Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 29 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 04-06а/2015

об административном правонарушении

 

«17» марта 2015 года                                                                                                г. Калуга

 

Заместителя руководителя Калужского УФАС России \..........\, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 04.03.2015г., составленный в отношении начальника Кировского отделения ОАО «Калужская сбытовая компания» \..........\ (год и место рождения: 01.11.1973г., г. Киров Калужской области; место жительства: Калужская область, г. Киров, ул. Чкалова, д. 102, кв. 1; документ, удостоверяющий личность: паспорт гражданина РФ: серия <...> выдан ОВД Кировского района Калужской области 30.04.2003г.) и другие материалы дела № 04-06а/2015 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя \..........\ по доверенности \..........\ (доверенность от 12.03.2015г.)

 

                                                           УСТАНОВИЛ:

 

25.03.2014г. Комиссией Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства вынесено решение, которым действия ОАО «Калужская сбытовая компания» (далее также ОАО «КСК», Общество, Гарантирующий поставщик), выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем направления уведомлений о возможном ограничении режима потребления электроэнергии ИП \..........\, повлекшие ущемление интересов данного лица, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).

Исходя из указанного решения, следует, что в адрес Калужского УФАС России из Людиновского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета России по Калужской области поступило заявление ИП \..........\ с жалобой на действия ОАО «Калужская сбытовая компания» по направлению уведомлений о возможном ограничении режима потребления электроэнергии в адрес индивидуального предпринимателя.

В ходе рассмотрения заявления было установлено, что между ИП \..........\ и ОАО «КСК» заключен договор энергоснабжения №4024 от 16.11.2006г., согласно условиям которого Гарантирующий поставщик взял на себя обязательства по продаже электрической энергии, а ИП \..........\ – по оплате потребленной электрической энергии.

В 2013г. ОАО «КСК» в адрес ИП \..........\ регулярно направлялись уведомления о возможном ограничении режима потребления электроэнергии в связи с имеющейся задолженностью последнего (а именно: уведомления от 16.01.2013г. №939, от 27.02.2013г. №35, от 15.05.2013г. №253, от 13.06.2013г. №328, от 14.08.2013г. №497, от 18.09.2013г. №596, от 21.10.2013г. №675).

Между тем, исходя из платежных поручений, следует, что ИП \..........\ в 2013г. оплачивал в полном объеме потребленную электрическую энергии и в сроки, предусмотренные п. 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, а именно:

- 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;

- 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;

- стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

Аналогичный порядок оплаты потребленной электрической энергии определен также в п. 5.2 и п. 5.3 договора энергоснабжения №4024 от 16.11.2006г., заключенного между ИП \..........\ и ОАО «КСК».

Согласно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с Приказом Калужского УФАС России № 184 от 08.10.2009г. ОАО «Калужская сбытовая компания» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов на розничном рынке купли-продажи электрической энергии в географических границах Калужской области. При этом, исходя из аналитического отчета по анализу состояния конкурентной среды на розничных рынках электрической энергии (мощности), ОАО «КСК» имеет долю 93 процента на территории Калужской области и 88 процентов на территории г. Калуга, т.е. более 50 процентов.

Согласно пункту 3.11 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012г. № 345, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта не требуется, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

- хозяйствующий субъект включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов;

- хозяйствующий субъект включен в реестр с долей более пятидесяти процентов;

- доминирующее положение включенного в реестр хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого он был включен в реестр.

Таким образом, ОАО «Калужская сбытовая компания» занимает доминирующее положение на розничном рынке оказания услуг по купле-продаже электрической энергии в географических границах Калужской области и г. Калуги.

Исходя из пояснений Общества, обязательства потребителя по оплате электроэнергии считаются исполненными при поступлении денежных средств на расчетный счет Гарантирующего поставщика. Так, ИП \..........\ были нарушены сроки оплаты потребленной электрической энергии, в связи с чем последнему направлялись уведомления о предстоящем введении ограничения режима потребления электроэнергии. Кроме того, ввиду оплаты задолженности введение ограничения потребления электрической энергии в отношении ИП \..........\ не вводилось.

Указанные доводы Гарантирующего поставщика были признаны Комиссией Калужского УФАС России необоснованными по следующим обстоятельствам.

Порядок введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии регулируется Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012г. № 442 (далее по тексту Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено введение ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе, в связи с нарушением потребителем своих обязательств, а именно в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующему денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.

В связи с наступлением вышеуказанных обстоятельств ограничение режима потребления вводится по инициативе Гарантирующего поставщика, перед которым не исполнены обязательства (п. 4 Правил).

Таким образом, Гарантирующий поставщик вправе по собственной инициативе вводить ограничение режима потребления электроэнергии при условии неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии в случае нарушения последним сроков платежа.

Согласно п. 15 Правил введение ограничения режима потребления в связи с наступлением вышеуказанных обстоятельств осуществляется в следующем порядке:

а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием:

размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем;

даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;

б) в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления:

введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 настоящих Правил на указанный в уведомлении срок;

введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе (если введение частичного ограничения невозможно по причине, указанной в пункте 11 настоящих Правил). Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется;

в) соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при введении ограничения режима потребления и определенных договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.

Так, в 2013г. ОАО «КСК» в адрес ИП \..........\ был направлен ряд уведомлений о возможном ограничении режима потребления электроэнергии в связи с имеющейся задолженностью последнего (а именно: уведомления от 16.01.2013г. №939, от 27.02.2013г. №35, от 15.05.2013г. №253, от 13.06.2013г. №328, от 14.08.2013г. №497, от 18.09.2013г. №596, от 21.10.2013г. №675).

В указанных уведомлениях Гарантирующим поставщиком был указан размер задолженности по оплате электрической энергии, дата предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, а также дата полного ограничения режима потребления в случае непогашения задолженности.

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России пришла к выводу, что направление ОАО «КСК» в адрес ИП \..........\ уведомлений об ограничении режима потребления является одним из этапов процедуры ограничения режима потребления электрической энергии, предусмотренной п. 15 Правил.

Вместе с тем, порядок оплаты потребителем Гарантирующему поставщику электрической энергии предусмотрен п. 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, а именно:

- 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;

- 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;

- стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что ИП \..........\ в 2013г. оплачивал в полном объеме потребленную электрическую энергии и в сроки, предусмотренные действующим законодательством, а именно 10, 18 и 25 числа.

Также данные обстоятельства в ходе рассмотрения дела представителем ОАО «КСК» не оспаривались.

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России пришла к выводу, что ИП \..........\ не было допущено нарушение сроков оплаты потребленной электрической энергии, а, следовательно, у ОАО «Калужская сбытовая компания» не имелось оснований инициации процедуры ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ИП \..........\, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации.

 Так, в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела ОАО «Калужская сбытовая компания» было представлено распоряжение от 25.02.2014г., предусматривающее недопущение введения ограничения режима потребления электрической энергии потребителям, осуществляющими оплату потребленной электрической энергии в крайние сроки.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Таким образом, ОАО «Калужская сбытовая компания», направляя уведомлений о возможном ограничении режима потребления электроэнергии ИП \..........\ в отсутствие у последнего задолженности по оплате электрической энергии, злоупотребило своим доминирующим положением на рынке оказания услуг купли-продажи электрической энергии, т.е. допустило нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, как в отношении юридических, так в отношении должностных лиц.

Местом совершения административного правонарушения является г. Людиново Калужской области.

Временем административного правонарушения является 2013г.

Функции начальника Кировского отделения ОАО «Калужская сбытовая компания» в указанное время выполнял \..........\, что подтверждается приказом № 109-к от 31.12.2004г.

Данное лицо является руководителем структурного подразделения ОАО «Калужская сбытовая компания», т.е. отвечает всем признакам должностного лица, предусмотренным статьей 2.4 КоАП РФ.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

На основании изложенного устанавливается субъект административного правонарушения – начальник Кировского отделения ОАО «Калужская сбытовая компания» \..........\.

Исходя из вышеизложенного, действия начальника Кировского отделения ОАО «Калужская сбытовая компания» \..........\, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем направления уведомлений о возможном ограничении режима потребления электроэнергии ИП \..........\, повлекшие ущемление интересов данного лица, образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

\..........\ имел возможность для выполнения требований антимонопольного законодательства, однако не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.

\..........\ не предвидел возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя мог и должен был их предвидеть, соответственно, правонарушение совершено по неосторожности.

С учетом характера административного правонарушения и обстоятельств дела, оснований для прекращения производства по делу по малозначительности не усматривается.

Исходя из санкции части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Учитывая характер совершенного правонарушения, форму вины, считаю необходимым наложить на \..........\ административный штраф в наименьшем размере в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Руководствуясь частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

                                                           ПОСТАНОВИЛ:

 

Привлечь \..........\ к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере: 15 000 (Пятнадцать тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

 

Реквизиты для уплаты штрафа:

\..........\

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в порядке, установленном статьями 30.1-30.3 КоАП РФ.

 

 

 

Заместитель руководителя 

Калужского УФАС России                                                                                      \..........\

Связанные организации

Связанные организации не указаны