связи с изложенным, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу <...> необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                               <...>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                       <...>

 

 

                                                                                                                              <...>

 

                                                                                                                                  

 

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны