Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №04-22к/2015 от 29 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«06» августа  2015 г.                                                                                               г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена «05» августа 2015 года

Полный текст решения изготовлен «06» августа 2015 года

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии –    руководителя  Калужского УФАС России \..........\., главного специалист-эксперта Калужского УФАС России \..........\, начальника отдела Калужского УФАС России \..........\(далее – Комиссия Калужского УФАС России),

рассмотрев дело №04-22к/2015 по признакам нарушения ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (юридический адрес - 603950, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33, ИНН 5260200603) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителя ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» \..........\ (по доверенности от 10.07.2015), председателя СНТ «Лира» \..........\ (личность удостоверена).

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Калужского УФАС России поступило заявление (вх.№3271 от 01.07.2015) от председателя СНТ «Лира» (248000, г. Калуга, с. Муратовский щебзавод) \..........\ (далее - Заявитель) о нарушении ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (далее также Ответчик, Сетевая организация) сроков осуществления технологического присоединения к электрическим сетям объекта заявителя.

Из материалов дела следует, что 30.07.2014 между Заявителем и Сетевой организацией, заключен договор №14/9378-КЭ об осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя: ЛЭП-0,4кВ к ВРУ объекта СНТ на земельном участке с кадастровым №40:25:000090:172 расположенного по адресу: Калужская область, г. Калуга,          с. Муратовский щебзавод (далее договор № 14/9378-КЭ от 30.07.2014).

Согласно пункту 5 данного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев со дня заключения договора. Аналогичные требования к срокам предусмотрены и пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861.

Согласно техническим условиям, являющимся приложением к соответствующему договору № 14/9378-КЭ от 30.07.2014, сетевая организация должна осуществить: проверку и (или) установку (замену) устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, телемеханики, связи, изоляции и защиты о перенапряжения, в соответствии с требованиями Правил Устройств Электроустановок (п.10.1), строительство ЛЭП-0,4кВ от РУ-0,4кВ ТП-505 до границ участка Заявителя с применением провода СИП-2А 3х95+1х95 протяженностью 750 м (п.10.2). Мероприятия по фактическому присоединению объекта Заявителя.

На момент обращения председателя \..........\ (01.07.2015) в Калужское УФАС России мероприятия по технологическому присоединению, определенные техническими условиями, со стороны ПАО «МРСК Центра и Приволжья» выполнены не были.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав представленные материалы, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела № 04-22к/2015 по признакам нарушения ПАО «МРСК Центра и Приволжья» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем неисполнения в установленные сроки своих обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя: ЛЭП-0,4кВ к ВРУ объекта СНТ на земельном участке с кадастровым №40:25:000090:172 расположенного по адресу: Калужская область,  г. Калуга, с. Муратовский щебзавод.

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» является сетевой организацией, т.е. осуществляет оказание услуг по передаче электрической энергии, что подтверждается Реестром субъектов естественной монополии (Приказ ФСТ России от 27.06.2008 № 236-э), а также Постановлением Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 17.05.2011 № 55-эк  "О долгосрочных тарифах на услуги по передаче электрической энергии, необходимой валовой выручке и долгосрочных параметрах регулирования для ПАО "МРСК Центра и Приволжья" филиала "Калугаэнерго", применяющего метод доходности инвестированного капитала".  

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Исходя из части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»,  оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах протяженности принадлежащих ему электрических сетей.

Вместе с тем процесс передачи электрической энергии неразрывно связан с процессом технологического присоединения к электрическим сетям.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют  в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») определено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

На основании части 2 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

По смыслу указанных норм оказать услугу по технологическому присоединению в силу императивного указания закона обязана только одна единственная сетевая организация, в которую обратилось заинтересованное лицо.

При этом наличие отдельного вида экономической деятельности и, следовательно, отдельного рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель, реализуя принцип достижения  баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, фактически исключил такую возможность, установив императивное требование об обязательности заключения договора об осуществлении технологического присоединения сетевой организацией, в которую подана заявка, и обусловив возможность заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии необходимостью заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

С учетом положений, указанных выше, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии и связанном с ним рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, к своим электрическим сетям.

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России полагает, что действия (или бездействия) ПАО «МРСК Центра и Приволжья» по не исполнению своих обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств СНТ «Лира», ЛЭП-0,4кВ к ВРУ объекта СНТ на земельном участке с кадастровым №40:25:000090:172 расположенного по адресу: Калужская область, г. Калуга, с. Муратовский щебзавод, повлекшие ущемление интересов СНТ «Лира», могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Так, согласно пункту 16 б) Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1) настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.  Указанный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению установлен и пунктом 5 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 14/9378-КЭ от 30.07.2014, заключенным между ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и Заявителем.

Таким образом, применительно к вышеуказанному договору технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя должно быть осуществлено до 30.01.2015.

Согласно техническим условиям, являющимся приложением к соответствующему договору № 14/9378-КЭ от 30.07.2014, сетевая организация должна осуществить: проверку и (или) установку (замену) устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, телемеханики, связи, изоляции и защиты о перенапряжения, в соответствии с требованиями Правил Устройств Электроустановок (п.10.1), строительство ЛЭП-0,4кВ от РУ-0,4кВ ТП-505 до границ участка Заявителя с применением провода СИП-2А 3х95+1х95 протяженностью 750 м (п.10.2). Мероприятия по фактическому присоединению объекта Заявителя.

В свою очередь, Заявитель, должен был осуществить ряд мероприятий, в том числе выполнить монтаж вводного распределительного устройства (ВРУ) 0,4кВ на объекте электроснабжения в соответствии с требованиями Правил устройств электроустановок; строительство ЛЭП-0,4кВ от вводного распределительного устройства объекта к точке присоединения на опоре проектируемой ЛЭП-0,4кВ от РУ-0,4кВ ТП-505;установку узлов расчетного учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности; установку устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, телемеханики, связи, изоляции и защиты от перенапряжения, в соответствии с требованиями Правил Устройств Электроустановок (раздел 3 «Защита и автоматика»). Мероприятия по реализации технических условий исполнить в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства Заявителя.

 Как следует из объяснений Заявителя, СНТ «Лира» сразу же произвела оплату за тех.присоединение, была произведена оплата работ по разработке рабочей проектной документации, установлены столбы на территории СНТ, закуплен щит и подана заявка в  Сетевую организацию на проверку выполнения технических условий со своей стороны (ответ не получен). Кроме этого заключен договор с подрядной организацией для проведения работ внутри СНТ.

  Дальнейшее выполнение условий договора не представляется возможным в связи с необходимостью проведения Сетевой организацией строительства ЛЭП-0,4кВ от РУ-0,4кВ ТП-505 до границ определения балансовой принадлежности.       

На основании изложенного, Заявитель мог выполнить свою часть технических условий только после проведения мероприятий  по реализации технических условий до границ земельного участка Сетевой организацией.

По состоянию на 30.01.2015 данные мероприятия со стороны сетевой организации выполнены не были, что подтверждается отсутствием договора подряда у ПАО «МРСК Центра и Приволжья».

 В письме Сетевой организации направленной в адрес Калужского УФАС России №401/3823 от 17.07.2015 указано, что Обществом инициируются процедуры по выбору подрядной организации в целях осуществления строительства объектов до границ земельного участка СНТ «Лира». В соответствии с условиями Договора об осуществлении технологического присоединения Обществу необходимо осуществить строительство ВЛ протяженностью 750 метров.

Однако, сведений о заключении договоров подряда, разрешений Ростехнадзора, а так же иных документов указывающих на выполнение мероприятий, указанных в  технических условиях № 14/9378-КЭ от 30.07.2014, Сетевой организацией представлены не были. Предоставленное письмом №401/4000 от 03.08.2015 техническое задание датировано 2015 годом, но не содержит более никаких конкретных сроков указывающих на начало сроков строительно-монтажных работ, как и на их завершение.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в вышеуказанных действиях ПАО «МРСК Центра и Приволжья» злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.

Комиссия Калужского УФАС России не усматривает оснований для прекращения рассмотрения дела.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ПАО «МРСК Центра и Приволжья», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем неисполнения в установленные сроки мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств СНТ «Лира», ЛЭП-0,4кВ к ВРУ объекта СНТ на земельном участке с кадастровым №40:25:000090:172 расположенного по адресу: Калужская область, г. Калуга, с. Муратовский щебзавод, нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ПАО «МРСК Центра и Приволжья» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем выполнения мероприятий, по технологическому присоединению энергопринимающих устройств СНТ «Лира»: ЛЭП-0,4кВ к ВРУ объекта СНТ на земельном участке с кадастровым №40:25:000090:172 расположенного по адресу: Калужская область, г. Калуга, с. Муратовский щебзавод

 

 

Председатель Комиссии                         _______________   \..........\

 

Члены Комиссии:                                      _______________   \..........\

 

                                                                            _______________    \..........\

                                                                                      

                                                                                 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны