Решение №НИ/6235/23 Решение по делу № 039/05/5-788/2023 от 27 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 039/05/5-788/2023

 

Резолютивная часть объявлена  14.12.2023                                                                г. Калининград

Изготовлено в полном объеме   27.12.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

Н.С. И – заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

члены Комиссии:

Ю.А. З – заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

О.И. Ф – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

в отсутствие представителей:

- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП К В.В. (ИНН: );

- заинтересованного лица - ООО «Р» (ИНН ),

рассмотрев дело № 039/05/5-788/2023, возбужденное по признакам нарушения ИП К В.В. части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе),  

 

УСТАНОВИЛА:

 

Согласно статье 33 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий:

1) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы;

2) возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере рекламы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1073 (далее - Положение о госнадзоре), принято на основании части 5 статьи 35.1 Закона о рекламе.

При этом также Положение о госнадзоре соотносится с нормами Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон № 248-ФЗ).

В Положении о госнадзоре установлен порядок проведения как профилактических мероприятий (информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит), так и контрольно-надзорных мероприятий (документарная проверка, выездная проверка), проводимых антимонопольными органами в сфере рекламы.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 1 Закона № 248-ФЗ рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе для целей указанного закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится и, как следствие, положения Закона № 248-ФЗ не применяются к процедуре возбуждения и рассмотрения указанных дел.

Пунктом 13 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее - Правила), предусмотрены основания для возбуждения дел о нарушении законодательства о рекламе, в том числе согласно подпункту «г» пункта 13 собственная инициатива в случае обнаружения антимонопольным органом признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

С учетом изложенного положения Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» не ограничивают полномочия антимонопольных органов возбуждать и рассматривать дела о нарушении законодательства о рекламе, в том числе по собственной инициативе в случае обнаружения антимонопольным органом признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В соответствии с пунктом 24 Правил при наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела и выносит определение о назначении дела к рассмотрению.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области в ходе осуществления мониторинга за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе выявлен факт трансляции на радио «Максимум» рекламы ООО «Р» (ИНН ) мероприятия «Вайт Пати» в «Кристалл Хаус» следующего содержания: «Все еще думаете, где вкусно и зажигательно провести вечер пятницы? Мы всё уже придумали! Приглашаем вас на «Вайт Пати» 18 августа в 18:00 на панорамной террасе «The view» отеля «CRYSTAL HOUSE». Вас ждёт новый гастро-сэт от меня – шеф-повара Дениса Маликова и зажигательный музыкальный вайб DECADANCE, хедлайнер вечера: рыба парусник с острова Шри-Ланка. Дресс-код: total white. «CRYSTAL HOUSE», Сергеева, 14».

В соответствии с полномочиями, установленными Законом о рекламе, антимонопольный орган осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы, предметом которого является соблюдение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере рекламы.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, реклама - это информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к определенному объекту рекламирования.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08 октября 2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым ФЗ «О рекламе».

Понятие радиоканала содержится в статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Федеральный закон «О СМИ»), в соответствии с которой под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом.

При этом нормы статьи 31 Федерального закона «О СМИ» предусматривают возможность осуществления радиовещания на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 10.1 статьи 5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Закон № 436-ФЗ), без указания категории данной информационной продукции.

Согласно пункту 5 статьи 2 Закона № 436-ФЗ информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий (пункт 3 статьи 2 Закона № 436-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона № 436-ФЗ классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации (часть 6 статьи 6 Закона № 436-ФЗ).

Знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 2 Закона № 436-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона № 436-ФЗ обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс";

2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет";

3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет";

4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет";

5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".

Комиссией выявлен факт трансляции на радио «Максимум» рекламы ООО «Р» (ИНН ) мероприятия «Вайт Пати» в «Кристалл Хаус» следующего содержания: «Все еще думаете, где вкусно и зажигательно провести вечер пятницы? Мы всё уже придумали! Приглашаем вас на «Вайт Пати» 18 августа в 18:00 на панорамной террасе «The view» отеля «CRYSTAL HOUSE». Вас ждёт новый гастро-сэт от меня – шеф-повара Дениса Маликова и зажигательный музыкальный вайб DECADANCE, хедлайнер вечера: рыба парусник с острова Шри-Ланка. Дресс-код: total white. «CRYSTAL HOUSE», Сергеева, 14» без указания информации о возрастных ограничениях.

Данная информация является рекламой, поскольку распространяется в эфире радио «Максимум», адресована неопределенному кругу лиц (то есть не персонифицирована), направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а именно к зрелищно-развлекательному мероприятию «Вайт Пати», формирование и поддержания интереса к нему и продвижения на рынке.

В соответствии с пунктом 1 договора № 0504 от 05.04.2023, заключенного между ИП К В.В. (ИНН ) (далее - Исполнитель) и ООО «Р» (ИНН ) (далее - Заказчик), «Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по изготовлению и размещению в эфире средств массовой информации (телевидение, радио), далее СМИ, сообщений и роликов Заказчика в соответствии с форматом, указанном в Приложении к настоящему Договору на каждое такое размещение, являющимся неотъемлемой частью».

Согласно представленным материалам рассматриваемая реклама распространялась в эфире радио «Максимум» с 07.08.2023 по 18.08.2023 ежедневно в следующее время: 06 ч. 55 мин., 07 ч. 55 мин., 08 ч. 55 мин., 14 ч. 55 мин., 15 ч. 55 мин., 16 ч. 55 мин.

Как письменно пояснила ИП К В.В., она является редакцией радиоканала «Канал-Мелодия Калининград» на основании заключенного договора между учредителем и редакцией СМИ.

На основании части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение законодательства о рекламе части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

В силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с пунктом 1 договора № 0504 от 05.04.2023 рекламораспространителем рекламы мероприятия «Вайт Пати» является ИП К В.В.

Определением от 02.10.2023 по делу № 039/05/5-788/2023 указанное дело было назначено к рассмотрению на 17.10.2023 с указанием сторон:

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП К В.В. (ИНН: );

- заинтересованное лицо - ООО «Р» (ИНН ).

В целях получения дополнительных доказательств в соответствии с пунктом 38 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11. 2020 № 1922, Комиссия определением об отложении рассмотрения дела № 039/05/5-788/2023 от 17.11.2023 назначила рассмотрение дела на 26.10.2023.

Определением об отложении рассмотрения дела № 039/05/5-788/2023 от 26.10.2023 рассмотрение было назначено на 13.11.2023.

Определением от 26.10.2023 в целях получения антимонопольным органом дополнительных доказательств в соответствии с пунктом 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 1922, Комиссия определила продлить срок рассмотрения дела № 039/05/5-788/2023 до 28 декабря 2023 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 039/05/5-788/2023 от 13.11.2023 рассмотрение было назначено на 30.11.2023.

Определением об отложении рассмотрения дела № 039/05/5-788/2023 от 30.11.2023 рассмотрение было назначено на 14.12.2023.

На все заседания Комиссии лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП К В.В., а также заинтересованное лицо - ООО «Р», явку своих законных представителей не обеспечили.

 Запрашиваемые определениями по делу № 039/05/5-788/2023 документы и сведения, а именно: мотивированное письменное пояснение по доводам, изложенным в определении по делу № 039/05/5-788/2023 от 02.10.2023 (исх. № НИ/4518/23 от 03.10.2023), и все документы, связанные с изготовлением вышеуказанной рекламы, Комиссии Калининградского УФАС России ИП К В.В. не представила.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Калининградского УФАС России считает, что в эфире радио «Максимум» при трансляции рекламы ООО «Р» (ИНН ) мероприятия «Вайт Пати» в «Кристалл Хаус» следующего содержания: «Все еще думаете, где вкусно и зажигательно провести вечер пятницы? Мы всё уже придумали! Приглашаем вас на «Вайт Пати» 18 августа в 18:00 на панорамной террасе «The view» отеля «CRYSTAL HOUSE». Вас ждёт новый гастро-сэт от меня – шеф-повара Дениса Маликова и зажигательный музыкальный вайб DECADANCE, хедлайнер вечера: рыба парусник с острова Шри-Ланка. Дресс-код: total white. «CRYSTAL HOUSE», Сергеева, 14», допущено нарушение части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе в части отсутствия указания категории информации.

Ввиду того, что рекламораспространитель -  ИП К В.В. допустила нарушение рекламного законодательства во время радиоэфиров, вышедших в период с 07.08.2023 по 18.08.2023, изменить их содержание не представляется возможным. На основании чего Комиссия решила предписание об устранении допущенного нарушения Закона о рекламе не выдавать.

На основании части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе, в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ИП К В.В. (ИНН: 4), выразившиеся в распространении трансляции на радио «Максимум» рекламы ООО «Р» (ИНН ) мероприятия «Вайт Пати» в «Кристалл Хаус» следующего содержания: «Все еще думаете, где вкусно и зажигательно провести вечер пятницы? Мы всё уже придумали! Приглашаем вас на «Вайт Пати» 18 августа в 18:00 на панорамной террасе «The view» отеля «CRYSTAL HOUSE». Вас ждёт новый гастро-сэт от меня – шеф-повара Дениса Маликова и зажигательный музыкальный вайб DECADANCE, хедлайнер вечера: рыба парусник с острова Шри-Ланка. Дресс-код: total white. «CRYSTAL HOUSE», Сергеева, 14», нарушившими требования части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП К В.В. (ИНН: ) не выдавать в связи прекращением распространения рекламы ООО «Р» (ИНН ) мероприятия «Вайт Пати» в «Кристалл Хаус» до принятия решения по настоящему делу.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области для возбуждения дела об административном правонарушении.     

Связанные организации

Связанные организации не указаны