Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №04-08к/2015 от 2 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«30» апреля  2015 г.                                                                                                г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена «27» апреля 2015 года

Полный текст решения изготовлен «30» апреля 2015 года

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии –   заместителя руководителя  Калужского УФАС России \..........\, начальника отдела Калужского УФАС России \..........\, главного специалист-эксперта Калужского УФАС России \..........\, (далее – Комиссия Калужского УФАС России),

рассмотрев дело №04-08к/2015 по признакам нарушения ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (юридический адрес - 603950, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33, ИНН 5260200603) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителя ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» \..........\ (по доверенности от 25.12.2014), а так же  заявителя \.........\,

 

УСТАНОВИЛА:

 

 В адрес Калужского УФАС России поступило заявление от гр-ки \..........\ (вх.№1514 от 27.03.2015) о нарушении ОАО  «МРСК Центра и Приволжья» (далее также Сетевая организация, Общество, Ответчик) сроков осуществления технологического присоединения к электрическим сетям объекта заявителя.

 

Из материалов дела следует, что 16.08.2012 между Заявителем и Сетевой организацией, заключен договор №12/5336-кэ/01 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя: ВРУ-0,4кВ на земельном участке с кадастровым №40:27:040802:0028 расположенного по адресу: Калужская область, г. Обнинск, Киевское шоссе, 109 км (далее договор № 12/5336-кэ/01 от 16.08.2012).

Согласно пункту 5 данного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет один год со дня заключения договора. Аналогичные требования к срокам предусмотрены и пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861.

 Согласно техническим условиям, являющимся приложением к соответствующему договору № 12/5336-кэ/01 от 16.08.2012, сетевая организация должна осуществить: проектирование и строительство ВЛ-10кВ от ВЛ-10кВ №9 ПС «Коллонтай» до проектируемой ТП-10/0,4кВ~1,3 км. Проектирование и строительство ТП-10/0,4кВ. Запроектировать и построить ВЛ-0,4кВ от РУ-0,4кВ проектируемой ТП-10/0,4кВ до границ земельного участка заявителя ~ 300м. Мероприятия по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства Заявителя.

На момент обращения гр-ки \..........\ (27.03.2015) в Калужское УФАС России мероприятия по технологическому присоединению, определенные техническими условиями, со стороны ОАО «МРСК Центра и Приволжья» выполнены не были.

Согласно части 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с положениями статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а так же злоупотребление правом в иных формах.       Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а так же злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Проанализировав представленные материалы, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела № 04-08к/2015 по признакам нарушения ОАО «МРСК Центра и Приволжья» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем неисполнения в установленные сроки своих обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств Заявителя: ВРУ-0,4кВ на земельном участке с кадастровым №40:27:040802:0028 расположенного по адресу: Калужская область, г. Обнинск, Киевское шоссе, 109 км.

ОАО «МРСК Центра и Приволжья» является сетевой организацией, т.е. осуществляет оказание услуг по передаче электрической энергии, что подтверждается Реестром субъектов естественной монополии (Приказ ФСТ России от 27.06.2008 № 236-э), а также Постановлением Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 17.05.2011 № 55-эк  "О долгосрочных тарифах на услуги по передаче электрической энергии, необходимой валовой выручке и долгосрочных параметрах регулирования для ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиала "Калугаэнерго", применяющего метод доходности инвестированного капитала".  

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Исходя из части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»,  оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах протяженности принадлежащих ему электрических сетей.

Вместе с тем процесс передачи электрической энергии неразрывно связан с процессом технологического присоединения к электрическим сетям.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют  в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») определено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

На основании части 2 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

По смыслу указанных норм оказать услугу по технологическому присоединению в силу императивного указания закона обязана только одна единственная сетевая организация, в которую обратилось заинтересованное лицо.

При этом наличие отдельного вида экономической деятельности и, следовательно, отдельного рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель, реализуя принцип достижения  баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, фактически исключил такую возможность, установив императивное требование об обязательности заключения договора об осуществлении технологического присоединения сетевой организацией, в которую подана заявка, и обусловив возможность заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии необходимостью заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

С учетом положений, указанных выше, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии и связанном с ним рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, к своим электрическим сетям.

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России полагает, что действия (или бездействия) ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по не исполнению своих обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств гр-ки \..........\, ВРУ-0,4кВ на земельном участке с кадастровым №40:27:040802:0028 расположенного по адресу: Калужская область, г. Обнинск, Киевское шоссе, 109 км, повлекшие ущемление интересов гр-ки \..........\, могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Так, согласно пункту 16 б) Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, физических лиц, не может превышать 1 год – для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менеее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены соотвествующей инвестиционной программой или соглашением сторон.

Указанный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению установлен и пунктом 5 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям 12/5336-КЭ от 16.08.2012,  заключенным между ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и гр-ой Запорожец Р.В.

Таким образом, применительно к вышеуказанному договору технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя должно быть осуществлено до 16.08.2013.

 Согласно техническим условиям, являющимся приложением к соответствующему договору № 12/5336-кэ/01 от 16.08.2012, сетевая организация должна осуществить: проектирование и строительство ВЛ-10кВ отВЛ-10кВ №9 ПС «Коллонтай» до проектируемой ТП-10/0,4кВ~1,3 км. Проектирование и строительство ТП-10/0,4кВ. Запроектировать и построить ВЛ-0,4кВ от РУ-0,4кВ проектируемой ТП-10/0,4кВ до границ земельного участка заявителя ~ 300м. Мероприятия по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства.

            В свою очередь, Заявитель, должен был осуществить ряд мероприятий, в том числе выполнить монтаж вводного распределительного устройства ВРУ-0,4 кВ на объекте электроснабжения; выполнить строительство линейного ответвления: (ЛЭП)0,4кВ самонесущим изолированным проводом (СИП) или кабелем от точки присоединения к сетям сетевой организации до вводного распределительного устройства объекта. Мероприятия по реализации технических условий исполнить в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства Заявителя.          

При этом конкретная точка присоединения в технических условиях не была определена, в связи с чем Заявитель не знал с какой стороны от его земельного участка будет построена ВЛ-0,4 кВ. 

Таким образом, гр-ка \..........\ могла выполнить свою часть технических условий только после проектирования и строительства ВЛ-10кВ от ВЛ-10кВ №9 ПС «Коллонтай» до проектируемой ТП-10/0,4кВ~1,3 км, проектирования и строительства ТП-10/0,4кВ, проектирования и строительства ВЛ-0,4кВ от РУ-0,4кВ проектируемой ТП-10/0,4кВ до границ земельного участка заявителя ~ 300м, т.е. мероприятия по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства.

По состоянию на 16.08.2013 ни одно из указанных мероприятий со стороны сетевой организации выполнены не были, что подтверждается договором подряда №2014/3072кэ от 25.06.2014, представленным ОАО «МРСК Центра и Приволжья» согласно которому срок начала строительно-монтажных работ определен - сентябрь 2014г., а окончание - декабрь 2014г., т.е. за пределами срока осуществления технологического присоединения, установленного Правилами технологического присоединения.

При этом Заявителем, согласно имеющейся в деле квитанции от 21.08.2012, произведена плата по договору технологического присоединения №12-5336-кэ от 16.08.12 на сумму 129 988 руб. 80 коп.

Сведений о заключении иных договоров подряда, имеющихся технических заданиях и разрешений Ростехнадзора, а так же иных документов указывающих на выполнение мероприятий, указанных в  технических условиях № 12/5336-кэ/01 от 16.08.2012, Сетевой организацией представлены не были.

ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в материалы дела представило письмо №062/3761 от 24.04.2015 из которого следует, что земельный участок Заявителя примыкает к полосе отвода автодороги федерального значения М3 «Украина», а так же граничит с землями частных лиц и Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт радиологии и агроэкологии» (ФГБНУ ВНИИРАЭ). Объектов электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в районе расположения земельного участка Заявителя не имеется. С учетом месторасположения земельного участка гр-ки \.........\ и сетей Общества была разработана единственно возможная схема прохождения объектов до границ земельного участка Заявителя. Выполнить строительство объектов до границ участка гр-ки Запорожец Р.В. было возможно исключительно по полосе отвода автодороги М3 «Украина». Однако, Калужское территориальное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги» не дало ОАО «МРСК Центра и Приволжья» согласия на строительство линии электропередачи до границ земельного участка Заявителя в полосе отвода автомобильной дороги М3 «Украина».

В целях реализации Договора №12/5336-кэ от 16.08.2012 Обществом были предприняты попытки согласовать опосредованное присоединение объекта Заявителя через сети ФГБНУ ВНИИРАЭ, подключенные к объектам электросетевого хозяйства ОАО «ФСК ЕЭС»-Приокское ПМЭС (от ПС «Мирная»).

ФГБНУ ВНИИРАЭ не дало согласия на опосредованное присоединение энергопринимающих устройств Заявителя через свои сети, мотивируя решение отсуствием свободной (резервной) мощности. В ходе переговоров с представителем ФГБНУ ВНИИРАЭ было выявлено, что от сетей данной организации запитан владелец соседнего с Заявителем земельного участка-ООО «Флинк». Общество обратилось в адрес ООО «Флинк» с просьбой осуществления опосредованного присоединения объекта Заявителя через сети указанной организации. ООО «Флинк» так же было отказано в осуществлении опосредованного технологического присоединения.

При таких обстоятельствах Общество считает исполнение обязательств по договору №12/5336-кэ/01 от 16.08.2012 невозможным и полагает инициировать процедуру расторжения заключенного с гр-ой \..........\ договора об осуществлении технологического присоединения №12/5336-кэ/01 от 16.08.2012.

Согласно объяснений гр-ки Запорожец Р.В. следует, что Сетевая организация нарушив сроки технологического присоединения ее энергопринимающих устройств к сетям Общества ущемила ее права, прежде всего тем, что она, как добросовестная сторона, внеся в установленные сроки плату за технологическое присоединение не может пользоваться электричеством необходимым для ведения бизнеса, а Сетевая организация при этом вела себя недобросовестно по отношению к ней, т.к. на протяжении  всего времени Общество обещало, что выполнит технологическое присоединения, и ни о каких проблемах ей не сообщало.

Комиссия Калужского УФАС России изучив все доказательства представленные сторонами приходит к следующему.

Комиссия не согласна с доводами представленными ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в обоснование невыполнения технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя к сетям по следующим основаниям.

 В соответствии с абз. 11 пункта 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения.

Согласно п.16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Таким образом, Комиссией было установлено, что гр-ка \..........\ не имела возможности выполнить свою часть технических условий и уведомить Ответчика о необходимости проведения соответствующей проверки, так как со стороны Сетевой организации не были выполнены мероприятия по строительству объектов электросетевого хозяйства.

Кроме того, Комиссия Калужского УФАС России отмечает, что при оценке таких действий, как злоупотребление доминирующим положением, необходимо определить, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Рассматриваемые действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья» не могут быть признаны совершенными в допустимых пределах осуществления гражданских прав, ввиду следующего.

Исходя из представленных Ответчиком документов (приложения к письму №062/3761 от 24.04.2015) следует, что выполнение  Сетевой организацией мероприятий по осуществлению технологического присоединения так и не было начато, т.к. договор подряда №2014/3072кэ от 25.06.2014 был заключен только спустя 10 месяцев с момента окончания срока выполнения мероприятий указанного в договоре №5336-кэ/01 от 16.08.2012. Однако, укак установлено работы по строительству сетей начаты не были.

Кроме этого, все вопросы касающиеся урегулирования отношений с иными лицами, именно Сетевой организацией не выполнялись, а выполнялись подрядчиком так же по истечении срока исполнения договора №12/5336-кэ/01 от 16.08.2012, а именно: - письмом №238 от 03.10.2014 Сетевая организация была уведомлена подрядчиком о невозможности исполнения договора, ввиду отказа в предоставлении земельного участка в полосе отвода автомобильной дороги (согласно ответа Калужского территориального управления Государственной компании «Российские автомобильные дороги» направленного подрядчику 08.08.2014 за №1387-АС), так же письмом подрядчика №011 без даты в адрес ФГБНУ ВНИИРАЭ, которое письмом №103-ПТО от 21.04.2015 сообщило, что у института отсутствуют свободные (резервные) эл.мощности. Так же, Сетевая организация с просьбой о предоставлении возможности тех.присоединения обращалась в ООО «Флинк» (письмо №362/1362 от 22.04.2015) от которой  получила отказ в предоставлении точки подключения для осуществления технологического присоединения сторонних пользователей (письмо №05-07 от 23.04.2015).

 При этом, Сетевая организация не уведомляла Заявителя о возникновении каких-либо обстоятельств непреодолимой силы, не позволяющих исполнить договорные обязательства в установленный срок. Иной срок технологического присоединения сторонами не согласовывался, следовательно, гр-ка Запорожец Р.В. обоснованно рассчитывала на получение электроэнергии в установленный договором срок.

Это подтверждается письмами Сетевой организации в адрес Заявителя (№0211/2594 от 21.03.2014 и №024-2-3650 от 18.04.2014) в которых указано на то, что предпринимаются все меры для выполнения Договора и Сетевая организация обязуется выполнить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителя в срок до 31.12.2014.

Данные обстоятельства свидетельствуют о пренебрежительном отношении ОАО «МРСК Центра и Приволжья» к возложенной на него законом обязанности по соблюдению установленных сроков на осуществление технологического присоединения.

Таким образом, неосуществление Сетевой организацией технологического присоединения в установленный срок налагает на гр-ку \.........\ неразумные ограничения и ставит в необоснованные условия реализации им своих прав, так как неоправданно затягивает процесс осуществления технологического присоединения и ущемляет право Заявителя на получение услуги энергоснабжения.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в вышеуказанных действиях ОАО «МРСК Центра и Приволжья» злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.

Комиссия Калужского УФАС России не усматривает оснований для прекращения рассмотрения дела.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем неисполнения в установленные сроки своих обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств гр-ки \..........\: ВРУ-0,4кВ на земельном участке с кадастровым №40:27:040802:0028 расположенного по адресу: Калужская область, г. Обнинск, Киевское шоссе, 109 км, нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «МРСК Центра и Приволжья» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем выполнения мероприятий, по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр-ки \.........\: ВРУ-0,4кВ на земельном участке с кадастровым №40:27:040802:0028 расположенного по адресу: Калужская область, г. Обнинск, Киевское шоссе, 109 км.

 

 

Председатель Комиссии                              _______________   \..........\ 

  

Члены Комиссии:                                           _______________   \..........\

 

                                                                      _____________   \..........\

 

 

 

                                                                                      

                                                                                 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны