Решение №ИБ/4532/22 РЕШЕНИЕ № 039/05/5-475/2022 от 22 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 039/05/5-475/2022

 

Резолютивная часть объявлена 08.07.2022                                                                                   г. Калининград

Изготовлено в полном объеме 22.07.2022

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

члены Комиссии:

<...> – заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

<...> – государственный инспектор отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,    

в отсутствие представителей:

заявителя – <...>, уведомленного надлежащим образом о дате и времени заседания Комиссии,

заявителя – <...>, уведомленного надлежащим образом о дате и времени заседания Комиссии,

при участии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ОАО «Светловский водоканал»: <...> (по доверенности),

рассмотрев дело № 039/05/5-475/2022 по признакам нарушения ОАО «Светловский водоканал» (ИНН 3913502398) части 10.3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Управление) поступили обращения <...> (вх. № 3047 от 11.04.2022), <...> (вх. № 3519 от 26.04.2022), а также обращение <...>, поступившее из Прокуратуры г. Советска (вх. № 3879 от 16.05.2022), (далее – Заявители) по вопросам размещения ОАО «Светловский водоканал» на платежных документах за январь 2022 года информации частных фирм, в том числе о поверке водосчетчиков, с признаками нарушения Закона о рекламе.  

26.05.2022 Управлением возбуждено дело № 039/05/5-475/2022 (исх. № 3684/02 от 30.05.2022) по признакам нарушения ОАО «Светловский водоканал» (ИНН 3913502398) (далее – Общество) части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе.

Из представленных Заявителями материалов установлено, что Обществом на платежных документах для оплаты услуг по предоставлению горячего, холодного водоснабжения и отведения сточных вод за январь 2022 года, адресованных жителям дома, расположенного по адресу: ул. Ленина д. 16а, г. Светлый, Калининградская область, размещена информация содержания: «Поверка водосчетчиков г. Калининград тел: (8-4012)-33-56-62; 8-908-<...> Почта Банк отменил комиссию за прием всех платежей и переводов».

В ходе предварительной проверки по обращениям (вх. № 3047 от 11.04.2022), (вх. № 3519 от 26.04.2022), (вх. № 3879 от 16.05.2022) антимонопольным органом было установлено следующее.

17.09.2019 между Обществом и ПАО «Почта Банк» заключен договор по приему и обработке коммунальных платежей с потребителей за водоснабжение и водоотведение.

Согласно представленной ПАО «Вымпелком» информации (вх. № 3768 от 11.05.2022) абонентский номер 8 4012 33 56 62 выделен в пользование абоненту – Федеральное бюджетное учреждение «Калининградский ЦСМ» (ИНН 3906030024) на основании договора № 148408290 от 21.12.2021.

Согласно представленной ООО «Т2 МОБАЙЛ» информации (вх. № 3947 от 18.05.2022) абонентский номер +8-908-<...> принадлежит физическому лицу <...> на основании договора об оказании услуг связи от <...>.

Также из представленных Заявителями материалов Управлением установлено, что номер телефона +8-908-290-13-02 размещён на сайте компании ООО «МС-Ресурс» (ИНН 7452109302) https://39.poverkadoma.ru/, осуществляющей поверку счетчиков воды в городе Калининграде.

На заседании Комиссии 17.06.2022 представитель Общества пояснил, что размещенная на квитанциях информация с номерами телефонов организаций, оказывающих услуги по поверке приборов учета воды, является не рекламной, а справочной, поскольку большинство граждан предпенсионного и пенсионного возраста, не владеющие персональными компьютерами и доступом к сети интернет, постоянно обращаются по телефону в ОАО «Светловский водоканал» с просьбой дать информацию об организациях, занимающихся поверкой, поэтому для информирования граждан об аккредитованных поверителях, с целью предотвращения мошеннических действий со стороны неблагонадежных лиц, выдающих себя за поверителей, но на самом деле таковыми не являющимися, Общество разместило (справочно) номера телефонов организаций, имеющих право на ведение поверочной деятельности, кроме того, список из 2-х аккредитованных поверителей является исчерпывающим на территории нашего региона. Относительно размещения информации о том, что «Почта Банк» отменил комиссии за прием всех платежей и переводов пояснено, что данная информация носит социальный характер, поскольку направлена на экономию денежных средств потребителей при оплате за коммунальную услугу и не содержит призыва оплаты только через «Почта Банк», поскольку в городе Светлом три организации осуществляют прием платежей «Почта Банк», «Почта России», «Сбербанк», поэтому, размещая данную информацию, Общество заботилось об удобстве потребителей при осуществлении расчетов за коммунальные услуги. Размещенная в января 2022 года на платежных документах информация носит социальную направленность и охраняет интересы потребителей, большинство из которых пенсионеры.

В целях определения, в том числе круга аккредитованных лиц, имеющих право на проведение поверки бытовых счетчиков воды в Калининградской области, Калининградским УФАС России был направлен запрос в Управление Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному федеральному округу (исх. № 4008/02 от 20.06.2022).

Согласно представленному Управлением Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному федеральному округу ответу (вх. № 4866 от 23.06.2022) установлено, что в настоящее время на территории Калининградской области могут осуществлять проведение поверки бытовых счетчиков как минимум 4 аккредитованных лица, в частности: ООО «КЦМ» (ИНН 3906397537), ГП КО «ВОДОКАНАЛ» (ИНН 3903009923), ФБУ «КАЛИНИНГРАДСКИЙ ЦСМ» (ИНН 3906030024), ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» (ИНН 3900004998), данная информация также содержится на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://pub.fsa.gov.ru/ral. Кроме того, в ответе указано, что аккредитованные лица, выполняющие работы и (или) оказывающие услуги по обеспечению единства измерений, осуществляют свою деятельность по месту осуществления деятельности в области аккредитации, в том числе по месту осуществления временных работ с соблюдением требований законодательства. Документ системы менеджмента качества данного типа аккредитованных лиц должен содержать область применения системы менеджмента качества, распространяющуюся на все места осуществления деятельности в области аккредитации, в том числе на места осуществления временных работ.

Изучив материалы дела № 039/05/5-475/2022, выслушав доводы ОАО «Светловский водоканал», Комиссия приходит к следующим выводам. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. 

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Общие требования к рекламе указаны в статье 5 Закона о рекламе.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. 

Частью 10.3 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения. 

Исходя из смысла определения, изложенного в пункте 3 части 2 статьи 2 Закона о рекламе, под справочно-информационными и аналитическими материалами понимаются материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке.

По мнению антимонопольного органа информация, содержащая одинаковый набор сведений об организациях и оказываемых ими услугах, представляющая собой каталог, носит справочно-информационный характер, поскольку направлена на извещение потребителей о существовании того или иного товара, предлагаемого к продаже.

При размещении кратких, информационных сведений, такая задача, стоящая перед рекламой, как информирование и поддержание интереса к конкретному юридическому лицу и его товару, не выполняется, поскольку подобная информация, размещенная среди таких же, однородных, сведений многих юридических лиц не позволяет выделить какое-либо одно лицо, товар и сформировать к нему интерес.

При разграничении понятий рекламная / не рекламная информация следует также принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации.

Рассматриваемая же информация не носит справочно-информационный характер, поскольку ее целевое назначение иное, нежели проинформировать потребителей о контактных данных всех организаций, осуществляющих поверки приборов учета и об общем порядке и возможностях оплаты коммунальных услуг, потребители услуг направляются к конкретным, заранее определенным составителем платежного документа хозяйствующим субъектам.

В спорной информации, отраженной в платежном документе, сообщены контактные данные (телефоны) ООО «МС-Ресурс» (ИНН 7452109302) +8-908-<...> (аналогичный номер телефона указан на сайте ООО «МС-Ресурс» https://39.poverkadoma.ru/), ФБУ «Калининградский ЦСМ» (ИНН 3906030024) 8 4012 33 56 62, а также указан конкретный банк «Почта банк», с которым у Общества заключен договор по приему и обработке коммунальных платежей с потребителей за водоснабжение и водоотведение, при том, что на рынке  оказания соответствующих услуг осуществляют деятельность и иные хозяйствующие субъекты,  соответственно, размещенная информация не является справочно-информационным материалом, а является рекламой, направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования – услугам, предоставляемым ООО «МС-Ресурс» (ИНН 7452109302), ФБУ «Калининградский ЦСМ» (ИНН 3906030024), АО «Почта банк» (ИНН 3232005484).

Довод ОАО «Светловский водоканал» о том, что размещённая информация является социальной не принимается Комиссией, в связи с тем, что в соответствии с пунктом 11 статьи 3 Закона о рекламе социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. Размещённая Обществом информация с учётом того, что не направлена на достижение благотворительных целей или привлечение внимания к тому или иному явлению общественной жизни, по своей сути не является социальной рекламой.

Частью 7 статьи 38 Закона о рекламе установлено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 10.3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В ходе предварительной проверки установлено, что рекламораспространителем данной рекламы является ОАО «Светловский водоканал» (ИНН 3913502398, КПП 391301001, ул. Советская, д. 47, г. Светлый, Калининградская обл., 238340).

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе в действиях ОАО «Светловский водоканал» (ИНН 3913502398) по размещению рекламной информации на платежных документах за январь 2022 года, адресованных жителям дома, расположенного по адресу: ул. Ленина д. 16а, г. Светлый, Калининградская область, содержания: «Поверка водосчетчиков г. Калининград тел: (8-4012)-33-56-62; 8-908-<...> Почта Банк отменил комиссию за прием всех платежей и переводов».

Дополнительно на заседании Комиссии представитель Общества пояснил, что в настоящее время данная информация на платежных документах, не размещается.  

Учитывая, что нарушение законодательства о рекламе устранено в добровольном порядке, Комиссией Калининградского УФАС России сделан вывод о нецелесообразности выдачи ОАО «Светловский водоканал» (ИНН 3913502398) предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона РФ «О рекламе», в соответствии с пунктами 42 - 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 1922 (далее – Правила), Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Светловский водоканал» (ИНН 3913502398, КПП 391301001, ул. Советская, д. 47, г. Светлый, Калининградская обл., 238340) нарушившими часть 10.3 статьи 5 Закона о рекламе. 

2. Предписание ОАО «Светловский водоканал» (ИНН 3913502398, КПП 391301001, ул. Советская, д. 47, г. Светлый, Калининградская обл., 238340) не выдавать в связи с прекращением нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области для возбуждения дела об административном правонарушении.

      

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                               <...>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                          <...>

 

 

                                                                                                                                      <...>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Калининградской области в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны