Решение №008/07/3-187/2023 решение от 14 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №008/07/3-186/2023

14 сентября 2023 г.                                                                                                           г. Элиста

 

Резолютивная часть решения объявлена 11.09.2023 г.

Изготовлено в полном объеме 14.09.2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, (далее – Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:

председатель комиссии:

Н.В. – Врио руководителя Калмыцкого УФАС России;

члены комиссии:

А.В. Б – старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России;

А.В.  – специалист 1 разряда, Калмыцкого УФАС России,

при участии:

от Заказчика - Д.В. (доверенность №); (доверенность),

от заявителя ООО «Инетра» - Хацаюк Д.Е.. (доверенность № от 01.09.2023г.);

в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ), рассмотрев жалобу филиала ООО «Инетра» на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по разработке АИС по учету сельскохозяйственных животных (реестровый № 32312699587),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия 31  августа 2023 года поступила жалоба от руководителя тендерной разработки ООО «Интера» Хацаюка Дмитрия Евгеньевича на действия Заказчика – при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по объекту закупки: «Оказание услуг по разработки АИС по учету сельскохозяйственных животных», реестровый номер извещения 32312699587.

          Заявитель в жалобе указывает, что аукционная документация противоречит требованиям законодательства, просит провести проверку по изложенным в жалобе фактам нарушения антимонопольного законодательства и законодательства в сфере защиты конкуренции и о противодействии коррупции при размещении закупки №32312699587, обязать Заказчика внести изменения в документацию, исключающие ограничение конкуренции и продлить срок подачи заявок как того требует Закон.

Уведомлением №008/07/3-186/2023 от 05.08.2023 г. рассмотрение жалобы назначено на 14 часов 00 минут 08 сентября 2023г., а лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы ООО «Инетра»

На рассмотрении посредством ВКС присутствовал представитель ООО «Инетра», представитель Заявителя поддержал доводы жалобы, просил признать Заказчика нарушившим Закон о закупках и выдать предписание об устранении нарушений.

Представитель, Заказчика на рассмотрение дела представил документы и возражения на доводы жалобы согласно письменным объяснениям, просил Комиссия Калмыцкого УФАС России признать жалобу необоснованной.

В своем обращении ООО «Инетра» обжалует положение документации Заказчика, а именно:

1)Государственный Заказчик внес изменения в документацию 23,24 и 28 августа 2023г. При этом не изменив срок подачи заявок.

2)Изменения внесенные Заказчиком, резко ограничивают возможный круг участников.

Раздел «Заключительные положения» Технического задания был дополнен следующей формулировкой: «Ресурсы для развертывания приложения (сервер) представляет Заказчик. Разработка должна производиться под контролем заказчика с обязательным очным присутствием специалистов Разработчика и отчетам о статусе работ по требованию заказчика не реже 1 раза в две недели».

            Заявитель считает, данное требование необоснованно как минимум ставит в неравное положение участников по географическому признаку, если не ограничивает вовсе до г. Элиста, поскольку визит разработчика к заказчику из г. Элисты и из г. Новосибирск один раз в две недели влекут за собой абсолютно разные расходы. При этом, не придавая никакой ценности данному способу коммуникация.

Представитель Заказчика представил письменные пояснения, с доводами обращения не согласен, считает ее не обоснованной.

Комиссия Калмыцкого УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, рассмотрев жалобу пришла к следующему выводу.

23.08.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок http://zakupki.gov.ru было размещено извещение № 32312699587 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по объекту закупки: «Оказание услуг по разработки АИС по учету сельскохозяйственных животных». Начальная (максимальная) цена 5 000 000 (пять миллионов) рублей 00 копеек.

Согласно первому доводу жалобы Заказчиком неправомерно не продлен срок окончания подачи заявок после внесения изменений в Документацию.

Комиссия ФАС России, изучив информацию, размещенную в ЕИС, установила, что в соответствии с редакцией извещения, размещенной 23.08.2023 г., срок окончания подачи заявок - 31.08.2023 г.

Вместе с тем:

- 23.08.2023 г. Заказчиком опубликованы сведения о внесении изменений в Документацию, в соответствии с которыми срок окончания подачи заявок до 31.08.2023;

- 24.08.2023 г. Заказчиком опубликованы сведения о внесении изменений в Документацию, в соответствии с которыми срок окончания подачи заявок продлен до 01.09.2023 г.;

- 29.08.2023 г. Заказчиком опубликованы сведения о внесении изменений в Документацию, в соответствии с которыми срок окончания подачи заявок продлен до 04.09.2023 г.

В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках в случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

В соответствии в п/п. а п.2 ч.3 ст.3.4, Федерального закона №223-ФЗ, п/п 1 п.17 раздела 3 Главы VII Положения о закупке от 25.04.2022 г. (далее – Положение о закупке), заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона в электронной форме – не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает тридцать миллионов рублей.

После внесения изменений Заказчиком в Документацию:

- 23.08.2023 г., срок подачи заявок составил 8 дней;

- 24.08.2023 г. срок подачи заявок составил 8 дней;

- 29.08.2023 г. срок подачи заявок составил 5 дней;

Таким образом, составляет не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, в связи, с чем Комиссия Калмыцкого УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о закупках, Документации и Положению о закупке.

Довод заявителя необоснован.

Согласно второму доводу жалобы Заявитель указывает что, внесённые Заказчиком, резко ограничивают возможный круг участников.

Представители заказчика в ходе рассмотрения жалобы представили письменную позицию, согласно которой считают жалобу необоснованной по следующим основаниям:

- Необходимость очной работы специалистов Разработчика на территории Заказчика и с использованием его ресурсов с отчетами не реже одного раза в 2 недели обусловлена следующими обстоятельствами:

Разрабатываемая автоматизированная информационная программа по учету сельскохозяйственных животных - это продукт Заказчика, который разрабатывается в соответствии с программой развития и соглашением, заключенным университетом с (далее – МСХ РК). Соответственно, Вуз как Заказчик заинтересован в полном погружении в проблематику создания, тестирования и масштабирования АИС (в том числе, для других типов животных) многих структурных подразделений Вуза: Регионального центра цифровой трансформации, Аграрного факультета, Регионального научно-производственного центра по воспроизводству сельскохозяйственных животных и организации проведения оценки животных производителей, лаборатории генетики, управления инновационного развития и цифровой трансформации и пр.

В целях обеспечения постоянного и продуктивного взаимодействия, обеспечения участия в разработке и внедрении АИС представителей животноводческих хозяйств, координации работы совместным приказом и МСХ РК создана рабочая группа по сопровождению разработки и внедрению Автоматизированной информационной системы по учету  сельскохозяйственных животных.

Формирование самой базы данных по сельхозживотным требует постоянного взаимодействия ВУЗа, МСХ РК, его подведомственных организаций и племенных хозяйств ввиду важности именно комплексного охвата, в том числе, непосредственно  с выездом в указанные хозяйства для проверки разрабатываемых продуктов в условиях отсутствия интернета. Уже в процессе долгого процесса по анализу и предпроектному обследованию проекта  были выявлены проблемы не только документального оформления учетной политики (существующий бумажный документооборот не имеет целостной структуры), но и особенностей работы различных специалистов непосредственно в животноводческих хозяйствах, специфики работы с разными видами животных и методов племенной селекции.

На сегодня существуют ряд программных продуктов, которые охватывают проблематику учета сельхозживотных, но положительного результата пока добились в области учета молочного скота, а для нужд региона и МСХ РК молочное поголовье и его учет не самая важная статья учета. Более того, ставится перспективная задача создать систему как минимум для 4 видов скота (КРС мясного направления, мелкого рогатого скота, лошадей и верблюдов). И тот факт, что ранее апробированные решения не нашли отклик у хозяйств и МСХ РК говорит лишь о сложности всего процесса проектирования подобного решения. Сложности добавляет еще и тот факт, что сами животноводческие хозяйства не готовы идти на раскрытие своей коммерческой составляющей хозяйственной деятельности (данные о происхождении племенного животного, его прошлом и актуальном состоянии и пр.), и уж тем более, если оперирование реальными данными хозяйств будет проходить на неких, никем не контролируемых вычислительных ресурсах возможных Исполнителей. Поэтому в процессе предпроектного моделирования МСХ РК самостоятельно выделил ряд животноводческих хозяйств о разработке и развертывании системы  с использованием данных этих хозяйств на условиях гарантий конфиденциальности от и на ресурсах университета.  

Перечисленные моменты документального, методического, технологического характера, коммерческой тайны, а также сжатые сроки выполнения работ привели к такому требованию по проектированию столь специфичного продукта.

Немаловажным еще остается и момент верификации данных, где в процессе предпроектного обсуждения было принято решение, что моментом признания данных в разрабатываемой системе учета животных будет являться обмен и сопоставление с данными компонента «Хорриот» государственной информационной системой в области ветеринарии ВетИС. Доступ к этому компоненту возможному Исполнителю будет предоставлен Заказчиком, который является сельхозтоваропроизводителем и зарегистрирован в качестве пользователя ВетИС,  с использованием автоматизированного рабочего места на территории Заказчика. 

Все это в целом было прописано в аукционной документации, как условия, способствующие плодотворной и эффективной работе Исполнителя по контракту.

Довод заявителя необоснован, в связи с тем, что согласно информации, размещенной в единой информационной системе, (протокол подачи ценовых предложений о цене договора от 05.09.2023 г.) на участие в аукционе в электронной форме подано 4 заявки со снижением начальной (максимальной) цены договора на  30,50 %, что не свидетельствует об ограничении конкуренции со стороны заказчика. Кроме того, заявки поданы участниками с других регионов Российской Федерации :

1) Смоленская обл, г Смоленск;

2) г. Санкт-Петербург;

3) Рязанская область, г. Рязань.

   Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия Калмыцкого УФАС России отмечает, что внесенные изменения Заказчиком в раздел «Заключительные положения» Технического задания о том, что «Разработка должна производиться под контролем заказчика с обязательным очным присутствием специалистов Разработчика и отчетам о статусе работ по требованию заказчика не реже 1 раза в две недели. - это право Заказчика в рамках достижениях различных целей их использования.

Первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения (аналогичная позиция изложена в Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13.10.2017 N 305-КГ17-8138 по делу N А40-93344/2016).

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Также Комиссия отмечает, что Законом о закупках определено право Заказчика формировать техническое задание документации в соответствии с собственными потребностями, устанавливая условия исполнения договора, при учете требований Закона о закупках.

Кроме того, представитель Заявителя не представила доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика.

С учетом изложенного, на основе оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия КалмыцкогоУФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Инетра» - необоснованной.

 

Председатель комиссии                                                                 Н.В.

Члены комиссии                                                                             А.А.

А.М.

Решение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны