Решение б/н Решение № 04-16к/2016 от 15 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

 

«21» декабря 2016 г.                                                                                   г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена «21» декабря 2016 года

Полный текст решения изготовлен «21» декабря 2016 года 

 

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: //…………..//,

в отсутствии законного представителя ООО //……………//,

в отсутствии ИП //……………//, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела № 04-16к/2016,

а также в отсутствии представителя администрации муниципального образования муниципального района «//…………..//», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела № 04-16к/2016

рассмотрев дело №04-16к/2016 по признакам нарушения ИП //…………….// статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

  1. В адрес Калужского УФАС России поступило заявление от ООО «//………..//»о том, что ИП ///………//, являющийся индивидуальным предпринимателем, незаконно осуществляет перевозку пассажиров по маршрутам //………...//, //………….//, без заключения договора с Администрацией муниципального образования муниципального района «//……..//» (далее - администрация), чем препятствует осуществлению ООО «//……….//» предпринимательской деятельности, уменьшая при этом пассажиропоток в транспортных средствах ООО «//……….//» и снижая размер выручки Общества.

В результате проверки представленных в адрес Калужского УФАС России сведений было установлено, что в период с 26.02.2014 по 28.03.2014 администрацией проведен открытый конкурс на право заключения договора на оказание услуг по осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по пригородным и внутримуниципальным маршрутам, проходящим по территории  муниципального района «//……..…//».

Поскольку  на участие в данном конкурсе подана только одна заявка от ООО «//……………//», соответствующая требованиям конкурсной документации, комиссией принято решение о заключении договора с данным лицом (Протокол № //…………// от //…………..//).

         На основании вышеуказанного решения //…………..// администрация (заказчик) и  ООО «//………//» (перевозчик)  заключили договор на оказание услуг по осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по пригородным и внутримуниципальным маршрутам, проходящим по территории муниципального района «Боровский район», в том числе по маршрутам: //……..//, //………..// со сроком действия до //………..//.

           Администрацией утверждено расписание движения автобусов по внутримуниципальным маршрутам.

           ИП //……………// в отсутствие договора на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории муниципального района «//……………..//»,  также осуществляет перевозку пассажиров по маршрутам //………….//, //……………//.

             Согласно Положению об организации регулярных перевозок населения //…………//, утвержденному решением Районного Собрания муниципального образования муниципального района "//………….//" от 12.05.2012 № //……….// (далее - Положение), маршрутом является установленный в процессе организации перевозок путь следования пассажирского транспорта от начального до конечного пункта. Под перевозчиками понимаются юридические и физические лица (индивидуальные предприниматели), оказывающие услуги по перевозке пассажиров в соответствии с договором.

В силу раздела 4 Положения к полномочиям администрации муниципального образования муниципального района "//……………//" при организации пассажирских перевозок относится выполнение в установленном законодательством порядке функций организатора пассажирских перевозок, формирование заказа на выполнение перевозок пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок.

Согласно п. 7.3 Положения предусмотрено, что регулярные перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на осуществление данного вида деятельности только на основании договора, заключенного с заказчиком (организатором).

Положение об организации регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования муниципального района «//………….//» от 25.02.2016 № //……………//, содержит аналогичные положения.

На основании распоряжения администрации муниципального образования муниципального района «//…………..//» от 30.08.2011 № //…..// пригородным, внутримуниципальным маршрутам на территории муниципального образования муниципального района «//…………//» присвоены номера, в том числе маршруту //……………//, //……………..//.

Проанализировав указанные нормативные положения, Калужское УФАС России приходит к выводу о том, что право на осуществление  перевозок пассажиров транспортом общего пользования на территории муниципального образования муниципального района «//………..//» по внутримуниципальным маршрутам пассажирского транспорта предоставляется только перевозчикам, заключившим договор с администрацией на конкурсной основе.

2. Согласно части 1, 2 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

  Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего ФЗ «О защите конкуренции».          Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

   На основании изложенного ИП //…………//  19.08.2016 было выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

   О выполнении, выданного Калужским УФАС России предупреждения, ИП Кудряшову Б.П.  необходимо было сообщить в срок до 04.10.2016.

   Однако сведений от ИП //………….// о выполнении предупреждения в адрес Калужского УФАС России не поступало.

  Согласно части 8 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

  В связи с чем, Приказом Калужского УФАС России от 10.10.2016 № 312 возбуждено дело № 04-16к/2016 по признакам нарушения ИП //…………..// статьи 14.8 ФЗ «О защите конкуренции».

          Ознакомившись с полученными доказательствами, объяснениями законного представителя ООО «//………//» и иными материалами дела, Комиссия считает, что действия ИП //………….// по осуществлению пассажирских перевозок по маршрутам //………..//,  //………..//,  без заключения соответствующего договора с администрацией муниципального образования муниципального района «//………..//» являются актом недобросовестной конкуренции по следующим основаниям.

           В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в частности, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения  между поселениями в границах муниципального района.

Органы местного самоуправления при организации транспортного обслуживания населения руководствуются соответствующими федеральными законами и, в первую очередь, Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, предусматривающими, что осуществление регулярных перевозок пассажиров осуществляется по утверждённому расписанию.

Таким образом, вопросы транспортного обслуживания населения возложены на органы местного самоуправления путём установления оптимальных маршрутов движения, на организацию дорожного движения, исключающую возможность возникновения дорожно-транспортных происшествий, обеспечение защиты жизни, здоровья и имущества граждан, укреплению транспортной дисциплины на предприятиях и индивидуальных предпринимателей, удовлетворению потребностей населения в области пассажирских перевозок и качества обслуживания населения.

 В целях решения вопросов транспортного обслуживания населения на территории //…………..// района принято Положение «Об организации регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования муниципального района «//………….//», утвержденное постановлением администрации муниципального образования муниципального района "//…………//" от 25.02.2016 № //………….//.

Согласно части 5,6  пункта 3.1 Положения - одним из полномочий администрации в сфере организации регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования муниципального района «//………//» является осуществление допуска перевозчиков к транспортному обслуживанию населения по муниципальным маршрутам регулярных перевозок  автомобильным транспортом путем проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок  по регулируемым и нерегулируемым тарифам.

В соответствии с частью 8 пункта 3.1 Положения – администрация заключает муниципальный контракт (договор) с перевозчиком, являющимся победителем конкурса на заключение муниципального контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по муниципальным маршрутам и выдает перевозчику карты соответствующих маршрутов.

В проведенном администрацией конкурсе, на право заключения договора на оказание услуг по осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по пригородным и внутримуниципальным маршрутам, проходящим по территории  муниципального района «//………//» ИП //………..// участие не принимал и соответствующего договора с администрацией  не заключал.

Следовательно ИП /…………….// осуществляет перевозку пассажиров по маршрутам № //….//, № //…// на территории муниципального образования муниципального района «//..……..//» в нарушение Положения «Об организации регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования муниципального района «//………..//» от 25.02.2016 № //….//.

Данное обстоятельство подтверждается письмом Прокуратуры //……….// района от 01.03.2016 № //……….// , из которого следует, что проведенной совместно с //………..// проверкой установлен факт осуществления  ИП //…………// перевозки пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам //……..//, //…………//, а также приложенными к указанному письму фотоматериалами, путевыми листами.

3. В силу пункта 1 части 1 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции», целью настоящего Закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

         Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

            Согласно «Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года» (ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 19 сентября 1968 г. № 3104-VII).

             (1) Страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции.

            (2) Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

            (3) В частности, подлежат запрету:

            1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;

             2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;

            3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из указанного определения следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией одновременно должны выполняться несколько условий, а именно:

- действия должны совершаться хозяйствующим субъектом;

- действия должны быть направленными на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

- действия должны противоречить положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- действия причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести вред их деловой репутации.

Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимущества в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность получить субъекту такие преимущества. При этом сами преимущества означают такое превосходство над конкурентами, которое позволяет увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий, то есть действия хозяйствующего субъекта могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующему субъекту увеличить получаемую прибыль либо предотвратить ее неизбежное снижение.

Термины «добропорядочность», «разумность», «справедливость» действующим законодательством не определены, в связи с чем указанные термины применяют в связи с их общим значением в русском языке. Так, термин «добропорядочный» обычно толкуется как приличный, достойный одобрения, порядочный, а термин «порядочный», в свою очередь – как честный и соответствующий принятым правилам поведения. Категории «разумность» и «справедливость» отражают различные моральные принципы.

Последним признаком недобросовестной конкуренции, указанным в ее определении, является причинение вреда другому хозяйствующему субъекту — конкуренту. Такой вред может выражаться в убытках, которые терпит конкурент, или в ущербе его деловой репутации. В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ под убытками кроме реального ущерба понимаются также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). При этом в обоих случаях для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно лишь возможности наступления таких последствий, и доказательств реального вреда не требуется.

Часть 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации прямо запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 14.8 ФЗ «О защите конкуренции» запрещает иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

Факт осуществления перевозок ИП //………..// по маршрутам //…………//, //………..// подтверждается: 1) вступившим в законную силу постановлением Двадцатого Арбитражного апелляционного суда по делу //……….// от //……….//, согласно которому действия ИП //…………..// по осуществлению перевозок пассажиров по маршрутам  //…………//,  //………..//, без заключения договора на осуществление данных перевозок с Администрацией муниципального образования муниципального района «//………..//» не являются законными; 2) письмом Прокуратуры //………..// района от 01.03.2016 № //………..//, согласно которому установлен факт осуществления  ИП //…………..// перевозки пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам //……….//, //…………//, а также приложенными к указанному письму фотоматериалами, путевыми листами.

4. Учитывая вышеизложенное, деятельность по осуществлению перевозок по маршрутам  //……..//, //………//, без заключения соответствующего договора с администрацией предоставляет ИП //……..// преимущества по сравнению с другими участниками рынка пассажирских перевозок, которые являются его конкурентами, противоречит действующему законодательству, обычаям делового оборота, принципам добропорядочности, разумности и справедливости, способна причинить имущественный ущерб конкурентам – организациям и индивидуальным предпринимателям (в т.ч. ООО «//……//»), путем уменьшения пассажиропотока в транспортных средствах конкурентов, тем самым снижая размер выручки конкурентов от реализуемой деятельности.

           При этом возможность причинения ущерба конкурентам сама по себе является правонарушением без необходимости доказывания его фактического причинения.

Таким образом, действия ИП //…………// по осуществлению перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршруту //…………..// и по маршруту //……….//, проходящего по территории муниципального образования муниципального района «//………..//», без договора на осуществление перевозок пассажиров транспортом общего пользования с администрацией, признаются комиссией недобросовестной конкуренцией, то есть нарушением статьи 14.8 ФЗ «О защите конкуренции».

Оснований для прекращения рассмотрения дела Комиссией Калужского УФАС России не выявлено.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 ФЗ «О защите конкуренции», статьей 10.bis «Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года» Комиссия Калужского УФАС России Комиссия Калужского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия ИП //……………// нарушающими статью 14.8 ФЗ «О защите конкуренции», а также нарушающими статью 10.bis «Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года».

    2. Выдать ИП //…………// предписание о прекращении недобросовестной конкуренции, путем прекращения осуществления перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршруту //………..// и по маршруту //………..//, проходящего по территории муниципального образования муниципального района «//………..//», без договора на осуществление перевозок пассажиров транспортом общего пользования с Администрацией муниципального образования  муниципального района «//…………//».

 

 

        В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                    //…………//

 

 

Члены Комиссии                                                                //…………….//

    

                                                                                                         

                                                                                             //……………// 

Связанные организации

Связанные организации не указаны