Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 04-03р/2016 ПО ПРИЗНАКАМ... от 14 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 04-03р/2016 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О РЕКЛАМЕ

 

«27» апреля 2016 г.                                                                                         г. Калуга

 

   Председатель Комиссии Калужского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе –/…/, рассмотрев материал, в котором содержаться признаки нарушения законодательства РФ о рекламе,

 

                                                     УСТАНОВИЛ:

 

В ходе осуществления Калужским УФАС России функций по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и проведения соответствующей проверки были выявлены следующие обстоятельства.

  В общественно-политической районной газете «//………..//» № 114 (11168) от 13.10.2015 на странице № 8 размещена информация следующего содержания: «Уникальная распродажа шуб. Норка, мутон, бобер, распродажа меховых шапок (производитель г. Пятигорск). <акция> меняем старую шубу на новую. 15 октября по адресу: /…/, 2. с 9:00 до 18:00. Есть кредит», без наименования организации, предоставляющей финансовую услугу в виде кредита.

         Информация, распространяемая в указанном периодическом печатном издании является рекламой, поскольку из статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее также ФЗ «О рекламе») следует, что рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

         Вместе с тем реклама должна соответствовать требованиям, установленным законодательством.

Часть 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» гласит, при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 3 «О рекламе» ненадлежащей признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

  В силу части 1 статьи 28 данного Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

  Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в главе 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.

  Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

  На основании статьи 822 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).

  Как определено в статье 823 Гражданского кодекса Российской Федерации, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

  Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей относительно возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг.

  Из содержания размещенной информации, с учетом ее распространения в общественно-политической районной газете «//………..//», следует, что данная информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования,  формированию и поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке.

  Материалы свидетельствуют, что в рекламном объявлении, распространяемом общественно-политической районной газетой «//……….//», отсутствовали сведения, о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском.

  В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 данного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.

  Поскольку в размещенной Обществом рекламе содержится указание на предоставление рекламируемых услуг "в кредит", следует вывод о том, что такое указание воспринимается как предложение в получении именно банковской услуги. В данном случае в тексте рекламного объявления отсутствуют сведения для однозначного вывода о том, что кредит предоставляется непосредственно рекламодателем в форме отсрочки платежа, а не банком. Следовательно, спорная реклама должна соответствовать требованиям части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» и содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

  Однако в данной рекламе указание на наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги, отсутствует.

  Вся необходимая и требуемая по закону информация должна доводиться непосредственно в рекламе с тем, чтобы обеспечить возможность потребителю с ней ознакомиться, так как она может существенно повлиять на его выбор.

            В соответствии со статьей 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение части 1 статьи 28.

            Рекламораспространителем указанной рекламы является АНО Редакция газеты «/………..//».

         Таким образом, в действиях АНО «Редакция газеты «//……….//» имеются признаки нарушения части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», выразившиеся в распространении рекламы в общественно-политической районной газете «//……….//» № 114 (11168) от 13.10.2015 на странице № 8 следующего содержания: «Уникальная распродажа шуб. Норка, мутон, бобер, распродажа меховых шапок (производитель г. Пятигорск). <акция> меняем старую шубу на новую. 15 октября по адресу: /../, 2. с 9:00 до 18:00. Есть кредит», без наименования организации, предоставляющей финансовую услугу в виде кредита.

         На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ-№38 «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

                                                       ОПРЕДЕЛИЛ:

 

   1. Возбудить дело №04-03р/2016, по признакам нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе.

   2. Назначить рассмотрение дела №04-03р/2016 на «10» часов «30» минут «26» мая 2016 года по адресу: г. Калуга, пл. Старый Торг 5, зал заседаний Калужского УФАС России (1 этаж).

  3. Признать лицами, участвующими в деле:

   - в качестве ответчика АНО «Редакция газеты «//………..//».

         4. АНО «Редакция газеты «//………..//»  представить в адрес Калужского УФАС России в срок не позднее 20.05.2016 письменные пояснения по факту распространения в  общественно-политической районной газете «//……//» № 114 (11168) от 13.10.2015 на странице № 8 рекламной публикации следующего содержания: «Уникальная распродажа шуб. Норка, мутон, бобер, распродажа меховых шапок (производитель г. Пятигорск). <акция> меняем старую шубу на новую. 15 октября по адресу: ДК г. Жуков, ул. Гурьянова, 2. с 9:00 до 18:00. Есть кредит», без наименования организации, предоставляющей финансовую услугу в виде кредита.

   Явка лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна.

   Для участия в рассмотрении дела необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, либо для представителя - надлежащим образом оформленную доверенность.

   Дополнительно сообщаю, что частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации), предусмотрена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                               /…/

Связанные организации

Связанные организации не указаны