Решение б/н РЕШЕНИЕ от 6 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«15» февраля 2017 г.                                                                                                     г. Калуга

 

Резолютивная часть решения оглашена «14» февраля 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено «15» февраля 2017 г.

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председателя Комиссии /…/, членов Комиссии /…/,

рассмотрев дело № 05-36к/2016 по признакам нарушения Федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения /…/ части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении доступа хозяйствующих субъектов к участию в электронном аукционе (закупка № ...) на право заключения контракта на оказание услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов (ТБО) ФГБУЗ /…/ путем установления в документации об аукционе требования к участникам закупки, не предусмотренного федеральными законами или иными нормативными правовыми актами (наличие у участника закупки лицензии на оказание услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов (ТБО)), что привело (могло привести) к ограничению конкуренции,

в присутствии на заседании представителя ФГБУЗ /…/ (доверенность от 05.07.2016 № 4021),

 

УСТАНОВИЛА:

 

25 апреля 2016 года на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru заказчиком –  ФГБУЗ /…/ было опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме (закупка №...) на право заключения контракта на оказание услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов (ТБО) ФГБУЗ /…/ (далее – аукцион).

При этом в пункте 24 статьи 1 Информационной карты электронного аукциона заказчиком установлено следующее дополнительное требование к участникам закупки: наличие у участника закупки лицензии на оказание услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов (ТБО).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе») контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 2 статьи 8 ФЗ «О контрактной системе» конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям ФЗ «О контрактной системе», в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») наряду с установленными частью 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I –  IV классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно статье 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс – чрезвычайно опасные отходы;

II класс – высокоопасные отходы;

III класс – умеренно опасные отходы;

IV класс – малоопасные отходы;

V класс – практически неопасные отходы.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Критериев отнесения отходов к I – V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2014 № 536, действие указанных Критериев не распространяется на радиоактивные отходы, биологические отходы, медицинские отходы.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан») к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

Следовательно, все отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности медицинских организаций, относятся к медицинским отходам.

Согласно части 2 статьи 49 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:

1) класс «А» – эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;

2) класс «Б» – эпидемиологически опасные отходы;

3) класс «В» – чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

4) класс «Г» – токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;

5) класс «Д» – радиоактивные отходы.

Критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 681.

Согласно части 3 статьи 49 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами, установлены СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 № 163 (далее – СанПиН 2.1.7.2790-10).

В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 класс «А» медицинских отходов (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к твердым бытовым отходам, критерием опасности которых является отсутствие в их составе возбудителей инфекционных заболеваний) включает отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными: канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства, смет от уборки территории и так далее, пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических.

Таким образом, классификация отходов производства и потребления, установленная статьей 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», неприменима к медицинским отходам.

Кроме того, в соответствии с частью 1.1 статьи 15 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором указываются виды отходов I – IV классов опасности и виды деятельности, соответствующие этим видам отходов.

Согласно пункту 5 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062, для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором указывает, в частности, перечень конкретных видов отходов I – IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I – IV классов опасности.

При этом в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 № 445, медицинские отходы не включены.

Таким образом, положения статьи 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пункта 30 части 1 статьи 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части необходимости наличия лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I –  IV классов опасности не распространяются на деятельность по обращению с медицинскими отходами.

Требования к получению лицензии на осуществление деятельности по обращению с медицинскими отходами, в том числе по вывозу и размещению медицинских отходов, законодательством Российской Федерации не установлены, что также подтверждается письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.02.2016 № 12-47/4056, письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.04.2015 № АА-03-04-36/6554, письмом Управления Росприроднадзора по Калужской области от 01.12.2016 № 01-13/2170, письмом Управления Роспотребнадзора по Калужской области от 05.12.2016 № 05/7364-16.

В соответствии с номенклатурой медицинских организаций, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 №529н, ФГБУЗ /…/ относится к медицинским организациям.

Следовательно, все отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности ФГБУЗ /…/, относятся к медицинским отходам, на вывоз и размещение которых наличие лицензии не требуется.

В связи с вышеизложенным доводы, указанные в письменных пояснениях ФГБУЗ /…/ от 16.01.2017 № 189 (вх. № 252 от 16.01.2017), являются несостоятельными.

Исследовав имеющиеся в материалах дела № 05-36к/2016 доказательства, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о том, что действиями заказчика – ФГБУЗ /…/ совершено нарушение части 2 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ограничении доступа хозяйствующих субъектов к участию в электронном аукционе (закупка № ...) на право заключения контракта на оказание услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов (ТБО) ФГБУЗ /…/ путем установления в документации об аукционе требования к участникам закупки, не предусмотренного федеральными законами или иными нормативными правовыми актами (наличие у участника закупки лицензии на оказание услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов (ТБО)), что привело (могло привести) к ограничению конкуренции.

Оснований для прекращения рассмотрения дела № 05-36к/2016 о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции», не установлено.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Калужского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях заказчика – ФГБУЗ /…/ нарушение части 2 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ограничении доступа хозяйствующих субъектов к участию в электронном аукционе (закупка №...) на право заключения контракта на оказание услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов (ТБО) ФГБУЗ /…/ путем установления в документации об аукционе требования к участникам закупки, не предусмотренного федеральными законами или иными нормативными правовыми актами (наличие у участника закупки лицензии на оказание услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов (ТБО)), что привело (могло привести) к ограничению конкуренции.

2. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства ответчику не выдавать в связи с окончанием проведения электронного аукциона (закупка № ...).

 

 

Председатель Комиссии                                           ______________            /…/

 

Члены Комиссии                                                     ______________            /…/

 

                                                                                   ______________            /…/

 

 

В соответствии со статьей 52 ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны