Решение б/н Решение и предписание по жалобе на положения документации от 22 октября 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
«17» октября 2018 года г. Калуга
Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению жалоб в составе:
/…./ |
/…./ |
/…./ |
/…./ |
/…./ |
/…./ |
в присутствии: представителей заказчика - АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» /…./ (доверенность, паспорт <...> /…./ (доверенность, паспорт <...> /…./ (доверенность, паспорт <...> представителя заявителя - ООО «РИО» /…./ (доверенность, паспорт),
рассмотрев жалобу № 02-54т/2018 ООО «РИО» на положения документации при проведении запроса котировок в электронной форме (извещение №31806999269), предметом которого является право заключения договора на поставку регенеративных патронов и монтажных деталей,
УСТАНОВИЛА:
10.10.2018г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО «РИО» на положения документации при проведении запроса котировок в электронной форме (извещение №31806999269), предметом которого является право заключения договора на поставку регенеративных патронов и монтажных деталей.
По мнению заявителя, организатором торгов нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» выразившиеся в установлении требований, которые привели к необоснованным ограничениям конкуренции между участниками торгов, а также к дискриминации по отношению к участникам запроса котировок.
АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» представлены возражения по существу жалобы заявителя, в которых указывается на законность действий заказчика.
Полно и всесторонне исследовав обстоятельства и документы, представленные в материалы дела, оценив их в соответствии с действующим законодательством, а также заслушав лиц, участвующих в рассмотрении указанного дела, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ установлено, что указанный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Заказчик является акционерным обществом, в силу положений части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при закупке товаров, работ, услуг указанное общество обязано руководствоваться требованиями Федерального закона № 223-ФЗ.
Единый отраслевой стандарт закупок (Положение о закупке) государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (Далее – ЕОСЗ) утверждено 07.02.2012г. (с изменениями от 23.06.2018 №105) и опубликовано на официальном сайте 27.06.2018г.
05.10.2018г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее также официальный сайт) опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме №31806999269.
Согласно извещению о проведении запроса котировок в электронной форме дата и время окончания подачи заявок на участие в запросе котировок – 12.10.2018 в 10:00.
2. В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ), любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в частности, в следующем случае: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Исходя из части 17 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
3. Согласно доводам жалобы ООО «РИО», документация о закупке и техническое задание Заказчика сформировано в соответствии с техническими характеристиками изделия единственного производителя, что приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Установленные Заказчиком положения Документации о закупке приводят к невозможности принять заявителю участие в процедуре закупки и поставить эквивалентную продукцию, полностью удовлетворяющую требования заказчика.
Согласно пояснениям представителей заказчика закупаемые регенерационные патроны относятся к системе гражданской обороны и конкретная модель РП-100 указана в паспорте защитного сооружения ЗС ГО №38 инв.№272-41, в котором не предусмотрено применение каких-либо аналогов.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в частности, следующим принципом: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 2 статьи 1.2 Положения о закупке.
Таким образом, реализация права заказчика на самостоятельное установление требований к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом о закупках принципов.
Из указанного следует, что Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ, не ограничивая заказчиков в их правах по выявлению поставщиков товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям заказчиков путем проведения закупки избранным способом, предусматривает в качестве одного из принципов, которым заказчик обязан руководствоваться, отсутствие ограничения конкуренции при проведении закупки.
Согласно пунктам 1,2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
В соответствии с разделом 3 «Технические требования» Документации о закупке, Заказчик устанавливает следующие требования к техническим характеристикам регенеративного патрона РП-100:
- расход воздуха, проходящего через патрон не менее – 100 м3/ч; - сопротивление постоянному потоку воздуха 100 м3/ч – не более 27 мм. вод. ст.; - масса нетто – не более 90 кг, - масса брутто – не более 114 кг; - габаритные размеры патрона - 590х500х545 мм; |
- габаритные размеры упаковки (деревянная обрешетка) – 640х630х560 мм.
В соответствии с разделом 4 «Требования по правилам сдачи и приемки» Документации о закупке, Заказчик устанавливает следующие требования:
«При поставке регенеративный патрон РП-100 сопровождается:
- паспортом ЦРКЯ 02771.00.000 ПС на изделие – 1 шт.,
- паспортом на партию изделий с подписью руководителя и начальника ОТК предприятия – изготовителя – 1 шт. на партию,
- гарантийным письмом завода-изготовителя о подтверждении права поставки с распространением гарантийных обязательств от производителя компаниями-посредниками.
Не допускаются следующие дефекты РП-100: проколы, трещина корпуса, крышки, наличие признаков коррозии, нарушение маркировки и нарушение пломбировки.
При поставке комплекты монтажных деталей к РП-100 1:3 сопровождаются:
- техническим описанием и инструкцией по эксплуатации Г-10-1076-2011 ТО».
В соответствии с разделом 5 «Требования к объему и сроку предоставления гарантий» Документации о закупке, Заказчик устанавливает следующие требования:
«Поставщик гарантирует соответствие качества партии патронов РП-100 требованиям технических условий ЦРКЯ 02771.00.000 ТУ при соблюдении потребителем условий и правил эксплуатации, транспортирования, хранения и монтажа, установленных технической документацией.
Гарантийный срок хранения патрона РП-100 составляет 7,5 лет со дня приемки ОТК, в том числе не более 1,5 лет – в таре предприятия-изготовителя до монтажа в фильтровентиляционную установку.
Поставщик гарантирует соответствие качества монтажных деталей к РП-100 требованиям технических условий Г-10-1075-79 ТУ при соблюдении потребителем условий и правил эксплуатации, транспортирования, хранения и монтажа, установленных технической документацией».
Согласно письменным пояснениям Заявителя, Заказчику направлялась информация о взаимозаменяемости предложенного ООО «РИО» регенеративного патрона РП-100 и РП-100МТ.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила, что технические характеристики РП-100МТ полностью удовлетворяют потребности Заказчика, установленные Документацией, кроме габаритного размера патрона и габаритного размера упаковки (деревянной обрешетки), которые не влияют на эксплуатацию изделий.
Согласно представленному ООО «РИО» в материалы дела письму ОАО «Корпорация «РОСХИМЗАЩИТА» от 13.02.2018г. о взаимозаменяемости патронов РП-100 и РП-100МТ (а также выписке из протокола №13 государственных испытаний РП-100МТ от 08.11.2017г) размеры 590 и 500 у РП-100 и 575 и 505 у РП-100МТ это расстояние до верха крышки, закрывающей входное (выходное) отверстие. Данный размер имеет значение только для транспортной упаковки и к эксплуатации изделий отношения не имеет. Точка подключения к вентсистеме объекта совпадает до миллиметра.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Заказчик документарных подтверждений необходимости использования указанных показателей габаритного размера патрона и габаритного размера упаковки, отвечающим его потребностям и невозможности поставки товара, с иными характеристиками, не представил.
Следовательно, установленные Заказчиком в подразделе 3.1 «Технические характеристики» раздела 3 Технического задания на поставку регенеративных патронов РП-100 и монтажных деталей к РП-100 требования к техническим характеристикам регенеративного патрона, к предоставлению паспорта ЦРКЯ 02771.00.000 ПС на изделие, техническому описанию и инструкции по эксплуатации Г-10-1076-2011 ТО (раздел 4 Технического задания), технических условий Г-10-1075-79 ТУ (раздел 5 Технического задания) ограничивают конкуренцию и необоснованно ограничивают конкуренцию по отношению к участникам закупки, так как в силу предусмотренных технических характеристик и необходимости предоставления соответствующих документов, участники, представляющие продукцию иного производителя, объективно лишены возможности принять участие в запросе котировок.
Фактически требования к техническим характеристикам регенеративного патрона, указанным в подразделе 3.1 «Технические характеристики» раздела 3 Технического задания, к предоставлению соответствующих документов (Разделы 4 и 5 Технического задания) создают условия для участия в запросе котировок только лиц, которые предлагают продукцию производителя АО «Тамбовмаш», что ограничивает число потенциальных участников.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что установленные в Документации о закупке требования не содержат требований, касающихся именно специфики поставляемого товара. Установление Заказчиком требований, предусмотренных Техническим заданием, не свидетельствуют о том, что целью данных требований являются именно выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям закупки, но ограничивают конкуренцию и нарушают принципы, закрепленные в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
По результатам полного и всестороннего рассмотрения жалобы ООО «РИО», руководствуясь положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Калужского УФАС России,
РЕШИЛА:
- Жалобу ООО «РИО» признать – обоснованной.
- Признать действия Заказчика – АО «ГНЦ РФ-ФЭИ», при утверждении документации при проведении запроса котировок в электронной форме (извещение №31806999269), предметом которого является право заключения договора на поставку регенеративных патронов и монтажных деталей, нарушающими пункт 2 части 1 статьи 3 пункт 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ, пункт 2 статьи 1.2 Положения о закупке.
- Выдать Заказчику – АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» обязательное для исполнения предписание о совершении действий направленных на устранение нарушения путем внесения изменений в документацию о закупке, а также продлении срока приема заявок.
- Выдать Оператору электронной площадки – АО «ЕЭТП» предписание обеспечить возможность Заказчику – АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» внести изменения в документацию о закупке, а также продлить срок приема заявок.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
/…./ |
/…./ |
/…./ |
/…./ |
/…./ |
/…./ |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
ПРЕДПИСАНИЕ
«17» октября 2018 года г. Калуга
Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:
/…/ |
/…/ |
/…/ |
/…/ |
/…/ |
/…/ |
на основании своего решения от «17» октября 2018 года по результатам рассмотрения дела №02-54т/2018 по жалобе жалоба ООО «РИО» на положения документации при проведении запроса котировок в электронной форме (извещение №31806999269), предметом которого является право заключения договора на поставку регенеративных патронов и монтажных деталей.
предписывает:
- Заказчику – АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» внести изменения в документацию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ, а также продлить срок приема заявок.
- Оператору электронной площадки - АО «ЕЭТП» обеспечить возможность Заказчику – АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» внести изменения в документацию о закупке, а также продлить срок приема заявок.
- Об исполнении настоящего предписания сообщить в адрес Калужского УФАС России (г.Калуга, пл. Старый Торг, д.5) в срок до «09» ноября 2018г. с приложением подтверждающих документов.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет административную ответственность на основании части 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
/…/ |
/…/ |
/…/ |
/…/ |
/…/ |
/…/ |