Решение №967/02 Решение № 03/10/18.1-175/2020 от 4 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 039/10/18.1-175/2020

Резолютивная часть объявлена  28.02.2020                                                                              г. Калининград

Изготовлено в полном объеме 04.03.2020

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

-  Д – руководитель Калининградского УФАС России;

Члены Комиссии:

- К – заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

- Х – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России

с участием представителей:

- заявителя ООО «БалтСтройМонтаж»: П (представитель по доверенности), П (представитель по доверенности), К(представитель по доверенности);

- организатора торгов – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области: Д (представитель по доверенности), Б (представитель по доверенности),  Л (представитель по доверенности),

рассмотрев жалобу (вх. № 1073 от 20.02.2020) ООО «БалтСтройМонтаж» (далее – Заявитель) на действия организатора торгов - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области (далее – Организатор торгов) при проведении предварительного отбора на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Калининградской области № 001/СМР/20 (извещение № 013520000462000002) (далее – Предварительный отбор) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 28.01.2020 поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов (далее – Аукционная комиссия) при формировании документации о проведении Предварительного отбора.

 

В обоснование своей жалобы  Заявитель  привел следующие доводы

В части VI «Требования к минимальному количеству квалифицированного персонала, входящего в штат участника предварительного отбора» документации о проведении Предварительного отбора установлено требование о наличии индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства в количестве не менее чем 5 (пять) специалистов по месту основной работы (далее также - специалисты), сведения о которых должны быть включены в национальный реестр специалистов в области строительства (НОСТРОИ).

Установление требования к количеству необходимых специалистов не менее чем 5 (пять) специалистов, сведения о которых должны быть включены в национальный реестр специалистов в области строительства (НОСТРОЙ), Заявитель считает необоснованным, нарушающим положения законодательства Российской Федерации, приводящим к ограничению конкуренции при проведении предварительного отбора, ущемляющим права и законные интересы заявителя по следующим основаниям.

Заявитель указывает, что при комплексном рассмотрении требования подпункта «о» пункта 23 Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 № 615, не установлено, что указанные работники должны быть включены в национальный реестр специалистов в области строительства (НОСТРОЙ).

Кроме того, согласно требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, имея в штате 2 специалистов необходимой квалификации, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, и являясь действующим членом СРО, Заявитель имеет право выполнять весь комплекс работ, указанный в документации по Предварительному отбору, ограничиваясь только суммой одного договора согласно своему уровню ответственности.

По мнению Заявителя, установив излишние, ничем не обусловленные вышеуказанные требования о наличии не менее 5 специалистов необходимой квалификации, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, Организатор торгов нарушил пункт 24 Положения, поскольку установил иные требования к участникам Предварительного отбора, кроме требований, установленных пунктом 23 Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 и часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Заявитель считает подобный подход органа по ведению реестра недопустимым и нарушающим, в том числе, принципы привлечения подрядных организаций, установленные пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 № 615.

Организатором торгов даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя

Представители Организатора торгов не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Предварительного отбора Организатор торгов действовал в соответствии с нормами действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 23 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном на этапе включения организаций в реестр квалифицированных подрядных организаций комиссия по предварительному отбору устанавливает соответствии участника определенным требованиям, в том числе наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пп. «о»).

Исходя из прямого толкования норм пункта 23 вышеуказанного Положения и статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации комиссия по предварительному отбору устанавливает факт наличия в штате участника работников, которые соответствуют требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, но в количестве, установленным конкурсной документацией, которое должно быть определено не ниже, чем минимально установленные.

Конкурсной документацией о проведении Предварительного отбора № 001/СМР/20 с соблюдением требований соответствующего Положения и 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено условие для участника о наличии в его штате не менее 5 (пяти) специалистов, состоящих в национальный реестр специалистов в области строительства.

Таким образом, Организатор торгов, размещая конкурсную документацию о проведении Предварительного отбора № 001/СМР/20 с указанными в ней условиями и требованиями, действовал добросовестно и в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

Организатор торгов полагает, что позиция Заявителя основывается на формальном толковании требований пункта 23 вышеуказанного Положения без учета условия о том, что указанное в данной норме количество специалистов является минимальным, но не предельным.

На основании вышеизложенного, Организатор торгов считает жалобу ООО «БалтСтройМонтаж» необоснованной.

 

Заслушав стороны, проанализировав поступившие материалы, Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее

07.02.2020 Организатором торгов на официальном сайте единой информационной системы закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение № 013520000462000002 о проведении предварительного отбора на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Калининградской области № 001/СМР/20 и документация о проведении предварительного отбора на право включения в реестр квалификационных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Калининградской области № 001/СМР/20.

 

Порядок проведения предварительного отбора подрядных организаций определен Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – Положение).

 Согласно пункту 2 Положения предварительный отбор – это совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор.

В силу пункта 7 Положения по итогам проведения предварительного отбора органом по ведению реестра формируется реестр квалифицированных подрядных организаций.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 8 Положения предварительный отбор подрядных организаций проводится для оказания услуг и (или) выполнения работ, в том числе, по следующему предмету электронного аукциона - оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Согласно пункту 19 Положения извещение о проведении предварительного отбора размещается органом по ведению реестра на официальном сайте и сайте оператора электронной площадки не менее чем за 20 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе.

Требования к содержанию извещения о проведении предварительного отбора определены пунктом 20 Положения.

Согласно пункту 32 Положения орган по ведению реестра обеспечивает размещение документации о проведении предварительного отбора на официальном сайте и сайте оператора электронной площадки одновременно с размещением извещения о проведении предварительного отбора.

Документация о проведении предварительного отбора утверждается органом по ведению реестра (пункт 29 Положения).

В силу подпункта «г» пункта 30 Положения документация о проведении предварительного отбора помимо сведений, указанных в извещении о проведении предварительного отбора, предусмотренных пунктом 20 Положения, должна содержать требования к участникам предварительного отбора, установленные пунктом 23 Положения.

В силу подпункта «о» пункта 23 Положения при проведении предварительного отбора устанавливается, в том числе, требование к участникам предварительного отбора о наличии в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 24 Положения орган по ведению реестра не вправе устанавливать иные требования к участникам предварительного отбора, кроме требований, установленных пунктом 23 Положения.

Частью 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части:

1) квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;

2) требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 настоящего Кодекса (далее также - специалисты), - не менее чем два специалиста по месту основной работы.

Согласно пункту 4 раздела III «Информационная карта предварительного отбора» документации о проведении Предварительного отбора к участникам Предварительного отбора установлено требование о соответствии требованиям пункта 1.5 документации о проведении Предварительному отбору.

Пунктом 1.5 раздела II «Общие условия проведения предварительного отбора» документации о проведении Предварительного отбора определены требования к участникам предварительного отбора, в том числе, о наличии в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве, установленным частью VI «Требования к минимальному количеству квалифицированного персонала, входящего в штат участника предварительного отбора» документации о проведении Предварительного отбора.

Частью VI «Требования к минимальному количеству квалифицированного персонала, входящего в штат участника предварительного отбора» документации о проведении Предварительного отбора установлено следующее:

«Квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет.

Наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства в количестве не менее чем 5 (пять) специалистов по месту основной работы (далее также - специалисты), сведения о которых должны быть включены в национальный реестр специалистов в области строительства (НОСТРОЙ).

Квалификационные требования к специалистам по организации строительства (главных инженеров проектов):

1)         наличие высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства;

2)         наличие стажа работы соответственно в организациях, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее чем три года;

3)         наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет;

4)         повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет;

5)         наличие разрешения на работу (для иностранных граждан)».

Комиссия, проанализировав вышеизложенные положения документации о проведении Предварительного отбора, нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации и требования Положения, приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом «о» пункта 23 Положения при проведении предварительного отбора к участникам предварительного отбора устанавливается требование о наличии в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих квалификационным требованиям установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при этом количество таких соответствующих работников устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, условиями подпункта «о» пункта 23 Положения определено конкретно, что к работникам участника предварительного отбора предъявляются квалификационные требования установленные пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а количество соответствующих работников определяется количеством, не ниже установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При этом, в рамках законодательства о градостроительной деятельности статья 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет стандарты и внутренние документы саморегулируемой организации, а пункты 1 и 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются требованиями к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации.

Кроме того пункт 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целом устанавливает определенные требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица предусмотренных специалистов и определяет количество таких специалистов - не менее чем два специалиста по месту основной работы.

Вместе с тем подпункт «о» пункта 23 Положения предусматривает определять в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации исключительно количество работников.

Следовательно, для целей соответствия участника предварительного отбора требованиям подпункта «о» пункта 23 Положения, в штате такого участника предварительного отбора должно быть работников в количестве не ниже установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно - не менее чем два работника,  соответствующих квалификационным требованиям установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет.

Из вышеизложенного следует, что требования к участникам Предварительного отбора, установленные Организатором торгов в части VI «Требования к минимальному количеству квалифицированного персонала, входящего в штат участника предварительного отбора» документации о проведении Предварительного отбора о наличии у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства в количестве не менее чем 5 (пять) специалистов по месту основной работы (далее также - специалисты), сведения о которых должны быть включены в национальный реестр специалистов в области строительства (НОСТРОЙ) не соответствуют требованиям установленным пунктом 23 Положения, в том числе подпункту «о» пункта 23 Положения.

Таким образом, действия Организатора торгов по установлению иных требований к участникам Предварительного отбора, кроме требований, установленных пунктом 23 Положения, не соответствуют пункту 24 Положения.

Данный довод жалобы является обоснованным.

При этом Комиссия приходит к выводу о несостоятельности довода жалобы о необоснованно установленном количестве специалистов по месту основной работы, отвечающих квалификационным требованиям - не менее чем 5 (пять), поскольку предусмотренное документацией о проведении Предварительного отбора количество специалистов, не противоречит количеству, установленному пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

 

В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.

В связи с изложенным, руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1.      Признать жалобу ООО «БалтСтройМонтаж» частично обоснованной.

2.      Признать Организатора торгов – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области нарушившим пункт 24 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

3.      Выдать Организатору торгов - Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области, оператору электронной площадки АО «ЕЭТП» (в части имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенного нарушения.

 

 

 Председатель Комиссии:

 

 

                        Д

 

 

Члены Комиссии: 

 

 

 

 

 

 

                             К

 

 

               Х

 

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции  решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны