Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №04-03р/2016 от 14 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

    «30» мая 2016 г.                                                                                           г. Калуга

 

 

Резолютивная часть решения объявлена «26» мая 2016 года

Полный текст решения изготовлен «30» мая 2016 года

 

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в составе: //………………..//,

         рассмотрев дело №04-03р/2016 по признакам нарушения АНО «Редакция газеты «//………..//»законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившегося в распространении рекламы в общественно-политической районной газете «///………..//» № 114 (11168) от 13.10.2015 на странице № 8 следующего содержания: «Уникальная распродажа шуб. Норка, мутон, бобер, распродажа меховых шапок (производитель г. Пятигорск). <акция> меняем старую шубу на новую. 15 октября по адресу: ДК г. Жуков, ул. Гурьянова, 2. с 9:00 до 18:00. Есть кредит», без наименования или имени лица, предоставляющего финансовую услугу в виде кредита.

в присутствии главного редактора АНО «Редакция газеты «//…………….//»,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В ходе осуществления Калужским УФАС России функций по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и проведения соответствующей проверки были выявлены следующие обстоятельства.

  В общественно-политической районной газете «//……………..//» № 114 (11168) от 13.10.2015 на странице № 8 размещена информация следующего содержания: «Уникальная распродажа шуб. Норка, мутон, бобер, распродажа меховых шапок (производитель г. Пятигорск). <акция> меняем старую шубу на новую. 15 октября по адресу: ДК г. Жуков, ул. Гурьянова, 2. с 9:00 до 18:00. Есть кредит», без наименования или имени лица, предоставляющего финансовую услугу в виде кредита.

         Информация, распространяемая в указанном периодическом печатном издании является рекламой, поскольку из статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее также ФЗ «О рекламе») следует, что рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

         Вместе с тем реклама должна соответствовать требованиям, установленным законодательством.

Часть 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» гласит, при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащей признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

  Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в главе 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.

  Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

  На основании статьи 822 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).

  Как определено в статье 823 Гражданского кодекса Российской Федерации, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

  Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг.

  В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 данного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.

  Поскольку в размещенной Обществом рекламе содержится указание на предоставление рекламируемых услуг "в кредит", следует вывод о том, что такое указание воспринимается как предложение в получении именно банковской услуги. В данном случае в тексте рекламного объявления отсутствуют сведения для однозначного вывода о том, что кредит предоставляется непосредственно рекламодателем в форме отсрочки платежа, а не банком.

  В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона N 38-ФЗ реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

  Следовательно, спорная реклама должна соответствовать требованиям части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» и содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

  Согласно ст. 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации наименование юридического лица должно содержать, помимо самого наименования, также указание на его организационно правовую форму.

  Вместе с тем в тексте указанных рекламных публикаций информация о лице, предусмотренная частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", отсутствует.

            Вся необходимая и требуемая по закону информация должна доводиться непосредственно в рекламе с тем, чтобы обеспечить возможность потребителю с ней ознакомиться, так как она может существенно повлиять на его выбор.

  Кроме того, финансовые услуги могут оказываться не только специализированными финансовыми организациями, но также организациями и индивидуальными предпринимателями, в том числе потребительскими, жилищными, жилищно-строительными, жилищными накопительными кооперативами, торговыми и иными организациями.

            Потребитель должен знать какое лицо делает предложение о денежных вложениях и других услугах, связанных с денежными средствами. Поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

  Следовательно, указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

  Из пояснений представленных АНО Редакция газеты «/…………….//» следует, что распространение рекламы в общественно-политической районной газете «//……………//» № 114 (11168) от 13.10.2015 на странице № 8 следующего содержания: «Уникальная распродажа шуб. Норка, мутон, бобер, распродажа меховых шапок (производитель г. Пятигорск). <акция> меняем старую шубу на новую. 15 октября по адресу: ДК г. Жуков, ул. Гурьянова, 2. с 9:00 до 18:00. Есть кредит», без наименования или имени лица, предоставляющего финансовую услугу в виде кредита, не было направлено на привлечение внимания к финансовой услуге в виде кредита.

  Вместе с тем АНО Редакция газеты «//………….//» в ходе рассмотрения дела № 04-03р/2016 вину признало полностью.

  В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

            Рекламораспространителем указанной рекламы является АНО Редакция газеты «//…………..//».

         Таким образом, действия АНО «Редакция газеты «//…………….//», выразившиеся в распространении рекламы в общественно-политической районной газете «//………………//» № 114 (11168) от 13.10.2015 на странице № 8 следующего содержания: «Уникальная распродажа шуб. Норка, мутон, бобер, распродажа меховых шапок (производитель г. Пятигорск). <акция> меняем старую шубу на новую. 15 октября по адресу: ДК г. Жуков, ул. Гурьянова, 2. с 9:00 до 18:00. Есть кредит», без наименования или имени лица, предоставляющего финансовую услугу в виде кредита, признаются Комиссией, нарушающими часть 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

  Согласно положениям ч. 4 ст. 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

  Оснований для прекращения рассмотрения дела Комиссией Калужского УФАС России не выявлено.

   Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, статьей 36 ФЗ - № 38 «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006  № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

   1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую АНО «Редакция газеты «//……………..//», поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

         2. Выдать АНО «Редакция газеты «//…………..//»  предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе (нарушение части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе»), факт которого установлен в общественно-политической районной газете «///…………..//» № 114 (11168) от 13.10.2015 на странице № 8, путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы содержащей сведения о продаже рекламируемого объекта, с возможностью предоставления кредита, без наименования или имени лица, предоставляющего финансовую услугу в виде кредита.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии:        _________________ //……………//

 

Члены Комиссии:                   _________________  //…………….//

 

                                                  _________________ //……………//              

Связанные организации

Связанные организации не указаны