Решение №008/01/16-18/2020 решение по ст.16 закона о защите конкуренции от 2 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ №008/01/16-18/2020

 

Резолютивная часть решения объявлена 02.03.2020 г.                                      г. Элиста

В полном объеме решение изготовлено 02.03.2020 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

 – вр.и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия;

Члены комиссии:

 –

-

при участии представителей ответчиков:

Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия Д., доверенность от 11.02.2020г. б/н, Б. доверенность от 11.02.2020г. б/н.

Общества с ограниченной ответственностью «Монолит-СК13» доверенность от 03.02.2020г.№7

рассмотрев дело №008/01/16-18/2020 по признакам нарушения Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия (адрес: 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Номто Очирова, 15), Обществом с ограниченной ответственностью «Монолит-СК13» ИНН 0817002453 ОГРН 1180816001354 (адрес: 359420  Республика Калмыкия, Малодербетовский район с. Малые Дербеты, ул. Советская, д.23 помещение 6) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

руководствуясь ст. 23, ч.1 ст.39, ч.1-4 ст.41, ч.1 ст.49, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе мониторинга сайта www.zakupki.gov.ru установлено следующее: В один день – 16 августа 2019 года Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия заключено три государственных контракта с ООО «Монолит-СК13» (ИНН 0817002453 ОГРН 1180816001354) без проведения конкурентных процедур:

1. Государственный контракт №08/1/2019 от 16.08.2019г. на выполнение работ по закреплению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Булгун в границах Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия на сумму 1 497 850,00 руб. (один миллион четыреста девяносто семь тысяч восемьсот пятьдесят рублей 00 копеек).

2. Государственный контракт №08/2/209 от 16.08.2019г. на выполнение работ по закреплению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Яшкуль в границах п. Верхний-Яшкуль, с. Троицкое, п. Ики-Чонос Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия, п. Улан-Эрге, п. Эрмели, п. Хогн Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия на сумму 1 892 090,00 руб. (один миллион восемьсот девяносто две тысячи девяносто рублей 00 копеек).

3. Государственный контракт №08/3/2019 от 16.08.2019г. на выполнение работ по закреплению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Башанта в границах Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия на сумму 1 329 250,00 руб. (один миллион триста двадцать девять тысяч двести пятьдесят рублей 00 копеек).

Согласно информации о контрактах №№08/1/2019,08/2/2019,08/3/2019 от 16.08.2019г, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru основание заключения контракта с единственным поставщиком – п.9 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Указанной нормой Закона предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт может быть заключен с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) без проведения конкурентных закупочных процедур в случаях закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.1 ст.65 Водного Кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Правила установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009г. №17 (далее – Правила).

Настоящие Правила определяют порядок установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначения на местности посредством специальных информационных знаков.

 Согласно п.2 Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009г. №17 установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил Установление границ осуществляется:

органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации;

Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами - в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водоемов, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей.

В пункте 4 Правил указано: В целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:

а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;

б) графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости;

в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;

г) обозначение границ на местности посредством специальных информационных знаков.

Согласно плана-графика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республика Калмыкия на 2019 год размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru версия от 21.02.2019г. в апреле 2019 года планировалось проведение открытых конкурсов в электронной форме на выполнение работ по закреплению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Яшкуль в границах п. Верхний-Яшкуль, с. Троицкое, п. Ики-Чонос Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия НМЦК - 1 497 850,00 руб., п. Улан-Эрге, п. Эрмели, п. Хогн Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия НМЦК - 1 892 090,00 руб., по закреплению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Башанта в границах Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия, по закреплению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Башанта в границах Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия НМЦК - 1 329 250,00 руб.

В плане графике от 07.05.2019г. планируемый срок осуществления закупки на указанные работы изменен на июль 2019 года.

Исходя из положений ст. 401 Гражданского кодекса РФ, обстоятельствами непреодолимой силы являются чрезвычайные и непредотвратимые события, наступление которых не зависит от волеизъявления сторон (такие, как стихийные бедствия - землетрясение, наводнение, ураган, цунами и т.п., а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и т.п.), и наличие которых делает невозможным нормальный ход развития правоотношений ввиду чрезвычайности и непредотвратимости таких событий.

Таким образом исходя из характера самих работ и плана- графика Министерства на 2019 год выполнение работ по закреплению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов являлись плановыми мероприятиями и не являются работами вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, то есть оснований для заключение указанных государственных контрактов на основании п.9 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе не имелось.

Документов, подтверждающих возможность заключения контракта без проведения конкурентных процедур закупок (у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Министерством на официальном сайте не размещены.

Кроме того, предмет и цена заключенных контрактов не подпадает под случаи осуществления закупки у единственного поставщика, предусмотренных статьей 93 Закона о контрактной системе.

Статьей 8 Закона о контрактной системе установлен принцип обеспечения конкуренции. В соответствии с частью 1 данной статьи контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Следуя части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Из вышеизложенного следует, что Заказчик должен был осуществить процедуру закупки конкурентным способом.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции, целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Заключение 3 государственных контрактов по начальной (максимальной) цене с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика ООО «Монолит-СК13» и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.

Согласно пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

            Размещение государственного или муниципального заказа без проведения конкурентной процедуры в случаях, когда необходимость их проведения установлена законом, фактически приводит к устранению конкуренции за право заключения государственного или муниципального контракта, ограничивает доступ неопределенного круга хозяйствующих субъектов (потенциальных участников торгов) на рынок товара (работ, услуг), являющегося предметом закупки, и создает необоснованные преимущества в предпринимательской деятельности лица, с которым такой контракт заключен в обход предусмотренного действующим законодательством порядка, в связи с чем квалифицируется как нарушение антимонопольного законодательства.

            В соответствии с ответом на запрос Уполномоченного органа на размещение заказов для государственных и муниципальных нужд Республики Калмыкия – Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия заявки на проведение закупочных процедур на выполнение работ по закреплению границ водоохранных зон и границ прибрежных полос рек Башанта, Булгун, Яшкуль не поступали.

Согласно статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом имеется признаки заключения антиконкурентного соглашения между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и ООО «Монолит-СК13» и реализации его путем заключения 3 государственных контрактов в один день по начальной (максимальной) цене на сумму 4 719 190,00 руб.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия на определение от 28.01.2020г. представило копии технического задания к государственным контрактам №08/1/2019, 08/2/2019, 03/1/2019 от 16.08.2019г., копию уведомления №633-10-05-ФБ об изменении лимитов бюджетных обязательств на 2019 год и плановый период 2020 2021 годов от 15 января 2019г., копию приказа от 15.08.2019г. 3150-кр о возложении исполнения обязанностей Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия на заместителя министра – начальника управления лесного хозяйства  Киштанова Б.В. в связи с служебной командировкой и.о. министра Сапронова Б.Н.

Также Министерством представлена копия заключения комиссии по результатам служебной проверки от 17.01.2020г.

Согласно представленной копии заключения комиссия по результатам служебной проверки пришла к следующим выводам: отдел водных отношений (начальник Дурдусов Д.С.) не провел работу по подготовке и направлению Министерством экономики и торговли РК заявок в соответствии с планом –графиком 2019 года, Министерством нарушены требования Закона о контрактной системе а именно заключены государственные контракты с ООО «Монолит-СК13» без проведения конкурентных процедур, выявленные нарушения имеют непосредственное отношение к должностным обязанностям начальника водных отношений Дурдусова Д.С., заместителя министра- начальника управления лесного хозяйства К.

По фактам, послужившим основаниями для возбуждения дела в письменных пояснениях Министерство указало, что решение о заключении трех государственных контрактов было принято прежним руководством Министерства.

ООО «Монолит-СК13» представило копию штатного расписания от 09.01.2019г., согласно которому в штате общества числится 4 сотрудника: генеральный директор, бухгалтер, инженер, начальник производственно-технического отдела.

Однако согласно сведениям, представленным Межрайонной ИФНС Росси №2 по Республике Калмыкия от 05.02.2020г. №03-24/00522 среднесписочная численность работников ООО «Монолит-СК13» равна 1 (одному) человеку.

Согласно устным пояснениям представителя ООО «Монолит-СК13» общество исполняло свои обязательства по контрактам самостоятельно, договоров субподряда на данные работы не заключало, с обществом у представителя Д. заключен гражданско-правовой договор, а не трудовой договор.

На рассмотрении дела 12.02.2020г. представители ответчиков вину в совершении вменяемого нарушения требований ст.16 Закона о защите конкуренции признали.

Лицам участвующим в деле направлено заключение о обстоятельствах дела.

Ответчики пояснений, доказательств, доводов в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, не представили.

В рамках рассмотрения дела № 008/01/16-18/2020 Калмыцким УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции в необходимом объеме, в результате которого было установлено, что рынок выполнения работ по закреплению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на территории Республики Калмыкия является конкурентным.

Временной интервал исследования определен периодом с 16.08.2019г. по 25.12.2019 г.

Географическими границами рынка являются административные границы Республики Калмыкия.

В соответствии с актами о приемке выполненных работ от 17.12.2019г., от 24.12.2019г., платежными поручениями №50065 от 25.12.2019г., №60617 от 26.12.2019г., №50063 от 25.12.2019г. работы по государственным контрактам №№08/1/2019,08/2/2019,08/3/2019 от 16.08.2019г. исполнены подрядчиком в полном объеме, Министерством работы оплачены.

Таким образом, на основании представленных доказательств, Комиссия Калмыцкого УФАС приходит к выводу о том, что между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и обществом с ограниченной ответственностью «Монолит СК13» достигнуто и реализовано антиконкурентное соглашение путем заключения трех государственных контрактов на сумму  4 719 190, 00 руб. на выполнение работ по закреплению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос рек Булгун, Башанта, Яшкуль без проведения конкурентных процедур, что привело к устранению конкуренции за право заключения трех государственных контрактов, ограничило доступ хозяйствующих субъектов на рынок услуг по закреплению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.

 Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия (ОГРН 1050866763925 ИНН 0814165241 КПП 081601001) и Общество с ограниченной ответственностью «Монолит-СК13» ИНН 0817002453 ОГРН 1180816001354 (адрес: 359420  Республика Калмыкия, Малодербетовский район с. Малые Дербеты, ул. Советская, д.23 помещение 6)  нарушившими статью 16  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившееся в заключении и реализации антиконкурентного соглашения путем заключения трех государственных контрактов на сумму 4 719 190,00 руб. на выполнение работ по закреплению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос рек Булгун, Башанта, Яшкуль без проведения конкурентных процедур, с целью ограничению доступа на него других хозяйствующих субъектов, что, приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
  2. В связи с исполнением государственных контрактов предписание не выдавать.
  3. Передать материалы дела должностному лицу Калмыцкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делам об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии                                                                           

 

Члены Комиссии    

                                                                                                                                         

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Связанные организации

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
ИНН 0814165241, ОГРН 1050866763925
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МОНОЛИТ-СК13"
ИНН 0817002453, ОГРН 1180816001354