Решение б/н Решение по жалобе ООО СК «Турстрой» от 25 августа 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
«22» августа 2017 года г. Калуга
Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению жалоб в составе:
/………./ |
/………./ |
/………./ |
/………./ |
/………./ |
/………./ |
в присутствии: представителей заказчика АО «Международный аэропорт «Калуга» /………./ (паспорт <...> доверенность), /………./ (паспорт <...> доверенность), представителя ООО СК «Турстрой» Бартенева С.П. (паспорт <...> доверенность),
рассмотрев жалобу №02-50т/2017 ООО СК «Турстрой» на действия комиссии заказчика – АО «Международный аэропорт «Калуга» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по электроснабжению (сети 0,4 кВ) КНС от ЦРП (извещение №31705376248),
УСТАНОВИЛА:
14.08.2017г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО СК «Турстрой» на действия комиссии заказчика – АО «Международный аэропорт «Калуга» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по электроснабжению (сети 0,4 кВ) КНС от ЦРП (извещение №31705376248).
По мнению заявителя, заказчиком нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившиеся в неправомерном осуществлении оценки и сопоставлении заявок на участие в запросе предложений.
АО «Международный аэропорт «Калуга» представлены возражения по существу жалобы ООО СК «Турстрой», в которых указывается на законность действий АО «Международный аэропорт «Калуга».
Полно и всесторонне исследовав обстоятельства и документы, представленные в материалы дела, оценив их в соответствии с действующим законодательством, а также заслушав лиц, участвующих в рассмотрении указанного дела, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ установлено, что указанный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Субъект Российской Федерации - Калужская область в лице Министерства экономического развития Калужской области, владеет 223 778 844 обыкновенных акций АО «Международный аэропорт «Калуга», что составляет 100% от уставного капитала АО «Международный аэропорт «Калуга», следовательно, указанное предприятие, в силу положений части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при закупки товаров, работ, услуг обязано руководствоваться требованиями указанного Федерального закона
Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Международный аэропорт «Калуга» (последняя редакция Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Международный аэропорт «Калуга» утверждена Советом директоров АО «Международный аэропорт «Калуга» 14.04.2017г. Протокол № 121) опубликовано на официальном сайте 17.04.2017г.
31.07.2017г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение о проведении запроса предложений в электронной форме №31705376248 предметом которого является выполнение работ по электроснабжению (сети 0,4 кВ) КНС от ЦРП.
Согласно извещению о проведении запроса предложений в электронной форме дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений – 08.08.2017 в 09:00.
Согласно протоколу подведения итогов запроса предложений в электронной форме №55-зп-1 от 10 августа 2017 года на участие в закупке поступило 2 заявки: АО «Стандарт безопасности» и ООО СК «Турстрой», обе заявки были допущены до участия в запросе предложений.
Победителем запроса предложений в электронной форме было признано АО «Стандарт безопасности», с предложенной ценой договора 466 374 рубля 65 копеек (итоговый рейтинг заявки 20,7999).
Участником, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия после условий, предложенных победителем запроса предложений признано Общество с ограниченной ответственностью СК «Турстрой» с предложенной ценой договора 468 730 рублей 07 копеек (итоговый рейтинг заявки 20,4000).
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы:
- на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Исходя из части 17 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
3. Согласно доводам жалобы ООО СК «Турстрой» при определении рейтинга, присуждаемого заявке, по критерию «Срок поставки товара (выполнение работ, оказание услуг), комиссия неправомерно осуществила оценку и сопоставление заявок на участие в запросе предложений по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке, что является нарушением пункта 6 статьи 3 Закона о закупках №223-ФЗ. В своей заявке Общество указало срок выполнения работ 5 дней. Вместе с тем, комиссия для расчета рейтинга использовала значение параметра «Срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) для заявки ОО СК «Турстрой» равное 10, т.е. Bi = 10, т.е. по минимальному сроку, установленному в документации.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Международный аэропорт «Калуга» установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке, определения результатов закупки, в том числе:
П.20.5. Закупочная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в закупке, которые были допущены к участию в закупке, для выявления победителя закупки на основе критериев, установленных в документации о закупке, в соответствии с настоящим Положением.
П.20.6. Заказчик, с учетом требований настоящего Положения, может устанавливать следующие критерии оценки заявок на участие в закупке:
1) цена договора;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг;
4) квалификация участников закупки, в том числе:
- наличие опыта исполнения договоров на поставку товаров (выполнения работ, оказания услуг), аналогичных являющимися предметом закупки;
- наличие финансовых ресурсов для исполнения договора;
- наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора;
- наличие в штате участника необходимого количества работников определенного уровня квалификации;
5) деловая репутация участника закупки;
6) срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
7) иные, предусмотренные документацией.
П.20.7. Количество используемых при проведении конкурса и запроса предложений критериев оценки заявок на участие в закупке должно быть не менее чем два, одним из которых является цена договора, если иное не предусмотрено настоящим Положением.
П.20.9. Критерии оценки заявок на участие в закупке должны быть объективны, т.е. количественное значение критерия не должно зависеть от мнений и субъективных оценок членов закупочной комиссии, а присвоение баллов по критериям должно носить администрируемый, объективный характер (например, формулы, прямая пропорция).
Аналогичные требования установлены в документации о запросе предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по электроснабжению (сети 0,4 кВ) КНС от ЦРП.
В соответствии с Приложением №1 к Документации о запросе предложений в электронной форме установлены Критерии и порядок оценки заявок на участие в запросе предложений, в том числе установлен критерий «Срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг)», который определяется по формуле:
,
где:
– рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
Bmax – максимальный срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), установленный заказчиком в документации, в единице измерения срока (периода) поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) с даты заключения договора;
Bmin – минимальный срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), установленный заказчиком в документации, в единице измерения срока (периода) поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) с даты заключения договора. В случае, если в извещении документации о закупке минимальный срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) заказчиком не установлен, то принимается равным нулю.
Bi – предложение, содержащееся в i-й заявке по сроку поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), в единице измерения срока (периода) поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) с даты заключения договора.
В соответствии с пунктом 20.10. Положения о закупке (документации о запросе предложений в электронной форме) на основании результатов оценки заявок на участие в закупке закупочная комиссия присваивает каждой заявке на участие в закупке, в отношении которой принято решение о допуске участника закупки к участию в закупке, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. Заявке на участие в закупке, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке..
Согласно пункту 20.11. Положения о закупке (документации о запросе предложений в электронной форме) победителем закупки признается участник закупки, заявке которого присвоен первый номер.
В заявке ООО СК «Турстрой» (заявка №1) участником был указан срок выполнения работ пять календарных дней с даты заключения договора.
В соответствии с Протоколом подведения итогов запроса предложений в электронной форме №55-зп-1 от 10 августа 2017 года заявке №1 (ООО СК «Турстрой») по показателю «Срок выполнения работ» было присвоено значение рейтинга 20.
Такой расчет рейтинга комиссия Заказчика обосновала следующим образом: «Поскольку участник в своей заявке предложил срок выполнения работ 5 (пять) календарных дней с даты заключения договора, что является более коротким сроком по сравнению с минимальным сроком выполнения работ 10 календарных дней с момента подписания договора, указанным Заказчиком в Документации, то расчет рейтинга данного участника закупки по критерию «Сроки выполнения работ» проводился по минимальному сроку, установленному в Документации – 10 дней, с присвоением данному участнику максимально возможного балла по данному критерию».
Вместе с тем, Комиссия Калужского УФАС России, обращает внимание Заказчика на то обстоятельство, что Заказчиком в документации о запросе предложений в электронной форме и Приложении №1 к Протоколу №55-зп-1 от 10 августа 2017 года установлена следующая формула для определения балла по критерию «Срок выполнения работ»:
,
в соответствии с которой четко установлено, что Bi – предложение, содержащееся в i-й заявке, то есть значение, содержащееся в заявке участника.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что ни положением о закупке, ни документацией о закупке не предусмотрено право комиссии заказчика приравнивать значение, содержащееся в заявке участника к минимальному сроку, установленному в Документации.
На основании вышеизложенного, комиссия Заказчика, в нарушение положения о закупке, документации о закупке приравняла значение, содержащееся в заявке ООО СК «Турстрой» по критерию «Срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг)» к минимальному сроку, установленному в Документации.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ установлено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Кроме того, при проведении закупки Заказчик также должен руководствоваться нормами Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ, в том числе, согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в частности, следующими принципами:
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о нарушении комиссией Заказчика – АО «Международный аэропорт «Калуга» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме (извещение №31705376248) пункта 20.9 положения о закупке (документации о закупке), пунктов 2, 3 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ.
4. В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России обратила внимание также на нижеследующее.
Пунктом 18 Информационной карты запроса предложений в электронной форме установлены обязательные требования к участникам закупки:
- участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии).
- наличие опыта выполнения общестроительных работ на особо опасных и технически сложных объектах аэропортов и объектах авиационной инфраструктуры, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в запросе предложений. При этом стоимость каждого, ранее исполненного такого контракта (договора), должна составлять не менее 400 тыс. руб. (с НДС).
В соответствии с частью 2.1 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Таким образом, установив в документации о запросе предложений в электронной форме требования о наличии у Поставщика членства СРО в отношении особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии), Заказчик допустил необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки, которые могли бы выполнять работы в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, что в полной мере отвечает потребностям Заказчика.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком – АО «Международный аэропорт «Калуга» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме (извещение №31705376248) требований части 2.1 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ в части необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.
Пунктом 20 Информационной карты запроса предложений в электронной форме установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в открытом запросе предложений в электронной форме, а именно: заявка на участие в закупке должна содержать, в том числе:
- Копию/копии ранее исполненного/ исполненных контрактов, договоров и подписанных актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 и Справок о стоимости выполненных работ по форме КС-3, на выполненные общестроительные работы на особо опасных и технически сложных объектах аэропортов и объектов авиационной инфраструктуры, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в запросе предложений. При этом стоимость каждого, ранее исполненного такого контракта (договора), должна составлять не менее 400 тыс. руб. (с НДС).
Аналогичное требование установлено пунктом 18 Информационной карты запроса предложений в электронной форме.
Вместе с тем, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание Заказчика на то обстоятельство, что Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Международный аэропорт «Калуга», а также документацией о запросе предложений установлено следующее:
П.20.6. Заказчик, с учетом требований настоящего Положения, может устанавливать следующие критерии оценки заявок на участие в закупке, в том числе:
4) квалификация участников закупки, в том числе:
- наличие опыта исполнения договоров на поставку товаров (выполнения работ, оказания услуг), аналогичных являющимися предметом закупки.
Согласно извещению о проведении запроса предложений в электронной форме №31705376248, предметом закупки является выполнение работ по электроснабжению.
Вместе с тем, установленное Заказчиком в документации о запросе предложений в электронной форме требование о наличии опыта выполнения общестроительных работ не является аналогичным предмету закупки - выполнение работ по электроснабжению.
Таким образом, Заказчик, установив в Документации о запросе предложений в электронной форме требование о наличие опыта выполнения общестроительных работ, нарушил пункт 20.6 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Международный аэропорт «Калуга», документации о запросе предложений.
В связи с допущенными существенными нарушениями Положения о закупках, документации о запросе предложений, Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об аннулировании рассматриваемого запроса предложений в электронной форме.
По результатам полного и всестороннего рассмотрения жалобы СК «Турстрой», руководствуясь положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия,
РЕШИЛА:
- Жалобу СК «Турстрой» признать – обоснованной.
- В действиях комиссии Заказчика - АО «Международный аэропорт «Калуга» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по электроснабжению (сети 0,4 кВ) КНС от ЦРП (извещение №31705376248) признать нарушения пункта 20.9 положения о закупке (документации о закупке), пунктов 2, 3 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ.
- В действиях Заказчика - АО «Международный аэропорт «Калуга» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по электроснабжению (сети 0,4 кВ) КНС от ЦРП (извещение №31705376248) признать нарушения пункта 20.6 Положения о закупке (документации о запросе предложений), части 2.1 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ.
- Заказчику - АО «Международный аэропорт «Калуга» выдать предписание об аннулировании открытого запроса предложений в электронной форме (извещение № 31705376248).
- Оператору электронной площадки – ООО «РТС-тендер» обеспечить возможность Заказчику аннулировать открытый запрос предложений в электронной форме (извещение № 31705376248).
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии |
/………./ |
Члены Комиссии: |
/………./ |
|
/………./ |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.