Решение (комиссия) №ИБ/2740/23 решение по делу № 039/07/3-424/2023 от 19 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


решение по делу № 039/07/3-424/2023


Акционерное общество "Балтийское аэрогеодезическое предприятие" 236010, г. Калининград, ул. Проспект Победы, д. 161 info@baltagp.ru АО "Российский аукционный дом" 190000 , Россия, Санкт-Петербург, переулок Гривцова, дом 5 support@lot-online.ru info@lot-online.ru АО "Россети Янтарь" 236022, г. Калининград, ул. Театральная, д. 34 Nadobko-IV@yantarenergo.ru; public@yantarenergo.ru; public@Rosseti-Yan





РЕШЕНИЕ





14 июня 2023 года № 039/07/3-424/2023 г. Калининград



Комиссия Калининградского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:


Ведущий заседание комиссии:

И.С. Болтенко


заместитель руководителя Калининградского УФАС России;

Члены комиссии:

А.А. Кадынин


О.В. Орел

ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;








при участии представителей:






заказчика

АО «Россети Янтарь»




заявителя
АО «Балтийское аэрогеодезическое предприятие»


В.О. Куманев


М.А. Кузьмич


О.В. Голикова


Е.Ю. Молчанова


по доверенности;


по доверенности;


по доверенности;


по доверенности;

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи без очного участия представителей сторон посредством плагина «TrueConf» жалобу (вх. № 4064/23 от 24.05.2023) акционерное общество «Балтийское аэрогеодезическое предприятие» (ИНН 3906275881, ОГРН 1123926059817; далее – АО «Балт АГП», Общество, Заявитель) на действия заказчика – акционерное общество «Россети Янтарь» (ИНН 3903007130, ОГРН 1023900764832; далее – АО «Россети Янтарь», Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение кадастровых работ по внесению/изменению в сведения о границах охранных зон в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества (извещение № 32312368371 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/) (далее – Запрос предложений),


УСТАНОВИЛА:


Заявитель не согласен с действиями Заказчика, выразившимися в установлении в Документации о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на проведение работ по внесению сведений/ изменений в сведения о границах охранных зон в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества № 30 от 03.05.2023, утвержденной Центральной конкурсной комиссией, (далее – Документация о закупке), к участникам закупки (в том числе потенциальным) избыточных, необоснованных и чрезмерных требований.

В частности, Заявитель полагает, что Заказчик выставил неправомерные требования к потенциальным участникам закупки, а именно:

- наличие у участника закупки офисного помещения, расположенного в Калининградской области и находящегося в собственности либо аренде, лизинге или на ином законном праве владения (пользования);

- необходимый для выполнения работ обученный и аттестованный персонал – кадастровый инженер, не менее 5 человек, с опытом работы в должности не менее 3 лет;

- наличие в собственности или арендованные материально-технические ресурсы в виде автотранспортных средств, не менее 2 шт.; оборудования для организации рабочих мест (компьютер, ноутбук), не менее 5 шт.; плоттеры не менее 1 шт., лицензионного программного обеспечения ARC View Digitals и(или) CREDO и(или) AutoCad2007 Mapinfo и(или) MicroStation PowerMap; устройства для точного получения данных при проведении топографо-геодезических работ (GPS) – не менее 2 шт.; геодезического прибора, предназначенный для измерения горизонтальных и вертикальных углов, длин линий и превышений (тахеометр) – не менее 2 шт.; прибора для определения местоположения и глубины залегания подземных коммуникаций (трассоискатель) – не менее 2 шт.;

- наличие не менее двух договоров, завершенных в период с 2019-2022 гг., по выполнению работ по внесению сведений/изменений в сведения о границах охранных зон в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в отношении ВЛ и КЛ, общей протяженностью не менее 5 000 км и трансформаторных подстанций в количестве 2 000 штук.

Заявителем сделан вывод о том, что Заказчик нарушил требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Заявитель также считает, что подобные требования приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а, следовательно, являются нарушением части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку установленные избыточные требования ограничивают круг участников закупки (в том числе потенциальных) и тем самым создают условия к фактическому устранению конкуренции.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной. Более подробно позиция
АО «Балт АГП» изложена в жалобе (вх. № 4064/23 от 24.05.2023).


Заказчик считает, что при проведении Запроса предложений им не нарушены положения Закона о закупках.

Кроме того, Заказчик считает, что в Документации о закупке устанавливаются единые для всех участников закупок требования, критерии и порядок оценки, в соответствии с которыми осуществляется определение соответствия заявок установленным отборочным требования, а также оценка и сопоставление заявок участников с целью выявления наилучшей.

Заказчик просит признать жалобу необоснованной. Подробно позиция Заказчика изложена в письменных пояснениях (вх. № 4266/23 от 31.05.2023, вх. № 4288-ЭП/23 от 01.06.2023).



Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, Комиссия Калининградского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Извещение № 32312368371 о проведении Запроса предложений опубликовано Заказчиком 10/05/2023 в ЕИС и на электронной торговой площадке акционерного общества «РАД».

Торги проводятся в соответствии с положениями Закона о закупках.

Предметом закупки является выполнение кадастровых работ по внесению/изменению в сведения о границах охранных зон в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

Дата и время окончания подачи заявок: 24.05.2023 14:00 (МСК-1);

Дата подведения итогов: 16.06.2023;

Начальная (максимальная) цена договора: 12 960 000,00 руб.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки; обжалование осуществляется в случае проведения заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя содержит основания для обжалования, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, и поступила в Калининградское УФАС России в установленный частью 4 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции срок, следовательно, подлежит рассмотрению по существу.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлено, что целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке); положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, регламент осуществления закупочной деятельности в соответствии с требованиями Закона о закупках устанавливается заказчиком самостоятельно в положении о закупке.

28.02.2023 Советом директоров АО «Россети Янтарь» принято решение о присоединении к Единому стандарту закупок Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания – Россети» (далее – Положение о закупке, Стандарт).

Указанное Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и в котором содержатся требования к закупкам, порядок подготовки и осуществления закупок.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и сведений.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в частности: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 8.1.6.4 Положения о закупке установлено, что в документации должны быть установлены требования к участникам закупок, к документам, предоставляемым в составе заявок, должен быть указан порядок критериев оценки заявок и точная относительная значимость (весовые коэффициенты) каждого такого критерия, установлены требования к форме и порядку оформления заявок участников.

Пунктом 8.1.6.5 Положения о закупке установлено, что требования к участникам закупки, а также критерии и порядок оценки заявок устанавливаются в документации о закупке в соответствии с Приложением № 2 к Стандарту «Требования к участникам закупок, критерии и методики оценки заявок участников закупок».

Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Приложения № 2 к Стандарту отборочные критерии (требования) - это обязательные к исполнению всеми участниками закупки и устанавливаемые в документации о закупке требования, несоответствие которым влечет решение закупочной комиссии об отклонении заявки от дальнейшего рассмотрения. Определение перечня отборочных критериев (требований), а также измеряемых значений критериев оценки данных требований, включаемых в документацию о закупке, зависит от предмета закупки и ее особенностей, т.е. обоснованность выбора конкретных отборочных требований и параметров их критериев для включения в документацию о закупке может быть обусловлена исключительно необходимостью выявления способности участника выполнить договор на условиях и в полном объеме согласно предмету закупки, а также необходимостью соблюдения участником и заказчиком требований действующего законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности.

В соответствии с пунктом 1.2 Приложения № 2 к Стандарту перечень отборочных (минимальных обязательных к выполнению всеми участниками закупки) требований, критерии оценки (ценовые и неценовые) и порядок оценки заявок участников закупок утверждаются закупочной комиссией в составе документации о закупке при проведении каждой закупки. Рекомендованный Перечень отборочных требований, критерии оценки (ценовые и неценовые) и порядок оценки заявок Участников, включая субподрядчиков (в случае предусмотренных п.7.4 Стандарта) (далее – Типовые требования), приведены в приложении 1 и приложении 1.1 к Типовым требованиям, при этом применение/не применение конкретных требований осуществляется в зависимости от способа закупки и предмета договора, заключаемого по результатам закупки.


1. Согласно пункту 15 приложения 1 к Типовым требованиям рекомендован к применению следующий критерий:


п/п

Критерий/подкритерий

Применяемость (отборочный/

оценочный)

Документ, содержащий сведения для рассмотрения и оценки по критерию.

Требования к оформлению документа

Сведения, проверяемые в документе

Параметры признания несоответствия заявки установленному требованию, либо несоответствия документа установленным требованиям

Комментарии

    15

    Наличие материально-технических ресурсов

    отборочный/оценочный

    Справка о материально-технических ресурсах, планируемых к привлечению для выполнения договора с приложением подтверждающих документов (если требование о предоставлении подтверждающих документов установлено извещением и/или документацией и закупке).

    Соответствие установленным в документации о закупке числовым значениям критериев по наличию у участника собственных и/или привлеченных (субподрядных и т.п.) материально-технических ресурсов и их составу

    Несоответствие предложения участника по критерию установленным в документации о закупке количеству и составу материально-технических ресурсов



Таким образом, Стандартом допускается установление критерия «Наличие материально-технических ресурсов» как отборочное требование, так и оценочное.

При этом, определение такого критерия в качестве отборочного должно быть обусловлено исключительной необходимостью выявления способности участника выполнить условия договора в полном объеме именно при его соответствии установленному требованию (пункт 2.2 Приложения № 2 к Стандарту).

В соответствии с пунктом 1.4.3 Документации о закупке участник закупки для того, чтобы принять участие в закупке, должен удовлетворять требованиям, установленным, в том числе в пункте 16 части II «Информационная карта закупки» Документации о закупке (далее – Информационная карта).

Согласно подпункту «л» пункта 16 Информационной карты участник закупки должен иметь в собственности либо аренде, лизинге или на ином законном праве владения (пользования) следующие материально-технические ресурсы, а именно:

- офисное помещение, расположенное в Калининградской области.

Подпунктом 22 пункта 19 Информационной карты установлено, что в качестве подтверждения соответствия иным отборочным критериям, установленным пунктом 16 Информационной карты, участник представляет:

- Справку о материально-технических ресурсах, которые будут использованы в рамках выполнения Договора по форме, установленной в настоящей документации о закупке (часть III документации о закупке);

- Выписку из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающую право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в закупке,

или

копию договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок исполнения контракта (договора), включая гарантийные обязательства, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору)

или

выписку из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающую право аренды на объект недвижимого имущества, используемого в производственных целях, выданную не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе,

или

иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки недвижимого имущества на ином законном основании.

В соответствии с пунктом 10.2 Технического задания (Приложение № 2 Документации о закупке) для подтверждения наличия материально-технической базы участником представляется справка о материально-технических ресурсах, а также документы о наличии офиса в Калининградской области на весь период срока действия планируемого к заключению договора на выполнение работ (копия свидетельства о праве собственности на помещение, копия договора аренды на помещение, либо гарантийное письмо о намерении арендовать базу на территории Калининградской области в случае признания победителем конкурса и т.д.).

В отношении установленных в подпункте «л» пункта 16 Информационной карты требований к участнику закупки Заказчик пояснил, что указанные требования к участникам сформированы с учетом фактической потребности Заказчика и необходимости выполнения всех видов работ, предусмотренных в пункте 5 Технического задания Документации о закупке. Помимо сбора исходных данных, получения в соответствующих органах государственной власти и организациях сведений и картографической основы, необходимо обеспечить предоставление в территориальный орган Ростехнадзора комплекта документов в отношении каждого объекта ЭСХ как на электронном носителе, так и на бумажном, а также необходимо обеспечить оперативное взаимодействие с РЭС, Ростехнадзором и Кадастровой палатой, определить координаты характерных точек каждого из 594 объекта ЭСХ, что, по мнению Заказчика, без обязательного и постоянного присутствия специалистов участника закупки на территории Калининградской области не представляется возможным.

Вместе с тем, Заказчиком не представлены доказательства того, что установленное к участникам закупки требование о наличии офисного помещения, расположенного в Калининградской области, именно в качестве отборочного критерия обосновано особенностями процесса заявленных к выполнению работ, отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики получения результата услуг.

Установление вышеуказанного критерия на стадии допуска участников к закупке не позволяет выявить участника закупки, которым могут быть предложены наилучшие условия исполнения договора, что, в том числе в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере.

Вместе с тем, наличие на территории Калининградской области офисного помещения не гарантирует Заказчику надлежащее качество оказания услуг.

Требования к участнику закупки по наличию офисного помещения и по территории нахождения офиса участника закупки не могут быть положены в основу допуска или недопуска лица к участию в закупке, поскольку ограничивают количество претендентов на участие в закупке.



Согласно подпункту «л» пункта 16 Информационной карты участник закупки должен иметь в собственности либо аренде, лизинге или на ином законном праве владения (пользования) также следующие материально-технические ресурсы:

- автотранспортное средство, не менее 2 шт.;

- оборудование для организации рабочих мест (компьютер, ноутбук), не менее 5 шт.;

- плоттеры не менее 1шт.,

- лицензионное программное обеспечение ARC View Digitals и(или) CREDO и(или) AutoCad2007 Mapinfo и(или) MicroStation PowerMap;

- оборудование для выполнения работ, в том числе:

- устройство для точного получения данных при проведении топографо-геодезических работ (GPS) – не менее 2 шт.;

- геодезический прибор, предназначенный для измерения горизонтальных и вертикальных углов, длин линий и превышений (тахеометр) – не менее 2 шт.;

- прибор для определения местоположения и глубины залегания подземных коммуникаций (трассоискатель) – не менее 2 шт.

В соответствии с подпунктами 22-24 пункта 19 Информационной карты установлено, что в качестве подтверждения соответствия иным отборочным критериям, установленным пунктом 16 Информационной карты, участником предоставляются:

- копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на оборудование, технологические средства, необходимые для выполнения работ, (при наличии указанных объектов в собственности)

или

- копии договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки

или

- иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки необходимых материально-технических ресурсов на ином законном основании;

- наличие у Участника лицензионного программного обеспечения необходимо подтвердить лицензией на право легального использования программного обеспечения, либо актами приема-передачи программного обеспечения Участнику, либо товарно-транспортными накладными;

- спутниковое геодезическое оборудование, электронный тахеометр, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору необходимо подтвердить поверками. Для подтверждения поверки оборудования Участником предоставляется Свидетельство о поверке имеющегося оборудования.

Согласно пояснениям Заказчика указанные требования установлены им в целях исключения риска неисполнения договора и улучшения качества выполняемых по договору работ. Требование о наличии лицензионного программного обеспечения ARC View Digitals и(или) CREDO и(или) AutoCad2007 Mapinfo и(или) MicroStation PowerMap установлено в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению», согласно которому межевой (технический) план формируется в утвержденном Росреестром XML-формате, указанные программные обеспечения имеют специализированный функционал и позволяют работать с использованием веб-сервисов портала Росреестра.

Вместе с тем, Комиссия считает, что требования о наличии у участника закупки таких материально-технических средств, как автотранспортные средства – не менее 2 шт., компьютер/ноутбук – не менее 5 шт. являются избыточными, не способствуют реализации целям и задачам, возложенным на Заказчика. При этом, Заказчик не представил доказательств, подтверждающих объективную потребность в наличии указанных материально-технических средств как средств, без которых исполнение договора не представляется возможным.

Также Заказчиком не представлены обоснование и доказательства необходимости использования устройства для точного получения данных при проведении топографо-геодезических работ с использованием навигационной системы GPS и невозможности использования иных систем навигации, позволяющих осуществить передачу необходимых данных.

Отсутствие у участника закупки автотранспортных средств – не менее 2 шт., компьютера/ноутбука – не менее 5 шт., устройств, оборудованных GPS – не менее 2 шт. не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений, и тем более влиять на допуск или недопуск лица к участию в закупке.

Также Комиссия считает избыточным требование Заказчика о необходимости владения участником закупки лицензионным программным обеспечением ARC View Digitals и(или) CREDO и(или) AutoCad2007 Mapinfo и(или) MicroStation PowerMap.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» установлены обязательные требования к составу и форме, оформлению карты (плана) объекта землеустройства, параметры документа, предоставляемого в электронном виде.

Вместе с тем, указанное постановление не содержит требования о создании предоставляемого в электронном виде документа в какой-либо определенной программе.

В соответствии с пунктом 2.1.2 проекта договора Исполнитель обязан обеспечить соответствие оформляемой технической документации действующим нормам и правилам.

Кроме того, согласно пункту 2.5 проекта договора Исполнитель гарантирует, что располагает персоналом, имуществом и материальными ресурсами, необходимыми для выполнения своих обязательств по Договору, а в случае привлечения подрядных организаций (соисполнителей) принимает все меры должной осмотрительности, чтобы подрядные организации (соисполнители) соответствовали данному требованию.

Таким образом, данные требования не могут расцениваться как отборочные критерии к участнику закупки, а относятся к условиям надлежащего исполнения им договора.

Наличие у участника закупки необходимого оборудования для выполнения работ и его количество может влиять на качество выполняемых по договору работ, в связи с чем может быть использовано в качестве оценочного критерия, применяемого на этапе оценки заявок, и не может быть положено в основу допуска или недопуска лица к участию в закупке, поскольку приводит к ограничению количества участников закупки.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Документация о закупке в части установления в подпункте «л» пункта 16 Информационной карты отборочных требований к участникам закупки о наличии материально-технических средств в качестве условия допуска к участию в закупке не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.


2. Согласно пункту 14 приложения 1 к Типовым требованиям рекомендован к применению следующий критерий:

    Критерий/подкритерий

    Применяемость (отборочный/

    оценочный)

    Документ, содержащий сведения для рассмотрения и оценки по критерию.

    Требования к оформлению документа

    Сведения, проверяемые в документе

    Параметры признания несоответствия заявки установленному требованию, либо несоответствия документа установленным требованиям

    Комментарии

    14

Наличие квалифицированных кадровых ресурсов

отборочный/оценочный

Справка о кадровых ресурсах, планируемых к привлечению для выполнения договора с приложением подтверждающих документов, например, в виде выписки из штатного расписания или иных документов в соответствии с законодательством РФ, подтверждающих трудовые и/или гражданско-правовые взаимоотношения и уровень квалификации привлекаемых кадровых ресурсов (в том числе срок осуществления профессиональной деятельности привлекаемых кадровых ресурсов), в том числе дипломы, сертификаты, аттестаты, копии трудовых книжек, гражданско-правовых договоров и т.п. (если требование о предоставлении подтверждающих документов установлено извещением и/или документацией и закупке).

Соответствие установленным в документации о закупке числовым значениям критериев по наличию у участника собственных и/или привлеченных (субподрядных, аутстаффинг и т.п.) кадровых ресурсов и их квалификации (в том числе в части срока осуществления профессиональной деятельности привлекаемых кадровых ресурсов)

Несоответствие предложения участника по критерию установленным в документации о закупке требованиям по количеству кадровых ресурсов и/или их несоответствие установленной квалификации

При применении данного критерия обязательно указание в документации о закупке однозначных требований к квалификации кадровых ресурсов и измеряемых параметров критериев соответствия таким требованиям


Подпунктом «к» пункта 16 Информационной карты установлено отборочное требование к участникам закупки об обладании кадровыми ресурсами в составе не менее:

- кадастровый инженер, не менее 5 человек, с опытом работы в должности не менее 3 лет.

Подпунктом 21 пункта 19 Информационной карты установлено, что в качестве подтверждения соответствия иным отборочным критериям, установленным пунктом 16 Информационной карты, участником предоставляется:

- справка о кадровых ресурсах по форме, установленной в настоящей документации о закупке (часть III документации о закупке).

- копии трудовых книжек и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, лиц, находящихся в штате,

или

- копии гражданско-правовых договоров лиц, привлеченных участником закупки на основании гражданско-правового договора

или

- иные документы, подтверждающие наличие у участника закупки необходимого персонала на ином законном основании;

- копии дипломов о высшем образовании, профессиональной переподготовке лиц, находящихся в штате либо привлеченных участником закупки на основании гражданско-правового договора.

Заказчиком даны пояснения о том, что требование о наличии именно пяти сотрудников в штате участника закупки обусловлено необходимостью исключения риска неисполнения договора. Согласно произведенного Заказчиком расчета трудоемкости выполнения общего объема работ для исполнения договора в установленные сроки необходимо минимальное количество сотрудников в количестве 7-8 человек.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, урегулированы Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон о кадастровой деятельности).

Статьей 32 Закона о кадастровой деятельности определено, что кадастровый инженер вправе принять решение об осуществлении своей кадастровой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, если он зарегистрирован в этом качестве в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о кадастровой деятельности кадастровый инженер вправе осуществлять кадастровую деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом в качестве работника такого юридического лица. Договоры подряда на выполнение кадастровых работ заключаются таким юридическим лицом. Данные работы вправе выполнять только кадастровый инженер - работник такого юридического лица. Публично-правовая компания вправе заключать договоры подряда на выполнение кадастровых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Одновременно, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о кадастровой деятельности установлено, что указанное в части настоящей статьи юридическое лицо обязано иметь в штате не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность.

Буквальное толкование вышеуказанных законоположений позволяет Комиссии прийти к выводу о том, что требования, предъявленные подпунктом «к» пункта 16 Информационной карты, не основаны на содержании статьи 33 Закона о кадастровой деятельности и фактически являются требованиями, установленными не в соответствии с законодательством о кадастровой деятельности к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки.

Закон о кадастровой деятельности допускает выполнение кадастровых работ лицом, имеющим в штате не менее двух кадастровых инженеров, имеющих право осуществлять кадастровую деятельность. При этом, требование о наличии определенного стажа у данных кадастровых инженеров Законом о кадастровой деятельности не установлено.

Вместе с тем, согласно условиям Документации о закупке, заявка участника закупки не отвечающая требованиям, предъявляемым Документацией о закупке, подлежит отклонению (пункт 5.2.4 раздела I).

Довод Заказчика об отсутствии в Законе о кадастровой деятельности верхнего предела количества специалистов, что, по его мнению, не противоречит установленным к кадровым ресурсам требованиям, не является состоятельным, поскольку отсутствие в штате участника закупки как минимум пяти кадастровых инженеров с опытом работы не менее 3 лет, как установлено положениями Документации о закупке, приведет к отклонению заявки участника закупки.

Подавая заявку на участие в закупке потенциальный участник принимает на себя обязательства по полному, качественному и своевременному исполнению условий договора в соответствии с предъявляемыми к закупаемым работам/услугам требованиям и несет предусмотренную действующим законодательством ответственность и соответствующие риски, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о том, что требование к участникам закупки о наличии в штате кадастровых инженеров в количестве не менее 5 человек, с опытом работы в должности не менее 3 лет ограничивает количество претендентов на участие в закупке и не может применяться в качестве отборочного критерия.

Вместе с тем, определение такого критерия в качестве оценочного критерия может выявить наилучшие условия исполнения условий договора.

Таким образом, данный довод жалобы Заявителя также является обоснованным, а установление в подпункте «к» пункта 16 Информационной карты отборочного требований к участникам закупки об обеспеченности кадровыми ресурсами в качестве отборочного критерия также не отвечает требованиям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.


3. Подпунктом «м» пункта 16 Информационной карты установлено отборочное требование к участникам закупки о наличии опыта выполнения аналогичных работ:

Участник должен иметь не менее 2 договоров, завершенных в период с 2019-2022 гг., по выполнению работ по внесению сведений/изменений в сведения о границах охранных зон в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в отношении ВЛ и КЛ, общей протяженностью не менее 5 000 км и трансформаторных подстанций в количестве 2 000 штук.

Соответствие участника закупки указанным требованиям, согласно подпункту 25 пункта 19 Информационной карты, подтверждаются:

- справкой о перечне и объемах исполнения аналогичных договоров, завершенных в период с 2019-2022 гг., по форме, установленной в настоящей документации о закупке (часть III документации о закупке).

- копиями «Актов о приемке выполненных работ» (форма КС-2 или иная форма в соответствии с условиями договора), содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

При этом аналогичными договорами будут считаться по выполнению работ по внесению сведений/изменений в сведения о границах охранных зон в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в отношении ВЛ и КЛ, общей протяженностью не менее 5 000 км и трансформаторных подстанций в количестве 2 000 штук.

Согласно пункту 13 приложения 1 к Типовым требованиям рекомендован к применению следующий критерий: «Опыт выполнения аналогичных работ, оказания аналогичных услуг, поставки аналогичных товаров»;

- применяемость: отборочный/оценочный (критерий по опыту поставки аналогичных товаров применяется как отборочный только в случаях закупки электротехнического оборудования, сложного, дорогостоящего, высокотехнологичного оборудования);

- документ, содержащий сведения для рассмотрения и оценки по критерию, требования к оформлению документа: справка о выполнении за последние 3 года до даты публикации извещения о закупке договоров, аналогичных по предмету, видам, объему поставляемого товара/выполняемых работ/оказываемых услуг и суммам с приложением копий договоров и копий актов выполненных работ/оказанных услуг, поставленных товаров (если требование о предоставлении подтверждающих документов установлено извещением и/или документацией и закупке). Справка о сроке деятельности организации на рынке продукции (товаров, работ, услуг), являющейся предметом закупки (в случае установления подкритерия по количеству лет деятельности участника на рынке) с приложением копий договоров и копий актов выполненных работ/оказанных услуг/поставленных товаров, копий документов о государственной регистрации участника;

- сведения, проверяемые в документе: наличие у Участника опыта выполнения аналогичных работ/услуг/поставок товаров, выполненных в качестве генподрядчика либо субподрядчика; исполнителя или соисполнителя;

- параметры признания несоответствия заявки установленному требованию, либо несоответствия документа установленным требованиям: несоответствие представленного опыта опыту, предусмотренному документацией о закупке (отсутствие у участника необходимого опыта поставки аналогичных товаров, выполнения аналогичных работ, оказания аналогичных услуг). Стоимость выполненных договоров по аналогичным работам, услугам, поставкам товаров меньше установленного в документации о закупке порога (при этом установленный в документации о закупке порог по стоимости аналогичных товаров/работ/услуг не может превышать 80 процентов стоимости начальной (максимальной) цены договора для каждого аналогичного договора);

- комментарии: при применении данного критерия обязательно указание в документации о закупке однозначных критериев аналогичности выполняемых договоров/работ/услуг, и измеряемых параметров таких критериев.

В соответствии с Приложением № 1 к Стандарту «Глоссарий (термины и определения)»:

аналогичная продукция (пункт 1.1.2): продукция, которая по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам полностью идентична другой продукции, или в отсутствие такой полностью идентичной продукции, имеющая характеристики близкие к идентичной продукции;

сложная продукция (пункт 1.1.9): продукция, в отношении которой выполняется хотя бы одно из трех условий (при ее закупке):

а) технологически сложная продукция, продукция, к которой сложно четко и однозначно установить и описать требования;

б) ожидаются предложения инновационных решений;

в) высоко вероятные и/или неприемлемо большие потери от неисполнения или ненадлежащего исполнения заключаемого договора (например, многократно превосходящие цену закупки).

Из документов закупки не следует и Заказчиком не представлено доказательств, что в рамках рассматриваемых торгов осуществляется закупка сложной продукции, в связи с чем применение данного критерия в качестве отборочного противоречит требованиям Положения о закупке.

Кроме того, требование о наличии договоров по выполнению работ в отношении ВЛ и КЛ общей протяженностью не менее 5 000 км и трансформаторных подстанций в количестве 2 000 штук не отвечает условиям аналогичной продукции предмету проводимой закупки.

Таким образом, установленные в подпунктах «к», «л», «м» пункта 16 Информационной карты Документации о закупке отборочных критериев к участникам закупки о наличии квалифицированных кадровых ресурсов, материально-технических средств, опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ в качестве условия допуска к участию в закупке не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы Заявителя и признании жалобы АО «Балт АГП» обоснованной.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных Комиссией обстоятельств, Комиссия считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении допущенного нарушения действующего законодательства Российской Федерации.

Доводы Заявителя о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 44 Закона о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении процедуры торгов в предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции порядке.

В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных для рассмотрения жалобы, пояснили, что они представили все доказательства, которые они намеревались представить, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, у них не имеется.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия


РЕШИЛА:


  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Балтийское аэрогеодезическое предприятие» обоснованной.

  2. Признать заказчика – акционерное общество «Россети Янтарь» (ИНН 3903007130, ОГРН 1023900764832) нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать заказчику – акционерному обществу «Россети Янтарь» (ИНН 3903007130, ОГРН 1023900764832) предписание об устранении допущенного нарушения действующего законодательства Российской Федерации.

  4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение действующего законодательства Российской Федерации, к административной ответственности.







Председатель комиссии







И.С. Болтенко

Члены комиссии:









О. В. Орел







А.А. Кадынин




Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


2023-2918


Связанные организации

АО "Балт АГП"
ИНН 3906275881, ОГРН 1123926059817
АО "Россети Янтарь"
ИНН 3903007130, ОГРН 1023900764832
АО "Российский аукционный дом"
ИНН 7838430413, ОГРН 1097847233351