Решение б/н Решение №02-64т/2016 от 11 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«30» декабря 2016 года                                                                                                          г. Калуга

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:

 

/……/

/……/

/……/

/……/

/……/

/……/

 

в присутствии до объявленного перерыва: представителя РК «Некрополь» /……/ (паспорт <...> ПД «СТЕЛЛА» /……/ (паспорт <...> представителей организатора торгов - Министерства здравоохранения Калужской области /……/ (доверенность, паспорт <...> /……/ (доверенность, паспорт <...> /……/ (доверенность, паспорт <...>

в присутствии после объявленного перерыва: представителя РК «Некрополь» /……/ (паспорт <...> ПД «СТЕЛЛА» /……/ (паспорт <...> представителя ПК «Реквием» /……/ (паспорт <...> представителя РА «Ангел» /……/ (паспорт <...> представителей организатора торгов - Министерства здравоохранения Калужской области /……/ (доверенность, паспорт <...> /……/ (доверенность, паспорт <...>

рассмотрев жалобу РК «Некрополь», ПД «СТЕЛЛА», ПК «Реквием», РА «Ангел», ПК «Воскресение» на действия организатора торгов - Министерства здравоохранения Калужской области при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении реконструкции и последующей эксплуатации объекта здравоохранения – патологоанатомического отделения (морга), расположенного на территории Калужской области, по адресу: город Калуга, Грабцевское шоссе, 101 (извещение №151116/7123563/01),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 13.12.2016г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба РК «Некрополь», ПД «СТЕЛЛА», ПК «Реквием», РА «Ангел», ПК «Воскресение» на действия организатора торгов - Министерства здравоохранения Калужской области при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении реконструкции и последующей эксплуатации объекта здравоохранения – патологоанатомического отделения (морга), расположенного на территории Калужской области, по адресу: город Калуга, Грабцевское шоссе, 101 (извещение №151116/7123563/01).

По мнению заявителя, ответчиком нарушены положения Федерального закона от 21.07.2005г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и иных законов РФ, в части противоречия ряда положений Конкурсной документаций законодательству РФ (оказание ритуальных услуг на возмездной основе), включения в состав лота услуг технологически и функционально не связанных с услугами, оказание которых является предметом торгов, ограничения конкуренции путем необходимости получения лицензии на проведение судебно-медицинских экспертиз и исследований самим концессионером, а также отсутствия у организатора торгов - Министерства здравоохранения Калужской области контрольных (надзорных) функций в сфере ритуальных услуг и похоронного дела.

Ответчиком представлены возражения по существу жалобы заявителей, в которых указывается на законность действий организатора торгов.

21 декабря 2016г. рассмотрение жалобы РК «Некрополь», ПД «СТЕЛЛА», ПК «Реквием», РА «Ангел», ПК «Воскресение» было отложено до 15 часов 00 минут 29 декабря 2016г.

29 декабря 2016г. в ходе рассмотрения жалобы РК «Некрополь», ПД «СТЕЛЛА», ПК «Реквием», РА «Ангел», ПК «Воскресение» объявлялся перерыв до 10 часов 00 минут 30 декабря 2016г.

Полно и всесторонне исследовав обстоятельства и документы, представленные в материалы дела №02-64т/2016, оценив их в соответствии с действующим законодательством, а также заслушав лиц, участвующих в рассмотрении указанного дела, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.

В соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 11.10.2016г. №541 «О концессионном соглашении в отношении объекта здравоохранения, расположенного на территории Калужской области», приказом министерства здравоохранения Калужской области от 25.10.2016г. №1288 «О заключении концессионного соглашения в отношении реконструкции и последующей эксплуатации объекта здравоохранения – патологоанатомического отделения (морга), расположенного на территории Калужской области, по адресу: город Калуга, Грабцевское шоссе, 101», приказом министерства здравоохранения Калужской области от 08.11.2016г. №1346 «О конкурсной документации для проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении реконструкции и последующей эксплуатации объекта здравоохранения – патологоанатомического отделения (морга), расположенного на территории Калужской области, по адресу: город Калуга, Грабцевское шоссе, 101» 15.11.2016г. был объявлен открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении реконструкции и последующей эксплуатации объекта здравоохранения – патологоанатомического отделения (морга), расположенного на территории Калужской области, по адресу: город Калуга, Грабцевское шоссе, 101 (далее – Конкурс).

15.11.2016г. информация о Конкурсе была размещена на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов – www.torgi.gov.ru, официальном сайте  министерства здравоохранения Калужской области – www.admoblkaluga.ru, официальном сайте Центра государственно-частного партнерства Калужской области - www.ppp-kaluga.ru в разделе «Конкурсы».

Дата начала представления заявок на участие в конкурсе – 16.11.2016 года.

Дата окончания представления заявок на участие в конкурсе – 27.12.2016 года.

Согласно протоколам №1 и №2 заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении реконструкции и последующей эксплуатации объекта здравоохранения, расположенного на территории Калужской области от 28.12.2016г. на участие в вышеуказанном открытом конкурсе была подана 1 заявка от ООО «Архангел», которая была признана соответствующей требованиям Федерального закона от 21.07.2005г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и условиям конкурсной документации, открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении реконструкции и последующей эксплуатации объекта здравоохранения – патологоанатомического отделения (морга), расположенного на территории Калужской области, по адресу: город Калуга, Грабцевское шоссе, 101 был признан несостоявшимся.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы, в частности: на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

3. Согласно доводам жалобы заявителей организатором торгов - Министерством здравоохранения Калужской области нарушены положения Федерального закона от 21.07.2005г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и иных законов РФ, в части противоречия ряда положений Конкурсной документаций законодательству РФ (оказание ритуальных услуг на возмездной основе), включения в состав лота услуг технологически и функционально не связанных с услугами, оказание которых является предметом торгов, ограничения конкуренции путем необходимости получения лицензии на проведение судебно-медицинских экспертиз и исследований в случае проведения данных экспертиз и исследований самим концессионером, а также отсутствия у организатора торгов - Министерства здравоохранения Калужской области контрольных (надзорных) функций в сфере ритуальных услуг и похоронного дела.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Калужского УФАС России было установлено следующее.

Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005г. №115-ФЗ установлены требования к содержанию конкурсной документации.

Согласно части 3 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005г. №115-ФЗ установлено, что конкурсная документация не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 21.07.2005г. №115-ФЗ установлено, что в качестве критериев конкурса, за исключением случаев, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, могут устанавливаться:

1) сроки создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;

2) период со дня подписания концессионного соглашения до дня, когда созданный и (или) реконструированный объект концессионного соглашения будет соответствовать установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям;

3) технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения;

4) объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

5) период со дня подписания концессионного соглашения до дня, когда производство товаров, выполнение работ, оказание услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, будет осуществляться в объеме, установленном концессионным соглашением;

6) размер концессионной платы;

7) предельные цены (тарифы) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, надбавки к таким ценам (тарифам) при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и (или) долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера;

8) обязательства, принимаемые на себя концессионером в случаях недополучения запланированных доходов от использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, возникновения дополнительных расходов при создании и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, использовании (эксплуатации) объекта концессионного соглашения.

Статьей 27 Федерального закона от 21.07.2005г. №115-ФЗ установлены требования к участникам конкурса, касающиеся представления заявок на участие в конкурсе.

Статьей 29 Федерального закона от 21.07.2005г. №115-ФЗ установлены положения, регулирующие проведение предварительного отбора участников конкурса.

Конкурсной документацией, утвержденной Приказом Министра здравоохранения Калужской области от 08.11.2016 №1346 установлено, что объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество, предназначенное для обеспечения осуществления деятельности по предоставлению услуг в сфере здравоохранения.

В свою очередь приложением №2 к Тому 1 Конкурсной документации был установлен Перечень предоставляемых услуг и требования по содержанию объекта концессионного соглашения:

1. По обеспечению производства судебно-медицинских экспертиз и исследований: экспертиза, освидетельствование потерпевших, обвиняемых и других лиц, производство сложных (комиссионных экспертиз), производство судебно-химических экспертиз и исследований, производство судебно-гистологических экспертиз и исследований.

2. По обеспечению работ (услуг) по патологической анатомии.

3. Иные услуги, необходимые для возмещения инвестиционных вложений Концессионера, включая ритуальные услуги по организации и проведению похорон:

3.1. агентские услуги по сопровождению похорон;

3.2. катафальные перевозки;

3.3. услуги ритуальных залов;

3.4. услуги церемониймейстера ритуального обслуживания;

3.5. услуги по захоронению и перезахоронению.

4. Концессионер обязуется транспортировать на безвозмездной основе останки умерших в лечебных учреждениях г. Калуги в морг для установления причин смерти (вскрытия) или хранения (предпохоронного содержания);

5. Концессионер обязуется транспортировать на возмездной основе останки умерших транспортирование останков и прахов умерших (погибших) в другие города, государства, осуществлять катафальные перевозки катафальным транспортом различных категорий, в том числе погрузочно-разгрузочные работы:

- транспортирование останков к месту прощания и (или) проведения религиозного обряда;

- транспортирование останков к месту захоронения или кремации;

- транспортирование останков на территории объекта похоронного назначения транспортным катафалком (тележка, сани, лафет);

- доставка участников похорон к месту их проведения (по указанным потребителем адресам);

- обратная доставка участников похорон от места захоронения (кремации).

6. Концессионер на безвозмездной основе обязан обеспечить оказание услуг диспетчера ритуального обслуживания включают в себя:

- консультирование потребителя по вопросам заключения договора;

- прием заявки и направление агента к месту, указанному потребителем для оформления договора;

- согласование времени и места захоронения останков умершего или праха;

- информационно-справочные услуги, включая предоставление информации о порядке работы объектов похоронного назначения и инфраструктуры, поиска и предоставления информации из архива о местах захоронения.

7. Концессионер обязан организовать предпохоронное содержание останков умерших или погибших.

Услуги по предпохоронному содержанию останков умерших или погибших включают в себя:

- прием в останкохранилища на предпохоронное хранение тел умерших (погибших), причина смерти которых установлена, при предъявлении медицинского свидетельства о смерти;

- хранение тел умерших (погибших) в специальных условиях, обеспечивающих их сохранение;

- подготовку тел умерших (погибших) к похоронам.

8. Концессионер обязуется создать не менее двух ритуальных залов с обеспечением предоставления услуг:

- предоставление зала;

- внос/вынос, снятие/погрузка гроба с телом, урны с прахом (услуги грузчиков);

- проведение обряда прощания церемониймейстером;

- музыкальное оформление обряда прощания (живое, фонограмма).

9. Концессионер имеет право обеспечивать оказание услуг церемониймейстера ритуального обслуживания.

10. Концессионер имеет право организовать реализацию похоронных принадлежностей и обрядовой атрибутики.

11. Концессионер имеет право обеспечивать оказание благотворительных услуг для социально незащищенных слоев населения, оказание ритуальных услуг при смерти детей, малоимущих, инвалидов.

Таким образом, указание в конкурсной документации на необходимость оказания ритуальных услуг на объекте концессионного соглашения противоречит назначению данного объекта.

Кроме того, оказание услуг в сфере здравоохранения (судебно-медицинских экспертиз и исследований) и ритуальных услуг не является технологически и функционально взаимосвязанным, что также подтверждается необходимостью получения соответствующей лицензии для оказания первого вида услуг (медицинской деятельности) и отсутствия такой необходимости для оказания ритуальных услуг.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, указание в конкурсной документации на необходимость оказания в рамках концессионного соглашения услуг, не являющихся взаимосвязанными между собой, может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что является нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005г. №115-ФЗ к объектам концессионного соглашения отнесены объекты здравоохранения.

В свою очередь, ритуальные услуги в соответствии с ГОСТ Р 53107-2008 относятся к бытовым услугам, а объекты бытового обслуживания населения не отнесены законом к объектам концессионного соглашения.

Комиссия Калужского УФАС России также отмечает, что в силу своей компетенции Министерство здравоохранения Калужской области не наделено полномочиями по регулированию деятельности оказания ритуальных услуг, в связи, с чем указание в конкурсной документации на необходимость оказания концессионером конкретных видов ритуальных услуг является неправомерным.

Кроме того, в пункте 19 раздела VIII «Условия концессионного соглашения» Тома 2 конкурсной документации указано, что во избежание сомнений описание условий, указанных в настоящем разделе, не является исчерпывающими, их более полное и детальное толкование содержится в проекте Концессионного Соглашения. Между тем, указанный проект Концессионного Соглашения Министерством здравоохранения Калужской области на официальном сайте в сети «Интернет» не размещен.

Также, Комиссия Калужского УФАС России отмечает тот факт, что установленный в конкурсной документации критерий конкурса «Объем выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением» и требуемые значения по количеству проведенных исследований и экспертиз носит необъективный характер т.к. участнику конкурса не могут быть известны указанные значения, поскольку они зависят от иных лиц (правоохранительных органов, судов и т.д.).

В связи с допущенными существенными нарушениями требований Федерального закона от 21.07.2005г. №115-ФЗ, Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об аннулировании открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении реконструкции и последующей эксплуатации объекта здравоохранения – патологоанатомического отделения (морга), расположенного на территории Калужской области, по адресу: город Калуга, Грабцевское шоссе, 101 (извещение №151116/7123563/01).

По результатам полного и всестороннего рассмотрения жалобы РК «Некрополь», ПД «СТЕЛЛА», ПК «Реквием», РА «Ангел», ПК «Воскресение», руководствуясь положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

  

  1. Жалобу РК «Некрополь», ПД «СТЕЛЛА», ПК «Реквием», РА «Ангел», ПК «Воскресение» признать обоснованной.
  2. Признать в действиях организатора торгов - Министерства здравоохранения Калужской области при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении реконструкции и последующей эксплуатации объекта здравоохранения – патологоанатомического отделения (морга), расположенного на территории Калужской области, по адресу: город Калуга, Грабцевское шоссе, 101 (извещение №151116/7123563/01) нарушение части 3 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Выдать организатору торгов - Министерству здравоохранения Калужской области предписание об аннулировании открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении реконструкции и последующей эксплуатации объекта здравоохранения – патологоанатомического отделения (морга), расположенного на территории Калужской области, по адресу: город Калуга, Грабцевское шоссе, 101 (извещение №151116/7123563/01).
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель комиссии:

___________________

/……/

Члены комиссии:

___________________

/……/

 

___________________

/……/

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны