Предупреждение №АД/1012/24 Об устранении нарушений антимонопольного законодательства. от 6 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

 

АО «Калининградгазификация»

236029, г. Калининград,

ул. Ст. лейтенанта Сибирякова, д. 17

 

priem@gaz39.ru

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 039/01/10-152/2024

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


 

06 марта 2024 года г. Калининград


 

В связи с наличием в действиях АО «Калининградгазификация»
(ИНН 3906214945, ОГРН 1103925000960, юридический адрес: 236029,
г. Калининград, ул. Старшего лейтенанта Сибирякова, д. 17
(далее – АО «Калининградгазификация»)
, выразившихся в уклонении от заключения договора с управляющей компанией ООО «ЖЭУ № 13» (ИНН 3906971960, ОГРН 1153926030840; далее – Общество) на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах (далее – Договор), признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства и устранения последствий указанного нарушения в срок не позднее 05 апреля 2024 года путем:

  • устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и принятия мер по устранению последствий такого нарушения;

  • проведения организационно-штатных мероприятий, направленных на исключение случаев нарушения, в том числе по обучению и повышению профессионального уровня работников сотрудников.

 

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.


 

Примечание: при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (часть 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).


 

Приложение: доводы антимонопольного органа на 04 л.

 

 

Руководитель

 

А.В. Демкин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.Кадынин А.А.

тел.(4012) 53-72-04, 039-104

 

Приложение
к предупреждению № 039/01/10-152/2024

о прекращении действий (бездействия),

которые содержат признаки нарушения

антимонопольного законодательства

 

Доводы антимонопольного органа

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области в результате рассмотрения обращения ООО «ЖЭУ № 13» (вх. № 10157/23 от 27.12.2024) с жалобой на действия АО «Калининградгазификация» при заключении договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования (далее – ВДГО) в отношении ряда многоквартирных домов (далее - МКД) в г. Калининграде, установлено следующее.

Федеральным законом от 18.03.2023 № 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 71-ФЗ) в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) введена в действие статья 157.3, согласно которой коммунальная услуга газоснабжения собственникам помещений и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в многоквартирном доме, а также собственникам жилых домов предоставляется газоснабжающей организацией при условии обязательного осуществления технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и технического обслуживания внутридомового газового оборудования в жилом доме в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (часть 1).

В соответствии с частью 2 статьи 157.3 ЖК РФ техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме осуществляются специализированной организацией на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, заключенного с управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - с собственниками помещений в таком доме.

Законом № 71-ФЗ предусмотрены переходные положения.

Так, договоры о техническом обслуживании и ремонте ВДГО в МКД, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона № 71-ФЗ, должны быть приведены в соответствие с положениями ЖК РФ до 1 января 2024 года (пункт 4 статьи 3 Закона № 71-ФЗ).

В соответствии с пунктом 18 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее – Правила № 410) для заключения договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО в МКД заявитель, имеющий намерение выступить заказчиком по соответствующему договору, направляет в специализированную организацию заявку (оферту) в письменной форме.

В силу пункта 31(1) Правил № 410 в отсутствие договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме специализированная организация вправе инициировать перед поставщиком газа приостановление им своих обязательств по поставке газа по основанию, предусмотренному подпунктом «е» пункта 45 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».

Аналогично подпунктом «б» пункта 80 Правил № 410 предусмотрено право исполнителя приостановить подачу газа в случае отсутствия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме.

Пунктом 16 Правил № 410 предусмотрено, что договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме является публичными и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами № 410.

Порядок заключения договора урегулирован Правилами № 410, согласно которым специализированная организация в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации заявки (оферты), осуществляет проверку комплектности и правильности оформления представленных документов, в том числе на предмет полноты и достоверности содержащихся в них сведений (пункт 26). Непредставление заявителем всей информации, предусмотренной пунктом 18 настоящих Правил, представление заявителем документов, предусмотренных пунктами 19 - 23 настоящих Правил, в неполном объеме или неправильное их оформление не являются основанием для отказа в заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме (пункт 27). В этом случае специализированная организация сообщает заявителю о допущенных несоответствиях в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, после чего приостанавливает рассмотрение представленных документов без их возврата заявителю вплоть до получения от него недостающих (правильно оформленных) документов или недостающей информации. В случае если недостающие (правильно оформленные) документы и недостающая информация не будут представлены заявителем специализированной организации в течение 30 дней со дня приостановления рассмотрения представленных документов, специализированная организация вправе прекратить рассмотрение заявки (оферты) и возвратить документы заявителю, который вправе направить повторную заявку (оферту) этой же специализированной организации после устранения недостатков, послуживших основанием для прекращения ее рассмотрения.

Согласно пункту 28 Правил № 410 по результатам проверки, предусмотренной пунктом 26 настоящих Правил, и при отсутствии замечаний к приложенным к заявке (оферте) документам специализированная организация составляет и подписывает со своей стороны договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме. После подписания соответствующего договора специализированная организация направляет заявителю подписанный договор в 2 экземплярах почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В соответствии с пунктом 31 Правил № 410 в случае если сторона, направившая заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения этой заявки (оферты) другой стороной не получила от нее подписанный договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), или ответ о согласии заключить соответствующий договор, или письменный мотивированный отказ от заключения соответствующего договора по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения соответствующего договора по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение этого договора является обязательным, к заключению договора, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 32 и 33 настоящих Правил.

Таким образом, рассмотрение заявки на заключение договора на техническое обслуживание и ремонт ВДГО в МКД необходимо осуществить в срок не позднее 30 дней с момента ее получения.

Часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусматривает, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Из имеющихся в распоряжении Калининградского УФАС России документов следует, что 18.10.2023 от ООО «ЖЭУ № 13» в адрес АО «Калининградгазификация» поступила заявка на заключение договора на техническое обслуживание и ремонт ВДГО в отношении ряда многоквартирных домов в г. Калининграде. 20.10.2023 от ООО «ЖЭУ № 13» поступила аналогичная заявка, содержащая дополнительный перечень многоквартирных домов.

По итогам рассмотрения данных заявок АО «Калининградгазификация» проект договора был передан в Центр обслуживания клиентов для его последующей передачи ООО «ЖЭУ № 13» только 12.12.2023, т.е. с нарушением предусмотренных Правилами № 410 сроков.

В связи с несогласием ООО «ЖЭУ № 13» с условиями проекта договора, в том числе содержащих условия не предусмотренные Типовой формой договора, утвержденной приказом Минстроя России от 29.05.2023 № 388/пр, и необходимостью согласования между сторонами разногласий, окончательный протокол согласования разногласий был подготовлен АО «Калининградгазификация» только 15.01.2024 и получен представителем ООО «ЖЭУ № 13» 23.01.2024.

Незаключение в установленные сроки договора на техническое обслуживание и ремонт ВДГО в МКД ведет к неисполнению со стороны управляющей организации обязательств перед собственниками по управлению многоквартирным домом, обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, а также риску приостановки подачи газа, что, в свою очередь, может негативно сказаться на деятельности управляющей организации, как коммерческой организации, при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с полномочиями, установленными статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами/

Законом № 71-ФЗ газораспределительные организации наделяются исключительным правом на техническое обслуживание и ремонт ВДГО в МКД, техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в МКД и техническое обслуживание ВДГО в жилом доме (домовладении) на основании соответствующих договоров, типовые формы которых утверждены приказом Минстроя России № 388/пр.

Согласно приказам Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области 27.12.2018 № 121-01тпг/18 и № 121-02тпг/18 АО «Калининградгазификация» является газораспределительной организацией.

Таким образом, действия АО «Калининградгазификация», выразившиеся в уклонении от заключения договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в МКД с управляющей компанией ООО «ЖЭУ № 13» свидетельствует о наличии признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления в действиях лица признаков нарушения, в том числе пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, указанным лицам выдается предупреждение.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении (часть 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

 

 

2024-1130

 

 

Связанные организации

АО "калининградгазификация"
ИНН 3906214945, ОГРН 1103925000960