Решение б/н решение №04-08к/2016 от 25 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«23» июня 2016 г.г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2016г.

Полный текст решения изготовлен 23июня2016г.                                                 

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителяКалужского УФАС России /........../, главного государственного инспектора отдела контроля естественных монополий и недобросовестной конкуренцииКалужского УФАС России  /........../ иначальника отдела контроля естественных монополий и недобросовестной конкуренции Калужского УФАС России /........../(далее - КомиссияКалужского УФАС России),

рассмотрев дело №04-08к/2016 по признакам нарушения ООО «Дом»(248012, г. Калуга, ул. Кибальчича, д.8, оф.1; ИНН 4028038869)пункта 10части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствиина заседании директора ООО «Дом» /........../, представителя ООО «Дом» /........../ (доверенность от 11.01.2016), в отсутствии представителя ООО «УК «Дом Радужный»извещенного должным образом о дате, месте и времени проведения Комиссии,

руководствуясь статьей 48.1 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Калужского УФАС России поступило заявление ООО «УК «Дом Радужный» (далее по тексту также Заявитель) (вх. №1963 от 14.04.2016) с жалобой на действия ООО «Дом» (далее по тексту также Ответчик) по вопросу законности и обоснованности применяемого порядка расчета за услугу горячего водоснабжения.

Исходя из материалов заявления, следует, что ООО «Дом» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляет поставку горячей воды в многоквартирные жилые дома №№ 28, 30 по ул. Кибальчича г. Калуги, находящиеся под управлением управляющей компании ООО «УК «Дом Радужный».

В целях обеспечения нужд собственников вышеуказанных многоквартирных жилых домов 01.10.2014 между ООО «УК «Дом Радужный» и ООО «Дом» был заключен договор №8 на поставку тепловой энергии и горячей воды, по условиям которого Ответчик обязался подавать через присоединенную сеть в точку поставки тепловую энергию и горячую воду, а Заявитель – принимать и оплачивать потребленные ресурсы.

В 2016 году между ООО «Дом» и ООО «УК «Дом Радужный» возникли разногласия относительно порядка расчета за услугу горячего водоснабжения, что послужило поводом для обращения ООО «УК «Дом Радужный» в Калужское УФАС России с соответствующим заявлением.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц,  в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Проанализировав вышеизложенные факты, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела №04-08к/2016 по признакам нарушения ООО «Дом» пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения порядка расчета за услугу горячего водоснабжения с ООО «УК «Дом Радужный», влекущее ущемление интересов данного лица.

ООО «Дом» осуществляет деятельность по теплоснабжению и горячему водоснабжению, что подтверждается Приказом министерства тарифного регулирования Калужской области от 27.11.2015 № 436-РК «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для ООО «Дом» на 2016-2018 годы» и Приказом министерства тарифного регулирования Калужской области от 30.11.2015 № 497-РК «Об установлении долгосрочных тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытых системах горячего водоснабжения на 2016-2018 годы», согласно которому ООО «Дом» установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по оказанию услуг по передаче тепловой энергии относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО «Дом» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению в границах расположения объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории             г. Калуга.

На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России делает вывод, что действия ООО «Дом» относительно порядка расчета за услугу горячего водоснабжения с ООО «УК «Дом Радужный» могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту – Правила).

Согласно п. 38 Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Приказом министерства тарифного регулирования Калужской области от 30.11.2015 № 497-РК «Об установлении долгосрочных тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытых системах горячего водоснабжения на 2016-2018 годы» ООО «Дом» установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на  тепловую энергию.

В соответствии с п. 38 Правил в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Согласно п. 42 Правил в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний приборов учета горячей воды, а именно:

,

где:

  - объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении.

  - компонент на холодную воду, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);

  - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение   и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

  - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).

Так, для расчета платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения при применении двухкомпонентного тарифа на горячую воду приказом министерства тарифного регулирования от 20.08.2015 № 136 установлены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Калужской области с применением расчетного метода. Нормативы на подогрев установлены с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая), конструктивных особенностей домов (наличие изоляции стояков и наличие полотенцесушителей), а также с учетом коэффициентов, определяющих тепловые потери в трубопроводах систем горячего водоснабжения.

Исходя из сведений, предоставленных ООО «УК «Дом Радужный» (письмо от 13.04.2016 №155) для многоквартирного жилого дома №28 по ул. Кибальчича г. Калуги следует применять при расчете норматив расхода тепловой энергии для домов с наружной сетью, изолированными стояками и с полотенцесушителями, для  дома №30 – с наружной сетью, неизолированными стояками и с полотенцесушителями.

Исходя из пояснений ООО «Дом» (письма от 04.05.2016 №57/к, от 27.05.2016 №64/к, от 16.06.2016 №69/к), следует, что многоквартирный жилой дом №28 по ул. Кибальчича г. Калуги оборудован общедомовыми приборами учета горячей воды, которые производят расчет объема горячей воды, потребленной собственниками данного дома, и не учитывают тепловую энергию, затраченную на подогрев горячей воды.

В связи с этим при выставлении счетов ООО «УК «Дом Радужный» с января по март 2016 года за горячую воду по двухкомпонентному тарифу, потребленную собственниками дома №28 по ул. Кибальчича г. Калуги, Ответчиком использовалась формула приложения № 2 к Правилам с применением норматива потребленной тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления услуги по горячему водоснабжению –0,0648 Гкал/куб.м, что соответствует требованиям Правил.

Вместе с тем, многоквартирный жилой дом №30 по ул. Кибальчича г. Калуги оборудован общедомовыми приборами учета горячей воды, которые производят раздельный учет потребленного количества горячей воды и тепловой энергии. В связи с этим при выставлении счетов ООО «УК «Дом Радужный» с января по февраль 2016 года за горячую воду по двухкомпонентному тарифу, потребленную собственниками дома №30 по ул. Кибальчича г. Калуги, Ответчиком использовалась формула приложения№ 2 к Правилам без применения норматива потребленной тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления услуги по горячему водоснабжению. ООО «Дом» производило расчет стоимости компонента тепловой энергии для подогрева горячей воды для дома №30 с применением фактических показаний общедомового прибора учета тепловой энергии.

При этом, ООО «Дом» полагает, что применение фактических показаний потребленной тепловой энергиисогласно общедомового прибора учета при выставлении счетов за услугу горячего водоснабжения правомочно, так как согласно нормам действующего законодательства применение норматива расхода тепловой энергии возможно только при условии отсутствия  общедомового прибора учета, позволяющего определить объем потребленной тепловой энергии.

Калужское УФАС России считает данный довод ООО «Дом» необоснованным, т.к. порядок расчета размера платы по горячему водоснабжению при применении двухкомпонентного тарифа, определенный формулой 23 приложения № 2 к Правилам, предусматривает, что объем тепловой энергии как при отсутствии, так и при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии определяется из расчета норматива расхода тепловой энергии на подогрев.

Таким образом, показания общедомового прибора учета в части измерения объема тепловой энергии не учитываются.

При этом, иного порядка расчета платы за горячее водоснабжение Правилами не предусмотрено.

Аналогичная позиция относительно применения порядка расчета за горячее водоснабжения  также была изложена в письмах Управления городского хозяйства города Калуги от 10.03.2016 № 1562/03-16, Государственной жилищной инспекции Калужской области от 10.03.2016 № О-2311-16 и от 17.03.2016 № О-2311/1-16, Министерства тарифного регулирования Калужской области от 03.03.2016 № 02/117-16, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 04.05.2016 № 2695-16, 2697-16, направленных государственными органами в адрес ООО «Дом».

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Таким образом, ООО «Дом», нарушив порядок расчета за услугу горячего водоснабжения с ООО «УК «Дом Радужный» в отношении жилого дома №30 по ул. Кибальчича г. Калуги,что повлекло к ущемлению интересов ООО «УК «Дом Радужный», злоупотребило своим доминирующим положением, т.е. допустило нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дел № 04-08к/2016 Комиссией Калужского УФАС России было установлено, что ООО «Дом» в адрес ООО «УК «Дом Радужный» счета за услугу горячего водоснабжения с применением неверного порядка расчета за данную услугу были выставлены за январь и февраль 2016 года.

Вместе с тем, за март 2016 года ООО «Дом» расчет за услугу горячего водоснабжения был произведен в соответствие с формулой приложения № 2 к Правилам с применением норматива потребленной тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления услуги по горячему водоснабжению, а также за январь и февраль 2016 года был произведен перерасчет в соответствие с указанной формулой.

Данные обстоятельства свидетельствуют об устранении ООО «Дом» нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем основания для выдачи предписания ООО «Дом»отсутствуют.

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Дом», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения порядка расчета за услугу горячего водоснабжения с ООО «УК «Дом Радужный», повлекшее ущемление интересов данного лица, нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать в связи с устранением ООО «Дом» нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                   _______________   /........../

 

Члены Комиссии:                                    _______________   /........../

 

                                                                              _______________ /........../

 

 

 

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня егопринятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны