Решение б/н РЕШЕНИЕ № АМЗ-09/2011 о прекращении рассмотрения дела в отно... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

16 июня 2011 года

№ АМЗ-09/2011

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 16 июня 2011 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 14 июня 2011 года. 

Комиссия по рассмотрению дела № АМЗ-09/2011 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

О.А. Боброва

руководитель Калининградского УФАС России;

 

Члены комиссии:

Д.Н. Хамдамов

главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

 

Ю.А. Сидорова

главный государственный инспектор правового отдела калининградского УФАС России;

 

 

И.А. Бирюк

главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

 

рассмотрев дело № АМЗ-09/2011 по признакам нарушения ЗАО «Авианефть» (Калининградская область, Гурьевский р-н, п. Храброво, ул. А. Невского) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В результате еженедельного мониторинга Калининградским УФАС России отпускных цен на авиакеросин, реализуемый ЗАО «Авианефть», установлено, что с 01.11.2010 по 30.01.2011 рост отпускных цен на топливо составил 27%, при этом рост закупочной стоимости составил всего 11,74%.

В результате анализа поведения ЗАО «Авианефть» в указанный выше период установлены признаки нарушения ответчиком ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с приказом от 17.03.2011 № 73 Калининградским УФАС России возбуждено дело № АМЗ-09/2011 по признакам нарушения ЗАО «Авианефть» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела № АМЗ-09/2011 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, привлечено ЗАО «Рос&Нефть».

 

2. Представители ЗАО «Авианефть» (ответчик) по существу рассматриваемого дела заявили следующее.

Темпы изменения закупочных и розничных цен на топливо не совпадают, так как на розничную цену оказывает влияние уровень накладных расходов. Структура накладных расходов в цене авиакеросина достаточно точно определена и не подвергается существенным изменениям. При этом ответчику необходимо ориентироваться на цены в московских аэропортах, так как крупные перевозчики предпочитают заправляться у собственных операторов, а короткая протяженность воздушных маршрутов позволяет им заправлять самолеты топливом в оба конца.

В период с октября 2010 года по март 2011 года цены на авиатопливо у ответчика не превышали цен на авиатопливо у операторов ТЗК, функционирующих в московских аэропортах, при этом расстояние транспортировки топлива от НПЗ до Калининградской области превышает расстояние от НПЗ до г. Москвы, в связи с чем ЗАО «Авианефть» несет дополнительные транспортные затраты по сравнению с конкурентами.

ЗАО «Рос&Нефть» и ЗАО «Авианефть» являются аффилированными структурами, в связи с чем необходимо рассматривать общий результат.

В Обществе осуществляется планирование объемов реализации, направленное на покрытие расходов предприятия. Определяется потребность в топливе с учетом всех требований по цене. Однако, указанное планирование является условным. В осенне-зимний период реализация авиатоплива осуществляется с отрицательной рентабельностью, в летний период ситуация с реализацией топлива улучшается. Ответчик не мог поднять цену на авиакеросин в два раза до достижения точки безубыточности при продажах топлива в исследуемом периоде, так как указанное топливо никто не стал бы приобретать.

Конечная отпускная цена на топливо определяется посредством управленческих решений, в основе которых находятся соответствующие расчеты и алгоритмы.

Деятельность ЗАО «Авианефть» являлась прибыльной в период функционирования ОАО «КД-авиа», так как указанный перевозчик обеспечивал реализацию объемов, позволяющих предприятию получать прибыль. В указанный период времени были произведены капитальные вложения в расширение емкостного парка, обслуживание которых приводит к возникновению дополнительных затрат, относящихся на себестоимость топлива.

 

3. Представители ЗАО «Рос&Нефть» по существу рассматриваемого дела заявили следующее.

Сбытовая политика ЗАО «Рос&Нефть» направлена на недопущение убытка. Основной поставщик авиатоплива для ЗАО «Рос&Нефть» - НК «Роснефть». Поставки осуществляются напрямую.

4. В ходе рассмотрения дела комиссией установлено следующее.

 

4.1 Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.12.2009 по делу № А40-128250/09-92-843 признан факт, что ЗАО "Авианефть" является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по авиатопливообеспечению в аэропорту "Храброво", в связи с чем занимает доминирующее положение на рынке услуг по авиатопливообеспечению в границах указанного аэропорта.

 

4.2 Согласно представленной ЗАО «Авианефть» письмом от 06.06.2011 № 114 информации, для того, чтобы предприятие получило прибыль, закупочная стоимость нефтепродуктов и расходы на их реализацию должны иметь определенное соотношение с продажными ценами.

Ответчиком расчетным путем установлены минимальные объемы реализации авиакеросина и оказания услуг по заправке воздушных судов для недопущения убытков при данной структуре расходов, а также закупочных и отпускных цен.

В результате анализа применяемой ответчиком методики расчета безубыточности реализации авиакеросина и полученных в результате её применения показателей установлено, что указанная методика согласуется с котловым способом калькулирования себестоимости продукции, при котором учет затрат осуществляется в целом на все производство, а также соответствует системе управленческого и бухгалтерского учета «директ-костинг». Комиссией антимонопольного органа не установлено наличия нормативных актов, ограничивающих организации, осуществляющие оптовую реализацию нефтепродуктов, в праве использовать указанные методы формирования себестоимости.

В соответствии с представленными ЗАО «Авианефть» данными в ноябре 2011 года средняя величина постоянных расходов, связанных с реализацией 1 тонны топлива составила 8259 рублей, в декабре 2010 года — 7286 рублей, а в январе 2011 года — 10000 рублей. Среднее значение показателя за период с 01.10.2010 по 31.01.2011 — 8280 рублей/тонна.

В то же время, среднее значение разницы между закупочной ценой на авиакеросин (без НДС) для ЗАО «Рос&Нефть» и розничной ценой на указанное топливо (без НДС) ЗАО «Авианефть», формирующее наценку на топливо внутри группы лиц: ЗАО «Рос&Нефть» и ЗАО «Авианефть» в ноябре 2010 года составило 4092 рубля/тонна, в декабре 2010 года — 4013 рубля/тонна, а в январе 2011 года — 2548 рублей/тонна. Среднее значение показателя за период с 01.10.2010 по 31.01.2011 — 3419 рублей/тонна.

Таким образом, в течение всего исследуемого периода величина постоянных расходов ЗАО «Авианефть» на 1 тонну топлива существенно превышала величину наценки на 1 тонну топлива, сформированную внутри группы лиц: ЗАО «Рос&Нефть» и ЗАО «Авианефть».

В результате расчета объема реализации топлива, необходимого для ведения безубыточной деятельности, установлено, что в ноябре 2010 года для достижения безубыточности деятельности при фактических затратах и уровне отпускной цены необходимо было реализовать 1806 тонн топлива, тогда как фактически было реализовано 826 тонн топлива, в декабре 2010 года — 2161 тонну топлива (реализовано 1004 тонны топлива), а в январе 2011 года — 1641 тонну топлива (реализовано 590 тонны топлива).

Приказ Росстата от 01.10.2007 № 150 «О Методических указаниях по расчету основного вида деятельности хозяйствующих субъектов на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) для формирования сводной официальной статистической информации» устанавливает, что коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. ЗАО «Авианефть» относится у указанному виду организаций, следовательно, результатом деятельности Общества должно являться получение прибыли.

Вышеизложенное свидетельствует, что в период с 01.10.2010 по 31.01.2011 деятельность по реализации авиакеросина являлась убыточной, в связи с чем опережающий рост отпускных цен на авиатопливо по сравнению с закупочными не направлен на установление монопольно высокой цены товара и ущемление интересов приобретателей топлива, а связан с процессом минимизации убытков от указанной выше деятельности в рамках достижения основной цели коммерческой организации.

 

4.3 В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В результате рассмотрения дела № АМЗ-09/2011 комиссией антимонопольного органа не установлено нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях ЗАО «Авианефть».

 

Руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела в отношении ЗАО «Авианефть» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

Председатель комиссии,

Руководитель

Калининградского УФАС России

 

О.А. Боброва

 

Члены комиссии:

Главный государственный инспектор

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

 

 

Д.Н. Хамдамов

Главный государственный инспектор

правового отдела

Калининградского УФАС России

 

Ю.А. Сидорова

Главный специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

И.А. Бирюк

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны