Решение б/н решение по делу №04-07к/2015 от 2 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«13» мая 2015 г.                                                                                                              г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена «28» апреля 2015 года

Полный текст решения изготовлен «13» мая 2015 года

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии - заместителя руководителя Калужского УФАС России \..........\, начальника отдела контроля естественных монополий и недобросовестной конкуренции Калужского УФАС России  \..........\ и главного специалист-эксперта отдела контроля естественных монополий и недобросовестной конкуренции Калужского УФАС России  \..........\ (далее - Комиссия Калужского УФАС России),

рассмотрев дело № 04-07к/2015 по признакам нарушения ОАО «Калужская сбытовая компания» (юридический адрес: 248001, г. Калуга, пер. Суворова, д.8; ИНН 4029030252) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителя ОАО «Калужская сбытовая компания» \……….\ (доверенность №1702 от 24.12.2014г.), представителя ОАО «МРСК Центра и Приволжья» \..........\ (доверенность от 25.12.2014г.), представителя МУП Горэлектротранспорта «Управление Калужского троллейбуса» г. Калуги \..........\ (доверенность от 18.03.2013г.)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Калужского УФАС России поступило заявление МУП Горэлектротранспорта «Управление Калужского троллейбуса» г. Калуги (вх. №1489 от 26.03.2015г.) (далее также МУП ГЭТ «УКТ», Заявитель) с жалобой на действия ОАО «Калужская сбытовая компания» (далее также ОАО «КСК», Гарантирующий поставщик, Ответчик) по введению ограничения режима потребления электрической энергии с нарушением требований и сроков, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

Между МУП Горэлектротранспорта «Управление Калужского троллейбуса» г. Калуги и ОАО «Калужская сбытовая компания» заключен договор энергоснабжения №69 от 07.10.2014г.,  по условиям которого Гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии, а Заявитель – оплачивать приобретаемую электрическую энергию.

Исходя из материалов поступившего заявления, следует, что 17.02.2015г. МУП ГЭТ «УКТ» было получено уведомление ОАО «Калужская сбытовая компания» (вх. №69) о возможном ограничении режима потребления электрической энергии от 09.02.2015г. №389-П.

Основанием направления указанного уведомления послужило неисполнение Заявителем обязательств по оплате электрической энергии согласно договора энергоснабжения №69 от 07.10.2014г. и наличие задолженности.

Вышеуказанным уведомлением Заявитель был извещен о введении частичного ограничения режима потребления электрической энергии 19.02.2015г. – до уровня технологической брони; 25.02.2015г. – до уровня аварийной брони; а также о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии с 03.03.2015г. при невыполнении требования о погашении задолженности.

Так, 19.02.2015г. и 25.02.2015г. в отношении объектов МУП ГЭТ «УКТ» было введено частичное ограничение режима потребления электрической энергии до уровня технологической брони и до уровня аварийной брони, что подтверждается соответствующими актами от 19.02.2015г. и 25.02.2015г.

Вместе с тем, в материалах своего заявления МУП ГЭТ «УКТ» ссылается на то, что Заявителем уведомление Гарантирующего поставщика от 09.02.2015г. №389-П было получено только 17.02.2015г., что подтверждает журналом регистрации входящей корреспонденции предприятия (вх. №69).

В соответствии с требованиями п.7 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления с указанием, в том числе срока вводимого ограничения режима потребления.

Согласно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела № 04-07к/2015 по признакам нарушения ОАО «Калужская сбытовая компания» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения порядка введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении МУП Горэлектротранспорта «Управление Калужского троллейбуса» г. Калуги, повлекшие ущемление интересов Заявителя.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с Приказом Калужского УФАС России №184 от 08.10.2009г. ОАО «Калужская сбытовая компания» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов на розничном рынке купли-продажи электрической энергии в географических границах Калужской области. При этом, исходя из аналитического отчета по анализу состояния конкурентной среды на розничных рынках электрической энергии (мощности), ОАО «КСК» на территории Калужской области и г. Калуга имеет долю более 50 процентов.

Согласно пункту 3.11 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012г. №345, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта не требуется, в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:

- хозяйствующий субъект включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов;

- хозяйствующий субъект включен в реестр с долей более пятидесяти процентов;

- доминирующее положение включенного в реестр хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого он был включен в реестр.

Таким образом, ОАО «Калужская сбытовая компания» занимает доминирующее положение на розничном рынке оказания услуг по купле-продаже электрической энергии в географических границах Калужской области и г. Калуги.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к  выводу, что действия ОАО «Калужская сбытовая компания могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с п. 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком:

- 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;

- 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;

- стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

Аналогичный порядок оплаты потребленной электрической энергии определен также в пп. 5.2, 5.3 договора энергоснабжения № 69 от 07.10.2014г., заключенного между ОАО «КСК» и МУП ГЭТ «УКТ» г. Калуги.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа… вводится ограничение режима потребления электрической энергии (подп. б) п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее по тексту – Правила).

В связи с наступлением вышеуказанных обстоятельств ограничение режима потребления вводится по инициативе Гарантирующего поставщика, перед которым не исполнены обязательства (п. 4 Правил).

Таким образом, Гарантирующий поставщик вправе по собственной инициативе вводить ограничение режима потребления электроэнергии при условии неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии в случае нарушения последним сроков платежа.

Согласно п. 15 Правил введение ограничения режима потребления в связи с наступлением вышеуказанных обстоятельств осуществляется в следующем порядке:

а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием:

размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем;

даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;

б) в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления:

введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 настоящих Правил на указанный в уведомлении срок;

введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе (если введение частичного ограничения невозможно по причине, указанной в пункте 11 настоящих Правил). Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется;

в) соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при введении ограничения режима потребления и определенных договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.

Таким образом, одним из этапов процедуры полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, предусмотренной пунктом 15 Правил, является обязательное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления с указанием, в том числе даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем.

Аналогичное требование также предусмотрено п. 7 Правил, согласно которому инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления с указанием, в том числе срока вводимого ограничения режима потребления.

Исходя из заявления МУП ГЭТ «УКТ» следует, что уведомление ОАО «КСК» от 09.02.2015г. №389-П о введении ограничения было получено 17.02.2015г., что Заявитель подтверждает журналом регистрации входящей корреспонденции.

Вместе с тем, исходя из пояснений Ответчика (письмо №525 от 23.04.2015г.), следует, что уведомление от 09.02.2015г. №389-П о введении ограничения было направлено в адрес МУП ГЭТ «УКТ» непосредственно 09.02.2015г., что Гарантирующий поставщик подтверждает отчетом факса, а также информацией из уполномоченных органов.  

Согласно указанного уведомления 19.02.2015г. и 25.02.2015г. в отношении объектов МУП ГЭТ «УКТ» было введено частичное ограничение режима потребления электрической энергии до уровня технологической брони и до уровня аварийной брони, что подтверждается соответствующими актами от 19.02.2015г. и 25.02.2015г.

Порядок исчисления сроков определен главой 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ).

Так, в соответствии со ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Исходя из вышеизложенного, учитывая положения ст. 190, 191 ГК РФ, в случае направления ОАО «КСК» уведомления о введении ограничения №389-П в адрес МУП ГЭТ «УКТ» непосредственно 09.02.2015г., срок введения частичного ограничения режима потребления электрической энергии не мог наступить ранее 20.02.2015г.

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что введение 19.02.2015г. по инициативе ОАО «Калужская сбытовая компания» ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов МУП ГЭТ «УКТ» было произведено с нарушением порядка и сроков, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела также было установлено, что режим потребления электрической энергии в отношении объектов МУП ГЭТ «УКТ» был восстановлен 25.02.2015г. и полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении объектов Заявителя не вводилось.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Таким образом, Ответчик, нарушив порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении МУП Горэлектротранспорта «Управление Калужского троллейбуса» г. Калуги, злоупотребил своим доминирующим положением на рынке оказания услуг купли-продажи электрической энергии, т.е. допустил нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Калужская сбытовая компания», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения порядка введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении МУП Горэлектротранспорта «Управление Калужского троллейбуса» г. Калуги, повлекшие ущемление интересов данного лица, нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать в связи с устранением ОАО «Калужская сбытовая компания» нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

Председатель Комиссии                                        _______________   \..........\

 

Члены Комиссии:                                                    _______________   \..........\

 

                                                                                          _______________ \..........\

                                                                                      

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.                                                                                             

Связанные организации

Связанные организации не указаны