Определение №НИ/5030/23 Определение о назначении дела от 27 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 039/05/5-867/2023 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

К РАССМОТРЕНИЮ

 

27 октября 2023 года                                                                                                    г. Калининград

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев обращения <...> (вх. № 6561-ЭП/23 от 29.08.2023, вх. № 6562- ИП/23 от 29.08.2023) (далее — Заявитель) по вопросам распространения рекламы с нарушением норм Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Управление) поступили обращения <...> (вх. № 6561-ЭП/23 от 29.08.2023, вх. № 6562- ИП/23 от 29.08.2023) (далее — Заявитель) по вопросу размещения рекламы ООО «ЦИФРА» на сайте «Клопс» по адресу https://klops.ru/news/2022-11-15/261335-v-kaliningradeotkryvaetsya-uchebnoe-zavedenie-s-byudzhetom-investirovaniya-74-milliona-rubley.

В ходе предварительной проверки по обращениям Заявителя (вх. № 6561-ЭП/23 от 29.08.2023, вх. № 6562- ИП/23 от 29.08.2023), Управлением установлено, что на сайте «Клопс» по адресу https://klops.ru/news/2022-11-15/261335-v-kaliningradeotkryvaetsya-uchebnoe-zavedenie-sbyudzhetom-investirovaniya-74-milliona-rubley была размещена новость 15.11.2022 в 08:59 следующего содержания:

«В Калининграде открывается учебное заведение с бюджетом инвестирования 74 миллиона рублей Ситуация образовательного IT-рынка Калининграда 2022 Сегодня в стране остро стоит вопрос с IT-образованием. Государственные образовательные структуры не успевают адаптировать программу под запросы IT-индустрии. Многие частные учебные заведения потеряли франшизу и пытаются перестроится на самостоятельный поток, а на онлайн-платформах всему научиться просто невозможно. Масштабная проблема заключается и в кадровом голоде IT-сферы. В 2022 году этот вопрос стал максимально актуальным. На современном IT-рынке Калининграда не хватает более 30 000 специалистов. А список кандидатов, которые могут претендовать на актуальные вакансии, снизился вдвое. С целью решить эти вопросы, в РФ появился новый образовательный бренд, который основан несколькими российскими IT-компаниями и поддерживается государством. Первым филиалом Российской академии «Цифра» станет Калининград! Российская академия «Цифра» — это самый амбициозный образовательный проект в Калининграде. В этот проект закладывается свыше 74 млн рублей инвестиций. Планируется закупка новейшего оборудования, компьютеров, голограмматоров, роботов, VR-шлемов, science boxes, аудио-оборудование и др. Российская академия «Цифра» открывает два основных направления в обучении. Детское обучение будет представлено в форме квестов. А взрослое будет рассчитано исключительно под трудоустройство студента. Более того, основатели заверяют, что отличников трудоустроят ещё в процессе обучения к себе же в компании. Интервью с руководителем Российской академии «Цифра» «Это действительно учебное заведение будущего, в которое дети будут ходить с удовольствием», заверяет руководитель Российской академии «Цифра» Максим Романов. «Ряд занятий будет проходить в шлемах виртуальной реальности с полным погружением. Для ребят постарше мы приготовили IT-программу по предпринимательству и созданию стартапов. Для взрослых студентов мы прямо сейчас обсуждаем корректировки программы с руководством ведущих IT-компаний нашей страны, таких как «Битрикс», «Ростелеком», «Яндекс», «ВК» и т.д. Такого уровня учебного заведения в городе ещё не было. И это не просто слова!» Основные преимущества Российской академии «Цифра»: Программа, утверждённая IT-компаниями РФ и экспертами; Трудоустройство, прописанное в договоре; За отличную успеваемость можно получать крипто-стипендию или кешбэк; Краткие сроки обучения; Проект поддерживается правительством России; Библиотека материалов с безлимитным доступом; Возможность получить грант на свой проект. По случаю открытия офиса в Калининграде Российская академия «Цифра» проводит серию бесплатных уроков, чемпионатов и открытых мероприятий для детей, а также мастер-классы для взрослых студентов. Заготовлено большое количество призов и подарков в честь открытия. На сайте заявлено, что на открытии будут действовать большие скидки. На сайте заявлено, что на открытии будут действовать большие скидки. Российская академия «Цифра» г. Калининград, ул. Театральная, 35, 8-й этаж +7 (4012) 795-595 На правах рекламы».

В соответствии с полномочиями, установленными Законом о рекламе, антимонопольный орган осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы, предметом которого является соблюдение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере рекламы.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, реклама - это информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к определенному объекту рекламирования.

Вышеуказанная информация размещалась в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на Интернет-сайте «КЛОПС» с пометкой «На правах рекламы», доступна всем пользователям данного интернет-ресурса, соответственно является рекламой.

Общие требования к рекламе перечислены в статье 5 Закона о рекламе.

Как следует из положений части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В пункте 29 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров.

В рассматриваемой рекламе использованы утверждения: «С целью решить эти вопросы, в РФ появился новый образовательный бренд, который основан несколькими российскими IT-компаниями и поддерживается государством»; «Российская академия «Цифра» — это самый амбициозный образовательный проект в Калининграде»; «Такого уровня учебного заведения в городе ещё не было»; «Проект поддерживается правительством России», при этом с точки зрения обычного потребителя данная информация создает впечатление о том, что «Российская академия цифра» имеет значительное преимущество перед другими организациями, оказывающими образовательные услуги в сфере компьютерного образования.

Вышеуказанные утверждения не являются объективными и компетентными.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В ходе предварительной проверки Управлением неоднократно направлялись запросы о представлении информации в ООО «ЦИФРА» (ИНН 3906413813) (исх. № НИ/4194/23 от 14.09.2023, исх. № НИ/4528/23 от 03.10.2023) с целью получения пояснений и информации, ответы по которым от ООО «ЦИФРА» не поступили.

С учётом того, что ООО «ЦИФРА» по запросам Управления информация представлена не была, антимонопольный орган исходит из того, что рекламодателем данной рекламы является ООО «ЦИФРА» (ИНН 3906413813).

При изложенных обстоятельствах, Управление приходит к выводу, что в действиях ООО «ЦИФРА» (ИНН 3906413813) по указанию в рекламной информации, размещенной 15.11.2022 в 08:59 в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на Интернет-сайте «КЛОПС» по адресу https://klops.ru/news/2022-11-15/261335-v-kaliningradeotkryvaetsya-uchebnoe-zavedenie-sbyudzhetom-investirovaniya-74-milliona-rubley фраз, содержания: «С целью решить эти вопросы, в РФ появился новый образовательный бренд, который основан несколькими российскими IT-компаниями и поддерживается государством»; «Российская академия «Цифра» — это самый амбициозный образовательный проект в Калининграде»; «Такого уровня учебного заведения в городе ещё не было»; «Проект поддерживается правительством России», усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 039/05/5-867/2023 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе к рассмотрению.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО «ЦИФРА» (ИНН 3906413813, 236006, РФ, г. Калининград, ул. Театральная, д. 35, помещение №807, 8 этаж, офис 807);

- заинтересованное лицо — ООО «Русская медиагруппа «Западная Пресса» (ИНН 3906148636, ул. Рокосовского, д.16/18, пом. I, офис 2, Калининград, 236040).

3. Назначить дело № 039/05/5-867/2023 к рассмотрению на 10 ноября 2023 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Калининград, ул. Барнаульская, 4.

Представителям сторон необходимо прибыть по указанному адресу для участия в заседании комиссии для рассмотрения дела по существу.

4.ООО «ЦИФРА» (ИНН 3906413813 представить в Калининградское УФАС России в

срок до 09.11.2023 следующие сведения:

- мотивированное письменное пояснение по доводам, изложенным в настоящем определении;

- все документы, связанные с изготовлением вышеуказанной рекламы.

Явка представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна.

Представителям лиц, участвующим в деле, при себе необходимо иметь надлежаще оформленные доверенности на участие в рассмотрении дела и документы, удостоверяющие личность.

 

Председатель Комиссии: 

Связанные организации

Связанные организации не указаны