Решение б/н Решение от 3 августа 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
«31» июля 2020 года г. Калуга
Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению жалоб в составе:
<...> | |
при участии посредством видеоконференцсвязи: представителя организатора торгов – ГП Калужской области «Калугаоблводоканал» <...> (паспорт <...> доверенность), представителей заявителя - ООО «СтройРесурсПроект» <...> (паспорт <...> доверенность), <...> (паспорт <...> доверенность), <...> (паспорт <...> доверенность), <...> (паспорт <...> доверенность), директора ООО «СтройРесурсПроект» <...> (паспорт),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу №040/07/3-847/2020 ООО «СтройРесурсПроект» на действия организатора торгов - ГП Калужской области «Калугаоблводоканал» при проведении конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции объекта: «Очистные сооружения канализации, расположенные в п. Бабынино Бабынинского района Калужской области» (извещение № 32009303521),
УСТАНОВИЛА:
23.07.2020г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО «СтройРесурсПроект» на действия организатора торгов - ГП Калужской области «Калугаоблводоканал» при проведении конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции объекта: «Очистные сооружения канализации, расположенные в п. Бабынино Бабынинского района Калужской области» (извещение № 32009303521).
По мнению заявителя, организатором торгов нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Организатором торгов представлены возражения по существу жалобы заявителя, в которых указывается на законность действий организатора торгов.
Полно и всесторонне исследовав обстоятельства и документы, представленные в материалы дела, оценив их в соответствии с действующим законодательством, а также заслушав лиц, участвующих в рассмотрении указанного дела, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ установлено, что указанный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ и услуг ГП Калужской области «Калугаоблводоканал» (далее – Положение о закупках) утверждено приказом Генерального директора ГП «Калугаоблводоканал» № 72 от 18.03.2020г.
08.07.2020г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее также официальный сайт) опубликовано извещение о проведении конкурса в электронной форме №32009303521.
Начальная (максимальная) цена договора, согласно Извещению о проведении конкурса составляла 11 498 396,73 рублей.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы, в частности: на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
Согласно части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Исходя из части 17 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
3. Согласно доводам жалобы заявителя, организатор торгов не в полном объеме разместил ответ на запрос на разъяснение положений документации о закупке.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно части 2 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ установлено, что любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
Пунктами 16.2, 16.3 Положения о закупке установлено, что в сроки, предусмотренные настоящим Положением, Заказчик размещает в ЕИС разъяснения положений документации о закупке с указанием предмета запроса. Разъяснения положений документации о закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора
Формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке установлены в пункте 18 Информационной карты конкурсной документации:
Дата начала срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке: «09» июля 2020 г.
Дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке: «13» июля 2020 г.
При проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства участник закупки вправе направить на адрес ЭП, на которой планируется проведение такой закупки, запрос о даче разъяснений положений документации о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором ЭП Заказчику.
В течение 3 (трех) рабочих дней с даты поступления указанного запроса Заказчик обязан разместить в ЕИС разъяснения положений документации о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил указанный запрос, если указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за 3 (три) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Разъяснения положений документации о закупке не должны изменять ее суть.
10.07.2020г. Заявитель отправил запрос на разъяснение положений документации о закупке, посредством функционала электронной площадки.
15.07.2020г. Организатор торгов разместил ответ на запрос на разъяснение положений документации о закупке.
Изучив вышеуказанные документы, Комиссия Калужского УФАС России установила, что организатором торгов не предоставлен ответ на запрос по вопросу № 7.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что действия организатора торгов нарушают пункт 2 части 1 статьи 3, часть 2 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ, Пункт 16.2 Положения о закупке, пункт 18 Информационной карты конкурсной документации. Довод жалобы признается обоснованным.
4. Согласно доводам жалобы заявителя, в соответствии с пунктами 20 и 21 Информационной карты конкурсной документации даже при надлежащем исполнении Оператором электронной площадки обязанности по направлению Заказчику первой части заявки, то есть не позднее дня следующего за днем окончания срока подачи заявок, в данном случае не позднее 17.07.2020г., данная заявка может быть не рассмотрена, в соответствии с п. 21 части 2 Документации о проведении конкурса в электронной форме, что нарушает права и интересы заявителя.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно пунктам 20 и 21 Информационной карты конкурсной документации, дата начала подачи заявок на участие в закупке «09» июля 2020г., дата окончания - «16» июля 2020г. 14:00.
Место и дата рассмотрения первых частей заявок: «17» июля 2020г. 14:00.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание заявителя на то обстоятельство, что вышеуказанный довод носит предположительный характер и не содержит документарных подтверждений в его обоснование.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы ООО «СтройРесурсПроект».
5. Согласно доводам жалобы заявителя, организатором торгов установлена начальная (максимальная) цена договора в нарушении требований действующего законодательства.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Пунктом 9.1. Положения о закупке установлено, что начальная (максимальная) цена договора и цена договора, заключаемого Заказчиком с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются Заказчиком, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 34 пункта 28.1 настоящего Положения. Для этого Заказчик вправе применить один или несколько следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) тарифный метод;
3) проектно-сметный метод;
4) затратный метод;
5) иные методы, установленные документами Заказчика.
Согласно Приложению № 3 к Информационной карте на участие в конкурсе, обоснование начальной (максимальной) цены договора производится методом сопоставления рыночных цен (анализа рынка). В дополнение к нему применён проектно-сметный метод определения НМЦД.
№ п/п |
Наименование товара |
Коммерческое предложение исх. исх. № б/н от 18.02.2020 |
Коммерческое предложение исх. № б/н от 19.02.2020 |
Коммерческое предложение т" № б/н от 27.01.2020 |
Средняя цена за ед. (руб.) |
Цена определенная проектно-сметным методом |
Ед. изм. |
Кол-во |
Сумма (руб.) |
1 |
Выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции объекта: «Очистные сооружения канализации, расположенные в п. Бабынино Бабынинского района Калужской области» |
17 534 958,00 |
19 425 761,00 |
18 537 802,00 |
18 499 507,00 |
11 498 396,73 |
усл. |
1 |
11 498 396,73 |
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
|
|
11 498 396,73 |
В целях достижения максимальной эффективности осуществления закупок заказчиком принято решение об определении начальной (максимальной) цены договора ниже среднерыночной цены, по наименьшему предложению (проектно-сметный метод), в пределах собственных средств, предусмотренных на реализацию полномочий заказчика на 2020 год.
Таким образом, начальная (максимальная) цена договора составит: 11 498 396,73 руб.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы заявителя.
6. Заявитель полагает, что в приложенных к конкурсной документации расчетных сметах отсутствует ряд разделов работ, требуемых к выполнению, согласно Технического задания конкурсной документации.
Вместе с тем, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание заявителя на то обстоятельство, что члены комиссии Калужского УФАС России не имеют специальных знаний в области проектирования и строительства и представление ООО «СтройРесурсПроект» в обоснование доводов сравнительной таблицы, не является достаточным доказательством, подтверждающим доводы заявителя об отсутствии ряда разделов работ, требуемых к выполнению. При этом стоит отметить, что ООО «СтройРесурсПроект» при рассмотрении жалобы не было лишено права представления иных доказательств, подтверждающих его доводы, в том числе заключения специалистов в области проектирования и строительства по данному вопросу. Однако, своим правом по представлению надлежащих доказательств заявитель не воспользовался и документарных подтверждений в обоснование доводов не представил.
С учетом вышеизложенного, доводы жалобы заявителя не находят своего подтверждения и признаются необоснованными.
7. Согласно доводам жалобы заявителя, в договоре подряда конкурсной документации, в п. 2.2, устанавливает, что цена является ориентировочной, но максимальной и ее изменение возможно исключительно в порядке п. 10.4 Договора, как существенного условия и основано исключительно на праве Заказчика, в соответствии с п. 10.4.2 и 10.4.3. По мнению заявителя, предлагаемая редакция договора очевидно лишает заявителя указанных прав, существенно умаляя их.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 2.1. договора подряда конкурсной документации, стоимость Договора составляет _______________ (_________________) рублей _____ копеек, в т.ч. НДС (либо НДС не облагается) и определяется Протоколом согласования договорной цены, в том числе Сметой № 1, Сметой № 2, Сметой №3 (Приложение №№ 2-5 к Договору).
Пунктом 2.2 договора подряда конкурсной документации установлено, что цена Договора, указанная в п.2.1. является ориентировочной, но максимальной и включает все расходы Подрядчика, в том числе: стоимость инженерно-изыскательских работ с подготовкой отчетов по инженерным изысканиям, разработка проектно-сметной документации, затраты Подрядчика связанные с согласованием документации с компетентными государственными органами, эксплуатирующими организациями и органами местного самоуправления, дополнительными техническими условиями, необходимость которых возникла в процессе проектирования и прохождения экспертизы, стоимость государственной экспертизы, уплата налогов, таможенных пошлин, сборов и других обязательных платежей. Окончательная цена Договора будет определяться на основании затрат на проектно-изыскательские работы сводного сметного расчета, прошедшего государственную экспертизу, которые после утверждения Заказчиком, будут является неотъемлемой частью Договора в соответствии с п.10.4 Договора путем заключения дополнительного соглашения к Договору.
Согласно пункту 29.3 Положения о закупке, пункту 14.3 Инструкции конкурсной документации, договор заключается по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается договор. В случае, если в соответствии с настоящим Положением, участник закупки, с которым заключается договор, не сделал предложения о цене договора, договор заключается по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора.
Таким образом, цена, предложенная участником закупки, не может являться ориентировочной, но может быть изменена при исполнении договора, в соответствии с разделом 10 договора подряда посредством заключения дополнительного соглашения.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что действия организатора торгов нарушают пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ, пункт 29.3 Положения о закупке, пункт 14.3 Инструкции конкурсной документации. Довод жалобы признается обоснованным.
По результатам полного и всестороннего рассмотрения жалобы ООО «СтройРесурсПроект», руководствуясь положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Калужского УФАС России,
РЕШИЛА:
- Жалобу ООО «СтройРесурсПроект» признать обоснованной в части нарушений, установленных в пунктах 3, 7 мотивировочной части Решения, в остальной части необоснованной.
- Признать действия организатора торгов - ГП Калужской области «Калугаоблводоканал» нарушающими пункт 2 части 1 статьи 3, часть 2 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ, пункты 29.3, 16.2 Положения о закупке, пункт 18 Информационной карты конкурсной документации, пункт 14.3 Инструкции конкурсной документации.
3. Выдать организатору торгов - ГП Калужской области «Калугаоблводоканал» предписание об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения Конкурса, внесении изменений в конкурсную документацию и предоставления ответа на запрос ООО «СтройРесурсПроект» от 10.07.2020г. в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ, а также продлении срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
4. Оператору электронной площадки - ЗАО «Сбербанк - АСТ» обеспечить возможность организатору торгов – ГП Калужской области «Калугаоблводоканал» отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса, внести изменения в конкурсную документацию и предоставить ответ на запрос ООО «СтройРесурсПроект» от 10.07.2020г. в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ, а также обеспечить возможность организатору торгов продлить срок подачи заявок на участие в Конкурсе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
<...> | |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.