Письмо №270/04 решение № 039/07/3-1606/2021 от 13.01.2022 от 18 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

13 января 2022 года               № 039/07/3-1606/2021                       

г. Калининград

Комиссия Калининградского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в составе:

ведущий заседание  Комиссии:

Б.

заместитель руководителя Калининградского УФАС России;

 

члены Комиссии:

 

К.

 

 

К.

 

заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

при участии представителей:

заказчика – АО «ЯС»

 

 

Х.

А.

 

 

по доверенности;

по доверенности,

 

организатора торгов – АО «Я»

 

заявителя – ООО «В»

 

К.

Ю.

 

Х.

Б.

К.

 

по доверенности;

по доверенности,

 

по доверенности;

по доверенности;

по доверенности,

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи без очного участия представителей сторон посредством плагина «TrueConf» жалобу (вх. № 9928 от 17.12.2021, № 9970 от 20.12.2021, вх. № 10064 от 22.12.2022) с дополнительными доводами (вх. № 42 от 11.01.2022) ООО «В» (далее – Заявитель) на действия заказчика – АО «ЯС» (далее – Заказчик), организатора торгов – АО «Я» (далее – Организатор торгов) при проведении конкурса в электронной форме (далее – Конкурс, Закупка) на право заключения договора на разработку, внедрение и сопровождение единой системы для функционирования розничного рынка электрической энергии на базе блокчейн-технологий (извещение на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/ № 32110556295) (далее – ЕИС, официальный сайт)),

УСТАНОВИЛА:

Заявитель полагает, что при рассмотрении заявок участников закупки конкурсной комиссией принято необоснованное решение об отклонении заявки Заявителя в связи с непредоставлением документов, указанных в пунктах 2, 15, 16, 17 Приложения № 2 к части II «Информационная карта закупки» конкурсной документации.

Вместе с тем, письмо о подаче оферты (п. 2 Приложения № 2) было представлено в составе ценового предложения заявки, поскольку наличие в пункте 4 инструкции по заполнению формы данного письма условия об указании стоимости услуг, позволяет отнести данный документ именно к ценовому предложению, представление которого в составе основной части заявки недопустимо. Напротив, размещение участником закупки документа, содержащего ценовое предложение не в специальном разделе функционала ЭТП «Ценовое предложение» может повлечь отклонение заявки.

При этом, допуск второго участника закупки при указании им в письме о подаче оферты, представленного в составе неценового предложения заявки, стоимости услуг либо при составлении данного документа в разрез с требованиями пункта 4 инструкции по его заполнению, является, по мнению Заявителя, нарушением действующего законодательства и процедуры оценки заявок участников Закупки.

Непредоставление Плана распределения объемов поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) между генеральным подрядчиком и субпоставщиками (субисполнителями, субподрядчиками), План распределения объемов поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) внутри коллективного участника, План привлечения субпоставщиков (субисполнителей, субподрядчиков) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства связано с тем, что Заявитель не планировал привлекать субпоставщиков (субподрядчиков, субисполнителей), коллективные участники не принимали участие в закупке, а также не планировалось привлекать субпоставщиков (субподрядчиков, субисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, данная информация была отражена в иных документах в составе заявки.

Кроме того, Заявитель считает, что распространив право на запрос разъяснений по заявкам участников и по предоставлению недостающих документов заявки только в отношении одного участника Закупки – ООО «О», при этом не опубликовав  данный запрос, конкурсная комиссия Заказчика нарушила принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к другим участникам закупки.     

Подробно позиция Заявителя изложена в жалобе (вх. № 9928 от 17.12.2021, № 9970 от 20.12.2021) и дополнительных доводах к жалобе (вх. № 42 от 11.01.2022).

Заказчик пояснил, что на основании действующего агентского договора № 611 от 11.07.2014 организатором конкурсной процедуры является АО «Я».

Организатор торгов считает, что при проведении Конкурса им не нарушены нормы действующего законодательства. Рассмотрение заявок осуществлялось строго в рамках Закона о закупках, Положения о закупке и конкурсной документации: заявка Заявителя отклонена по причине непредоставления полного состава документов, определенного пунктом 3.4.1 конкурсной документации. Сведения и документы, представленные в составе ценового предложения заявки, до процедуры рассмотрения заявок участников закупки членам конкурсной комиссии не доступна.  

Направление запроса на разъяснение положений заявки участника и предоставления недостающих сведений и документов осуществлялось в соответствии с условиями Единого Стандарта закупок ПАО «Р». Данный запрос направлен в адрес ООО «О» посредством функционала электронно-торговой площадки.

В связи с изложенным, Организатор торгов действия конкурсной комиссии считает правомерными, а жалобу Заявителя необоснованной.

Подробно позиция Организатора торгов изложена в его письменных пояснениях вх. №№ 10151, 10150 от 24.12.2021, № 66 от 12.01.2022).

Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав представленные доводы и поступившие материалы, Комиссия Калининградского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Частью 4 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции установлено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

Жалоба Заявителя поступила в Калининградское УФАС России 28.12.2021               (вх. № 10232), в установленные частью 4 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции сроки, следовательно, подлежит рассмотрению антимонопольным органом по существу.

Согласно части 13 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке); положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, регламент осуществления закупочной деятельности в соответствии с нормами Закона о закупках, в том числе порядок рассмотрения заявок на участие в закупке устанавливается заказчиком самостоятельно в положении о закупке.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика, является Единый Стандарт закупок ПАО «Р» (Положение о закупке), утвержденный решением Совета директоров ПАО «Р» (далее – Положение о закупке).

В соответствии с пунктом 8.1.6.1 Положения о закупке при проведении закупок в электронной форме открытие доступа к заявкам участников осуществляется оператором электронной площадки в порядке, установленном действующим законодательством и регламентом работы электронной площадки.

Согласно пункту 8.1.6.4 Положения о закупке требования к участникам закупки, к документам, предоставляемым в составе заявки, должны быть установлены в документации.

Пунктом 8.1.6.11 Положения о закупке установлено, что закупочная комиссия отклоняет заявку участника, если участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке или такая заявка признана несоответствующей требованиям, установленным документацией о закупке.

Разделом 4 части I «Общие условия проведения закупки» конкурсной документации установлен порядок подачи заявок на участие в закупке, а именно указано, что заявка на участие в закупке должна состоять из неценового и ценового предложений заявки. Неценовое предложение заявки размещается участником на ЭТП в отдельной вкладке «Заявка поставщика» и должно включать в себя сведения и документы, указанные в документации, не относящиеся к ценовому предложению заявки (не содержащие информацию о цене заявки). Ценовое предложение заявки размещается участником на ЭТП в отдельной вкладке «Ценовое предложение» и должно включать в себя сведения и документы, относящиеся к ценовому предложению заявки и подтверждающие такое ценовое предложение заявки (содержащие информацию о цене заявки) (пункт 4.1.1). Если в составе неценового предложения заявки, поданного на участие в закупке в электронной форме с использованием функционала и в соответствии с Регламентом работы ЭТП размещенного во вкладке «Заявка поставщика» будут отсутствовать документы, установленные в соответствии с требованиями настоящей документации, такая заявка участника подлежит отклонению вне зависимости от наличия недостающих документов во вкладке «ценовое предложение» (пункт 4.1.2).

В пункте 10 части II «Информационная карта закупки» (далее – «Информационная карта») указано, что документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в закупке установлены в Приложении № 2 к «Информационной карте», а также установлен перечень документов и сведений, входящих в состав ценового предложения заявки, а именно:

1. График поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации (раздел 3, форма № 4);

2. Сводная таблица стоимости поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации (раздел 3, форма № 5);

3. График оплаты поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации (раздел 3, форма № 6).

Приложением № 2 к «Информационной карте» определены к представлению в составе заявки участников закупки, в том числе следующие документы:

- пункт 2: Письмо о подаче оферты по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации по закупке (раздел 3, форма № 2);

- пункт 15: План распределения объемов поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) между генеральным подрядчиком и субпоставщиками (субисполнителями, субподрядчиками) (раздел 3, форма № 14);

- пункт 16: План распределения объемов поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) внутри коллективного участника (раздел 3, форма № 15);

- пункт 17: План привлечения субпоставщиков (субисполнителей, субподрядчиков) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (раздел 3, форма № 16).

В соответствии с пунктом 28 Приложения № 2 к «Информационной карте» в случае, если по каким-либо причинам Участник не может предоставить требуемый документ, он должен приложить составленную в произвольной форме справку (информационное письмо), объясняющую причину отсутствия требуемого документа, а также содержащую заверения Заказчику (Организатору) закупки о соответствии Участника данному требованию.

Кроме того, пунктами 5, 6, 7 Приложения № 2 определены документы, представляемые в составе ценового предложения, аналогичные документам, указанным в пункте 10 Информационной карты.

Таким образом, Заказчик точно определил состав документов, представляемых в составе ценового и неценового предложения заявки, порядок их предоставления, а также установил обязанность конкурсной комиссии отклонить заявку участника, не представившего в составе неценового предложения заявки документы, установленные в соответствии с требованиями конкурсной документации.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в процедуре 32110556295 от 13.12.2021 решением Закупочной комиссии Заявителю (порядковый номер заявки 2) отказано в допуске со следующим обоснованием: «В составе заявки не представлены следующие документы: - письмо о подаче оферты (не соответствует требованиям п. 2 Приложения № 2 к части II «Информационная карта закупки» документации о закупке); - План распределения объемов поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) между генеральным подрядчиком и субпоставщиками (субисполнителями, субподрядчиками) (не соответствует требованиям п. 15 Приложения № 2 к части II «Информационная карта закупки» документации о закупке); - План распределения объемов поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) внутри коллективного участника (не соответствует требованиям п. 16 Приложения № 2 к части II «Информационная карта закупки» документации о закупке); - План привлечения субпоставщиков (субисполнителей, субподрядчиков) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (не соответствует п. 17 Приложения   № 2 к части II «Информационная карта закупки» документации о закупке)».

Из анализа документов заявки Заявителя следует, что Заявителем в составе неценовой части заявки не представлены вышеуказанные документы.

Таким образом, решение Закупочной комиссии об отказе Заявителю в допуске к участию в закупке принято в соответствии с требованиями конкурсной документации и Положения о закупке Заказчика.

Довод Заявителя о том, что представление письма о подаче оферты именно в составе неценовой части заявки невозможно, поскольку при соблюдении им пункта 4 Инструкции по заполнению формы данного письма необходимо представление сведений о цене предложения в графе «Условия оплаты», не принимается Комиссией ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 4 Инструкции по заполнению Формы № 2 «Письмо о подаче оферты» (далее – Форма № 2) участник должен указать стоимость поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), цифрами и прописью, в рублях, раздельно без НДС, величину НДС и вместе с НДС в соответствии со Сводной таблицей стоимости поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) (графа «Итого»). Цену следует указывать в формате ХХХ ХХХ ХХХ,ХХ руб., например: «1 234 567,89 руб. (Один миллион двести тридцать четыре тысячи пятьсот шестьдесят семь) рублей восемьдесят девять копеек)».

Комиссия принимает пояснения Организатора торгов о том, что данный пункт инструкции разъясняет каким образом необходимо указать стоимости поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) при наличии соответствующего требования и поля (таблицы с графой «Итого») для такого указания в самой форме письма о подаче оферты.

В форме письма о подаче оферты какое-либо поле, указывающее на необходимость указания цены, отсутствует.

В письме о подаче оферты участник может подать свои предложения в отношении:

- срока поставки товара (выполнения работ, оказания услуг);

- условия оплаты;

- срока действия оферты.

Вывод Заявителя о том, что поле «Условия оплаты» предполагает указание цены заявки, ничем не подтвержден.

Кроме того, письмом о подаче оферты участник также должен выразить свое  согласие на условия закупки, а также принять на себя обязательства предоставить достоверные и неискаженные документы и сведения, заключить договор в установленном порядке и подтвердить свое соответствие требованиям к участникам закупки и, в частности, что является полностью правоспособным/дееспособным, обладает необходимыми профессиональными и техническими квалификационными данными, финансовыми ресурсами, управленческой компетентностью, опытом и репутацией, а также необходимыми трудовыми ресурсами; соглашается на обработку персональных данных; не находится  в процессе ликвидации, не имеет вступившего в силу решения арбитражного суда о признании его  банкротом и об открытии конкурсного производства, не наложен арест, экономическая деятельность  не приостановлена; не включен в Реестр недобросовестных поставщиков, что Заявителем не сделано.

Довод Заявителя о необходимости отклонения участника закупки ООО «Ондер Лаб» (порядковый номер заявки 1) по причине указания им в письме о подаче оферты стоимости услуг не нашел своего подтверждения. Письмо о подаче оферты данного участника не содержит цены предложения и составлено в соответствии с формой № 2, представленной в  конкурсной документации.

Указание Заявителя на то, что План распределения объемов поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) между генеральным подрядчиком и субпоставщиками (субисполнителями, субподрядчиками) (форма № 14), План распределения объемов поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) внутри коллективного участника (форма № 15) и План привлечения субпоставщиков (субисполнителей, субподрядчиков) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (форма № 16) не были представлены по причине отсутствия намерения у Заявителя планов по привлечению субисполнителей, коллективных участников или субисполнителей из числа субъектов малого и среднего предпринимательства идет в разрез с требованиями закупочной документации.

В инструкции по заполнению каждой из вышеуказанных форм указано, что данная форма заполняется как в случае привлечения Участником субпоставщиков (субподрядчиков, субисполнителей)/ коллективных участников/ субпоставщиков (субподрядчиков,  субисполнителей)                                      из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, так и в случае не привлечения субпоставщиков (субподрядчиков, субисполнителей)/ коллективных участников/ субпоставщиков (субподрядчиков, субисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства. В последнем случае в таблицах указывается фраза: «Субпоставщики (субподрядчики, субисполнители) не привлекаются» / «Коллективные участники не принимают участие в закупке» / «Субпоставщики (субподрядчики, субисполнители) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства не привлекаются».

Таким образом, даже в случае отсутствия намерения у участника закупки планов по привлечению субисполнителей или коллективных участников или субисполнителей из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, данные формы должны предоставляться с соответствующими пометками.

Довод Заявителя о том, что вышеуказанная информация так же доступна в Графике оказания услуг (форма № 4) не может быть принят ввиду того, что вышеуказанная форма № 4 подлежит размещению в составе ценовой части заявки, которая организатору торгов на момент рассмотрения заявок на электронной торговой площадке не доступна.

Заявитель до подачи заявки на участие в Конкурсе имел возможность и должен был ознакомиться со всем условиями документации, в том числе с требованиями, предъявляемыми к условиям, предъявляемым к составу заявки.

При возникновении сомнений в отношении установленных в конкурсной документации требований, Заявитель, как заинтересованный исполнитель закупаемых услуг, вправе направить организатору торгов запрос о разъяснении положений извещения, документации о закупки, начиная с момента официального размещения извещения и документации о закупке. Заявитель запросов на разъяснения документации в данной части не подавал, свое право на это не реализовал, с документацией о закупке был ознакомлен, на момент подачи заявки на участие в Конкурсе ему были понятны все условия, положения конкурсной документации до окончания срока подачи заявки не оспаривал.

Пунктом 2.6 Приложения 2 Положения о закупке установлено, что при необходимости в рамках рассмотрения заявок закупочная комиссия вправе направить участнику закупки запрос на разъяснение положений заявки участника и представления недостающих сведений и (или) документов, при этом не допускаются запросы или требования о представлении недостающих документов, направленные на изменение существа заявки участника включая изменение коммерческих условий заявки (цены, валюты, сроков и условий поставки, графика поставки или платежа, иных коммерческих условий). Допускаются уточняющие запросы по условиям заявки (перечня предлагаемой продукции, ее технических характеристик, иных технических условий, раскрывающих уже указанные в заявке участника предложения по товарам, работам, услугам).

В соответствии Формой № 2 «Письмо о подаче оферты» документации о закупке требуется обязательное указание, в том числе срока поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) и условий оплаты, что является неустранимым с учетом пункта 2.6 Приложения № 2 Положения о закупке препятствием для направления участнику закупки запроса на разъяснение положений заявки участника и представления недостающих сведений и (или) документов.

Отсутствие в составе заявки Заявителя Письма о подаче оферты, содержащего предлагаемые сроки поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) и условия оплаты, исключило возможность направления вышеуказанного запроса.

Довод Заявители касательно отсутствия размещенного запроса также не соответствует действительности, так как запрос в адрес другого участника - ООО «О» был направлен посредством функционала ЭТП, в подтверждение чего Организатором торгов представлены скриншоты с ЭТП. Размещение самого запроса в ЕИС Положением о закупке и конкурсной документацией не предусмотрено.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных для рассмотрения жалобы, пояснили, что они представили все доказательства, которые они намеревались представить, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

            Признать жалобу ООО «В» необоснованной.

 

Ведущий заседание Комиссии:                                                                     Б.

Члены Комиссии:                                                                                             К.

                                                                                                                           К.

 

                                                                                                                     

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны