Решение (комиссия) №ИБ/1322/24 Решение № 039/07/3-175/2024 от 22 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение № 039/07/3-175/2024

 

Заявитель:

ООО «ТрансШина»

г. Калининград, ул. Чернышевского, 72Б-7,

transshina39@gmail.com

 

Заказчик:

МКП «Калининград–ГорТранс» городского округа «Город Калининград»

ул. Киевская, д. 17,

zakupki@gortrans39.ru;

info@gortrans39.ru

 

Электронная торговая площадка:

ООО «РТС-Тендер»

ko@rts-tender.ru

 

 

 

 


 

РЕШЕНИЕ


 

19 марта 2024 года № 039/07/3-702/2023 г. Калининград


 

Комиссия Калининградского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

 

ведущий заседание Комиссии:

И.С. Болтенко

заместитель руководителя Калининградского УФАС России;

члены Комиссии:

А.Г. Киселёва

 

 

начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

Д.Ю. Колупаев

ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России

при участии представителей:

 

 

 

 

Заказчика

МКП «Калининград–ГорТранс» городского округа «Город Калининград»

 

Заявителя
ООО «ТрансШина»

 

 

С.В. Альшевского

 

М.А. Белогривцевой

 

 

 

А.Н. Жмурина

В.Э. Булдовского

 

 

по доверенности;

 

по доверенности;

 

 

 

генеральный директор;

по доверенности,

 

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи без очного участия представителей сторон посредством плагина «TrueConf» жалобу (вх. № 1801-ЭП/24 от 11.04.2024) общества с ограниченной ответственностью «ТрансШина» на действия заказчика – муниципального казенного предприятия «Калининград–ГорТранс» городского округа «Город Калининград» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку грузовых автошин (далее – Закупка) (извещение № 32413303938 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заявитель указал, что закупочной комиссией Заказчика по результатам рассмотрения первых частей заявок его заявка признана несоответствующей требованиям документации о проведении Закупки и отклонена от дальнейшего участия в торгах по следующим основаниям:

Несоответствие продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации. Несоответствие заявки участника закупки требованиям документации закупки в части «Описания объекта закупки», а именно не соответствие показателя: «Модель». Предлагаемая в заявке участника модель «Автошина грузовая «JINYU JU555», не предусмотрена в Руководстве по эксплуатации автобусов марки МАЗ-203.

Заявитель считает, что предложенный им товар соответствует всем действующим стандартам и показателям, пригоден к использованию, в связи с чем основания для отклонения заявки отсутствуют. Использование шин, предусмотренных руководством по эксплуатации автобусов МАЗ-203, необходимо непосредственно в период гарантийного обслуживания, что подтверждается сведениями, представленными представителем изготовителя.

Кроме того, Заявитель оспаривает установление Заказчиком требования относительно года выпуска товара (автошины).

По мнению Заявителя, действия Заказчика, комиссии Заказчика являются необоснованным и нарушают требования части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

По указанным основаниям Заявитель просит отменить итоги проведения торгов № 32413303938. Подробно позиция Общества изложена в жалобе (вх. № 1801-ЭП/24 от 11.04.2024).


 

Заказчик считает, что при проведении Закупки им не нарушены нормы Закона о закупках, закупочной комиссией Заказчика принято обоснованное решение по отклонению заявки Заявителя и признании заявки с порядковым номером № 1 не соответствующей требованиям о проведении аукциона в электронной форме.

Таким образом, Заказчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной. Подробно позиция Заказчика изложена в письменном пояснении (вх. № 1994/24 от 15.03.2024).


 

Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, Комиссия Калининградского УФАС России приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Заказчиком 20.02.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) (https://zakupki.gov.ru) размещена информация о проведении Закупки.

Предмет Закупки: автошина грузовая;

Цена договора: 5 200 000,00 рублей с учетом НДС;

Дата начала срока подачи заявок: 20.02.2024;

Дата и время окончания подачи заявок: 01.03.2024 в 09:00.

Проведение Закупки осуществляется в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, процедура рассмотрения жалоб в отношении заказчиков, закупочная деятельность которых регулируется Законом о закупках, осуществляется контрольным органом в сфере закупок в порядке, регламентированном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки; обжалование осуществляется в случае проведения заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя содержит основания для обжалования, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, и поступила в Калининградское УФАС России в установленный частью 4 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции срок, следовательно, подлежит рассмотрению по существу.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке); положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, регламент осуществления закупочной деятельности в соответствии с требованиями Закона о закупках устанавливается заказчиком самостоятельно в положении о закупке.

Приказом директора МУП «Калининград-ГорТранс» городского округа «Город Калининград» от 16 февраля 2024 года № 271 утверждено положение о закупке товаров, работ, услуг, МКП «Калининград-ГорТранс» городского округа «Город Калининград» (далее – Положение о закупке).

Указанное Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и в котором содержатся требования к закупкам, порядок подготовки и осуществления закупок.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в частности требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Пунктом 2.4 Закупочной документации установлено, что заявки на участие в аукционе в электронной форме оформляются согласно требованиям к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в пункте 13 Информационной карты (Раздел 2 Документации) в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положением, статьи 3.4 Закона о закупках и регламентом электронной площадки «РТС-Тендер».

Согласно пунктам 4.3, 4.4, 4.5 Раздела 2 Информационной карты, описание предмета аукциона в электронной форме в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках, Требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, в том числе функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, а также Требования, предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика содержатся в Описании предмета закупки (Раздел 5 Закупочной документации) и проекте договора (Раздел 3 Закупочной документации).

Пунктом 13.1 Закупочной документации установлено, что первая часть заявки должна содержать, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Закупочной документации.

Разделом 5 Описания предмета закупки (техническое задание) Заказчиком установлен перечень требований к поставляемому товару (автошина грузовая), в том числе 4 (четыре) модели автошин:

-Бел-108М или VC-1 или HSU1 или FU1.

Кроме того, определено, что такие модели автошин указаны заводом изготовителем в Руководстве по эксплуатации автобусов марки МАЗ-203.

Таким образом, Заказчик определил конкретные модели автошин для поставки, с учетом рекомендаций, согласно Руководству по эксплуатации автобусов марки МАЗ-203, предложив к поставке варианты из четырех моделей.

Заявителем в техническом предложении заявки по позиции № 1 предложены радиальные автошины «JINYU JU555» производства (Китай), которые в свою очередь не соответствуют требованиям Закупочной документации.

Подпунктом 2 пункта 22.19 Положения о закупке установлено, что участник аукциона в электронной форме не допускается к участию в нем, в том числе в случае несоответствия информации, содержащейся в первой части заявки на участие в аукционе, требованиям документации об аукционе и(или) извещения о таком аукционе.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 01.03.2024 № № 2997568, на участие в Закупке подано 7 (семь) заявок с порядковыми номерами №№ 1-7, 5 (пять) из которых по результатам рассмотрения признаны соответствующими требованиям документации и допущены к дальнейшему рассмотрению в закупке (заявка № 2, 3, 4, 6, 7). Заявка Заявителя с порядковым номером №1 отклонена по следующей причине: «Несоответствие продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации. Несоответствие заявки участника закупки требованиям документации закупки в части «Описания объекта закупки», а именно не соответствие показателя: «Модель». Предлагаемая в заявке участника модель «Автошина грузовая «JINYU JU555», не предусмотрена в Руководстве по эксплуатации автобусов марки МАЗ-203».

Заказчик пояснил, что ранее не предъявлял требований к модели автошин и использовал автошины разных производителей, в том числе производства «Китай». Однако, по результатам эксплуатации таких автошин по объективным причинам и во избежание потенциальных рисков, Заказчиком было принято решение использовать шины, рекомендованные заводом изготовителем в соответствии с Руководством по эксплуатации автобусов марки МАЗ-203.

Таким образом, Заказчик рассчитывает получить тот продукт, который является предметом проведения закупки и обладает заявленными в ТЗ характеристиками.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, целями установленного им регулирования является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 указанной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При проведении Закупки Заказчик имеет право получить то, на что он рассчитывал. Цели ее проведения (удовлетворение нужд Заказчика в работах, товарах, услугах) не будут достигнуты в случае принятия заявки, не соответствующей предъявленным требованиям. Само по себе желание участвующего в Закупке хозяйствующего субъекта поставить имеющийся у него товар, который такой участник считает наиболее приемлемым для Заказчика, не может свидетельствовать о соблюдении целей Закона о закупках, поскольку условия Документации, которые, безусловно, должны соответствовать действующему законодательству и не ограничивать в правах участников, формируются Заказчиком в соответствии с его потребностями.

Следовательно, отклонение заявки по причине содержания предложения к поставке продукции, несоответствующей требованиям Закупочной документации является правомерным.

На основании вышеизложенного, Комиссия считает данный довод Заявителя необоснованным.

Относительно доводов жалобы Заявителя о неправомерном установлении поставки товара определенного года выпуска автошины, а именно не ранее 2023 года, установлено следующее.

Пунктом 4.1 части 4 «Гарантии качества товара. Упаковка и маркировка» Раздела 3 Проекта договора установлено, что Поставщик гарантирует Заказчику, в том числе, что Товар, поставляемый в рамках Договора:

- имеет год выпуска не ранее 2023 года.

Заявитель пояснил, что в соответствии с пунктом 10.1 ГОСТ 5513-97 г. «Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. Технические условия», гарантийный срок службы шины составляет 5 (пять) лет с даты изготовления. Шина, изготовленная ранее 2023 года, но не ранее 2018 года, соответствует требованиям ГОСТа 5513-97 г. «Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. Технические условия».

Заявителем был направлен в адрес Заказчика запрос на дачу разъяснений, относительно ограничений по году выпуска автошин.

Заказчик в свою очередь разъяснил, что «...с учетом того, что все шины не будут установлены одновременно, а будут хранится на складе от 1 до 1,5 лет, есть вероятность, что гарантийный срок истечет до установки шин».

Кроме того, Заказчик отметил, что «после истечения гарантийного срока вся ответственность лежит на предприятии-перевозчике, эксплуатирующем автобусы. Ответственность за жизнь и здоровье пассажиров. Использовать шины, не рекомендованные изготовителем значит подвергать их жизни риску».

Таким образом, Заказчик установил определенное требование к сроку изготовления автошин, которое не противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Довод жалобы Заявителя является необоснованным.

Вместе с этим, необходимо отметить, что жалоба Заявителя поступила в антимонопольный орган 11.04.2024, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в закупке (01.03.2024) и подведения итогов аукциона (04.03.2024).

Участники закупки вправе оспорить положения закупочной документации именно до окончания срока подачи заявок, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства участников гражданских правоотношений (часть 1 статьи 1 ГК РФ). Предоставление участникам закупок права оспаривать положения документации (извещения) о закупке после окончания срока подачи заявок и тем более после подведения итогов закупки свидетельствовало бы о предоставлении таким участникам необоснованных и незаконных преимуществ, что нарушало бы права заказчиков и не соответствовало балансу частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П, принципу стабильности публичных правоотношений, а также принципу добросовестной реализации прав и законных интересов (часть 3 статьи 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ), недопустимости злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

Соблюдение такого баланса означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны своевременно оспорить положения Закупочной документации, а оспорившего документацию (извещение) только после подведения итогов закупки.

Подавая заявку, участник закупки конклюдентно соглашается с положениями Закупочной документации и, в случае несогласия с ее требованиями, должен своевременно определиться с необходимостью обжалования документации (извещения) о проведении закупки.

Оспариваемые Заявителем положения Закупочной документации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае реализация такого права за пределами срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями извещения о закупке.


 

В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных для рассмотрения жалобы, пояснили, что они представили все доказательства, которые они намеревались представить, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, у них не имеется.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ТрансШина» (вх. № 1801-ЭП/24 от 11.04.2024) необоснованной.

 

 

Ведущий заседание Комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

И.С. Болтенко

Члены комиссии:

 

 

 

 

А.Г. Киселева

 

 

 

 

 

 

Д.Ю. Колупаев

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

2024-1402

 

 

Связанные организации

ООО «РТС-Тендер»
ИНН 7725772938, ОГРН 1127747094298
ООО "ТрансШина"
ИНН 3908042240, ОГРН 1083905003412
МКП Калининград-ГорТранс
ИНН 3903006520, ОГРН 1033904500332