Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №04-05к/2016 от 14 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

                                                   РЕШЕНИЕ

 

«17» июня 2016г.                                                                                           г. Калуга

 

 

  Резолютивная часть решения оглашена «16» июня 2016 года.
  В полном объеме решение изготовлено «17» июня 2016 года.

 

 

  Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации в составе: /…/,

         рассмотрев дело №04-05к/2016 по признакам нарушения статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006  г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в  осуществлении недобросовестной конкуренции, а именно в использовании ИП //………….// товарного знака, правообладателем которого является ИП //…………//, что подтверждается свидетельством на товарный знак (знак обслуживания) № //………..// от 19.03.2013,

  в отсутствии ИП //………….//, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела,

   в отсутствии ИП //………….//, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В адрес Калужского УФАС России поступило обращение от //……………..// (вх. /…/) (далее Заявитель) с жалобой на использование компанией «//……………//» товарного знака, правообладателем которого является Заявитель, что подтверждается свидетельством на товарный знак (знак обслуживания) № //……………// от 19.03.2013.

         Указанные в обращении доводы, подтверждаются протоколом осмотра Интернет сайта www.//.............//.ru от 03.09.2015, на страницах которого воспроизведены фотографии продукции, реализуемой магазином «//………..//» с изображением товарного знака, правообладателем которого является Заявитель.

         Незаконное использование товарного знака, правообладателем которого является Заявитель, осуществляется путем размещения в сети Интернет на страницах информационного ресурса (Интернет сайта) по адресу www.//............//.ru информации о реализуемой продукции с использованием изображения товарного знака, правообладателем которого является Заявитель.

         Деятельность по реализации продукции магазина «//……………//», расположенного по адресу: г. Калуга, //…………// осуществляет ИП //…………//

         Содержащаяся на сайте информация размещена в интересах ИП //…………..// на основании договора возмездного оказания услуг № /……….// от 09.02.2014, заключенного с ИП //………….//. Предметом указанного договора является создание сайта Заказчика (ИП //…………….//). Согласно пункту 1.2.1. указанного договора создание Сайта Заказчика осуществляется путем согласования Технического задания, в соответствии с которым разрабатывается Дизайн-концепция Сайта, Дизайн макеты всех страниц Сайта и создание самого Сайта. Согласно пункту 1.2.4 указанного договора по окончании работ Стороны подписывают Акт выполненных работ.

  Отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров,  регулируются частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

   В соответствии с положениями статьи 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

   В статье 1479 ГК РФ предусмотрено, что на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

   Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак).

   Согласно статье 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуа­лизации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

   В силу статей 1480, 1484 ГК РФ, правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации; владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами.

   Использованием товарного знака является его размещение на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; при выполнении работ, оказании услуг; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

   Из смысла статей 1484, 1515 ГК РФ следует, что нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) является использование без разрешения правообладателя в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров.

   В силу пункта 1 части 1 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции», целью настоящего Закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

   Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

   Согласно «Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года» (ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 19 сентября 1968 г. № 3104-VII).

   (1) Страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции.

   (2) Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

   (3) В частности, подлежат запрету:

   1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;

   2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;

   3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

   В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

   Из указанного определения следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией одновременно должны выполняться несколько условий, а именно:

   - действия должны совершаться хозяйствующим субъектом;

   - действия должны быть направленными на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

   - действия должны противоречить положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

   - действия причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести вред их деловой репутации.

   В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

   Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимущества в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность получить субъекту такие преимущества. При этом сами преимущества означают такое превосходство над конкурентами, которое позволяет увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий, то есть действия хозяйствующего субъекта могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующему субъекту увеличить получаемую прибыль либо предотвратить ее неизбежное снижение.

   Термины «добропорядочность», «разумность», «справедливость» действующим законодательством не определены, в связи с чем указанные термины применяют в связи с их общим значением в русском языке. Так, термин «добропорядочный» обычно толкуется как приличный, достойный одобрения, порядочный, а термин «порядочный», в свою очередь – как честный и соответствующий принятым правилам поведения. Категории «разумность» и «справедливость» отражают различные моральные принципы.

   Последним признаком недобросовестной конкуренции, указанным в ее определении, является причинение вреда другому хозяйствующему субъекту — конкуренту. Такой вред может выражаться в убытках, которые терпит конкурент, или в ущербе его деловой репутации. В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ под убытками кроме реального ущерба понимаются также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). При этом в обоих случаях для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно лишь возможности наступления таких последствий, и доказательств реального вреда не требуется.

  В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией  недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

   Согласно статье 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с созданием смешения, путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации.

  Пункт 1 настоящей статьи  запрещает незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

   Часть 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации прямо запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

   Рынок розничной торговли входными и межкомнатными дверями на территории города Калуги является конкурентным, о чем свидетельствуют сведения, запрошенные у Городской Управы города Калуги, о хозяйствующих субъектах города Калуги, осуществляющих розничную торговлю входными и межкомнатными дверями.

         Таким образом, все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», присутствуют в действиях Ответчика:
1) направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности над конкурентом выразилась в том, что ИП //…………// использовала репутацию Заявителя и реализуемых им услуг, без соответствующего, предусмотренного законодательством разрешения правообладателя, и, тем самым, снизила издержки на продвижение своей продукции;
2) противоречие действующему законодательству, а именно пункту 1 части 3 статьи 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, пункту 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации;
3) способность причинения убытков конкуренту выразилась в том, что Заявитель, вследствие использования ИП //……….// товарного знака, правообладателем которого он является, лишается возможности эффективно реализовывать свой товар, так как данные действия ИП //………..//  не позволяют Заявителю получить то, на что он был вправе рассчитывать при обычных условиях введения в гражданский оборот продукции с использованием принадлежащего Заявителю товарного знака и продвижением данного товарного знака, что в свою очередь, не может не сказаться на прибыли Заявителя.

         При этом возможность причинения ущерба конкурентам сама по себе является правонарушением без необходимости доказывания его фактического причинения.

         Учитывая изложенное, действия ИП //……..//, выразившиеся в незаконном использовании товарного знака, правообладателем которого является Заявитель, способны вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента, а именно с деятельностью Заявителя (ИП //……..//), а также направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации и  могут причинить убытки Заявителю, в связи с чем признаются Комиссией  Калужского УФАС России недобросовестной конкуренцией, то есть нарушением статьи 14.6 ФЗ «О защите конкуренции.

    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статьей 10.bis «Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия ИП //…………// нарушающими статьи 14.6 ФЗ «О защите конкуренции», а также нарушающими статью 10.bis «Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года».

2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, предписание ИП //……………// не выдавать.

 

 

        В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                /…/

 

Члены Комиссии                                                                    /…/

 

                                                                                                     /…/

                                         

Связанные организации

Связанные организации не указаны