Решение №НИ/4361/23 РЕШЕНИЕ № 039/05/18-520/2023 от 25 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

039/05/18-520/2023

 

Резолютивная часть объявлена 18.09.2023                                                  г. Калининград

Изготовлено в полном объеме 25.09.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

члены Комиссии:

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

<...> – специалист — эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,

при участии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – О.А. <...> (лично);

в отсутствие заявителя – В.А. <...>, уведомленного надлежащим образом о дате и времени заседания Комиссии,

рассмотрев дело № 039/05/18-520/2023 по признакам нарушения О.А. <...> (Россия, 236001, Калининградская обл., г. Калининград, ул. Елизаветинская, д.3, кв./оф. 332) частей 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Управление) поступило обращение В.А. <...> (вх. № 3803-ИП/23 от 16.05.2023) (далее – Заявитель) по вопросу поступления 15.03.2023 в 17:15 на абонентский номер +7 921 603 83 85 нежелательного рекламного звонка с номера + 7 921 100 58 62 на наличие возможных признаков нарушения Закона о рекламе.

Согласно представленным Заявителем материалам 15.03.2023 в 17:15 на абонентский номер Заявителя +7 921 603 83 85 поступил нежелательный звонок с номера + 7 921 100 58 62, следующего содержания: «Сообщаем, что по Вашему мобильному номеру бесплатно предоставлен сертификат суммой в десять тысяч рублей на комплексные услуги по сантехнике и отоплению. Хотите ими воспользоваться сейчас? Нажмите цифру 1, если же его нужно зарезервировать на тридцать дней нажмите 2. Если Вам интересен полный комплекс строительных услуг нажмите 3. Благодарю Вас за сделанный выбор, желаю Вам отличного настроения».

В соответствии с полномочиями, установленными Законом о рекламе, антимонопольный орган осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы, предметом которого является соблюдение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере рекламы.

Рекламой признается информация, отвечающая признакам рекламы, указанным в статье 3 Закона о рекламе.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, реклама - это информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к определенному объекту рекламирования.

В данном случае информация с предложением бесплатного сертификата суммой в десять тысяч рублей на комплексные услуги по сантехнике и отоплению распространялась с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера, такая информация способна формировать интерес к данному объекту рекламирования, такие сведения не носят персонализированного характера.

Как поясняет Заявитель, поступивший 15.03.2023 в 17:15 с номера + 7 921 100 58 62 нежелательный рекламный звонок был осуществлен без получения его согласия, а также участия человека.

Частью 1 статьи 18 Закона о рекламе установлено, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о рекламе не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

В ходе предварительной проверки по обращению Заявителя (вх. № 3803-ИП/23 от 16.05.2023) Управлением было установлено, что абонентский номер +7 921 100 58 62, с которого 15.03.2023 в 17:15 Заявителю поступил нежелательный рекламный звонок, выделен физическому лицу О.И. <...> на основании договора об оказании услуг связи № 248144291 от 20.10.2022 года.

Управлением неоднократно были направлены запросы о представлении информации О.А. <...> (исх. № ИБ/2499/23 от 01.06.2023, исх. № НИ/2729/23 от 19.06.2023) с целью получения пояснений и информации, ответы по которым от О.А. Долгинцевой не поступили.

С учётом того, что О.А. <...> по запросам Управления информация представлена не была, антимонопольный орган согласно пояснениям Заявителя пришел к выводу, что направление рекламного звонка 15.03.2023 в 17:15 на абонентский номер Заявителя +7 921 603 83 85 с номера + 7 921 100 58 62 осуществлялось без получения согласия абонента.

Запись телефонного разговора, представленная Заявителем антимонопольному органу, позволяет сделать вывод о том, что распространение рекламы осуществлялось с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека, поскольку начало рекламы в звонке озвучивалась автоинформатором, «голосовым роботом» (предположительно с помощью специального программного обеспечения), который транслировал заранее записанный аудиофрагмент.

07.07.2023 Управлением возбуждено дело № 039/05/18-520/2023 (исх. № НИ/3041/23) по признакам нарушения О.А. <...> (Россия, 236001, Калининградская обл., г. Калининград, ул. Елизаветинская, д.3, кв./оф. 332) частей 1, 2 статьи 18 Закона о рекламе.

Определением от 07.08.2023 (исх. № НИ/3568/23 от 10.08.2023) срок рассмотрения дела № 039/05/18-520/2023 был продлен до 06.10.2023.

30.08.2023 на заседании Комиссии О.А. <...> допущенные нарушения Закона о рекламе признала, пояснив, что её муж является индивидуальным предпринимателем в сфере сантехники, в феврале 2023 года решили провести рекламную акцию, однако перед её проведением не изучили требования Закона о рекламе, рекламную информацию придумали, произвели вместе с мужем самостоятельно, распространение рекламной информации осуществлялось с номера, зарегистрированного на О.А. <...>.

В силу части 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Закона о рекламе.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Как установлено в ходе предварительной проверки по обращению Заявителя, а также согласно пояснениям О.А. <...> рекламораспространителем данной рекламы является она лично.

При изложенных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что в действия О.А. Долгинцевой (Россия, 236001, Калининградская обл., г. Калининград, ул. Елизаветинская, д.3, кв./оф. 332) по факту направления 15.03.2023 в 17:15 на абонентский номер +7 921 603 83 85 нежелательного рекламного звонка с номера + 7 921 100 58 62, содержания: «Сообщаем, что по Вашему мобильному номеру бесплатно предоставлен сертификат суммой в десять тысяч рублей на комплексные услуги по сантехнике и отоплению. Хотите ими воспользоваться сейчас? Нажмите цифру 1, если же его нужно зарезервировать на тридцать дней нажмите 2. Если Вам интересен полный комплекс строительных услуг нажмите 3. Благодарю Вас за сделанный выбор, желаю Вам отличного настроения» нарушают требования частей 1, 2 статьи 18 Закона о рекламе.

Учитывая тот факт, что в настоящее согласно пояснениям О.А. <...> вышеуказанная рекламная информация больше не распространяется, Комиссией принято решение предписание об устранении допущенного нарушения Закона о рекламе не выдавать.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона РФ «О рекламе», в соответствии с пунктами 42 – 48, 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 1922 (далее – Правила), Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия О.А. <...> (Россия, 236001, Калининградская обл., г. Калининград, ул. Елизаветинская, д.3, кв./оф. 332) нарушившими части 1, 2 статьи 18 Закона о рекламе.

2. Предписание об устрани допущенного нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе О.А. <...> (Россия, 236001, Калининградская обл., г. Калининград, ул. Елизаветинская, д.3, кв./оф. 332) не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны