Решение б/н Решение по делу №08-12-135/2015 от 17 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Республике Калмыкия

ул. Лермонтова, д. 4, г. Элиста, 358000

тел./факс.:(84722) 4-13-31

e-mail: to08@fas.gov.ru

 
  GRAPHIC1

 

ФЕДЕРАЛЬН

АНТИМОНОПОЛЬН ЦЕРГЛЛТ

Федеральн антимонопольн цергллтин

Хальмг Таңhчар

ҮҮЛДДГ ЗАЛЛТ

Лермонтова уульнц, 4 гер, Элст балhсн, 358000

тел/факс: (84722) 4-13-31

e-mail: to08@fas.gov.ru

 

 

 

 

Решение  по делу 08-12-135/2015

 

Резолютивная часть оглашена 03.11.2015 г.                                                                  г. Элиста
Изготовлено в полном объеме 18.11.2015 г.

 

Комиссия Калмыцкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии  - Сангаджиева М.В. – руководитель Калмыцкого УФАС России;

Ностаева Н.В. – член комиссии,  главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы Калмыцкого УФАС России;

Дорджиев Б.М. – член комиссии, старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы Калмыцкого УФАС России.

рассмотрев дело № 08-12-135/2015, возбужденное по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «ГорЭлектроСбыт» (далее Общество)  части 1 статьи 14  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в недобросовестной конкуренции, а именно: в опубликовании объявления о заключении договоров энергоснабжения с потребителями города Элисты и заключении договоров энергоснабжения с потребителями в отсутствие права распоряжения электрической энергией,

в присутствии:

представителя заявителя – АО «ЮМЭК» М... (доверенность от ...);

представителей ответчика – ОАО «ГорЭлектроСбыт» генерального директора Б..., представителя Рыбасова А.И. (доверенность от ...г.)

представителя заинтересованного лица – ОАО «КалмЭнергоКом» Ходжгурова А.В. (доверенность от ...)

УСТАНОВИЛА:

В Калмыцкое УФАС России (Управление) поступило обращение АО «ЮМЭК» на действия ОАО «Горэлектросбыт».

В ходе проведения административных процедур было установлено следующее.

ОАО «ГорЭлектроСбыт» зарегистрировано в качестве юридического лица в Межрайонной ИФНС России №7 по Республике Калмыкия.

Постановлением Администрации г. Элисты №1414 от 29.06.2011 г. ОАО «ГорЭлектроСбыт», расположенное по адресу: РК, г. Элиста, ул. Лермонтова, д. 5, ликвидировано.

08.07.2015 г. постановлением Администрации г. Элисты РК №3571 ликвидация ОАО «ГорЭлектроСбыт» отменена и генеральным директором ОАО «ГорЭлектросбыт» был назначен Балабин А.М.

06.08.2015 г. генеральным директором ОАО «ГорЭлектроСбыт» главному редактору газеты «Элистинская панорама» было направлено письмо о размещении информационного объявления по факту своего существования и возможности заключения договоров энергоснабжения с юридическими и физическими лицами г. Элиста Республики Калмыкия, кроме этого в объявлении было указанного, что юридическим и физическим лицам предоставлено право выбора заключения договоров энергоснабжения, как с ОАО «ГорЭлектроСбыт», так и АО «ЮМЭК», которое согласно приказов РСТ РК №28-п от 15.04.2015 г. и №130-П от 27.12.2011 г. является гарантирующим поставщиком электроэнергии в г. Элиста РК.

08.08.2015 г. в газете «Элистинская панорама» №106 (2482) была опубликована информацию о том, что с августа 2015 г. муниципальное энергоснабжающее предприятие ОАО «Горэлектросбыт» начало работу по заключению договоров энергоснабжения с потребителями электроэнергии г. Элисты.

В силу п. 56 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 г. (далее - Основные положения), факт наличия у энергосбытовой (энергоснабжающей) организации права распоряжения электрической энергией (мощностью) считается подтвержденным на дату начала продажи электрической энергии (мощности) по договору, заключенному с потребителем (покупателем), если таким договором установлено, что дата и время начала продажи электрической энергии (мощности) в точках поставки по договору определены не ранее чем дата и время, с которых энергосбытовая (энергоснабжающая) организация начинает приобретать электрическую энергию (мощность):

на оптовом рынке в группах точек поставки, соответствующих точкам поставки по заключенному с потребителем (покупателем) договору, обеспечивающему продажу ему электрической энергии (мощности) на розничном   рынке,   и   это   подтверждено   заключенными   на   оптовом   рынке

договорами, предусмотренными договором о присоединении к торговой системе оптового рынка;

по договору с производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, заключенному в соответствии с требованиями пункта 64 настоящего документа, с гарантирующим поставщиком или с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, в отношении точек поставки по заключенному с потребителем (покупателем) договору, обеспечивающему продажу ему электрической энергии (мощности).

Между тем, ОАО «ГорЭлектроСбыт» не приобретает электроэнергию ни одним из вышеперечисленных способов, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ о защите конкуренции) запрещается недобросовестная конкуренция.

Частью 7 статьи 4 ФЗ о защите конкуренции определено понятие конкуренции – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно части 9 статьи 4 ФЗ о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Причинение вреда другому хозяйствующему субъекту-конкуренту может выражаться в убытках, которые терпит конкурент, и (или) в ущербе его деловой репутации. При этом в обоих случаях для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно одной лишь возможности наступления таких последствий, и доказательств реального вреда не требуется.

Под убытками статья 15 Гражданского кодекса РФ понимает расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

АО «ЮМЭК» и ОАО «ГорЭлектроСбыт» являются хозяйствующими субъетами согласно пункту 5 статьи 4 ФЗ о защите конкуренции, осуществляют деятельность на одном товарном рынке, являются конкурентами.

Приказом от 10.09.2015 г. №143 было возбуждено дело в отношении ОАО «ГорЭлектроСбыт» по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 ФЗ о защите конкуренции.

Рассмотрение дела откладывалось на 29.09.2015 г., 08.10.2015 г., 19.10.2015 г., 03.11.2015 г.

На рассмотрении дела представителями ответчика ОАО «ГорЭлектроСбыт» были поддержаны письменные пояснения в полном объеме, из которых следует, что основной причиной отсутствия права распоряжения электрической энергией является уклонение гарантирующего поставщика АО «ЮМЭК»  от заключения с ОАО «ГорЭлектроСбыт» договора купли-продажи электрической энергии.

В ходе рассмотрения дела в Управление поступило дополнение АО «ЮМЭК» с требованием проверить бездействие ОАО «КалмЭнергоКом» в отношении потребителей, осуществляющих бездоговорное потребление путем непринятия мер по ограничению режима потребления. АО «ЮМЭК» считает, что бездействие ОАО «КалмЭнергоКом» осуществляется согласованно с действиями ОАО «ГорЭлектроСбыт», что может носить признаки нарушения ст. 11.1 ФЗ о защите конкуренции, либо ст. 10 ФЗ о защите конкуренции.

Определением Комиссии от 14.09.2015 г. ОАО «КалмЭнергоКом» было привлечено к рассмотрению дела №08-12-135/2015 в качестве заинтересованного лица.

Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

В бездействии ОАО «КалмЭнергоКом» Комиссия не усматривает признаков нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям:

В соответствии с частями 1, 2 статьи 11.1 ФЗ о защите конкуренции запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к: 1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; 2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) сокращению или прекращению производства товаров; 5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами (часть 1)

Запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие согласованные действия приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности) (часть 2).

В рассматриваемом случае ОАО «КалмЭнергоКом» и ОАО «ГорЭлектроСбыт» не являются конкурентами, и также нет признаков манипулирования ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии.

В отношении действий Ответчика – ОАО «ГорЭлектроСбыт» Комиссия приходит к следующим выводам.

Пунктом 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. №442 предусмотрен состав документов и информации, необходимых для заключения договора купли-продажи электрической энергии.

При этом, абзацем десятым пункта 34 Основных положений предусмотрено, что документы, указанные в абзацах шестом - девятом настоящего пункта, энергосбытовая (энергоснабжающая) организация, которая выступает заявителем, предоставляет гарантирующему поставщику в отношении точек поставки по каждому договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному с потребителем, в интересах которого энергосбытовая (энергоснабжающая) организация намеревается приобретать электрическую энергию (мощность) у гарантирующего поставщика.

Согласно абзацам первому и шестому п. 39 Основных положений в течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документов, прилагаемых к заявлению о заключении соответствующего договора согласно настоящему документу, если при этом заявителем не представлен проект договора, указанный в абзаце втором пункта 34 и абзаце втором пункта 35 настоящего документа, гарантирующий поставщик, в случае если отсутствуют указанные в пункте 32 настоящего документа основания для отказа от заключения договора, направляет (передает) заявителю подписанный со своей стороны проект договора по форме, которая размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 настоящего документа.

При отсутствии в представленных заявителем документах обязательных сведений, определенных в настоящем документе, или при непредставлении заявителем документов, указанных в пунктах 34 и 35 настоящего документа, которые должны быть приложены к заявлению о заключении договора с гарантирующим поставщиком, за исключением документов, которые в случае, предусмотренном в пункте 37 настоящего документа, не подлежат предоставлению, гарантирующий поставщик в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) уведомляет об отсутствующих сведениях или документах заявителя и в течение 30 дней со дня получения от заявителя недостающих сведений или документов обязан рассмотреть заявление о заключении договора в соответствии с настоящим пунктом (абз. Шестой)

В соответствии с пунктом 56 Основных положений факт наличия у энергосбытовой (энергоснабжающей) организации права распоряжения электрической энергией (мощностью) считается подтвержденным на дату начала продажи электрической энергии (мощности) по договору, заключенному с потребителем (покупателем), если таким договором установлено, что дата и время начала продажи электрической энергии (мощности) в точках поставки по договору определены не ранее чем дата и время, с которых энергосбытовая (энергоснабжающая) организация начинает приобретать электрическую энергию (мощность):

на оптовом рынке в группах точек поставки, соответствующих точкам поставки по заключенному с потребителем (покупателем) договору, обеспечивающему продажу ему электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и это подтверждено заключенными на оптовом рынке договорами, предусмотренными договором о присоединении к торговой системе оптового рынка;

по договору с производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, заключенному в соответствии с требованиями пункта 64 настоящего документа, с гарантирующим поставщиком или с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, в отношении точек поставки по заключенному с потребителем (покупателем) договору, обеспечивающему продажу ему электрической энергии (мощности).

Потребитель (покупатель), который имеет намерение заключить с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией договор, обеспечивающий продажу ему электрической энергии (мощности) на розничном рынке, вправе запросить и получить у энергосбытовой (энергоснабжающей) организации информацию о том, каким из указанных в настоящем пункте способом, с какой даты и времени она планирует приобретать электрическую энергию (мощность) для целей исполнения будущего договора с потребителем (покупателем)

Согласно пункту 57 Основных положений Основных положений если у энергосбытовой (энергоснабжающей) организации отсутствует или прекратилось право распоряжения электрической энергией (мощностью), поставляемой в точках поставки по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), то для владельца энергопринимающих устройств, в целях снабжения электрической энергией которых был заключен такой договор, наступают предусмотренные настоящим документом и иными нормативными правовыми актами последствия бездоговорного потребления электрической энергии в определяемом в соответствии с настоящим пунктом объеме потребления, которое не обеспечено продажей по договору с такой энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией.

Сетевая организация, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены указанные энергопринимающие устройства, в течение 1 дня со дня, когда ей стало известно о факте бездоговорного потребления, направляет владельцу указанных энергопринимающих устройств уведомление, содержащее указание на отсутствие у энергосбытовой (энергоснабжающей) организации права распоряжения электрической энергией в соответствующих точках поставки по договору, с требованием:

заключить в соответствии с настоящим документом в течение 30 дней со дня получения уведомления договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности);

оплатить электрическую энергию (мощность), потребленную указанными энергопринимающими устройствами за весь период, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии

При невыполнении таких требований до истечения 30 дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация вводит в отношении указанных энергопринимающих устройств полное ограничение режима потребления электрической энергии в соответствии с пунктом 121 настоящего документа и взыскивает с владельца указанных энергопринимающих устройств стоимость электрической энергии (мощности), потребленной указанными энергопринимающими устройствами за весь период, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии.

11.08.2015 г. ОАО «ГорЭлектроСбыт» обратилось в АО «ЮМЭК» с предложением о заключении договора купли-продажи (энергоснабжения) с энергосбытовой организацией для приобретения и реализации электроэнергии на розничном рынке в интересах 19 потребителей.

17.08.2015 г. АО «ЮМЭК» уведомило ОАО «ГорЭлектроСбыт» об отсутствии в составе документов выписок из договоров заключенных с потребителями, в интересах которых  энергосбытовая компания обратилась к гарантирующему поставщику.

20.08.2015 г. повторно направило заявку о заключении договора с приложением выписок из договоров энергоснабжения с потребителями электроэнергии, в которых отражены сроки начала и окончания поставки электроэнергии на 55 л. К заявке были приложены выписки из договоров, включая страницы 10 и 12 договоров, с теми потребителями, в интересах которых уже была направлена заявка с предложением о заключении договора купли-продажи электрической энергии: договоры №0001 от 05.08.2015 г. с ...., №0002 от 05.08.2015 г. с ..., №0003 от 05.08.2015 г. с ООО «...», №0006 от 06.08.2015 г. с ...., №0009 от 05.08.2015 г. с ..., №0010 от 06.08.2015 г. с ООО «...», №0011 от 05.08.2015 г. с ...., №0013 от 06.08.2015 г. с ..., №0015 от 06.08.2015 г. с ...., №0016 от 06.08.2015 г. с ...., №0017 от 06.08.2015 г. с ..., №0024 от 06.08.2015 г. с ИП ..., №0025 от 06.08.2015 г. с..., №0026 от 06.08.2015 г. с ООО «...», №0027 от 06.08.2015 г. с ...., №0044 от 10.08.2015 г. с ..., №0054 от 10.08.2015 г. с ООО «...».

ОАО «ГорЭлектроСбыт» считает, что исполнило уведомление об отсутствии в составе заявки необходимых документов.

АО «ЮМЭК» полагает, что ОАО «ГорЭлектроСбыт» не представило  гарантирующему поставщику недостающие сведения, обязательность представления которых установлена п. 34 Основных положений розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442.

Указанные разногласия рассматриваются в Арбитражном Суде РК по иску ОАО «ГорЭлектроСбыт» о понуждении к заключению договора купли-продажи электрической энергии. Аналогичное заявление направлено в Калмыцкое УФАС России.

Между тем, на момент подачи заявки ОАО «ГорЭлектроСбыт» в АО «ЮМЭК» на заключение договора купли-продажи электрической энергии 11.08.2015 г. у ОАО «ГорЭлектроСбыт» уже был заключен 51 (пятьдесят один) договор с потребителями.

По состоянию на 21.08.2015 г. ОАО «ГорЭлектроСбыт» заключило 175 (сто семьдесят пять) договоров с потребителями г. Элисты Республики Калмыкия.

К 15.10.2015 г. ОАО «ГорЭлектроСбыт» было заключено 497 (четыреста девяносто семь) договоров, из которых 31 (тридцать один) был расторгнут.

На момент рассмотрения дела ОАО «ГорЭлектроСбыт» обратилось в АО «ЮМЭК» для заключения договора купли-продажи электрической энергии для поставки только первоначальным 19 (девятнадцати) потребителям.

Это говорит об отсутствии намерений ОАО «ГорЭлектроСбыт» приобретать право распоряжения электрической энергией при ее поставке потребителям, с которыми заключены договоры энергоснабжения, и сведения о таких договорах не подавались ОАО «ГорЭлектроСбыт» в АО «ЮМЭК» при подаче заявки на заключение договора купли-продажи электрической энергией, об отсутствии намерений ОАО «ГорЭлектроСбыт» нести затраты на приобретение электрической энергии при поставке ее указанным потребителям.

Указанные потребители, заключившие договоры с ОАО «ГорЭлектроСбыт», в связи с тем, что ОАО «ГорЭлектроСбыт» не имеет права распоряжения электрической энергией, которая поставляется указанным потребителям, несут риск наступления предусмотренной Основными положениями ответственности за потребление электрической энергии, осуществляемое без заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи электрической энергии).

Кроме того, в случае невыполнения требования сетевой организации заключить в течение 30 дней с даты получения уведомления договор с гарантирующим поставщиком либо с энергосбытовой организацией (производителем (поставщиком) электрической энергии), обладающими правом на распоряжение электрической энергией; оплатить фактический объем потребления электрической энергии за весь период, в течение которого у покупателя электрической энергии отсутствовал договор с поставщиком электричесокй энергии, обладающим правом на распоряжение электрической энергией, такой покупатель несет риск отключения электрической энергии.

Исходя из этого, действия ОАО «ГорЭлектроСбыт» по заключению договоров с конечными потребителями в отсутствие намерения по приобретению права на распоряжение электрической энергией, а именно: в непредставлении документов, предусмотренных пунктом 34 указанного Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» гарантирующему поставщику в отношении точек поставки по каждому договору энергоснабжения, заключенному с потребителем, с которыми ОАО «ГорЭлектроСбыт» заключены договоры энергоснабжения, признаются актом недобросовестной конкуренции, так как направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности перед конкурентами путем получения дополнительной прибыли в отсутствие затрат на приобретение электрической энергии, противоречат Основным положениям (пост. Правительства РФ от 04.05.2012 г. №442) и способны нанести убытки хозяйствующим субъектам – конкурентам путем недополучения последними прибыли на рынке розничной реализации электрической энергии.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать Открытое акционерное общество «ГорЭлектроСбыт», нарушившим требования части 1 статьи 14 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», что выразилось в недобросовестной конкуренции, путем совершения действий по заключению договоров с конечными потребителями в отсутствие намерения по приобретению права на распоряжение электрической энергией, а именно: в непредставлении документов, предусмотренных пунктом 34 указанного Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» гарантирующему поставщику в отношении точек поставки по каждому договору энергоснабжения, заключенному с потребителем, с которыми ОАО «ГорЭлектроСбыт» заключены договоры энергоснабжения.

2.Выдать в ОАО «ГорЭлектроСбыт» предписание о прекращении недобросовестной конкуренции.

3.Передать материалы дела должностному лицу для разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии

Сангаджиева М.В.

 

Члены Комиссии

 

 

Ностаева Н.В.

 

                                  Дорджиев Б.М.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Калмыкия в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны