Решение б/н Решение по делу по признакам нарушения индивидуальным предпр... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                           Решение по делу № 08-126-38/2011
«12» августа 2011 г.                                                                                                                                                                                                              г. Элиста

Комиссия Калмыцкого УФАС России (далее - Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <<...>> – руководитель Калмыцкого УФАС России,
члены Комиссии: <<...>> – государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
<<...>> – специалист 1 разряда Калмыцкого УФАС России,

рассмотрев дело № 08-126-38/2011 в отношении индивидуального предпринимателя «…» по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы: «ШУНГИТОВАЯ ВОДА Богородская вода настоянная на шунгите, в канистре 20 литров. Использовать для питья. Приготовление пищи. Умывание и принятия ванн. Богородская вода, водовозом 3,6 м3 тел.9-50-22, мтс:89886832002, билайн: 89615498020, мегафон: 89374695022  с 8.00 до 21.00 без выходных. А так же емкости для воды 50 и 70 литров и изделия из шунгита с доставкой на дом. Энергетическая смесь (горный кварц, кремень, шунгит). Шунгитовые пластинки для быт.техники и моб.телефонов. Шунгит, пирамидки для компьютеров. Шунгитовая гатовка на магните для быт.техники» с указанием сан-эпид.закл. № 61.38.01.000.М.000342.06.06 от 09.06.2006г. и сан-эпид.закл № 77.01.06.485.П.049527.11.05 от 24.11.2005г.; обратная сторона рекламного листа : «природный фильтр ШУНГИТ активатор воды, ШУНГИТ – уникальный древнейший минерал, добываемый на единственном в мире месторождении в Карелии. По воздействию на организм ему нет аналогов. Уникальность объясняется наличием в нем особой, редкой формы молекул углерода – ФУЛЛЕРЕНОВ. Открытие фуллеренов удостоено Нобелевской премии 1998 года. Свойства – При взаимодействии с водой глобулярный углерод меняет структуру воды, придавая ей новые и непревзойденные качества. ШУНГИТОВАЯ ВОДА является элементом программы «ВОДА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»: - Насыщает организм полезными микро-и макроорганизмами; - Приобретает выраженное бактерицидное и болеутоляющее действие; - Снимает воспаление, боль и отечность суставов; - Помогает при кожаных заболеваниях, облегчает ожоги; - Эффективно купирует похмельный синдром; - Защищает сосуды; - Очищает воду от вредных примесей: хлора, нитратов, тяжелых металлов, гельминтов, пестицидов, нефтепродуктов, бактерий, вирусов; - Придает воде стойкий антиоксидантный эффект ».
В присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП «…» (ИНН «…», ОГРНИП «…»).
В отсутствии представителей:
- Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия;
- Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Калмыкия.

                                                                                                             УСТАНОВИЛА:

При осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия (далее - Управление) установлено, что в мае 2011 года на территории г. Элисты через почтовые ящики граждан и организаций распространялись рекламные буклеты следующего содержания: «ШУНГИТОВАЯ ВОДА Богородская вода настоянная на шунгите, в канистре 20 литров. Использовать для питья. Приготовление пищи. Умывание и принятия ванн. Богородская вода, водовозом 3,6 м3 тел.9-50-22, мтс:89886832002, билайн: 89615498020, мегафон: 89374695022  с 8.00 до 21.00 без выходных. А так же емкости для воды 50 и 70 литров и изделия из шунгита с доставкой на дом. Энергетическая смесь (горный кварц, кремень, шунгит). Шунгитовые пластинки для быт.техники и моб.телефонов. Шунгит, пирамидки для компьютеров. Шунгитовая гатовка на магните для быт.техники» с указанием сан-эпид.закл. № 61.38.01.000.М.000342.06.06 от 09.06.2006г. и сан-эпид.закл № 77.01.06.485.П.049527.11.05 от 24.11.2005г.; обратная сторона рекламного листа : «природный фильтр ШУНГИТ активатор воды, ШУНГИТ – уникальный древнейший минерал, добываемый на единственном в мире месторождении в Карелии. По воздействию на организм ему нет аналогов. Уникальность объясняется наличием в нем особой, редкой формы молекул углерода – ФУЛЛЕРЕНОВ. Открытие фуллеренов удостоено Нобелевской премии 1998 года. Свойства – При взаимодействии с водой глобулярный углерод меняет структуру воды, придавая ей новые и непревзойденные качества. ШУНГИТОВАЯ ВОДА является элементом программы «ВОДА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»: - Насыщает организм полезными микро-и макроорганизмами; -  Приобретает выраженное бактерицидное и болеутоляющее действие; - Снимает воспаление, боль и отечность суставов; - Помогает при кожаных заболеваниях, облегчает ожоги; - Эффективно купирует похмельный синдром; - Защищает сосуды; - Очищает воду от вредных примесей: хлора, нитратов, тяжелых металлов, гельминтов, пестицидов, нефтепродуктов, бактерий, вирусов; - Придает воде стойкий антиоксидантный эффект ».
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона). Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно пункту 1 статьи 26.1 Федерального закона от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» дистанционном способом продажи товара считается заключение договора розничной купли-продажи на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
В письме «О пресечении правонарушений при дистанционном способе продажи товара» от 8 апреля 2005 года № 0100/2569-05-32 Федеральная служба в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека призывает упорядочить отношения между продавцами и потребителями в целях обеспечения дополнительных гарантий прав покупателей. По заключению Федеральной службы, наиболее распространенными со стороны продавцов являются недоведение до потребителей полной, необходимой и достоверной информации о товаре, что часто является причиной причинения вреда здоровью людей, и сведений о продавце, что затрудняет процесс привлечения к ответственности виновного лица.
Таким образом, объектом рекламирования в вышеуказанной рекламе является дистанционная продажа товаров, а именно: услуга по доставке Богородской воды настоянной на шунгите.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно статье 8 Закона о рекламе, в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Следовательно в рекламе товара при дистанционном способе их продажи должны быть указаны реквизиты продавца таких товаров, а именно: наименование – слово или словосочетание, позволяющее идентифицировать реализатора продукции; место нахождения – юридическое свойство, означающее привязку организации к административно-территориальной единице; регистрационный номер записи о создании юридического лица, подтверждающий внесение организации в единый государственный реестр; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В нарушение указанной нормы закона в вышеуказанной рекламе отсутствуют фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, что нарушает требования, предусмотренные статьей 8 Закона о рекламе.
Управлением была запрошена информация у ИП «…»:
1.    Копии документов, подтверждающих регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;
2.    Кто является рекламопроизводителем, рекламодателем и рекламораспространителем (включая наименования, ФИО руководителя, адрес, контактный телефон)
- рекламного листа следующего содержания: «ШУНГИТОВАЯ ВОДА Богородская вода настоянная на шунгите, в канистре 20 литров. Использовать для питья. Приготовление пищи. Умывание и принятия ванн. Богородская вода, водовозом 3,6 м3 тел.9-50-22, мтс:89886832002, билайн: 89615498020, мегафон: 89374695022  с 8.00 до 21.00 без выходных. А так же емкости для воды 50 и 70 литров и изделия из шунгита с доставкой на дом. Энергетическая смесь (горный кварц, кремень, шунгит). Шунгитовые пластинки для быт.техники и моб.телефонов. Шунгит, пирамидки для компьютеров. Шунгитовая гатовка на магните для быт.техники» с указанием сан-эпид.закл. № 61.38.01.000.М.000342.06.06 от 09.06.2006г. и сан-эпид.закл № 77.01.06.485.П.049527.11.05 от 24.11.2005г.; обратная сторона рекламного листа : «природный фильтр ШУНГИТ активатор воды, ШУНГИТ – уникальный древнейший минерал, добываемый на единственном в мире месторождении в Карелии. По воздействию на организм ему нет аналогов. Уникальность объясняется наличием в нем особой, редкой формы молекул углерода – ФУЛЛЕРЕНОВ. Открытие фуллеренов удостоено Нобелевской премии 1998 года. Свойства –При взаимодействии с водой глобулярный углерод меняет структуру воды, придавая ей новые и непревзойденные качества. ШУНГИТОВАЯ ВОДА является элементом программы «ВОДА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ».
3. Копии документов, которыми оформлялись отношения по изготовлению, размещению и распространению рекламы (договор со всеми приложениями, счет-фактуру, бланк-заказ);
4. Месторасположение источника Богородской воды настоянной на шунгите и месторасположения продажи шунгитовых изделий.
5. Распространялась  ли вышеуказанная информация (реклама) иными способами (пример: телевидение, СМИ, интернет и пр.), если – да, представьте, копии материалов.
6. Имеются ли подтверждающие документы описывающих положительных свойств для организма человека описанных в данной рекламной листовке, в случае если – да, представьте копии документов.
7. Копии сан.эпид заключения на Богородскую воду настоянную на шунгите.
8. Количество изготовленных и распространенных рекламных листовок.
9. Кто является производителем активатора воды шунгит с указанием  наименования, ФИО руководителя, адрес, контактный телефон.
10. Имеются ли договорные отношения с производителем активатора воды шунгит, если – да, представьте такие копии документов.
05 июля 2011 года от Предпринимателя был получен ответ (вх № 08/1772 от 05.07.2011г.):
1.    Копия свидетельства № 410081729500181 от 22 октября 2010 года о внесении записи в ЕГРИП, выписка из ЕГРИП.
2.    Текст рекламы был взят из интернета, скопирован и изготовлен собственноручно индивидуальным предпринимателем Зубовой Е.А. и распространен ею. Рекламопроизводителем, рекламодателем и рекламораспространителем является индивидуальный предприниматель «…».
3.    Отношения не оформлялись.
4.    Место расположение источника «бассейна» по улице Ленина «…» г. Элиста Республики Калмыкия.
5.    Иными способами реклама не распространялась.
6.    Подтверждающих документов описывающих положительные свойства – нет, но приложены копии страниц информационного сборника № 5 «Бутилированная питьевая вода» Всероссийского института научной и технической информации, Московского химического общества им. Менделеева АНО «СТАНДАРТСЕРВИС» об особенностях механизма воздействия шунгита на водоопределяющие ее физиологическую активность.
7.    Копия санитарно-эпидемиологического заключения № 61.38.01.000.М.000342.06.06 от 09.06.2006 года на эксплуатацию наружной системы нецентрализованного водоснабжения (шахтного колодца) и копия санитарно-эпидемиологического заключения № 10.КЦ.03.571.П.000180.09.07 от 25.09.2007 года о соответствии продукции (Шунгит Зажогинского месторождения, Медвежьегорский район, Республика Карелия) изготовленная в соответствии  с техническими условиями (ТУ 5714-007-12862296-01).
8.    Количество изготовленных и распространенных листовок – 200 штук.
9.    Организация-изготовитель ООО НПК «Карбон-Шунгит», г.Петрозаводск, ул.Мурманская, 22. Генеральный директор Ю.К.Калинин.
10.    Договорные отношения с организацией ООО НПК «Карбон-Шунгит» не оформлялись.
11.    Приложена копия договора № 10 от 29.09.2010г. на покупку питьевой воды с колхозом «Рассвет» находящийся по адресу: Ростовская область, Ремонтненский район, с.Богородское, ул.Буденного,17 .
Из вышеизложенного следует, что подтверждающих документов описывающих положительные свойства воды у ИП «…» – нет, но приложены копии страниц информационного сборника № 5 «Бутилированная питьевая вода» Всероссийского института научной и технической информации, Московского химического общества им. Менделеева АНО «СТАНДАРТСЕРВИС» об особенностях механизма воздействия шунгита на водоопределяющие ее физиологическую активность. В данном сборнике целью сообщения является попытка подойти к изучению воды, содержащей шунгит, так и структуры самого шунгита до и после длительного выдерживания в воде. Описывается элементный анализ модифицированного шунгита, в процессе чего идет утверждение, что лечебным действием обладает не сам шунгит, а активированная им вода, содержащая большой набор ионов микроэлементов. Также проведенные исследования позволяют  объяснить  физиологические свойства воды из источников, содержащих шунгитовые породы. Но в данном сборнике нет подтверждений того, что шунгитовая вода приобретает выраженное бактерицидное и болеутоляющее действие; снимает воспаление, боль и отечность суставов; помогает при кожаных заболеваниях, облегчает ожоги; эффективно купирует похмельный синдром; защищает сосуды; очищает воду от вредных примесей: хлора, нитратов, тяжелых металлов, гельминтов, пестицидов, нефтепродуктов, бактерий, вирусов; придает воде стойкий антиоксидантный эффект.
13 июля 2011 года Определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе назначена дата рассмотрения дела № 08-126-38/2011 на 21 июля 2011 года в 10 часов 00 минут (исх. № 08/1213 от 13.07.2011 г.), лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, было своевременно уведомлено о том, что необходимо явиться в Управление для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
21 июля 2011 г. состоялось рассмотрение дела № 08-126-38/2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На рассмотрении дела № 08-126-38/2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП «…» явилась и представила письменные объяснения по факту, послужившим основанием для возбуждения дела.
Из письменных объяснений ИП «…» следует, что: «что признает свою вину в нарушении законодательства о рекламе в связи с не знанием данного закона. Использовала в своих рекламных листовках свойства шунгита не зная, что они не имеют официальных подтверждений, и что они должны быть. Таким образом, «…» утверждает, что стала сама жертвой обмана поверив в рекламу из интернета и телевизионных программ. Просит о смягчении административного штрафа».
В ходе рассмотрения дела № 08-126-38/2011 возникла необходимость получения Комиссией дополнительных доказательств, а также необходимость привлечения, по мнению Комиссии, к участию в деле других лиц, а именно: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия (далее – Управление Роспотребнадзора по РК) и Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Калмыкия (далее – Управление Росздравнадзора по РК).
Определением об отложении дела № 08-126-38/2011 от 21 июля 2011 г. рассмотрение дела Комиссией было отложено на 01 августа 2011 г. на 15 часов 00 минут. Кроме того, Определением запрошена следующая информация: Управлению Роспотребнадзора по РК необходимо представить результаты анализа лабораторных исследований (проба образца) – Богородской воды настоянной на шунгите из колодца принадлежащего ИП «…» находящего по адресу: г. Элиста, ул. Ленина «…»; Управлению Росздравнадзора по РК представить документальные подтверждения о положительных свойствах воды настоянной на шунгите.
01 августа 2011 года в присутствии: ИП «…», представителя Управления Роспотребнадзора по РК – «…» (удостоверение ТУ № 45 от 09.03.2006г.); в отсутствии представителя Управления Росздравнадзора по РК состоялось рассмотрение дела № 08-126-38/2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На рассмотрении дела № 08-126-38/2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представитель Управления Роспотребнадзора по РК предоставил лабораторные исследования питьевой воды, отобранной из бассейна принадлежащего ИП «…». Из заключения по санитарно-химическому исследованию следует: « что проба соответствует “Гигиеническим требованиям к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарной охране источников; СанПин 2.1.4.1 175 – 02.”». Из заключения по санитарно-микробилогическому исследованию воды следует: «что согласно СанПин № 1.4.1175 – 02 “Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения Санитарная охрана источников”, данная проба не соответствует требованиям по микробиологическим показателям». Следовательно, качество воды не соответствует санитарным правилам гигиенических требований к качеству воды нецентрализованного водоснабжения.
Определением об отложении дела № 08-126-38/2011 от 01 августа 2011 года рассмотрение дела Комиссией было отложено на 05 августа 2011 г. на 10 часов 00 минут, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, а также в связи с неявкой и не представлением информации Управлением Росздравнадзора по РК.
04 августа 2011 г. в адрес Управления поступило письмо от Управления Роспотребнадзора по РК, в котором просит рассмотреть дело в их отсутствие, а также данным письмом представлен протокол по санитарно-химическим (радиологическим) исследованиям питьевой воды, отобранной из бассейна принадлежащего ИП «…» из которого следует: « что Согласно Сан.Пин. 2.1.4.1175-02 “Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников”, данная проба отвечает требованиям». Представитель Управления Росдравнадзора по РК пояснил: « что в Государственном реестре лекарственных средств вода, настоянная на шунгите, не зарегистрирована и лекарственным средством не является» (письмо исх. № ИО8-552/11 от 04.08.2011г.). Из этого следует, что вода, настоянная на шунгите не является лекарственным средством, а значит, не может оказывать бактерицидное и лечебное воздействие на человека.
05 августа 2011 г. в присутствии ИП «…», Представителя Управления Росздравнадзора по РК, в отсутствии Представителя Управления Роспотребнадзора по РК состоялось рассмотрение дела № 08-126-38/2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В ходе рассмотрения дела № 08-126-38/2011 от 05 августа 2011 г. возникла необходимость получения Комиссией дополнительных доказательств, а именно получения подтверждающих документов от ООО НПК «Карбон-Шунгит» (далее - Общество) о положительных свойствах воды настоянной на шунгите, помимо этого Комиссией была запрошена информация у Председателя Карельского научного центра (КарНЦ) «…» и Директора Института геологии (КарНЦ) «…» (исх.№ 08/1317 от 05.08.2011г.)  о документальных подтверждениях, о положительных свойствах воды настоянной на шунгите т.к. в рекламе содержались такие фразы как: «шунгитовая вода является элементом программы ВОДА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ, - насыщает организм полезными микро-и макроэлементами; приобретает выраженное бактерицидное и болеутоляющее действие; снимает воспаление, боль и отечность суставов; помогает при кожаных заболеваниях, облегчает ожоги; эффективно купирует похмельный синдром; защищает сосуды; очищает воду от вредных примесей: хлора, нитратов, тяжелых металлов, гельминтов, пестицидов, нефтепродуктов, бактерий, вирусов; придает воде стойкий антиоксидантный эффект воды».
Вышеизложенные данные свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому товару именно как к средству, оказывающему бактерицидное и лечебное воздействие.
Определением об отложении дела № 08-126-38/2011 от 05 августа 2011 г. рассмотрение дела Комиссией было отложено на 12 августа 2011 г. на 10 часов 00 минут.
12 августа 2011 г. в присутствии ИП «…», в отсутствие представителей Управления Роспотребнадзора по РК и Управления Росздравнадзора по РК надлежащим образом уведомлены, состоялось рассмотрение дела № 08-126-38/2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В ходе рассмотрения дела были изучены письма от ООО НПК «Карбон-Шунгит» (вх. № 08/2034 от 05.08.2011г.) и от Директора Института геологии (КарНЦ) «…» (вх.№ 08/2094 от 12.08.2011г.) из которых следует: «что применение шунгитовой продукции, указанной ниже, допустимо в качестве фильтрующего материала при водоподготовке питьевой воды, что подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением № 10.КЦ.01.517.П.000110.06.10 от 07.06.2010 г. Указанное заключение подтверждается, что продукция «Дробленные и молотые шунгиты Зажогинского месторождения для бытового и промышленного применения» соответствуют СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Также дополнительно Общество направляет копии статей, печатных изданий (извлечений), подготовленных докторами технических и физико-математических наук, кандидатами химических наук на тему использования шунгитов в процессе водоочистки». «Известны и такие свойства шунгитовых пород, которые помогают людям, страдающими экземами и другими кожными заболеваниями. В некоторых случаях болеутоляющее и бактерицидное действие шунгитовых пород пока необъяснимо, а только раскрывается путем практического использования человеком на протяжении длительного периода (медицинские заключения и рекомендации в ряде случаев отсутствуют). В рекламе, которая представлена как «Природный фильтр. Шунгит. Активная вода», сумбурно изложены сведения о нем, например, еще не доказано присутствие фуллеронов, по крайней мере в каких – объемах. Нобелевская премия за открытие фуллеронов связана с получением неприродных фуллеронов. Очень громко заявляется о «воде нового поколения». Мы неоднократно обращали внимание на некорректность реклам, связанных с использованием в быту шунгитовых пород, которые пестрят на сайтах в Интернете».
Исходя из вышеизложенного, следует, что официального подтверждения о том, что шунгитовая вода приобретает выраженное бактерицидное и болеутоляющее действие; снимает воспаление, боль и отечность суставов; помогает при кожаных заболеваниях, облегчает ожоги; эффективно купирует похмельный синдром; защищает сосуды; очищает воду от вредных примесей: хлора, нитратов, тяжелых металлов, гельминтов, пестицидов, нефтепродуктов, бактерий, вирусов; придает воде стойкий антиоксидантный эффект воды – нет.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверная признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, а именно – о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Из содержания приведенных фраз, употребленных при рекламе товара, потребитель может сделать однозначный вывод о лечебных свойствах воды настоянной на шунгите, поскольку такой вывод следует из значения слов русского языка, употребленных при описании свойств воды. Исходя из заключений лабораторных исследований проб воды Управления Роспотребнадзора по РК, проба не соответствует требованиям по микробиологическим показателям, согласно ответу Управления Росздравнадзора по РК, в Государственном реестре лекарственных средств вода, настоянная на шунгите, не зарегистрирована и лекарственным средством не является», по данным Института геологии (КарНЦ) еще не доказано присутствие фуллеренов в шунгите, в связи с этим в данной рекламе распространяемой ИП «…» содержатся не соответствующие действительности сведения, о потребительских свойствах товара, что является нарушением пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
На основании изложенного, следует, что реклама ИП «…» не соответствует пункту 2 части 3 статьи 5 и статьи 8 Закона о рекламе.
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5 и статьей 8 Закона о рекламе несет – рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель, в случае если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В силу статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Исходя из вышеизложенного следует, что ИП «…», изготовив и распространив рекламные материалы несоответствующие требованиям Закона о рекламе является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
                                                                                                                           РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежашей рекламу ИП «…»: ««ШУНГИТОВАЯ ВОДА Богородская вода настоянная на шунгите, в канистре 20 литров. Использовать для питья. Приготовление пищи. Умывание и принятия ванн. Богородская вода, водовозом 3,6 м3 тел.9-50-22, мтс:89886832002, билайн: 89615498020, мегафон: 89374695022  с 8.00 до 21.00 без выходных. А так же емкости для воды 50 и 70 литров и изделия из шунгита с доставкой на дом. Энергетическая смесь (горный кварц, кремень, шунгит). Шунгитовые пластинки для быт.техники и моб.телефонов. Шунгит, пирамидки для компьютеров. Шунгитовая гатовка на магните для быт.техники» с указанием сан-эпид.закл. № 61.38.01.000.М.000342.06.06 от 09.06.2006г. и сан-эпид.закл № 77.01.06.485.П.049527.11.05 от 24.11.2005г.; обратная сторона рекламного листа : «природный фильтр ШУНГИТ активатор воды, ШУНГИТ – уникальный древнейший минерал, добываемый на единственном в мире месторождении в Карелии. По воздействию на организм ему нет аналогов. Уникальность объясняется наличием в нем особой, редкой формы молекул углерода – ФУЛЛЕРЕНОВ. Открытие фуллеренов удостоено Нобелевской премии 1998 года. Свойства – При взаимодействии с водой глобулярный углерод меняет структуру воды, придавая ей новые и непревзойденные качества. ШУНГИТОВАЯ ВОДА является элементом программы «ВОДА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ: - Насыщает организм полезными микро-и макроорганизмами; -  Приобретает выраженное бактерицидное и болеутоляющее действие; - Снимает воспаление, боль и отечность суставов; - Помогает при кожаных заболеваниях, облегчает ожоги; - Эффективно купирует похмельный синдром; - Защищает сосуды; - Очищает воду от вредных примесей: хлора, нитратов, тяжелых металлов, гельминтов, пестицидов, нефтепродуктов, бактерий, вирусов; - Придает воде стойкий антиоксидантный эффект» поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 и статьи 8 Закона о рекламе.
2. Выдать предписание о прекращении нарушения ИП «…» законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Калмыцкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «19» августа 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии            _______________ <<...>>
(подпись)

Члены Комиссии                           _______________ <<...>>
(подпись)

                                                          _______________ <<...>>












                                                                                                                                                                         Ответчик: Индивидуальный предприниматель «…»
                                                                                                                                                                         358000, РК, г. Элиста, ул. «…».


                                                                                                                         ПРЕДПИСАНИЕ
                                                                                         О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
                                                                                                    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 12 августа 2011 г.                                                                                                                                                                                                      г. Элиста


Комиссия Калмыцкого УФАС России (далее - Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Сангаджиева М.В – руководитель Калмыцкого УФАС России,
члены Комиссии: Дорджиев Б.М. – государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М. – специалист 1 разряда Калмыцкого УФАС России

На основании своего решения от 12 августа 2011 года по делу № 08-126-38/2011 года о признании ненадлежащей рекламы: «…ШУНГИТОВАЯ ВОДА является элементом программы «ВОДА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ: - Насыщает организм полезными микро-и макроорганизмами; -  Приобретает выраженное бактерицидное и болеутоляющее действие; - Снимает воспаление, боль и отечность суставов; - Помогает при кожаных заболеваниях, облегчает ожоги; - Эффективно купирует похмельный синдром; - Защищает сосуды; - Очищает воду от вредных примесей: хлора, нитратов, тяжелых металлов, гельминтов, пестицидов, нефтепродуктов, бактерий, вирусов; - Придает воде стойкий антиоксидантный эффект…», в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44,45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

                                                                                                                                 ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ИП «…» 358000, РК, г. Элиста, ул. «…», в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение рекламы товаров при дистанционном способе их продажи без указания сведений о продавце таких товаров, а также устранить недостоверную информацию в рекламе, которая содержит не соответствующие действительности сведения, а именно в буклете рекламы убрать следующие слова «…По воздействию на организм ему нет аналогов. Уникальность объясняется наличием в нем особой, редкой формы молекул углерода – ФУЛЛЕРЕНОВ. Открытие фуллеренов удостоено Нобелевской премии 1998 года. Свойства – При взаимодействии с водой глобулярный углерод меняет структуру воды, придавая ей новые и непревзойденные качества. ШУНГИТОВАЯ ВОДА является элементом программы «ВОДА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ: - Насыщает организм полезными микро-и макроорганизмами; -  Приобретает выраженное бактерицидное и болеутоляющее действие; - Снимает воспаление, боль и отечность суставов; - Помогает при кожаных заболеваниях, облегчает ожоги; - Эффективно купирует похмельный синдром; - Защищает сосуды; - Очищает воду от вредных примесей: хлора, нитратов, тяжелых металлов, гельминтов, пестицидов, нефтепродуктов, бактерий, вирусов; - Придает воде стойкий антиоксидантный эффект…».
2. ИП «…» 358000, РК, г. Элиста, ул. «…», представить в Управление письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до «15» сентября 2011 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.




Председатель Комиссии                                                    <<...>>

             Члены комиссии                                                      <<...>>

                                                                                                 <<...>>

Связанные организации

Связанные организации не указаны