Определение №2337/02 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 039/01/16-437/2021 О НАРУШЕН... от 23 апреля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
ул. Барнаульская 4, г. Калининград, 236006, бокс № 5033 тел. (4012) 53-72-01, факс (4012) 53-72-00 e-mail: to39@fas.gov.ru
от ___________ № ________________
на №__________ от _______________
|
Заявитель: Военная прокуратура Балтийского флота Советский пр-т, 68, г. Калининград, 236015 vp_bf@gvp.rsnet.ru
Ответчик: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации 105005, г. Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б zhky@mil.ru
Ответчик: ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС» 236022, Калининградская область, г. Калининград, ул. Пугачева, д. 30А, кв. 12 promtehservis@gmail.com, Promtehdir39@ya.ru, promteh39@yandex.ru, smirnoff@yandex.ru |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА
№ 039/01/16-437/2021 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬТСВА К РАССМОТРЕНИЮ
«23» апреля 2021 года г. Калининград
Председатель Комиссии Калининградского УФАС России по рассмотрению дела № 039/01/16-437/2021 о нарушении антимонопольного законодательства
УСТАНОВИЛ:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Управление) поступили материалы проверки Военной прокуратуры Балтийского флота № 14-2020 в части соблюдения должностными лицами филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Балтийскому флоту законодательства в сфере противодействия коррупции при осуществлении закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, в т.ч. техническом и аварийно-диспетчерском обслуживании газоиспользующего оборудования.
Управлением в результате рассмотрения материалов проверки Военной прокуратуры Балтийского флота (далее – Заявитель) установлено следующее.
В сентябре 2018 года в адрес Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Балтийскому флоту (236039, г. Калининград, ул. Б. Хмельницкого, д. 51) (далее – Филиал) поступил план финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 гг., согласно которому на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание, а также сетей газопотребления (газораспределения), в течение 2019 года Филиалу выделено 4 843 632 рубля.
Как установлено Заявителем, должностное лицо Филиала в целях обоснования начальной максимальной цены контрактов (далее – НМЦК) посредством личной электронной почты направило ООО «Промтехсервис» (далее – Общество) письмо о необходимости подготовки и представления в Филиал коммерческих предложений от определенного Филиалом круга лиц - ООО «Вектор», ООО «Айс-Комфорт», ООО «Новострой», ООО «Промтехсервис», ООО «Оверхол-плюс», основными видами деятельности которых не является выполнение работ по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию газоиспользующего оборудования, а также сетей газопотребления (газораспределения).
ООО «Промтехсервис» были подготовлены коммерческие предложения от имени ООО «Промтехсервис», ООО «Оверхол Плюс», ООО «СКО», ООО «Вектор».
ООО «Вектор», ООО «Вент-Про» (до июля 2018 года – ООО «ПК «Айс-Комфорт»), ООО «Новострой», ООО «Оверхол Плюс» подтвердили, что соответствующий опыт, а также необходимый для исполнения контрактов персонал и оборудование у них отсутствуют, коммерческие предложения фактически не изготавливались, запросы от Заказчика в их адрес не поступали.
Кроме того, как установлено Заявителем, Филиалом также были изготовлены и переданы посредством электронной почты в отделы Филиала сначала запросы коммерческих предложений для направления в ООО «Ремгазсервис», ООО «Прайдтехникс», ООО «Менаком Плюс», ООО «ГК Балтавтономгаз», ООО «Хотлайн», ОАО «Калининградгазификация», ООО «Эвендо» и ООО «Алеком», а впоследствии также коммерческие предложения указанных хозяйствующих субъектов.
В октябре 2018 года должностное лицо Филиала посредством электронной почты сообщило ООО «Промтехсервис» о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционах – 25.10.2018 и 29.10.2018, о площадке, проводившей торги (АСТ ГОЗ), а также направило копии размещенных в единой информационной системе извещений № 0372400000918000241, № 0372400000918000243, № 0372400000918000246, № 0372400000918000248.
Согласно аукционной документации требования о наличии опыта выполнения работ, аттестованного персонала и необходимого оборудования по указанным закупкам Филиалом не устанавливались, вместе с тем, при проведении закрытых аукционов, в частности, по закупкам № 0372400000918000241, № 0372400000918000243, ООО «Промтехсервис» были представлены документы о наличии аттестованного персонала и необходимого оборудования.
16.11.2018 и 21.11.2018 между Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, КПП 770101001, 105005, г. Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б) (далее – ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ») в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Балтийскому флоту (236039, г. Калининград, ул. Б. Хмельницкого, д. 51) и ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС» (ИНН: 3906353240, КПП: 390601001, 236022, Калининградская область, г. Калининград, ул. Пугачева, д. 30А, кв. 12) заключены государственные контракты по извещениям: № 0372400000918000241, № 0372400000918000243, № 0372400000918000246, № 0372400000918000248 на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание в течение 2019 года газоиспользующего оборудования, а также сетей газопотребления (газораспределения), общей стоимостью – 4 702 752 рубля.
Общее снижение от НМЦК четырех государственных контрактов составило - 74 384,12 рублей.
Также, из анализа представленных Заявителем материалов установлено, что в основном заказчиками Калининградской области заключаются контракты на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание газоиспользующего оборудования, а также сетей газопотребления (газораспределения) с единственной газораспределительной организацией - ОАО «Калининградгазификация», которая обладает газовой службой, аварийно-диспетчерской службой и опытом выполнения работ по техническому и аварийному обслуживанию сетей газораспределения и газопотребления.
ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС» при выполнении работ по указанным контрактам соглашений о взаимодействии с единственной газораспределительной организацией - ОАО «Калининградгазификация» не заключало.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «Промтехсервис» является строительство жилых и нежилых зданий.
Кроме того, Филиалом в 2018 году, в том числе в период формирования НМЦК по указанным закупкам и проведения Аукционов, с ООО «Промтехсервис» было заключено 16 контрактов на общую сумму 5 458 325,75 рублей на различные цели (замена дымогарных труб, замена метода умягчения питательной воды, ремонт кирпичной трубы и др.). Данное обстоятельство свидетельствует о наличии устоявшихся связей и взаимодействии Филиала и ООО «Прометехсервис».
Также, согласно представленным Заявителем материалам проверки следует, что при проведении других аукционов, в которых ООО «Промтехсервис» являлось победителем, заявки на участие в аукционах подавались только Обществом (извещения №№ 0372400000918000145, 0372400000918000149, 0372400000918000150, 0372400000918000162) либо участие в аукционе не принимал второй участник (извещение № 0372400000918000160).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе, в части, касающейся планирования закупок и определения поставщиков, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Государственные заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Задачей осуществления закупки является выявление в результате проведения конкурентных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Осуществление закупки является публичной конкурентной процедурой, результатом которой является выбор победителя из числа нескольких претендентов – участников закупки.
В условиях осуществления государственных закупок никакие отношения между исполнителем и заказчиком до завершения процедуры определения поставщика не могут существовать. Такое положение вещей противоречит целям государственных закупок, основанным на принципах развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности, расширения возможности для участия физических и юридических лиц в закупках, предотвращения коррупции.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Для признания организации, осуществляющей функции федерального органа исполнительной власти, и хозяйствующего субъекта нарушившими требования статьи 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить, какое соглашение заключено либо какие действия совершены и являлись ли они согласованными, привели ли или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Учитывая закрытую процедуру закупок с законодательно закрепленным порядком направления заказчиком приглашений и документации о закупке потенциальным участникам торгов, имевшие место переговоры между представителями Заказчика и исполнителя в период подготовки и проведения рассматриваемых закупок, обоснование начальной (максимальной) цены контрактов путем использования коммерческих предложений, подготовленных ООО «Промтехсервис», заключение впоследствии с ООО «Промтехсервис», основным видом деятельности которого не является техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание газоиспользующего оборудования, а также сетей газопотребления (газораспределения), контрактов, а также наличие устоявшихся связей между Филиалом и ООО «Промтехсервис», свидетельствует о наличии договоренностей в устной форме при проведении Аукционов.
Создание условий и (или) возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции при проведении закупки для государственных нужд является достаточным основанием для вывода о наличии признаков нарушении 16 Закона о защите конкуренции.
Проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их проведение при наличии договоренности между заказчиком и участником, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичной, открытой, прозрачной процедуре торгов в установленном порядке могут быть выявлены лица, желающие выполнить работы, получив доступ к соответствующему товарному рынку.
В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса РФ филиал не является юридическим лицом и действует от имени организации, осуществляющей функции федерального органа исполнительной власти. Таким образом, ответственность за деятельность филиала несет создавшая его организация, осуществляющая функции федерального органа исполнительной власти, в рассматриваемом деле - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, в действиях ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ» и ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС» при осуществлении закупок № 0372400000918000241, № 0372400000918000243, № 0372400000918000246, № 0372400000918000248, установлены признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании изложенного издан приказ Калининградского УФАС России от 22.04.2021 № 44 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела № 039/01/16-437/2021 по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», председатель Комиссии Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело № 039/01/16-437/2021 к рассмотрению на 18 мая 2021 года на 10 часов 00 минут по адресу: ул. Барнаульская, 4, г. Калининград, 236006.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела 039/01/16-437/2021 в качестве:
Заявителя - Военную прокуратуру Балтийского флота (Советский пр-т, 68, г. Калининград, 236015);
Ответчиков:
- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, КПП 770101001, 105005, г. Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б),
- ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС» (ИНН: 3906353240, КПП: 390601001, 236022, Калининградская область, г. Калининград, ул. Пугачева, д. 30А, кв. 12).
3. Ответчику Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в срок до 14 мая 2021 года представить в Калининградское УФАС России в письменном виде с приложением подтверждающих документов:
- пояснения по существу настоящего дела,
- копии всех направленных приглашений принять участие в закрытых аукционах извещений №№ 0372400000918000241, 0372400000918000243, 0372400000918000246, 0372400000918000248 в соответствии с требованиями части 6 статьи 86 Закона о контрактной системе с приложением подтверждений об отправке, а также пояснения каким образом выбирался круг лиц, которым направлялись приглашения.
Ответчику ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС» в срок до 14 мая 2021 года представить в Калининградское УФАС России в письменном виде с приложением подтверждающих документов:
- пояснения по существу настоящего дела,
- штатные расписания с августа 2018 года по настоящее время.
Председатель Комиссии А.В. Демкин