Решение б/н решение делу №04-07к/2014 от 2 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«20» мая 2015 г.                                                                                                             г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена «18» мая 2015года

Полный текст решения изготовлен «20» мая 2015года

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии - заместителя руководителя Калужского УФАС России \..........\, главного государственного инспектора отдела контроля естественных монополий и недобросовестной конкуренции Калужского УФАС России  \..........\ и главного специалист-эксперта отдела контроля естественных монополий и недобросовестной конкуренции Калужского УФАС России \..........\ (далее - Комиссия Калужского УФАС России),

рассмотрев дело № 04-07к/2014 по признакам нарушения ОАО «Калужская сбытовая компания» (юридический адрес: 248001, г. Калуга, пер. Суворова, д.8; ИНН 4029030252) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителя ОАО «Калужская сбытовая компания» Мурашовой Т.К. (доверенность от 25.12.2014 №1710/01) и представителя ОАО «МРСК Центра и Приволжья» \..........\ (доверенность от 25.12.2014)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Калужского УФАС России поступило заявление ООО «Ресурс» (вх. №4051 от 10.07.2014г.) (далее также Заявитель) с жалобой на действия ОАО «Калужская сбытовая компания» (далее также ОАО «КСК», Гарантирующий поставщик, Ответчик) по одностороннему отказу от исполнения договора энергоснабжения.

 

Исходя из материалов заявления, следует, что ООО «Ресурс» осуществляет деятельность по эксплуатации объектов водоснабжения (водонапорные башни и скважины) и оказанию услуг водоснабжения потребителям и населению в Думиничском районе Калужской области.

01.01.2012г. между ООО «Ресурс» и ОАО «Калужская сбытовая компания» был заключен договор энергоснабжения №5948, по условиям которого Гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии в объеме, необходимом Заявителю, а Заявитель – оплачивать приобретаемую электрическую энергию.

В связи с нарушением Заявителем сроков оплаты 24.03.2014г. ОАО «КСК» в адрес ООО «Ресурс» было направлено уведомление №791 о расторжении договора энергоснабжения с 28.04.2014г. и прекращении поставки электрической энергии в точках поставки (водонапорные башни и скважины).

13.05.2014г. Гарантирующим поставщиком Заявителю было направлено повторное уведомление №1211 о расторжении договора энергоснабжения с 28.04.2014г.

Также в адрес ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Калугаэнерго» (далее также Сетевая организация) в связи с расторжением вышеуказанного договора Ответчиком были направлены соответствующие уведомление №792 и повторное уведомление №1210 на введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ООО «Ресурс».

В вышеуказанных уведомлениях Гарантирующим поставщиком Заявителю и Сетевой организации указывались, в том числе, вид и поэтапные сроки ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ООО «Ресурс» - до уровня технологической брони, до уровня аварийной брони и последующее полное ограничение режима потребления электрической энергии.  

Вышеуказанные обстоятельства, а именно расторжение по инициативе ОАО «Калужская сбытовая компания» договора энергоснабжения №5948 от 01.01.2012г. и направление соответствующих уведомлений, явились основанием для обращения ООО «Ресурс» в адрес Калужского УФАС России с соответствующим заявлением (вх. №4051 от 10.07.2014г.)

Согласно п. 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Согласно п.2 Приложения к вышеуказанным Правилам к  категории потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

Учитывая, что ООО «Ресурс» относится к вышеуказанной категории потребителей и оказывает услуги водоснабжения потребителям и населению в Думиничском районе Калужской области, то к правоотношениям Ответчика и Заявителя применяется п. 18 Правил. При этом Гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения с ООО «Ресурс» был расторгнут, что может повлечь за собой последующее полное ограничение режима потребления электроэнергии для потребителя.

Согласно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела № 04-07к/2014 по признакам нарушения ОАО «Калужская сбытовая компания» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем расторжения договора энергоснабжения с ООО «Ресурс», повлекшее ущемление интересов данного лица.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с Приказом Калужского УФАС России №184 от 08.10.2009г. ОАО «Калужская сбытовая компания» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов на розничном рынке купли-продажи электрической энергии в географических границах Калужской области. При этом, исходя из аналитического отчета по анализу состояния конкурентной среды на розничных рынках электрической энергии (мощности), ОАО «КСК» на территории Калужской области и г. Калуга имеет долю более 50 процентов.

Согласно пункту 3.11 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012г. №345, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта не требуется, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

- хозяйствующий субъект включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов;

- хозяйствующий субъект включен в реестр с долей более пятидесяти процентов;

- доминирующее положение включенного в реестр хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого он был включен в реестр.

Таким образом, ОАО «Калужская сбытовая компания» занимает доминирующее положение на розничном рынке оказания услуг по купле-продаже электрической энергии в географических границах Калужской области и г. Калуги.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к  выводу, что действия ОАО «Калужская сбытовая компания» по расторжению договора энергоснабжения с ООО «Ресурс» могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела № 04-07к/2014 Комиссией Калужского УФАС России было установлено, что у ООО «Ресурс» в безвозмездном пользовании находятся водонапорные башни и скважины, являющиеся объектами централизованного водоснабжения населенных пунктов Думиничского района Калужской области. Основными потребителями услуг водоснабжения ООО «Ресурс» являются граждане, проживающие на территории указанного района.

В целях осуществления деятельности по водоснабжению потребителей (населения) между ООО «Ресурс» и ОАО «Калужская сбытовая компания» был заключен договор энергоснабжения №5948 от 01.01.2012г., по условиям которого Гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии в объеме, необходимом Заявителю, а Заявитель – оплачивать приобретаемую электрическую энергию.

 24.03.2014г. ОАО «Калужская сбытовая компания» в адрес ООО «Ресурс» было направлено уведомление №791 о расторжении договора энергоснабжения с 28.04.2014г. в связи с систематическим нарушением Заявителем сроков оплаты электрической энергии по договору энергоснабжения №5948 от 01.01.2012г. и прекращении поставки электрической энергии в точках поставки (водонапорные башни и скважины) с соблюдением следующих сроков введения ограничения: 28.04.2014г. – до уровня технологической брони, 07.05.2014г. – до уровня аварийной брони, 15.05.2014г. – полное ограничение.

По состоянию на 24.03.2014г. у ООО «Ресурс» перед ОАО «КСК» образовалась задолженность за потребленную электрическую энергию по вышеуказанному договору энергоснабжения в размере 860 570,83 руб.

При этом, Ответчик руководствовался п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 (далее по тексту – Основные положения), а также п. 7.2 договора энергоснабжения №5948 от 01.01.2012г.

Так, п. 53 Основных положений предусматривает, что в случае, если по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора.

13.05.2014г. Гарантирующим поставщиком в адрес Заявителя было направлено повторное уведомление №1211 о расторжении договора энергоснабжения с 28.04.2014г. с соблюдением иных сроков введения ограничения: 28.04.2014г. – до уровня технологической брони, 07.05.2014г. – до уровня аварийной брони, 15.05.2014г. – повторно до уровня аварийной брони, 30.05.2014г. – полное ограничение.

Также, ОАО «Калужская сбытовая компания» в адрес ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Калугаэнерго» были направлены уведомления №792 от 24.03.2014г. и повторное уведомление №1210 от 13.05.2014г. о расторжении договора энергоснабжения с ООО «Ресурс» с 28.04.2015г. и введении ограничения режима потребления электрической энергии в отношении Заявителя.

В указанных уведомлениях Гарантирующим поставщиком Сетевой организации также указывались вид и сроки ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов ООО «Ресурс»: до уровня технологической брони, до уровня аварийной брони и последующее полное ограничение.

Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012г. №442 (далее по тексту – Правила).

В соответствии с подп. е) п. 2 Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении обстоятельств по прекращению обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - прекращение обязательств сторон по договору), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии.

Согласно актов о введении частичного (полного) ограничения режима потребления электрической энергии от 28.04.2014г., 07.05.2014г., 15.05.2014г., 30.05.2014г. составленных сотрудниками Сетевой организации,  частичное ограничение режима потребления электрической энергии ООО «Ресурс» до уровня технологической и  аварийной брони, а также полное ограничение введено не было.

Исходя из пояснений ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (письма от 15.10.2014г. №5028, от 03.04.2015г. №062-2/2932), следует, что расторжение договора энергоснабжения в соответствии с требованиями Правил является основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителя. Кроме того, потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора энергоснабжения является бездоговорным потреблением электрической энергии. По факту бездоговорного потреблением электрической энергии также, как и в случае расторжения договора энергоснабжения, должно вводиться полное ограничение режима потребления электрической энергии.

Сетевая организация полагает, что действия ОАО «Калужская сбытовая компания» по расторжению договора энергоснабжения с ООО «Ресурс» и направлению уведомлений о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении Заявителя незаконны, т.к. в соответствии с п. 18 Правил не допускается введение ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони в отношении потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. Таким образом, проведение мероприятий полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ООО «Ресурс», а, соответственно, и расторжение договора энергоснабжения по инициативе Гарантирующего поставщика в одностороннем порядке, противоречат требованиям действующего законодательства.

Исходя из пояснений ОАО «КСК» (письма от 24.07.2014г. №945, от 24.09.2014г. №1262, от 15.04.2015г. б/н), следует, что договор энергоснабжения №5948 от 01.01.2012г. с ООО «Ресурс» был расторгнут с 28.04.2014г. по инициативе Гарантирующего поставщика в связи с ненадлежащим исполнением Заявителем обязательств по оплате потребленной электрической энергией.

По мнению ОАО «КСК» к такой категории потребителей, как ООО «Ресурс», применяется особый порядок введения режима ограничения потребления электроэнергии, а именно, согласно п. 18 Правил вводится частичное ограничение потребления электроэнергии в соответствии с п. 17 Правил не ниже уровня аварийной брони. При этом, п. 17 Правил определен порядок введения ограничения в определенных случаях: при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (абз. 2 подп. «б»), при возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии (абз. 3 подп. «б»),  при приостановлении или прекращение исполнения обязательств потребителя по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности (подп. «д» п. 2). Таким образом, введение ограничения режима потребления электрической энергии ниже уровня аварийной брони в отношении особой категории потребителей не допускается только в вышеуказанных случаях.

Исходя из позиции Ответчика, при прекращении обязательств по договору энергоснабжения п. 16 Правил предусматривает иной порядок введения ограничения, а именно введение полного ограничения режима потребления электрической энергии. Соответственно, в рассматриваемом деле в отношении ООО «Ресурс» на основании              п. 53 Основных положений при расторжении договора энергоснабжения по инициативе Гарантирующего поставщика вводится полное ограничение режима потребления электрической энергии при условии соблюдения соответствующей процедуры и сроков, предусмотренных п. 17 Правил.  

 Указанные доводы ОАО «Калужская сбытовая компания» не могут быть признаны Комиссией Калужского УФАС России обоснованными по следующим обстоятельствам.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее по тексту ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно ст. 3 ФЗ «Об электроэнергетике» гарантирующий поставщик электрической энергии – это коммерческая организация, обязанная в соответствии с данным Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию.

В силу п. 3 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Действие вышеуказанной нормы направлено на защиту гражданских прав контрагента договора, которым является либо физическое лицо, либо лицо, профессионально не занимающееся тем видом деятельности, который в обязательном порядке должна исполнять коммерческая организация в договорах, подпадающих под признаки публичных.

Обязательность заключения публичного договора при наличии возможности предоставить соответствующие услуги означает и недопустимость одностороннего отказа исполнителя от исполнения обязательств по договору, если у него имеется возможность исполнить свои обязательства (предоставить лицу соответствующие услуги), поскольку в противном случае требование закона об обязательном заключении договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения. Такое ограничение свободы договора, учитывающее существенное фактическое неравенство сторон в договоре и особый характер предмета договора, направлено на защиту интересов потребителя как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях.

В соответствии с п. 2 ст. 37 ФЗ «Об электроэнергетике» в случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора для него является обязательным.

Аналогичные положения содержатся в пункте 32 Основных положений, которым также предусмотрено, что гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем,… или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.

Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Следовательно, действующим законодательством установлен закрытый перечень оснований отказа гарантирующего поставщика от заключения соответствующего договора. Нахождение гарантирующего поставщика в договорных отношениях с покупателем по общему правилу является для поставщика обязательным.

На основании п. 1 ст. 38 ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В соответствии с п. 1 ст. 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Согласно п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным, в частности, в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров (п. 3 ст. 523 ГК РФ).

В силу п. 2 ст. 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Таким образом, право энергоснабжающей организации отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, при существенном нарушении этим лицом договора предусмотрено статьей 546 ГК РФ. При этом в силу прямого указания названной статьи нарушение договора абонентом предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров.

Вместе с тем, в силу п. 4 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 того же Кодекса (включая и ст. 546) применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Из изложенного следует, что при регулировании отношений по договору снабжения электрической энергией законодательно закреплена возможность устанавливать отличные от предусмотренных в названном параграфе ГК РФ правил не только в законе, но и в иных правовых актах, к которым относятся постановления Правительства Российской Федерации.

Согласно п. 45 Основных положений, если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком считается заключенным на неопределенный срок … и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим документом.

П.1 ст. 450 ГР КФ предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. При этом по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Вместе с тем, в силу п. 53 Основных положений в случае, если по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора.  

Таким образом, в п. 53 Основных положений предусматривает право Гарантирующего поставщика не расторгнуть договор в одностороннем порядке, а отказаться от его исполнения в случае, если потребителем не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате путем частичного или полного ограничения режима потребления электрической энергии до устранения потребителем обстоятельств, послуживших основанием для такого ограничения.

В соответствии с п. 18 Правил, в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони.

Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Согласно п.2 Приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии к числу таких потребителей относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

Учитывая, что ООО «Ресурс» относится к вышеуказанной особой категории потребителей, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что в соответствии с вышеизложенными нормами действующего законодательства введение ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони в отношении ООО «Ресурс» не допускается.

Вместе с тем, согласно подп. е) п. 2 Правил расторжение договора энергоснабжения является основанием для введения полного ограничения режима потребления электроэнергии для потребителя, что, по мнению Комиссии Калужского УФАС России, в силу п. 18 Правил недопустимо в отношении определенной категории потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям.  

Одностороннее расторжение договора энергоснабжения по инициативе ОАО «Калужская сбытовая компания» повлекло для ООО «Ресурс» угрозу прекращения подачи электрической энергии, что ведет к остановке работы объектов централизованного водоснабжения потребителей (населения) Думиничского района, а, следовательно, к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, санитарно-эпидемиологической безопасности, наступления негативных экологических и социальных последствий.

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что ОАО «Калужская сбытовая компания» не были соблюдены требования, предусмотренные п. 18 Правил, в соответствии с которым запрещено полное ограничение подачи электрической энергии для определенной группы потребителей, к которой относится ООО «Ресурс». Соответственно, Гарантирующий поставщик в силу требований ст. 546 ГК РФ лишен права расторжения договора энергоснабжения в отношении таких потребителей по собственной инициативе в одностороннем порядке.

Ответчик, расторгнув договор энергоснабжения с ООО «Ресурс», злоупотребил своим доминирующим положением на рынке оказания услуг купли-продажи электрической энергии, т.е. допустил нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела № 04-07к/2014 также было установлено, что частичное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении ООО «Ресурс» до уровня технологической и  аварийной брони, а также последующее полное ограничение введено не было. Кроме того, в связи с полной оплатой Заявителем задолженности за потребленную электрическую энергию между ООО «Ресурс» и ОАО «Калужская сбытовая компания» 30.12.2014г. был заключен новый договор энергоснабжения №5948, по условиям которого Гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии в объеме, необходимом Заявителю, а Заявитель – оплачивать приобретаемую электрическую энергию. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для выдачи ОАО «КСК» предписания о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Калужская сбытовая компания», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем расторжения договора энергоснабжения с ООО «Ресурс», повлекшее ущемление интересов данного лица, нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать в связи с устранением ОАО «Калужская сбытовая компания» нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                      _______________   \..........\

 

Члены Комиссии:                                                  _______________   \..........\

 

                                                                              _______________ \..........\

                                                                                      

 

                  

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.                                         

                                                                   

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны