Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №04-88к/2015 от 1 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«19» ноября 2015г.                                                                                       г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2015г.

Полный текст решения изготовлен 19 ноября 2015г.

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя – начальника отдела Калужского УФАС России \..........\, членов Комиссии – специалиста 2 разряда Калужского УФАС России \..........\ и специалиста 2 разряда Калужского УФАС России \..........\ (далее – Комиссия Калужского УФАС России),

рассмотрев дело №04-88к/2015 по признакам нарушения МП «Водоснабжение» (юридический адрес: 249500, Калужская область, Куйбышевский район, п. Бетлица, ул. Циолковского, д.6; ИНН 4010002477) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителя МП «Водоснабжение» \..........\ (доверенность от 14.10.2015),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления Калужским УФАС России функций по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги водоснабжения (водоотведения) на территории Калужской области, и проведения соответствующей проверки были выявлены следующие обстоятельства.

МП «Водоснабжение» осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Куйбышевского района Калужской области.

Исходя из полученных материалов, следует, что 13.08.2015г. между гр-ном \..........\ и МП «Водоснабжение» был заключен договор №8 на подключение к сетям водоснабжения, согласно п. 1 которого Предприятие берет на себя обязательства по подключению жилого дома, принадлежащего гр-ну \..........\, к коммунальным сетям холодного водоснабжения, а гр-н \..........\ при этом обязуется оплатить услуги по подключению.

Размер платы за подключение к сетям холодного водоснабжения определен МП «Водоснабжение» и составляет 3 939 руб.

В соответствии с п.13 ст.18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно п. 1 ст. 5 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установление тарифов в сфере водоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом размер платы за подключение к сетям холодного водоснабжения был определен МП «Водоснабжение» соответствующими калькуляциями на врезку трубопровода в существующую сеть и составил 3 939,00 руб. – в 2014г. и 4 332,90 руб. – в 2015г. без установленного органом регулирования тарифа на подключение.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10).

Проанализировав вышеизложенные факты, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела № 04-88к/2015 по признакам нарушения МП «Водоснабжение» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем взимания платы за подключение к сетям холодного водоснабжения без установленного органом регулирования тарифа на подключение, что повлекло ущемление интересов гр-на \..........\.

МП «Водоснабжение» осуществляет деятельность по водоснабжению, что подтверждается Приказом министерства тарифного регулирования Калужской области от 16.11.2014 №108-РК «Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на 2015 год» и Постановлением министерства тарифного регулирования Калужской области от 09.12.2013 №317-эк «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для МП «Водоснабжение» муниципального образования сельского поселения «Поселок Бетлица» Калужской области» на 2014 год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, МП «Водоснабжение» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг водоснабжения в границах расположения принадлежащих ему сетей водоснабжения.   

На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России делает вывод, что действия МП «Водоснабжение» по взиманию с гр-на \..........\ платы за подключение к сетям холодного водоснабжения без установленного органом регулирования тарифа на подключение, могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Исходя из объяснений МП «Водоснабжение» по делу № 04-26к/2015, следует, что Предприятием плата за подключение к сетям холодного водоснабжения взималась в качестве платы за оказание услуг по определению места врезки, уточнению расстояния от точки врезки до абонента, откачки воды из колодцев, пробиванием технологических отверстий под трубу абонента в колодцах, промывке и опреcсовке линий подводки, покупке фурнитуры для подключения, а также расходы при осуществлении выезда на подключение абонентов.

Рассмотрев изложенный МП «Водоснабжение» довод, а также изучив все материалы дела № 04-88к/2015, Комиссия Калужского УФАС России не находит его обоснованным по следующим основаниям.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 18 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 31 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения подлежит регулированию.

В соответствии с п. 13 ст. 18 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается (п. 14 ст. 18 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Согласно п. 15 ст. 18 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Аналогичное требование также определено п. 86 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, согласно которому подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, составленного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) типовым договором о подключении к централизованной системе водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Типовые формы договоров о подключении (технологическом присоединении) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №645 «Об утверждении типовых договоров в области водоснабжения и водоотведения».

Так, размер платы за подключение (технологическое присоединение) и порядок расчетов отражается в п. 14 раздела 5 типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения. При этом, типовой формой предусмотрено два варианта определения размера платы за подключение (технологическое присоединение), а именно:

- в   случае,   если   для   осуществления  подключения  (технологического присоединения)    организации    водопроводно-канализационного    хозяйства необходимо     провести    мероприятия    по    созданию    (реконструкции) централизованной   системы   холодного   водоснабжения,   не   связанные  с увеличением мощности существующих объектов и сетей, плата за подключение определяется путем произведения действующего  тарифа  на  подключение,   установленного органом регулирования тарифов, подключаемой нагрузки в точке (точках) подключения и расстояния от месторасположения объекта до точки (точек) подключения к централизованной системе холодного водоснабжения;

- в    случае,    если    для    осуществления   подключения организации водопроводно-канализационного  хозяйства  необходимо наряду с мероприятиями по    созданию (реконструкции) централизованной системы холодного водоснабжения провести мероприятия, направленные  на увеличение мощности существующих сетей и объектов, плата за подключение устанавливается решением органа регулирования тарифов индивидуально.

Согласно п. 1 ст. 5 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установление тарифов в сфере водоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 115 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, предназначенных  для использования федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, утвержденных Приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, при расчете ставки тарифов за подключение (технологическое присоединение) учитываются расходы регулируемых организаций на создание водопроводных и канализационных сетей и объектов на них, определенные с учетом предложений регулируемых организаций в зависимости от применяемых материалов, типа прокладки сетей, в том числе глубины залегания сетей, стесненности условий при прокладке сетей, типа грунтов.

Ставка тарифа за протяженность водопроводной или канализационной сети устанавливается исходя из расходов регулируемой организации в централизованной системе водоснабжения и водоотведения на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения и объектов на них в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей и объектов на них, включая расходы на проектирование, с учетом уплаты налога на прибыль (п. 118 Методических указаний). При расчете размера платы за подключение (технологическое присоединение) учитываются условия прокладки сетей и соответствующие расходы по строительству и прокладке водопроводных (канализационных) сетей до точки подключения объекта.

Исходя из всех вышеизложенных норм, следует, что мероприятия, связанные с подключением объектов к системам водоснабжения (в том числе условия прокладки сетей, технологическое присоединение к сетям), должны определяться в рамках договора о подключении и условий подключения (технологического присоединения), с учетом которых органом регулирования устанавливается размер платы (тариф) на подключение к системам водоснабжения.

Так, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что устанавливаемая МП «Водоснабжение» плата за врезку является платой за подключение к системам холодного водоснабжения, которая должна утверждаться органом регулирования тарифов.

Между тем, исходя из сведений, представленных Министерством тарифного регулирования Калужской области, следует, что для МП «Водоснабжение» тариф на подключение к сетям холодного водоснабжения на 2014-2015гг. не устанавливался.

Вместе с тем, размер платы, взимаемой МП «Водоснабжение» за подключение (врезку) к сетям холодного водоснабжения с гр-на \..........\ был определен Предприятием самостоятельно соответствующей калькуляцией на врезку трубопровода в существующую сеть и составил 3 939,00 руб. – в 2014г. и 4 332,90 руб. – в 2015г. без установленного органом регулирования тарифа на подключение.

Исходя из изложенного, взимание МП «Водоснабжение» с гр-на \..........\ платы за подключение к водопроводной сети без установленного органом регулирования тарифа на подключение является нарушением норм действующего законодательства.

В соответствии со ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

С учетом изложенного, вышеуказанные действия МП «Водоснабжение» квалифицируются Комиссией Калужского УФАС России как злоупотребление доминирующим положением, результатом которого явилось ущемление интересов гр-на \..........\, и признаются нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», в том числе пункт 10 части 1 указанной статьи. 

Комиссия Калужского УФАС России не усматривает оснований для прекращения рассмотрения дела.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия МП «Водоснабжение», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем взимания платы за подключение к сетям холодного водоснабжения без установленного органом регулирования тарифа на подключение, что повлекло ущемление интересов гр-на \..........\, нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», в том числе пункт 10 части 1 указанной статьи.

2. Выдать МП «Водоснабжение» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения взимания платы с гр-на \..........\ за подключение к сетям холодного водоснабжения без установленного органом регулирования тарифа на подключение.

 

 

Председатель Комиссии                                              ______________\..........\

 

Члены Комиссии:                                             ______________\..........\

 

                                                                                       ______________\..........\

                                             

Решение и предписание могут быть обжалованы в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны