Решение (комиссия) б/н решение от 10 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 008/01/10-158/2023

 10 ноября 2023г.                                                                                                                     г. Элиста

 

                                                    Резолютивная часть решения объявлена 31.10.2023г.

                                                                                 Изготовлено в полном объеме 10.11.2023г.

                                                                                           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

 – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия;

Члены комиссии:

 – старший государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия;

 – старший государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия,

в присутствии представителя Ответчика:

-  (адрес: 359150, Республика Калмыкия, Яшкульский район, п. Яшкуль, ул. Манкирова,  дом 3),

в отсутствие представителя Заявителя:

- Прокуратуры Республики Калмыкия (адрес: 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Т. Самохина, д. 1),

рассмотрев дело № 008/01/10-158/2023, возбужденное по признакам нарушения ... (359150, Республика Калмыкия, Яшкульский район, п. Яшкуль, ул. Манкирова,  дом 3) п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования,

 

УСТАНОВИЛА

В Калмыцкое УФАС России 06.07.2023г. поступила информация от Прокуратуры Республики Калмыкия о нарушении ... требований п.15(5) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 (далее – Основные положения № 1021).

Согласно п. 15(5) Основных положений № 1021 тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям утверждаются на срок не менее 3 и не более 5 лет. Тарифы могут устанавливаться с календарной разбивкой.

При осуществлении пересмотра тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, установленных на срок не менее 3 и не более 5 лет, в течение срока их действия тарифы устанавливаются, начиная со срока пересмотра на срок не менее 3 и не более 5 лет.

       Так, тариф на услуги по транспортировке газа по магистральному газопроводу (газопроводу-отводу) ... утвержден приказом ФАС России от 05 декабря 2016 года № 1706/16.

...в 2019 году обращалось в ФАС России с заявлением о пересмотре тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам (газопроводам-отводам), по результатам данного обращения было отказано в устном порядке, при этом юридическим лицом не принято мер по истребованию письменного решения об отказе, по повторному направлению заявления о пересмотре тарифа.

По результатам рассмотрения указанных материалов приказом Калмыцкого УФАС России от 28.07.2023 № 76/23 в отношении ... возбуждено дело № 008/01/10-158/2023 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".

Определением от 28.07.2023г. рассмотрение дела было назначено на 21.08.2023г., к участию в рассмотрении дела № 008/01/10-158/2023 привлечены в качестве:

- Ответчика - (адрес: 359150, Республика Калмыкия, Яшкульский район, п. Яшкуль, ул. Манкирова,  дом 3);

- Заявителя - Прокуратура Республики Калмыкия (адрес: 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Т. Самохина, д. 1)

Определением от 21.08.2023г. рассмотрение дела отложено на 09.10.2023г.

Определением от 09.10.2023г. рассмотрение дела отложено на 24.10.2023г.

Определением от 24.10.2023г. рассмотрение дела отложено на 31.10.2023г.

10.10.2023г. от ... поступили запрашиваемые Управлением документы (сведения, материалы):

  1. Учредительные документы  (Устав, приказ о назначении на должность генерального директора).
  2. Направлялись ли  заявления о пересмотре тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам (газопроводам-отводам)? В случае направления такого заявления, просим приложить подтверждающие документы, а также ответ ФАС России.
  3. Реестр лиц, которым предоставлена услуга по транспортировке газа по магистральным газопроводам (газопроводам-отводам) за период с декабря 2021 года по 2023г.
  4. Количество раз оказываемой услуги.
  5. Объем выручки, полученный за оказание услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам (газопроводам-отводам) за период с декабря 2021 года по 2023 год.
  6. Копии документов (счетов, счетов-фактур, актов приема-передачи и т.п.), направленных для оплаты за оказание услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам (газопроводам-отводам) за период с декабря 2021 года по 2023 год.
  7. Письменное изложение позиции по существу дела, подлежащего рассмотрению, с приложением документов, обосновывающих позицию.

В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о естественных монополиях приказом ФАС России от 05.12.2016г. № 1706/16 «Об утверждении тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральному газопроводу (газопроводу-отводу)  (вступил в силу 03.01.2017г.) в отношении... утвержден тариф на услуги по транспортировке газа по магистральному газопроводу (газопроводу-отводу).

Статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ (ред. от 18.03.2023) "О газоснабжении в Российской Федерации" установлены основные понятия, применяемые в Федеральном законе, согласно которым, в том числе:

газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях;

газораспределительная организация - специализированная организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы.

Согласно пункту 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870, «сеть газораспределения» - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий).

В соответствии с пунктом 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода, утвержденных Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021, «независимая транспортная организация» - организация, оказывающая услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим ей на праве собственности или на ином законном основании, а также являющаяся независимой от организаций - собственников систем газоснабжения (Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения) и организаций - собственников газораспределительных систем.

Понятие независимой газотранспортной организации в законодательстве характеризуется тремя основными признаками:

- оказание услуг по транспортировке газа по магистральным газопроводам до раздела границ с газораспределительными организациями (в свою очередь, газораспределительные организации оказывают услуги по распределительным газопроводам до раздела границ с конечными потребителями газа);

- нахождение магистральных газопроводов и других сопутствующих производственных объектов на праве собственности или на иных законных основаниях;

- является независимой от организаций – собственников систем газоснабжения (Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения) и организаций – собственников газораспределительных систем.

Согласно пункту 4 Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат, в том числе:

- тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций;

- тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям;

- тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

Следовательно, закреплены разные понятия и принципы при утверждении тарифов для отдельных субъектов регулирования – независимых газотранспортных организаций и газораспределительных организаций.

Отдельно для каждого субъекта регулирования утверждены методические указания, определяющие принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по транспортировке газа по магистральным газопроводам, а также особенности их применения на территории Российской Федерации.

Так, Приказом Федеральной службы по тарифам от 23.08.2005г. № 388-э/1 утверждена Методика расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, а Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009г. № 411-э/7 утверждены Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

Согласно пункту 4 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям услуги по транспортировке газа оказываются газораспределительными организациями, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети (далее - ГРО), всем потребителям услуг по транспортировке газа (далее - потребитель услуг), получившим доступ к газораспределительным сетям в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям"

В соответствии с пунктом 5 Методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам тарифы применяются в случае оказания услуг по транспортировке газа организациями - собственниками систем газоснабжения и их аффилированными лицами независимым организациям, а также при оказании ими услуг по транспортировке газа, добываемого организациями - собственниками систем газоснабжения и их аффилированными лицами, цены на который, в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, не регулируются. Тарифы также применяются в случае оказания услуг по транспортировке газа по газопроводам, находящимся в собственности или на иных законных основаниях у независимых организаций.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", предусмотрено утверждение тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет.

Также аналогичное положение содержится в пункте 15.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000г. № 1021 и в пункте 26 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

Указанные сроки применяются при установлении тарифов по транспортировке газа исключительно для газораспределительных организаций, ввиду специфики методики расчетов и наличия многообразия конечных потребителей.

Пунктом 17.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000г. № 1021 установлено, что организация, оказывающая услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, не позднее чем за 3 месяца до начала очередного периода регулирования направляет в исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) заявление о проведении оценки обоснованности предложений такой организации об установлении (изменении) цен (тарифов) с приложением материалов, указанных в пункте 24 настоящих Основных положений.

В Федеральном законе от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29.12.2000г. № 1021 срок действия тарифа на транспортировку газа по магистральным газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям, не предусмотрен. Также срок действия тарифа на транспортировку газа по магистральным газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям не предусмотрен Методикой расчета.

Так, в соответствии с пунктом 38 Методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам минимальный период регулирования тарифов составляет один год. Тарифы могут быть пересмотрены в связи с обращением субъекта регулирования (по инициативе ФСТ России) ранее указанного срока в случае существенного уменьшения объема оказываемых услуг по регулируемому виду деятельности, существенного роста расходов по регулируемому виду деятельности или возникновения иных обоснованных причин, повлекших за собой убыточность регулируемого вида деятельности для субъекта регулирования.

Согласно пункту 39 Методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам при пересмотре тарифов по инициативе ФСТ России у организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, запрашиваются материалы в соответствии с п. 35 настоящей методики.

Пунктом 40 Методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам установлено, что в случае, если запрошенные материалы не представлены в месячный срок, ФСТ России вправе установить (или осуществить пересмотр) тарифов на основании имеющихся в его распоряжении материалов.

Указанное подтверждается приказом ФАС России от 05.12.2016г. № 1706/16 при утверждении тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральному газопроводу (газопроводу-отводу) ... без установления срока действия тарифа.

... не является газораспределительной организацией, транспортировка газа проходит только по магистральному газопроводу – отводу от п. Адык до п. Яшкуль Республики Калмыкия до раздела границ при выходе из ГРС Яшкуль с газораспределительной организацией – АО «Газпром газораспределение Элиста».

Количество абонентов, подключенных к магистральному газопроводу – отводу: 1 – ООО «Газпром межрегионгаз» на основании договора об оказании услуг по транспортировке газа по магитсральным газопроводам – отводам от 20 марта 2017г. № 1ТР-004/17. Граница раздела – выход АГРС Яшкуль.

Поскольку ... не является газораспределительной организацией и не оказывает услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, положение п. 15(5) Основных положений № 1021 об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее 3 и не более 5 лет к Обществу не применимы.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

При квалификации действий хозяйствующего субъекта по данному составу правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие) в сфере установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, характеризующееся как злоупотребление этим положением.

Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в наличии вины. При этом следует обратить внимание, что юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В результате изучения предоставленных сведений и документов по делу N 008/01/10-158/2023, Комиссия Калмыцкого УФАС России приходит к выводу, что совокупность установленных по делу доказательств не является достаточной для вывода о наличии вины в действиях ....

По мнению Комиссии Калмыцкого УФАС России при рассмотрении дела N 008/01/10-158/2023 нарушение ... пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не подтверждено ввиду отсутствия вины ответчика, в связи с чем, рассматриваемые в рамках дела действия Ответчика не могут быть квалифицированы как нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, рассмотрение дела N 008/01/10-158/2023 о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Тепловик» возбужденного по признакам нарушения Обществом пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции.

 

                                                           РЕШИЛА:

 

1. Дело N 008/01/10-158/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ... (359150, Республика Калмыкия, Яшкульский район, п. Яшкуль, ул. Манкирова,  дом 3, ИНН 0813006143, ОГРН 1150813000051) по признакам нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции прекратить.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Председатель комиссии                                                                     

Члены комиссии                             

Связанные организации

Связанные организации не указаны